"Церковная реформа Петра I. Положение традиционных конфессий"

  • pptx
  • 16.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА I.pptx

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПЕТРА I. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ

К вопросу о церкви Петр I подходил с рациональной позиции «общей пользы» - все подданные (и он сам) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.

1700 год - учреждение должности «местоблюстителя патриаршего престола», которым стал рязанский митрополит Стефан Яворский

1701 год - восстановление Монастырского приказа

1721 год - издание «Духовного регламента» - закона, определявшего положение церкви в государстве. Патриаршество отменялось, а для управления церковными делами создавался Святейший синод – «духовная коллегия» из нескольких епископов и священнослужителей под надзором светского чиновника – обер-прокурора Синода. За образец была взята Швеция, где духовенство полностью подчинено светской власти.

Синод (1721 г.) – один из высших государственных органов России, занимавшийся вопросами духовной жизни и церковного управления после отмены патриаршества.

Указы Сената и Синода 1722 года требовали регулярного посещения церкви и исповедования прихожанами.

Автором «Духовного регламента» являлся идеолог реформ Петра I киевский монах и ученый Феофан Прокопович.

В 1720 году по его инициативе была открыта первая типография Александро-Невского монастыря, в которой было напечатано «Первое учение отрокам» - букварь и поучение для детей, по которому в 18 веке учились в светских и духовных школах.

Возглавил «ученую дружину» - людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I. В их число входили поэт А. Кантемир, чиновник и ученый В. Н. Татищев.

Старообрядчество с конца 17-начала 18 вв. стало распадаться на отдельные теченияпоповщину и беспоповщину. Первые признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств. Вторые отрицали вышеупомянутое, некоторые таинства, а самые радикальные из них (филипповцы, нетовщина) проповедовали самосожжение ради спасения души.

Нижегородский епископ Питирим устраивал со староверами диспуты о ненадобности раскола, разоблачал и наказывал священников, «утаивавших» раскольников в своих приходах. За несколько лет он обратил в официальную веру 27 тысяч старообрядцев.

Манифест 1702 года – разрешение отправления богослужений всех несогласных с РПЦ христианских сект

В 1706 году был построен первый каменный католический храм апостолов Петра и Павла в Москве, в 1710 годукостел в Петербурге.

В 1715 году Петр I своим указом запретил некрещеным помещикам «магометанской веры» (т. е. мусульманам) владеть православными крепостными. В 1721 году Синод разрешил браки православных с «иноверцами», но с условием для них: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся в браке детей крестить в православие.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) параграф 8 - читать; 2) письменно ответить на вопрос 1 на стр. 57 (рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем»)