Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.
Оценка 4.6

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
8 кл
02.11.2017
Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.
Цели и задачи урока: образовательная – проследить какими были изменения в положении Русской православной церкви; Раскрыть причины спора между иосифлянами и нестяжателями; проследить какое влияние оказало на культуру объединение русских земель; понять какую роль играла церковь в Российском государстве 16 века и как складывались ее отношения с властью; рассмотреть особенности развития культуры России в 16 веке; изучить повседневную и культурную жизнь жителей России в 16 веке. развивающая – развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы; воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников.История Отечества 8 класс Дата: ______ Тема: Церковь, культура и повседневная жизнь XVI в. Цели и задачи урока: образовательная – проследить какими были изменения в положении Русской православной церкви; Раскрыть причины спора между иосифлянами и нестяжателями; проследить какое влияние оказало на культуру объединение русских земель; понять какую роль играла церковь в Российском государстве 16 века и как складывались ее отношения с властью; рассмотреть особенности развития культуры России в 16 веке; изучить повседневную и культурную жизнь жителей России в 16 веке. развивающая – развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы; воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников
урок 9 культура 16 века.docx
История Отечества 8 класс Дата: ______ Тема: Церковь, культура и повседневная жизнь XVI в. Цели и задачи урока: образовательная – проследить какими были изменения в положении Русской православной церкви;  Раскрыть причины спора между иосифлянами и нестяжателями; проследить какое влияние оказало на  культуру объединение русских земель; понять какую роль играла церковь в Российском государстве  16 века и как складывались ее отношения с властью; рассмотреть особенности развития культуры России в 16 веке; изучить повседневную и культурную  жизнь жителей России в 16 веке.  развивающая – развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с  произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно­следственные связи, проводить  линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы; воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества;  воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников. 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания Ход урока ­ Охарактеризуйте внешняя политику Федора (для среднего уровня) ­ Охарактеризуйте внутреннюю политику при Федоре (для среднего уровня) ­ Кто такой Борис Годунов? (для слабого уровня) ­ Какие изменения произошли, когда Годунов находился у власти? Дайте оценку Годунову как  политику и государственного деятелю (для сильного уровня) Работа с карточками (хронология)      3. Изучение нового материала Проблемный вопрос урока: «Какую роль играла церковь в Российском государстве в 16 веке и как  складывались ее отношения с властью?»  и «Как создание единого государства повлияло на  развитие культуры народов России»  План урока:  1. Церковь в Российском государстве 16 века  Духовенство и миряне  Иосифляне и нестяжатели  Ереси  Церковь и государство 2. Особенности развития культуры России в 16 веке. 3. Просвещение. Начало книгопечатания  4. Летописание. Исторические произведения  5. Публицистика. Светская литература.  6. Архитектура 7. Изобразительное искусство 8. Музыка 9. Религиозные праздники и быт.   1. Церковь в Российском государстве 16 века Духовенство и миряне До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под  его властью находилось 11 епархий.  Кто нам может сказать, что такое «епархии»?  Примерный ответ: административно­территориальная единица во главе с епископом (архиереем) Во главе каждой из них стоял архиерей.  В тетрадь: Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской  церковной иерархии.  Архиерей имел духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.  Центром   религиозной   жизни   человека   был   приходской   храм.   Его   возводили   на   пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами.  В тетрадь: Приходской храм возводился и обустраивался за счет пожертвований.  Прихожане   –   жители   окрестных   деревень   или   городского   квартала   –   избирали   кандидата   в священники,   которого   рукоположил   в   сан   епископ.   С   «поставленным»  священником   прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами). Часть сельский батюшка имел участок земли, который обрабатывал и сдавал в аренду.  Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, помимо этого, они учили детей грамоте, участвовали в  межевании  (определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела, составляли и хранили «мирские» документы. Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом.  И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души – делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.  Никакие события из изученного ранее вам не напомнило? Где было похожее влияние церкви? Иосифляне и нестяжатели.  В   конце   15   века,   с   образованием   единого   Российского   государства,   светские   власти   все   чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.  Иван 3 задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен   он   обещал   содержать   церковь   за   счет   средств   из   казны,   что   означало   бы   утрату   ею независимости. Против этого выступил церковный собор 1503 года. В тетрадь: Церковный собор 1503 г. выступал против изъятия церковных земель. Защитником церковного  землевладения выступил Иосиф Волоцкий.  Волоцкий   говорил,   что   церковь   должна   иметь   большие   материальные   средства,   для   того   чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф призывал подвергать смертной казни.  В тетрадь: Иосифляне – сторонники идей Волоцкого Но у него был и оппонент. Им стал монах Нил Сорский, проведший в молодости более 10 лет в монастырях.   Он   утверждал,   что   монастыри   не   должны   заниматься   благотворительностью   и хозяйственной   деятельность,   а   следовательно,   им   не   нужны   земельные   владения.   Нил   призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Выступал против казни за еретические высказывания. В тетрадь: Нестяжатели – сторонники Нила Сорского.  Последователем   Нила   стал   монах  Вассиан   (Патрикеев),  которых   в   своих   литературных произведениях   критиковал   иосифлян.   Яркой   фигурой   среди   последователей   нестяжателей   был Максим   Грек.   Он   являлся   выходцем   из   греческой   семьи,   уехал   в   Италию.   Там   на   него   оказало большое влияние проповеди священника­доминиканца Савонароды, который фактически управлял Флоренцией и выступал за отказ от мирских благ и соблазнов. Вернувшись на родину, Грек стал одним из самых ярких богословов. Вскоре он был направлен Константинопольским патриархам в Москву для сличения русских церковных с греческими оригиналами.  В   конфликте   между   нестяжателями   и   иосифлянами   на   чью   сторону   встал   Грек,   как   вы думаете? За то, что он встал на сторону последователей Сорского, Грека осудили и сослали в монастырь.  Споры нестяжателей и иосифлян касались не только церковного владения. Одним из самых главных вопросов   в  них  были  отношения   светской   и  духовной   власти,   независимость  церкви   от  светской власти.  Эти споры продолжались много лет. Соборы 1547, 1549 и 1551 годов не утвердили модель церковно­ государственных отношений.  Ереси Первая половина 16 века – не только споры между нестяжателями и иосифлянами, но и период распространения различных ересей.  Кто вспомнил, что такое ересь и как поступали с еретика в средневековой Европе?  В  дни   Великого   поста  в  1553  году  к  священнику  Благовещенского   собора  Симеону   на  исповедь пришел боярский сын  Матвей Башкин.  Он поделился со святым отцом сомнениями относительно правильности   некоторых   важных   решений   Священного   Писания   и   церковных   обрядов.   Встречи Башкина и Симеона продолжались и далее. Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру, который имел доступ к царю Ивану 4. Матвея арестовали и началось следствие. Тогда же аресту подвергся  Феодосий Косой. Следствие выяснило, что они не одни, что взгляды Косого и Башкина разделяют и некоторые другие люди. Они не признавали Святой Троицы, Иисус  Христос,   по   их   мнению,   был   не   Сыном   Божьим,   а   основателем   религиозного   общества.   Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых.  Башкин, Косой и их единомышленники полагали,  что следование  заветам Иисуса Христа должно проявляться  не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему. Во время следствия Косому удалось бежать в Литву, где он стал одним из протестантских лидеров. Матвея же направили в Иосифо­Волокамский монастырь для  «вразумления». Обычно   еретики   отрицали   божественное   происхождение   Иисуса   Христа   и   говорили   о   его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. Ереси   подрывали   устои   церкви,   а   поскольку   церковь   поддерживала   государство,   обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев. Церковь и государство.  В 16 веке в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них принадлежали обширные земли.  Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Однако светская власть еще не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви. Василий   3   покровительствовал   Иосифу   Волоцкому   и   вышедшему   из   его   обители   митрополиту Даниилу.   Митрополит   разрешил   ему   развод   с   первой   женой   и   оправдал   расправы   князя   с политическими   противниками.   Иосиф   провозглашал   божественный   характер   власти   государя, утверждал, что является высшим судьей в светских и церковных делах и его суд «не посуждается».   Российские   государи   в   16   веке   выступали   покровителями   православия.   В   Москву   приезжали греческие, сербские монахи, посланцы находившиеся под властью турецких властью православных иерархов Востока.  В тетрадь: Российские государи выступали покровителями православия Сейчас мы с вами ближе познакомимся с уже известным нам ранее митрополитом Макарием.  В 1547 году Макарий стал одним из сторонником и организаторов венчания Ивана 4 на царство. Он же и возложил на Ивана шапку Мономаха.  Макарий участвовал в решении важнейших государственных вопросов (реформах в государственного управлении   и   др.),   он   был   одним   из   вдохновителей   Казанских   походов.   Макарий   был   ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на так называемом  Стоглавом соборе 1551  года он выступил   против   попыток   правительства   ограничить   права   церкви.   По   его   инициативе   с   целью ликвидации местных культов церковные соборы 1547 и 1549 годов канонизировали около 50 новых "святых". При участии Макария составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод. В них, как и в публицистических произведениях (посланиях, поучениях, толковых грамотах), Макарий идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в государстве. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве. На   смену   Макарию   митрополитом   стал  Филипп,   который   уже   также   знаком   нам.   Он   был противником опричнины, за что с него был низложен сан, после отправили монастырь, где он был задушен Малютой Скуратовым в 1569 году. Следующие   митрополиты   уже   были   покорны   светской   власти   и   благословляли   действия   царя. Одновременно Иван 4 раздавал обителям привилегии, а некоторые (например, московский Симонов монастырь) взял в опричнину.   Со смертью Ивана Грозного испытания для церкви не закончились. С периодом правления Годунова сана   лишили   митрополита   Дионисия.   Новой   главой   церкви   стал   монах   Иов,   который   являлся сподвижником Бориса.   Вспомните, пожалуйста, роль Иова в становлении Бориса Годунова на власть. В тетрадь:  26 января 1589 года митрополита Иова торжественно возвели в патриарха Московского и всея Руси.  Это   означало,   что   произошло   закрепление   отделения   Русской   православной   церкви   от Константинополя и случилось это при участии светской власти.  Фронтальный опрос  1. Какую роль играл приходской храм для округи?  2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?  3. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей­сподвижников ереси  3. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?   Самостоятельная работа учащихся: 2.Особенности развития культуры России в 16 веке Создание   единого   государства   привело   к   изменениям   во   сферах   жизни   общества,   в   том   числе   и культурных. В 16 веке культура России переживала культурный подъем.  В это время начинается образование  единой русской культуры,  которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми имели тесные связи.  В 16 веке в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались  идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Но также все больший интерес проявлялся к внутреннему миру человека. Духовная и культурная жизнь России по прежнему находится под влиянием православной церкви. 3.Просвещение. Начало книгопечатания С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом собо­ ре в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в тече­ ние двух лет. В 16 веке грамотность  русского населении, независимо от общественного положения составляла примерно  15%.   Более   того,   дети   крестьян   были   значительно   более   образованными,   чем   дети городских жителей. Обучение детей проводилось в частных школах при церквях и монастырях. Однако самой важной наукой оставалась церковная грамота, она вытесняла на второй план арифметику и грамматику. Важнейшим прорывом в науке и образовании стало начало  книгопечатание.  В Росси открывались первые типографии. Первыми печатными книгами были Священное писание и апостол. Благодаря   профессионализму   отца   книгопечатанья   России  Ивана   Федорова,   книги   не   только печатались, но еще и существенно редактировались: он делал свои точные переводы Библии и других книг на русский язык. К   сожалению,   книгопечатания   не   сделало   книги   более   доступными   для   простых   людей,   так   как печаталась   в   основном   литература   для   служителей   церкви.   Многие   светские   книги   по­прежнему переписывали от руки. Крупнейшим событием русской культуры середины XVI в. стало возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Пе­ чатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датиро­ ванную книгу. Она называлась «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте. В первой половине 16 в. круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые «Четьи Минеи». «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. В 16 в. Сильвестром был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, испол­ нению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчине­ ния всей жизни государства царской власти, а в семье — ее главе. 4.Летописание. Исторические произведения В 16 в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата. В   первой   половине   16   в.   самой   выраженной   была  традиция   митрополичьего   летописания.  две   крупнейшие   летописи   русского  Средневековья Именно   к   нему   относятся – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих  летописей  из  собрания БАН читается  вкладная  запись патриарха  Пикона в  Воскресенский Новоиерусалимский   монастырь.   Чтобы   как­то  различать   эти  летописи,   одна   из   них   была   названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности 16 в. Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил.   Многие   известия   Никоновской   летописи   уникальны,   им   нет   аналога   ни   в   одной   другой летописи. По   своим   задачам   и   принципам   составления   к   Никоновской   летописи   оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя   следующего   митрополита   Макария,   возведенного   на   митрополичью   кафедру   весной   1542   г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа. 5.Публицистика.  Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее предела­ ми занимает в 16 в. русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра — пуб­ лицистики. Одним из самых интересных публицистов 16 в. был  Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство. Вопросы о характере цар­ ской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Гроз­ ным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному. В середине 60­х гг. 16 в. неизвестным автором было написано  «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»). 6.Архитектура. Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись луч­ шие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столи­ цы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все бояр­ ские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы.  Кремль стал административным и духов­ ным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представи­ тельства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов. Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России в 16 в. проявились в церковных по­ стройках. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала  церковь Вознесения в подмос­ ковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555–1560 гг. на Красной (тогда Тор­ говой) площади, в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также хра­ мом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Удивительный по своей красоте собор был посвящен взятию русскими войсками Казани, строили его русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разно­ образие восьми отдельных главок.  Широко развернулось городское строительство, сооружались крепости и монастыри. Особенно впе­ чатляющими были  укрепления Смоленска, возведенные под руководством  Федора Коня. Длина крепостных стен по периметру составляла 6,5 км. На всем их протяжении равномерно размещалось 38 башен. На строительство крепости были собраны каменщики и мастера со всей России. После завоевания Казанского ханства по царскому указу в Казань были отправлены 200 псковских ма­ стеров во главе со знаменитыми зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в городе ряд выдающихся архитектурных сооружений. 7.Изобразительное искусство Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и хра­ мовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца 15 в. — начала 16 в. был бывший князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок для Успенского собора Мос­ ковского Кремля. На иконах Дионисия святые изображались в обрамлении жанровых сцен, иллюстри­ рующих отдельные эпизоды их жизни. В период правления Ивана IV в религиозную живопись все чаще включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине 16 в. в Москве была написана огромная, размером в 4 м, икона­картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. 8.Музыка В 16 веке   певческое   искусство   впервые   выходит   за   пределы   церкви.   Об   этом   свидетельствует возникновение жанра под названием  «стих покаянный».  Стихи покаянные бытовали вне храма, не были связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике сказалось влияние народных песен. В 15 и 16 веках   получили   распространение   театрализованные  музыкальные   представления,   в которых   разыгрывались   библейские   сюжеты.   Повествующие   об   Адаме,   Каине,   Иосифе,   Моисее, Самсоне,   Давиде,   они   были   частью   праздничных   богослужений.   Наибольшей   популярностью пользовалось «Пещное   действо»,   исполнявшееся   перед   Рождеством.  Его   содержание   связано   с историей трёх отроков, по приказу царя Навуходоносора брошенных в раскаленную печь за отказ поклоняться вавилонским богам и спасенных ангелом небесным. Постепенно в придворном быту «приживаются» и европейские музыкальные развлечения – слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах. 9.Религиозные праздники и быт.  Быт в 16 в. в основном сохранял прежние черты. Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался воскресению Иисуса Христа и праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, творожная пасха. Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И если цер­ ковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские «кален­ ды», отсюда русская «коляда»). Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 г. строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание». В крестьянском  земледельческом календаре  был запримечен почти каждый день в году и почти каждый час в течение дня, объяснено появление каждого облака, дождя, снега, их свойства. Использо­ вание земледельческого календаря позволяло проводить сельскохозяйственные работы исходя из при­ родных условий каждой конкретной местности. Быт русского населения в 16 веке зависел в первую очередь от материального благосостояния. Пища в то время была достаточно простой, но многообразной: блины, караваи, кисель, овощи и каши. Сравнительно недорогое по тем временам мясо солили в дубовых кадках и держали впрок. Также особой любовью пользовались блюда из рыбы, которую употребляли во всех возможных вариациях: соленную, сушенную и вяленную. Напитки были представлены безалкогольными морсами и компотами. Слабоалкогольные напитки по вкусовым качествам очень напоминали современное пиво, их делали на основе меда и хмеля. В   16   веке   строго   соблюдались   посты,   помимо   основных   четырех   постов,   люди   отказывались   от скоромной пищи по средам и пятницам. Семейные отношения строились на основе полного подчинения главе семейству. За непослушания жены   или  детей   обычной  практикой   того  времени  были   телесные   наказания.  Телесные   наказания применялись даже к боярским женам и детям. В брак молодые люди вступали преимущественно по воле родителей. Особенно распространенным это было   среди   бояр,   которые   путем   брачных   союзов   своих   детей   пытались   приумножить   свое благосостояние и укрепить положения в обществе. Крестьянской молодежи предоставлялось право собственного выбора будущего супруга. 4. Закрепление  I. 1. Какую роль играл приходской храм для округи?  2. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?  3. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей­сподвижников ереси  3. Почему для светской власти была важна поддержка церкви? II.  1. Какой стиль господствовал в архитектуре XVI в.? 2. Какие сюжеты стали включаться в религиозную живопись? 3. Что повлияло на распространение грамотности в России? 4. Какие жанры развивались в литературе XVI в.? 5. Какие народные праздники и традиции отмечались и соблюдались в XVI в.? 5. Подведение итогов В 16 веке  Россия стала  единственной  православной державой  в Европе.  Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике государство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии. На культуру и быт русского народа в 16 веке влияли очень многие исторические факторы. Которые,  однако, способствовали сохранению ее самобытности и целостности. 6. Домашнее задание Параграф 12, с. 100­111 Тестовое задание « Церковь, культура и повседневная жизнь XVI в.» 1. Ересь — это: а) учение о смысле веры и религиозных догматах б) церковное наказание, связанное с исключением из состава членов церковной общины в) отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для веры учение г) религиозное учение, в основе которого лежит обожествление природы 2. В центре разногласий русского православного духовенства был вопрос о: а) выборах митрополита б) теории «Москва — Третий Рим» в) взаимоотношении церкви и государственной власти г) церковных богатствах 3. Группировку церковников, получивших название «нестяжателей», возглавил: а) дьякон Карп б) Нил Сорский        в) митрополит Зосим г) Иосиф Волоцкий 4. Центром еретический учений был(а): а) Новгород б) Тверь в) Москва г) Смоленск 5. Вставьте вместо пропусков: Стригольники­ отрицали Христа и _________________обряды, а их противники­ ___________________ считали, что Христос­не Бог, а пророк и  Богу нужно служить___________. 6. В XVI веке Россия переживала культурный подъём. (да или нет) 7. В крупных монастырях и соборах имелись обширные библиотеки –  Как их называли?    «Книгохранительные палаты» 8. В каком году в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник напечатали первую  русскую книгу «Апостол»?  1564г. 9. Перечислите названия летописных произведений XVI в. Лицевой летописный свод «Степенная книга» «Казанская история» «Светоч сердец» 10. Регалии – это____________________________________________________ 11.Публицистика – это ___________________________________________________ 12.Энциклопедия – это ___________________________________________________ 13.шатровый стиль ­ _____________________________________________________ 14.юродивый ­ ______________________________________________________________ 15. Разрешение церковным собором изображать на иконах лица царей, князей, т.е. исторические  сюжеты, способствовало развитию какого жанра? Исторического портрета 16. стихиры ­__________________________________________________ 17.перечислите религиозные праздники

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.

Церковь, культура и повседневная жизнь в Российском государстве XVI в.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2017