Цели образования и воспитания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.
Иконка файла материала Цели образования и воспитания.doc
Цели образования и воспитания Воспитательный   процесс   в   значительной   степени   носит целенаправленный   характер.   Он   предполагает   определенное   направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания   определяются   идейными   и   ценностными   установками,   которые провозглашает то или иное сообщество. Кардинальные   изменения,   которые   произошли   в   жизни   российского общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной   ориентации   населения.   Прежние   идеалы   для   многих   людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились. В   правящих   кругах,   в   публицистике   заговорили   о   выработке   новой государственной   идеологии.   Но   всякая   идеология   –   это   односторонний, социально­заинтересованный   подход   тех   или   иных   классов   и   социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих  идейных и ценностных ориентаций.   В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких­то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения   ­–это   слишком   серьезное   дело.   Оно   должно   базироваться   на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм,   прежде   всего,   означает   человечность   человека:   любовь   к людям,   высокий   уровень   психологической   терпимости,   мягкость   в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. При   такой   трактовке   гуманизм   получает   значение   общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации   всех   его   потенций,   достижение   гармонии   в   социально­ экономической   и   духовной   сфере   жизни,  наивысшего   расцвета   конкретной человеческой личности. Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый  человек  мог  стать полноценным субъектом   деятельности,   познание   и   общение,   то   есть   свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Содержательной   стороны   реализация   принципов   гуманизма   в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого­то узкогоограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам,   народам,   хотя   не   у   всех   выражены   одинаковым   образом. Особенности   их   выражения   зависят   от   особенностей   культурно­ исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Также   общечеловеческие   ценности   –   это   предельные,   исторически   и социально   нелокализируемые   ценности,   то   есть   ценности,   которые   носят абсолютный   характер,   вечные   ценности.   Верующие   люди,   осмысливая общечеловеческие   ценности  с  позиций  религии,  считают, что  эти ценности имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями   стоит   многовековой   опыт   человечества,   его   потенций   и устремлений. При   разных   подходах   к   источнику   и   гаранту   общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят   постоянный,   И   именно   поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.   непреходящий   характер. Следует   отметить,   что   любовь   к   Родине   сама   по   себе   вполне вписывается   в   систему   гуманистических   ценностей.   Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого   народа   эти   ценности   выражены   особым   образом.   Это   выражение зависит   от   особенностей   культурно­исторического   развития   той   или   иной   Поэтому   общечеловеческое   всегда   реализуется   через страны. конкретночеловеческое.   А   каждый   конкретный   человек   является гражданином   конкретного   государства,   принадлежит   к   определенной народности,   нации.   И   общечеловеческое   начало   реализуется   в   этих конкретных   социальных   образованиях.   Поэтому   воспитание   человека   с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Гуманизм   предполагает   признание   данной   личностью   в   качестве ценности   личности   всех   других   людей,   любовь   к   ним   и   служение   им.   Не случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности   с   другими   людьми,   их   взаимную   поддержку.   В   общественной психологии   нашего   народа   это   нравственное   качество   получило   сильный импульс   для   своего   развития.   Не   случайно   в   русской   философии   идея соборности   является   одной   из   ведущих   идей   русского   национального самосознания. В   нашей   стране   традиционно   в   качестве   главной   цели   учебно­ подготовка выдвигалась воспитательного     процессавысококвалифицированного   специалиста,   способного   с   наибольшей эффективностью   работать   на   производстве   на   благо   нашего   государства. Гуманистический   подход   требует,   чтобы   в   качестве   главной   цели   учебно­ воспитательного процесса должно рассматриваться сознание предпосылок для самореализации личности. 2.3 Средства и методы психического воздействия на личность          Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.   Прежде   всего,   педагог   убеждает   воспитуемого   в   важности   и целесообразности   решения   конкретной   задачи,   затем   он   должен   научить учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих   этапах   полезно   постоянно   стимулировать   прилежание   обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка            Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство,   как   внушение,   или   как   их   комбинация.   Если   мы   хотим убедить   учащегося   в   истинности   какого­либо   научного   положения,   то   мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками   определенных   действий   в   целях   формирования   хороших привычек.   Или,   говоря   по­другому:   приучение   –   это   упражнение   с   целью выработки хороших привычек. Упражнение   занимает   большое   место   в   обучении,   так   как   лежит   в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико­ученических этапах. Упражнение как метод педагогического воздействия применяется для решения   самых   разнообразных   задач   гражданского,   нравственного,физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения   разумно   поставленных   упражнений   нельзя   добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: 1) упражнения в полезной деятельности; 2) режимные упражнения; 3) специальные упражнения.             Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные,   наглядные   и   практические.   Их   классифицируют   также   в зависимости от основных дидактических задач на:  1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков                      Наиболее оптимальной  представляется  классификация методов обучения,   в   которой   за   основу   берется   характер   учебно­познавательной деятельности   обучаемых   в   усвоении   ими   изучаемого   материала.   Эта классификация включает в себя пять методов: 1) объяснительно­иллюстративный метод; 2) репродуктивный метод; 3) метод проблемного изложения; 4) частично­поисковый метод; 5) исследовательский метод.             Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри   каждого   метода.   Но   есть   методы,   главное   назначение   которых   – оказывать   дополнительное   стимулирующее   влияние   и   как   бы   усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.  К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение. Стремление   к   первенству,   приоритету,  самоутверждение   свойственно всем   людям,   но   особенно   молодежи.   Соревнование   в   учебных   заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству   любой   ценой.   Соревнование   должно   быть   проникнуто   духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в   нем   содержится   общественное   признание   того   подхода,   того   образа действия   и   того   отношения   к   действию,   которые   избраны   и   реализуются учащимся.   Чувство   удовлетворения,   которое   испытывает   поощренный воспитанник,   вызывает   у   него   прилив   сил,   подъем   энергии,   уверенность   всвоих  силах  и,  как следствие, сопровождается  высокой  старательностью  и результативностью.   В   то   же   время   поощрение   не   должно   быть   слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Важнейшее   условие   педагогической   эффективности   поощрения   – принципиальность,   объективность,   понятность   для   всех,   поддержка общественным   мнением,   учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей воспитанника. Наказание – один из самых старейших методов воспитания. Наказание корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он   поступил   неправильно,   вызывает   чувство   неудовлетворенности,   стыда, дискомфорта.   Наказание   –   это   самоутверждение   наоборот,   которое порождает   потребность   изменить   свое   поведение,   а   при   планировании будущей   деятельности   –   чувство   опасения   пережить   еще   раз   комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального   унижения,   ни   физического   страдания.   Главное   чувство наказанного   воспитанника   –   чувство   переживания,   отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива.