«Цифровой аутизм»: педагог-психолог — о том, чем грозит детская зависимость от гаджетов
Доступ к информации, возможность общения с людьми из любой точки мира – это возможности, которые нам дают цифровые технологии. Их можно и нужно применять: для расширения круга общения, получения новых знаний.
Обратный эффект беспрепятственного доступа к массиву информации – развитие цифрового аутизма. Современные исследования, выявили неожиданное последствие использования технологий: снижение склонности к общению и |
|
ослабление когнитивных функций. |
|
В эпоху повсеместной цифровизации, родители и врачи стали замечать чрезмерное распространение подобной проблемы у детей.
Румынский учёный-исследователь Мариус Замфир (Marius Zamfir) в 2017 году провёл исследование, в ходе которого доказал отрицательное воздействие гаджетов на детей.
Собрав две группы ребят, он сравнил развитие социальных навыков среди сверстников, проводящих у экрана более 4 часов в день и тех, кто уделяет экранам меньше времени.
Дети, которые ежедневно проводили время с гаджетами, демонстрировали аутические черты. Они хуже говорили, отставали по общим показателям развития, часто повторяли одни и те же слова или движения, избегали смотреть людям в глаза, то есть проявляли |
|
признаки врождённого аутизма. |
|
Аутизм — расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки.
Симптомы, специфичные для аутизма, можно наблюдать и у детей, проводящих слишком много времени перед экранами телевизоров, телефонов и компьютеров. Так в нашу жизнь пришло понятие «цифровой аутизм».
Когда пора бить тревогу?
Когда ребёнок при любом удобном случае хватается за гаджет - это уже тревожный признак. Стоит обратиться за помощью к специалисту, если:
• ребёнку проще общаться в мессенджерах, чем вживую;
• ребёнок пассивен, ничего не хочет, его сложно чем-то увлечь;
• ребёнок постоянно проверяет соцсети, играет — даже когда рядом друзья;
• ребёнок не хочет подстраиваться под характер своего собеседника, регулировать взаимоотношения: ему проще отказаться от общения;
• ребёнок не заинтересован в конкретных людях, может легко заменить человека другим, отсутствует привязанность к людям;
• ребёнок не распознает, что чувствует сам и другой человек, и, в общем-то, ему всё равно;
• реальная жизнь ребенка бедна на события и эмоции.
Если хотя бы на половину этих утверждений ответ утвердительный, то ребёнок попал в цифровой капкан.
Последствия
Главная проблема развития цифрового аутизма – это потеря уровня интеллекта, мозг как бы перестает соображать. Человек глупеет, теряя связи с обществом, отработанный навык взаимодействия с окружающими людьми.
Часть нейронов просто перестаёт быть задействована в регулярной работе головного мозга, а потому за ненадобностью деградирует |
|
отмирает. |
|
Что делать и как помочь своему ребёнку?
1. Нужен личный пример родителя. Воспитывайте не ребенка, а самого себя. Он вырастет успешным и зрелым рядом с успешным и зрелым родителем.
2. Ребёнок должен иметь свою зону ответственности в соответствии со своим возрастом. Он должен усвоить, что за собственные успехи и неудачи ответственен он. Дайте ему возможность самому решать свои проблемы, совершать ошибки, расстраиваться, чувствовать боль и разочарование. Не бросайте его со своими проблемами, а помогайте справиться самому. Научите правильно проживать чувства. Из-за неумения делать это дети часто и уходят в гаджеты.
3. Больше рассказывайте о своём опыте, работе, как справлялись со своими жизненными трудностями. Обсуждайте, интересуйтесь увлечениями ребенка — так он будет ощущать родительскую любовь. Он должен чувствовать вашу поддержку, а не пренебрежение и насмешку.
4. Сотрудничайте с ребенком, особенно в подростковом возрасте, вооружитесь терпением и участливостью, уважайте его позицию, не навязывая собственное мировоззрение как единственно верное.
5. Создайте доверительный круг. Когда ребёнок верит и знает, что в любых ситуациях дома его ждут понимание и поддержка, тогда это минимизирует негативное воздействие среды, снижает риски попадания в плохие компании либо помогает вовремя из них уйти.
6. Погрузите ребенка в правильное окружение. Курсы развития личных качеств, бесплатные мастер-классы, тренинги и игры по развитию коммуникативных навыков, тематический лагерь, интеллектуальные путешествия: это далеко не весь перечень имеющихся в наше время возможностей для формирования и развития успешной личности.
Мир стремительно меняется, цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Просто забрать их у детей мы уже не можем, нам нужно научиться жить с ними так, чтобы они работали на нас, делали нашу жизнь эффективнее, комфортнее и качественнее.
Список использованной литературы
1. ^ Zamfir, Marius. (2018). «THE CONSUMPTION OF VIRTUAL ENVIRONMENT MORE THAN 4 HOURS/DAY, IN THE CHILDREN BETWEEN 0-3 YEARS OLD, CAN CAUSE A SYNDROME SIMILAR WITH THE AUTISM SPECTRUM DISORDER». Journal of Literary
Studies. 13.
2. ^ Baird, Gillian et al. “Diagnosis of autism.” BMJ (Clinical research ed.) 327,7413 (2003): 488-93.
3. ^ McPartland, James, and Fred R Volkmar. “Autism and related disorders.” Handbook of clinical neurology 106 (2012): 407-18.
4. ^ Marsch, Lisa A. “Digital Health and Addiction.” Current opinion in systems biology 20 (2020): 1-7.
5. https://newneuro.ru/czifrovoj-autizm/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.