Цифровая образовательная среда как фактор повышения качества обучения
Оценка 5

Цифровая образовательная среда как фактор повышения качества обучения

Оценка 5
docx
05.02.2024
Цифровая образовательная среда как фактор повышения качества обучения
Выступле-ние на ШМО.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Горловки «Школа № 77»

 

Тема: цифровая образовательная среда как фактор повышения качества обучения

 

Учитель русского языка и литературы

 Ненько Наталья Анатольевна

        В «Концепции преподавания русского языка и литературы РФ» отмечается необходимость «развивать электронные образовательные среды, позволяющие обучающимся получать дополнительную информацию, а также самостоятельно или с помощью учителя осваивать часть образовательной программы; педагогам – систематически повышать свой профессиональный уровень».

    Современная государственная политика в области образования поддерживает расширение  использования в практике преподавания цифровых технологий и электронных средств обучения.  Возникли новые цифровые технологии, изменились среда и средства обучения, появились новые возможности, с помощью которых можно и нужно стимулировать интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы.

   В рамках национального проекта «Образование» реализуется во всех регионах России федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который включает поддержку учителей и школьников на основе «открытых онлайн-уроков», «сети центров цифрового образования детей "IT-куб"», онлайн-олимпиад, образовательных платформ и многочисленных интернет- ресурсов.

            Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования акцентирует внимание на необходимости обновления информационно-образовательной среды в школах. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утв. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287)

      Сегодня в общеобразовательных школах России цифровые технологии используются в разных аспектах: учителями русского языка и литературы — для повышения уровня профессиональной квалификации и фрагментарно на уроках, учащимися — в основном при выполнении домашней работы.

С одной стороны, школьники активно пользуются всеми возможностями интернета: общаются в соцсетях, ведут блоги, пишут собственные тексты и размещают их на сайтах, смотрят фильмы, слушают музыку и аудиокниги, посещают электронные библиотеки, музеи, выставки, театры, читают электронные книги, учатся по электронным учебникам. С другой стороны, как показывают исследования, после введения временного дистанционного обучения в период пандемии коронавируса, когда вынужденно образовательный процесс был построен удаленно на основе цифровых технологий, учащиеся стали относиться к ним с меньшим интересом.

 Поэтому сегодня существует необходимость поиска так называемой «золотой середины» в применении цифровых технологий и использования Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы и при организации домашней учебной работы школьников.

   Информационно-образовательная среда полезна тогда, когда учитель

направляет учеников к ее ресурсам с целью обращения к цифровым носителям информации   для   получения   материалов,   необходимых   для    выяснения конкретного содержания, смысловой направленности текста. Кроме того,  ресурсы информационно-образовательной среды позволяют вовлекать учеников в индивидуальную или групповую работу. Поэтому ресурсы информационно-образовательной среды могут быть использованы для:

  организации коллективной и проектной работы класса на уроке;

  вовлечения каждого ученика в работу на уроке;

   смещения акцентов с монологичной модели построения урока на модель соразмышления и сопереживания, работу мысли самих учащихся;

  обращения к личному опыту учащихся;

   поддержки мотивации и удержания внимания класса и каждого обучающегося, в том числе за счет смены видов деятельности и типов восприятия;

    обеспечения личного вклада каждого в общий результат, отсутствия неучаствующих и сглаживания конкурентной борьбы за внимание учителя;

   создания и хранения проектов и результатов коллективного и индивидуального творчества.

    Особенностью информационно-образовательной среды является и то обстоятельство, что из нее ничего никуда не исчезает. Давно известна практика составления кратких резюме урока в помощь ученикам для последующего повторения и подготовки к контрольным работам и экзаменам. Эта полезная практика может быть перенесена на создание информационно-образовательной среды отдельного класса (или отдельной школы), которая может быть наполнена конкретными созданными учениками на уроке «цифровыми» продуктами. По своей сути, такая среда будет не просто хранилищем, а настоящим портфолио результатов личной и совместной умственной работы учеников и учителя.

Помощниками учителю в преподавании русского языка и литературы можно считать презентации Power Point; интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка и литературы; образовательные системы нового поколения; электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки; видеоконтент сети интернет.

1.   Презентации Power Point. С помощью презентации учителя объясняют новые темы по русскому языку и литературе, проводят лингвистические игры, знакомят учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, размещая на слайдах портреты, фотографии, рисунки, фрагменты художественных текстов, иллюстрации к ним. В настоящее время в интернете можно найти готовые презентации для проведения урока по определенной теме, курсу.

2.        Интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка и литературы.

Мы можем использовать тематические сайты, созданные для поддержки изучения русского языка и литературы разными группами пользователей, в том числе самими словесниками (например, сайт сообщества учителей русского языка и литературы «Про школу»; методический портал учителя «Методсовет», справочно-информационный портал

«Грамота.ру»; образовательный журнал «Текстология», где собраны сведения по русскому языку и литературе, публикуются новости из области культуры и образования, размещены разные виды словарей; сайт «Best-language», где кратко представлены правила русского языка и задания к ним, позволяющие быстро получить правильный ответ; сетевую версию газеты «Литература», конспекты уроков из приложения «Открытый урок».

Цифровую поддержку учителям-филологам оказывает «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», информационные ресурсы для уроков литературы представлены на сайте «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Целесообразно пользоваться ресурсами интернета, которые содержат актуальные материалы для уроков литературы. Например, телеканал «Знание» предлагает видеоуроки по творчеству некоторых писателей и поэтов ХХ века.

3.   Образовательные системы нового поколения.

 Для организации урока и     самостоятельной работы учащихся учителя русского языка и литературы могут использовать разнообразные образовательные системы, которые позволяют организовать уроки по-новому.

Самыми популярными из них являются «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа». Обращение к этим образовательным системам помогут учителю с объяснением изучаемого материала, организацией домашней работы на основе предложенных заданий, проектирования индивидуальной работы как со слабоуспевающими детьми, так и со школьниками, желающими изучать русский язык и литературу на более высоком уровне. Наравне с этими образовательными платформами действуют и другие коммерческие ресурсы, которые используются учителями.

 

4.Электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки.

С целью организации уроков русского языка и литературы мы можем использовать виртуальные библиотеки, на которых размещены разные виды лингвистических словарей. Задачей урока становится не только знакомство с содержанием такой библиотеки (например, «Академик»), но и обучение школьников использованию ее контента в повседневной жизни. Почитать художественные книги, послушать их в аудиозаписи преподаватели и обучающиеся могут в электронных библиотеках (например, в библиотеке русской литературы на сайте https://klassika.ru/, звуковые записи классической русской литературы — на сайте http://www.ayguo.com). Достаточно редко на уроках литературы используются электронные версии произведений, виртуальные посещения литературных музеев (например, на сайте

«Виртуальный музей литературных героев» можно совершить виртуальную экскурсию в музей-заповедник «Константиново» и т.д.), визуальные материалы (фотографии, рисунки), которые способствуют более глубокому проникновению в эпоху, жизнь и творчество писателя (например, на сайте http://www.sesenin.ru/ в разделе «Автобиография» можно прочитать, как рассказывает о своем детстве С. Есенин, посмотреть фотографии поэта), материалы c литературных интернет-ресурсов (например, русская и зарубежная литература для школьников http://window.edu.ru/resource/180/15180); http://deti- online.com/audioskazki/skazki-saltykova-schedrina-mp3/ сайт, на котором можно послушать сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).

5.Видеоконтент сети интернет.

 На уроках литературы целесообразно применять экранизации изучаемых художественных произведений, так как просмотр фрагментов фильмов, буктрейлеров усиливает восприятие литературы современными школьниками, стимулирует их чтение. Например, можно обратиться к сайтам, предоставляющим для бесплатного просмотра экранизации произведений из школьной программы без спама и рекламы, таким является сайт Культура.рф, который содержит более 100 фильмов для школьников.

Для продуктивного использования на уроках филологического цикла цифровых технологий важно, чтобы учитель был достаточно информирован, подготовлен, знал, как применять существующие цифровые ресурсы в зависимости от учебных целей.

Хочу представить некоторые «информационно-образовательные» приемы, которые помогают ученикам понять смыслы, содержащиеся в тексте художественного произведения. Эти приемы применяются на уроках литературы при анализе художественного произведения. Однако они могут быть адаптированы для аналитической работы с текстами и на других школьных уроках.

Традиционно на уроках литературы серьезные затруднения вызывает понимание учениками и даже учителями смыслов, содержащихся в лирических произведениях. По этой причине остановлюсь на анализе лирического произведения, который направлен на понимание содержащихся в нем смыслов, и покажем наиболее продуктивные ИКТ-приемы, которые обеспечивают понимание этих смыслов.

Осмысленному   чтению   названия   произведения   способствует   прием

«Карта значений слов». Карта значений слов представляет собой таблицу, отображающую совокупность предназначенных для заполнения учениками столбцов, служащих для фиксации прямых и переносных значений слов, из которых составлено название произведения, и их синонимов. Выполнение учениками этой работы обеспечивает понимание смысла или смыслов, которые и составляют так называемую поэтику названия произведения. Прямые и переносные значения слов, из которых составлено название произведения,

«наталкивают» учеников на понимание главного, о чем хотел сказать автор произведения, «настраивают» их на основную тему произведения. Наблюдение за синонимами позволяет обратить учеников не столько ко всем возможным оттенкам значений, которые передаются исходным словом, сколько к имеющемуся у ребят жизненному опыту, прежде всего к языковому, потому что в том ряду синонимов могут быть обнаружены слова, которые уже встречались им в других произведениях, или слова, которые они применяли в своей языковой практике.

Ресурсы информационно-образовательной среды, доступные на уроке, позволяют обратиться к электронному словарю «Викисловарь». Заполнение карты слов значений целесообразно проводить с применением этого словаря.

Прежде чем ученикам предложить обратиться к «Викисловарю», чтобы заполнить карту значений, им необходимо дать задание с ярко выраженным инструктажем примерно в такой формулировке: «Ребята, вам нужно заполнить карту значений слов, из которых составлено название произведения. Для этого обратитесь к электронному словарю «Викисловарь». Введите в строке «Поиск» слово, которое «участвует» в названии произведения. Найдите нужную для заполнения карты значений информацию. Заполните карту».

Для закрепления материала и проведения самостоятельной работы целесообразно предложить ученикам совместно подготовить презентацию карты значений слов. Для этого им необходимо дать задание оформить таблицу в виде облака слов или диаграммы, воспользовавшись сервисом цифровой среды по их выбору.

Целесообразно также  предложить сделать подборку афоризмов, данных великими людьми и имеющих отношение к смыслам и значениям, которые передает название произведения. Выполнение этого задания обеспечит понимание учениками мысли о том, что смыслы, которые составляют поэтику названия произведения, волновали умы и сердца людей с давних времен. Понимание учеником этой ценной мысли чрезвычайно необходимо, поскольку она оказывает позитивное влияние на интенсивное в 13–15-летнем возрасте формирование опыта духовного и практического постижения мира.

Именно в этом и заключается ценность и полезность уроков литературы в деле приближения детей и молодежи в их исканиях (традиционно называемых духовными) к ответам на вопросы: кто я? Каков мир вокруг меня? Что я хочу / могу/должен в этом мире делать? На что надеяться?

Продуктивным приемом, который обеспечивает понимание учениками смыслов, содержащихся в тексте художественного произведения, выступает прием «Картинная галерея». Применение этого приема позволяет «перевести» словесные образы в визуальные образы, обладающие информацией, из которой ученик извлекает опыт, позволяющий ему обнаруживать смысловые ключи к пониманию словесных образов. «Зимняя дорога», «зимний вечер», «зимнее утро», «парус», «тучки» — это те словесные образы, к которым могут быть подобраны уже существующие визуальные образы, запечатленные на картинах и художественных фотографиях. Для этого ученикам предлагается создать галерею картин и художественных фотографий. Прием создания картинной галереи позволяет каждому ученику подобрать свой личный ряд образов, соответствующий особенностям его восприятия и личного опыта. Собранные вместе, эти визуальные ряды послужат началом включенной коллективной работы по осмыслению произведения.

    Это самый простой вариант создания картинной галереи. Однако ученики могут воспользоваться специальными сервисами для создания галерей изображений, позволяющими быстро подготовить и описать выбранные изображения к совместному показу. Если доступа к таким сервисам нет, предложите подготовить презентацию в PowerPoint или любом другом доступном сервисе презентаций.

В простейшем варианте работы можно предложить ученикам создать таблицу, состоящую из двух колонок: в первую колонку поместить высказывания о средствах, доступных человеку, а во вторую высказывания о средствах, доступных природе. Однако лучше подготовить такое задание в каком-либо сервисе подготовки заданий, например, воспользовавшись сервисом  «Классификации»  портала  learningapps.org

Во время работы с текстом стихотворения на уроке ученикам нужно дать задание примерно в такой формулировке: «Ребята, вам нужно выполнить тест и разделить высказывания на две группы». Этот тест можно предложить выполнить ученикам как на уроке (совместно или индивидуально), так и за его пределами (на внеклассных, внешкольных, домашних и так далее работах) в качестве закрепления материала.

Применение этого приема обеспечит понимание учениками того, что переживает лирический герой, что он чувствует, что его волнует, не дает ему покоя. Этот прием способствует и пробуждению отклика в душе ученика, тому, что «…слово наше отзовется…» в душах взрослеющих ребят, найдет подтверждение в их собственном опыте.

Впрочем, требование к работам с текстом, выполняемым с применением ресурсов информационно-образовательной среды, одно для всех — эти работы не должны быть целью урока, они не должны «затмевать» смысловое чтение текста. Эти работы являются не более чем «помощниками», которые помогают ученикам понять смыслы, содержащиеся в тексте художественного произведения. В противном случае урок литературы может стать обычным для современных подростков времяпрепровождением с использованием гаджетов – просматриванием цифрового контента и ярких картинок, чтением цифровых текстов и так далее.

При отборе цифровых технологий в целях преподавания русского языка и литературы необходимо идти от количества к качеству. Специфика предметов заставляет задуматься о главенствующей роли формирования навыков письменной речи, которая не может полностью происходить в цифровой среде. Учителю-филологу важно разумно пользоваться цифровыми технологиями, в соответствии с учебными целями применять традиционные и информационно- коммуникационные технологии, уметь планировать уроки русского языка и литературы так, чтобы современные школьники могли пользоваться всеми возможностями информационно-образовательной среды, изучая в школе русский язык и литературу. Только в этом случае будет создана мотивация обучающихся к изучению предметов, произойдет приобщение к чтению художественных произведений, что повысит качество их филологического образования, активизирует работу на уроках.

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

С другой стороны, как показывают исследования, после введения временного дистанционного обучения в период пандемии коронавируса, когда вынужденно образовательный процесс был построен удаленно на основе цифровых…

С другой стороны, как показывают исследования, после введения временного дистанционного обучения в период пандемии коронавируса, когда вынужденно образовательный процесс был построен удаленно на основе цифровых…

Power Point; интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка и литературы; образовательные системы нового поколения; электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки; видеоконтент сети интернет

Power Point; интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка и литературы; образовательные системы нового поколения; электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки; видеоконтент сети интернет

Наравне с этими образовательными платформами действуют и другие коммерческие ресурсы, которые используются учителями

Наравне с этими образовательными платформами действуют и другие коммерческие ресурсы, которые используются учителями

Эти приемы применяются на уроках литературы при анализе художественного произведения

Эти приемы применяются на уроках литературы при анализе художественного произведения

Целесообразно также предложить сделать подборку афоризмов, данных великими людьми и имеющих отношение к смыслам и значениям, которые передает название произведения

Целесообразно также предложить сделать подборку афоризмов, данных великими людьми и имеющих отношение к смыслам и значениям, которые передает название произведения

Этот тест можно предложить выполнить ученикам как на уроке (совместно или индивидуально), так и за его пределами (на внеклассных, внешкольных, домашних и так далее работах)…

Этот тест можно предложить выполнить ученикам как на уроке (совместно или индивидуально), так и за его пределами (на внеклассных, внешкольных, домашних и так далее работах)…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024