Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.
Цели образования и воспитания
Воспитательный процесс в
значительной степени носит
целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление
воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в
себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же
воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые
провозглашает то или иное сообщество.
Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского
общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и
ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей
утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.
В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой
государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний,
социальнозаинтересованный подход тех или иных классов и социальных
групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать
другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.
В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось
мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником какихто
конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и
убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого
поколения –это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на
постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной
основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные
многовековой практикой принципы гуманизма.
Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к
людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в
человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном
счете, понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в
центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
При такой трактовке гуманизм получает значение общественного
идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в
процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной
реализации всех его потенций, достижение гармонии в социально
экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной
человеческой личности. Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель
воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным
субъектом деятельности, познание и общение, то есть свободным,
самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире.
Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в
воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какогото узкогоограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества.
Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным
группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом.
Особенности их выражения зависят от особенностей культурно
исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа
цивилизации.
Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и
социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят
абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая
общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности
имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими
ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и
устремлений.
При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих
ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности
носят постоянный,
И именно поэтому
общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи,
образца поведения для всех людей.
непреходящий характер.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне
вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие
установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У
каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение
зависит от особенностей культурноисторического развития той или иной
Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через
страны.
конкретночеловеческое.
А каждый конкретный человек является
гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной
народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих
конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с
общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание
как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм
предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской
ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.
Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве
ценности личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не
случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие».
Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к
общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной
психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный
импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея
соборности является одной из ведущих идей русского национального
самосознания.
В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно
подготовка
выдвигалась
воспитательного
процессавысококвалифицированного специалиста,
способного с наибольшей
эффективностью работать на производстве на благо нашего государства.
Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно
воспитательного процесса должно рассматриваться сознание предпосылок для
самореализации личности.
2.3 Средства и методы психического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно
так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и
целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить
учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем
этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех
этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых,
контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как
минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1) убеждение;
2) упражнения и приучения;
3) обучение;
4) стимулирование;
5) контроль и оценка
Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие
на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с
другом.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю
человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от
направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как
доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим
убедить учащегося в истинности какоголибо научного положения, то мы
обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически
безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую
роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция,
диспут.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших
привычек. Или, говоря подругому: приучение – это упражнение с целью
выработки хороших привычек.
Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в
основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических
и практикоученических этапах.
Упражнение как метод педагогического воздействия применяется для
решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного,физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического
применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться
действенности воспитательной работы.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа
упражнений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется
большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается
для их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на
словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в
зависимости от основных дидактических задач на:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
Наиболее оптимальной представляется классификация методов
обучения, в которой за основу берется характер учебнопознавательной
деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта
классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительноиллюстративный метод;
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частичнопоисковый метод;
5) исследовательский метод.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,
чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено
внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых –
оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать
действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято
называть основными.
К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.
Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно
всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях
сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога
– не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к
первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом
товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что
в нем содержится общественное признание того подхода, того образа
действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются
учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный
воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность всвоих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и
результативностью. В то же время поощрение не должно быть слишком
частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший
успех.
Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения –
принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка
общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанника.
Наказание – один из самых старейших методов воспитания. Наказание
корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем
он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда,
дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое
порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании
будущей деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс
неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни
морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство
наказанного воспитанника – чувство переживания, отчужденности,
отстраненности от других воспитанников, от коллектива.