«Цена любви ценою жизни целой…» Современное прочтение повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Учитель : Сазонова Н.Н.
Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова. Задачи: Воспитательные: формировать нравственные качества и семейные ценности, воспитывать добропорядочного семьянина на примере текста повести Карамзина; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову. Образовательные: обучать учащихся анализу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» с целью развития мышления детей и формирования мировоззрения, основанного на традициях русского народа. Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой. |
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, мультфильм « Бедная Лиза». видеоролики.
Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.
Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Ход урока
Слово учителя .Психологический настрой.(Учитель в руках держит красивый цветок в горшке).
-Ребята, сколько, по-вашему, может стоить этот прекрасный цветок?
Ответы детей.
- Гораздо дороже, я купила его за 4 тысячи. Согласитесь, этот живой организм так же прекрасен и ценен, как сама жизнь, в которой мы учимся понимать цену всему, что нас окружает, всему, что происходит с нами и вокруг нас.
Рекламный заголовок нашего урока «Цена любви ценою жизни целой …» Современное прочтение повести Карамзина «Бедная Лиза».Обратите внимание, что предложение не закончено, поэтому в конце урока мы с вами должны закончить предложение и поставить знак препинания.
Сегодня на уроке вам предстоит выполнить серьёзную и увлекательную работу : раскрыть идейное содержание и проблематику повести «Бедная Лиза»,рассмотреть систему образов и ответить на вопрос: «Может ли цена любви измеряться ценою жизни?»
Вы самостоятельно прочитали повесть. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими размышлениями и сделали выводы.( у каждой группы своя программа наблюдения )
Итак, покажем роль семьи, в которой выросла чувственная девушка Лиза.
Слово 1 группе
Повесть «Бедная Лиза»,написанная в 1792 году, сентиментальная .А по мнению сентименталистов, семья возникает и живёт по естественным законам .Здесь не может быть принуждения, а тем более насилия .К тому же семейные отношения строятся на любви, сострадании, сочувствии, сопереживании, доверии. И эти качества в человеке воспитывает семья. Следовательно, семья-это школа чувствительности. Подтверждением тому трогательная привязанность друг другу Лизиных родителей.: «Ах, мы никогда не могли друг на друга наглядеться- до самого того часа ,как лютая смерть подкосила ноги его. Он умер на руках моих».Не подвластную времени верность пронесла через жизнь мать Лизы к своему мужу: «На том свете, любезная Лиза, на том свете перестану я плакать,…верно буду весела, когда увижу твоего отца».
Именно в семье учится Лиза мужественно нести свой нелёгкий крест: «…бедная вдова…день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза ,которая осталась после отца 15 лет, одна Лиза, не щадя своей молодости, не щадя своей редкой красоты, трудилась день и ночь.
Семья воспитывает в Лизе величайшую человеческую добродетель-жертвенность во имя ближнего. Как просто 15-я девочка объясняет матери свою заботу о ней: «…ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою».
Используя сложноподчинённое предложение с придаточным причины, автор создаёт своеобразную “формулу” благополучия семьи: трудолюбие, усердие, верность ,послушание, любовь, милосердие, доверие и взаимопонимание.
Таким образом, простые люди ,по мысли Карамзина, являются хранителями непреходящих нравственных качеств, которые утрачены в цивилизованном мире, равно как и утрачено в нём ощущение счастья. Смеем утверждать ,что Лиза в своём маленьком мире любви, забот и сострадания была счастлива. Когда она столкнулась с миром Эраста, это ощущение счастья потихоньку стало в Лизе умирать.
Учитель: Формула благополучия семьи выстраивает образ нашей героини. В чем его особенность? Слово 2 группе.
Центральное место в произведении занимает образ Лизы. Она любимая героиня. Автор наделяет её самыми привлекательными чертами характера, ненавязчиво давая понять, что всё это идёт от воспитания в семье, от примера родителей. Карамзин показал нам семью, в которой царит любовь. .Мать Лизы обладает такими качествами как кротость, смирение, благочестие, благоразумие... Всё это помогает ей воспитывать дочь трудолюбивой, доброй, нежной и благородной. Мать и дочь очень любили друг друга .Лиза была послушной и почитала родителей. Отношения между Лизой и матерью были доверительными.: она любит свою мать, слушается её, оказывает ей почтение, заботится о престарелой матери.. Недаром в глазах Эраста Лиза предстала ангелом непорочности, её душа так же была чиста, как те ландыши, которые она несла продавать в город. Ландыши - это символ души Лизы. (отрывок из мультфильма) «Она показала ему цветы - и закраснелась» (с.155), «Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась и, потупив глаза, сказала...» (с.155).Автор обращает внимание читателя на скромность, робость, застенчивость главной героини. Это естественное поведение целомудренной девушки. Ведь «целомудрие - это целостность ума, не повреждённого страстями»(на доску). И когда девушка целомудренна, то она стыдлива, застенчива.. Поэтому стыдливость должна быть более развита в девицах. «Чти, милая дочь, это прирождённое чувство, - говорит один иностранный нравоучитель,- и берегись истребить его...»( на доске)Как мать, Лиза добропорядочна и честна: она не берёт лишнего за свой труд, считая, что “лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”. Как мать, она любит природу; сравнения, используемые для создания её образа, все взяты из мира природы Лиза чиста и непорочна. Автор обращает внимание читателя на детали, подчёркивающие это качество: когда к ним в хижину пришёл Эраст и попросил молока, Лиза “принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем…”; “щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер”… “Когда совершилось грехопадение, Лиза глубоко переживает, её мучает чувство стыда: она “стояла подле матери и не смела взглянуть на неё”…… Лиза способна на глубокую, нежную, преданную, самоотверженную любовь. Именно так она относится к Эрасту. Для создания образа любимой героини Карамзин использует прямую авторскую характеристику: Лиза у него “нежная”, “любезная”, “услужливая”, “робкая” ( у неё и голос робкий), “прекрасная” - таковы эпитеты; используемые автором; сравнения тоже говорят в пользу героини. Кластер (презентация)
Учитель: А как представлен в повести предмет любви Лизы? Слово 3 группе.
В отличие от Лизы Эраст «вынут» из семейных отношений. Карамзин ни одним словом не обмолвился о семье Эраста, о нём же самом ограничился лишь замечанием ,что это был «довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, но слабым и ветреным».(Показ отрывка из спектакля «Бедная Лиза»).
Намеренно исключив из биографии Эраста факт родной семьи-очага добродетели, Карамзин лишил его тем самым нравственного посоха в жизненном пути.
В итоге Эраст ни к чему более не мог прийти, как «вести рассеянную жизнь … в светских забавах». Герой производит лишь поверхностное впечатление.
У самого автора к герою двойственное отношение: с одной стороны, внешняя привлекательность, изысканные манеры, доброе, внимательное отношение к людям, стремление к идиллической жизни (“натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям”) – с другой стороны, жестокость, безответственность в поведении, эгоизм. Причины – в его аристократическом воспитании: ведь, обладая “изрядным разумом” и “добрым от природы” сердцем (и Лиза говорит о нём: “У него такое доброе лицо!”), он был “слабым и ветреным” - уже издержки воспитания. Однажды он даже “решился – по крайней мере на время – оставить большой свет”. Рядом с Лизой он мог бы обрести счастье и душевный покой – то есть то, о чём мечтал, но он привык только брать, не привык отдавать, не умел и не хотел тратить свои душевные силы, да и желания его эгоистичны: он “думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах”. “Живое воображение” рисовало ему место обитания, где “все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали”.
Ему казалось даже, что “он нашёл в Лизе то, что сердце давно искало”. Но рядом с Лизой была не идиллия, а жизнь, с её заботами, тревогами, нуждой. Лиза стала для него очередной забавой, игрушкой. А игрушки со временем надоедают, если не становятся любимыми. И в итоге – “Эраст был до конца жизни своей несчастлив”.
Эраст не выдерживает и этого “испытания”. На словах, он может остаться дома “только с величайшим бесславием, величайшим пятном для …чести.” “Все будут презирать меня; все будут гнушаться мною, как трусом, как недостойным сыном отечества”. И ещё: “смерть за отечество не страшна”.
На деле: он был в армии; “но вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение”. По отношению к родине это предательство. А дальше - предательство по отношению к Лизе: “Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая была давно влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом.
Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Кластер «Мир Эраста»
Слово учителя .История Лизы и Эраста - вечная как сам мир. Пока в мире есть любовь, будут разбиваться сердца:
Вот так столетия подряд
все влюблены мы невпопад.
И странствуют, не совпадая,
два сердца, сирых две ладьи.
Почему же не совпали два сердца и какова цена любви, нам попробует ответить
4 группа..Любовь в повести проходит через судьбы всех героев: Лизы, её родителей, Эраста. Автор “испытывает” своих героев любовью. Лиза и её родители испытание выдерживают (“и крестьянки любить умеют!”) – они однозначно симпатичны и автору, и читателю. А вот над оценкой любви аристократа Эраста Н.М. Карамзин заставляет подумать.
Любовь крестьянки-матери выдержала и испытание временем: два года прошло после смерти мужа – она по-прежнему оплакивает его, помнит все подробности совместной жизни, любит рассказывать об этом Эрасту: “как он полюбил её и в какой любви, в каком согласии жил с нею”; “Мы никогда не могли друг на друга наглядеться – до самого того часа, как лютая смерть подкосила ноги, он умер на руках моих”.
Любовь Лизы так же чиста и глубока. Это первое в её жизни чувство, любовь с первого взгляда. На другой день после нечаянной встречи с Эрастом она специально для Него нарвала “самых лучших ландышей” и вечером бросила их в реку: “Никто не владей вами!” Когда незнакомец пришёл к ним в дом, “робкая” Лиза украдкой “посматривала на молодого человека”, ночью “спала очень худо”, встала “ещё до восхождения солнечного света” и “сошла на берег Москвы-реки” - отныне отношения молодых людей автор рисует на лоне природы.
Наблюдая за проходящим мимо пастухом, она мечтает об Эрасте: “Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…” Мечта её “вдруг” отчасти исполнилась”, ибо, когда она встретилась утром с Эрастом, он “взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку”. Он поцеловал её “с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!” Его признания в любви “отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка”. Используемое автором сравнение говорит о любви чистой, божественной, неземной. “В сию минуту восторга исчезла Лизина робость” - Лиза поверила Эрасту.
Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение противоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста – силу тоски своей: “С сего часа дни её были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце её!”
Любовь Лизы – образец силы чувства. Любовь делает её ещё привлекательнее: “На лице и во всех её движениях обнаружилась сердечная радость”. Любовь её жертвенна: “бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю всё, кроме – Эраста”. “Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!..”
Мысли и чувства героини приходят в противоречие, она перестаёт понимать себя, не умеет выразить словами своё состояние, особенно после лишения невинности: “Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моём…” Лексические повторы, фигура умолчания помогают автору подчеркнуть состояние Лизы.
Любовь же Эраста слабая и эгоистичная, она стала испытанием для героя. Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение».Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Для Эраста встреча с Лизой – только одно из развлечений в его пресыщенной жизни, экзотическое приключение: “Эраст восхищался своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба (выделено автором) невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. “Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!”
Явственно виден разлад между намерениями Эраста и его привычками, поведением, тем более, дальнейшим. К Лизе он подходит, несмотря на новизну ощущений, с прежними мерками (“помышлял о презрительном сладострастии”). И автор как бы предупреждает и Эраста, и читателя о несбыточности его намерений: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?”
Ответить на вопрос ,почему несчастны герои в любви, мы хотим при помощи сердечек разного цвета :красного и чёрного. На красном сердечке о любви Лизы написано: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение».
-Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством. Героиня после признания Эраста забыла обо всём и отдала всю себя любимому.
На чёрном сердечке: Обманщик, соблазнитель, эгоист, ненамеренный предатель, коварный, сначала чувствительный, потом холодный»)
Для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни.
Учитель: Какова цена любви?
Ученики: Поруганная честь, загубленная душа и жизнь.
Далее идёт показ видеоролика на стихи о бедной Лизе.
Слово учителя: Почему же он называл её бедною Лизой? Не потому ли, что её затянуло в пучину греха? Объясните
5 группа. Прежде чем ответить на этот вопрос, мы хотим остановиться на проблеме греха. Потому что эта проблема является одной из ярких, запоминающихся, актуальных на все времена. Автор показывает многосторонность её проявления.
Во-первых, это непочтение к родителям. Как ни парадоксально на первый взгляд, по большому счёту именно так можно охарактеризовать поведение Лизы (да и Эраста) по отношению к матери. Свои чувства молодые люди скрывают от неё. На этом настаивает Эраст, а Лиза, ослеплённая любовью, соглашается с ним: "Хорошо, надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от неё". (Важно отметить использование придаточного уступительного, слова "хорошо" – оно звучит в контексте парадоксально, тем более, что следом идут слова "надобно тебя послушаться" – и это из уст набожной Лизы!
Здесь же – и нарушение заповеди: "Не лги!" – ведь неполная правда – та же ложь!
Самый же "главный" в повести грех – прелюбодеяние. Ни у кого не вызывает сомнения, что истоки греха – в воспитании Эраста, в его поведении. При встрече с Лизой в городе он уже ведёт себя не по-рыцарски по отношению к Даме, поступает неосмотрительно: "мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались".
При второй встрече он поцеловал её "с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!" Это не невинный поцелуй, а поцелуй страсти – не случайно перед Лизой возникает картина Геенны огненной. Но Эраст усыпляет её бдительность словами любви –"в сию минуту восторга исчезла Лизина робость". Может, скорее, исчезло чувство страха, опасения? Исчезла присущая девушке бдительность? Позднее это будет названо словами "забыла себя” для него.
Отношения молодых людей некоторое время были достаточно целомудренны: Эраст упивался новыми для себя отношениями: “страстная дружба невинной души питала сердце его”. Это длилось всего несколько недель.(Сценка)
После того как Лиза рассказала Эрасту, что её сватает сын богатого крестьянина, в горе, в отчаянии она бросается “в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!” Используя приём единоначатия, Карамзин рисует, как молодыми людьми овладевает “заблуждение”. При этом он подчёркивает, что Лиза не знала, не понимала, “что с ней делается”, ведь это с ней впервые, - тем самым как бы оправдывая её поведение. А Эраст, наоборот, “развенчивается” использованием в лексических повторах усилительных частиц “столь” и “как” для сравнения его теперешнего состояния с многократно испытанными ранее.
Для “заблуждения” и обстановка оказалась самой “подходящей”: “мрак вечера питал желания – ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения”. (Все преступления совершаются в темноте!). Грянувший после случившегося гром повергает Лизу в страх, “грозно шумела буря..., казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности…” Силы природы сочувствуют Лизе! Автор – тоже. Вслед за ними – читатель.
Автор опять “разоблачает” Эраста. Лиза “не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их”. А должен был найти слова оправдания? утешения? благодарности?..
Ведь Лиза принесла себя ему в жертву, “совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всём, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже грех!
Для него же начался новый виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности – пропал интерес к ней.
Автор даёт молодым людям урок- предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.
И, наконец, ещё одно нарушение норм морали – предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.
А в результате – покинутая, опозоренная, униженная бедная (несчастная) Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство . Кластер «Причины самоубийства
Она не может жить с грехом (“Мне нельзя жить”, - думала Лиза), с чувством вины перед матерью и бросается в воду.
Мы согласны с 4-ой группой, что цена любви -загубленная душа и жизнь.
Поэтому повесть названа “Бедная Лиза”, что следует понимать «Бедная» и в значении «несчастная», и в значении «духовно и нравственно обедневшая».
Учитель: Какой же вывод сделает ваша группа?
Ученики: Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским заповедям.(на доске).
Учитель: Да, и хотя бы иногда обращаться к богу с молитвой.(Показ видеоролика «Ты прости нас, господь!»(ролик «Ты прости нас,Господь?»
Слово учителя:
Года проходят и ведут отсчет столетьям,
Спиралью вьется жизни человеческой стезя,
Кому-то достается пряник, а кому-то плетья
Помимо правил можно и нельзя.
Любви предательство, что может быть страшнее,
Бросает вызов: «Быть или не быть»,
Да, быть! И быть ещё сильнее,
Наперекор обману только жить!
И, закалившись этой мыслью смелой,
Запомнят люди раз и навсегда,
Цена любви ценою жизни целой
Не может измеряться никогда!
Учитель :Теперь мы можем вернуться к нашему рекламному заголовку и закончить его.
Цена любви ценою жизни целой
Не может измеряться никогда!
Подведение итогов урока.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Какое открытие вы для себя сделали?
Ученики: Для современной молодежи очень важна фраза о том, что цена неразделенной любви не может измеряться жизнью .
Всем спасибо.
Откройте дневники, запишите домашнее задание: Написать письмо другу или подруге «Ты услышь меня».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.