Цикл лекций по этнографии и фольклору Курской области. Лекция 3. Музыкальные и танцевальные традиции Курской области
Оценка 4.7

Цикл лекций по этнографии и фольклору Курской области. Лекция 3. Музыкальные и танцевальные традиции Курской области

Оценка 4.7
Лекции
docx
МХК
10 кл—11 кл +1
30.04.2020
Цикл лекций по этнографии и фольклору Курской области. Лекция 3. Музыкальные и танцевальные традиции Курской области
Исследование музыкального и танцевального фольклора Курской области обусловлено возрастающим интересом к национальным традициям. Противодействуя массовой культуре, современное общество стремится возродить и сохранить истинные культурные духовные ценности.
Цикл лекции по этнографии и фольклору Курской области_3.docx

Леонтьева И.А.

Цикл лекции по этнографии и фольклору Курской области. Лекция 3.

Музыкальные и танцевальные традиции Курской области

 

Актуальность исследования музыкального и танцевального фольклора Курской области обусловлена возрастающим интересом к национальным традициям. В настоящее время характерной особенностью становится усиление интереса к подлинной древнейшей культуре и истории своего народа, осознание своей культурной самоидентичности. Противодействуя массовой культуре, современное общество стремится возродить и сохранить истинные культурные духовные ценности.

Целью исследования является ознакомление с музыкальными и танцевальными традициями Курской области.

Большая часть территории Курской области до конца XVI в. оседлого населения не имела и принадлежала степнякам, но северяне стали тем населением, которое определяло течение местной жизни, её хозяйственный уклад и культурные традиции. Судя по летописным сведениям у северян сложилась система праздников и обрядов, сопровождаемых пением и хореографическими движениями. Прочная связь песенного творчества северян с различными сторонами их жизни, способствовала формированию  ряда песенных жанров, различных по поэтическим и музыкальным образам: величальные, трудовые, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, игровые, а позднее и лирические. Календарно-земледельческие и семейно-бытовые обряды способствовали объединению и организации жизни северян [2, c. 104].

В формировании населения Курской области участвовали также западные и среднерусские этнические компоненты. В условиях общего природного ландшафта, сложной геополитической обстановки и духовной близости происходила ассимиляция и консолидация отдельных групп русских. В результате сформировался неоднородный культурный ландшафт, в котором существуют различные по своему происхождению этнографические группы русских (саяны. горюны, цуканы, палехи), отличающиеся друг от друга говором и особенностями традиционной культуры. В крае встретились несколько культурных потоков: многослойная народная культура (славян-северян, малороссов, в том числе казаков, белорусов, литовцев), светская культура (культура высшего служивого сословия), христианская культура и городская ремесленная культура, результатом этих сложнейших процессов стало появление различных локальных традиций в музыкальной культуре [1, c. 418; 2, c. 104].

Исторические, экономические и социальные перемены после Октябрьской революции 1917 г. вытесняли древнейшие пласты традиционной культуры из народного быта, в сознание людей  насаждалась нетерпимость к народному фольклорному наследию, поэтому к концу 1920-х гг. наибольшее распространение среди молодёжи получает частушка, хотя на территории Курской области процесс угасания и разрушения народных традиций происходил медленно и неравномерно: в южных районах, расположенных в верхнем течении реки Псел (Суджанский, Большесолдатский. Беловский, Медвенский, Обоянский) в 1930-е гг. народная музыкальная культура ещё была в расцвете. Угасание музыкально-фольклорных традиций области проявилось с 1950-х гг.,  причиной этому стала сельскохозяйственная реформа, полностью изменившая уклад сельской жизни. В то же время в послевоенные годы в Курской области активно развивается художественная самодеятельность, в массовом порядке организовывались самодеятельные коллективы – «народные хоры» и «ансамбли песни и пляски», деятельность которых регламентировалась государственными, комсомольскими, профсоюзными органами. На базе лучших коллективов создавались народные театры, агитационно-художественные бригады, музыкальные коллективы. Со второй половины 1980-х гг. при организации клубных мероприятий внимание стало уделяться использованию курского аутентичного, этнографического наследия, активизировалась деятельность по пропаганде фольклора: по всем районам области организовывались фольклорные праздники, деревенские посиделки, праздники русской гармошки, в 1990-е гг. музыкально-фольклорные традиции укреплялись как элемент современной народной культуры [1, c. 419; 2, c. 105].

Современная музыкальная культура Курской области сохраняет традиционную основу ― песенный и инструментальный фольклор южнорусской традиции. Ведущие фольклорные коллективы Курской области: «Тимоня» (село Плёхово Суджансокго района), Бкегитчевский народный хор (село Бегичево Обоянского района), ансамбли Беличанского (село Белица) и Ильковского (село Илек) домов культуры (Беловский район) и другие.

Основы профессиональной музыкальной культуры заложены в XVIII в. В помещичьих усадьбах. Помещики Хорваты (имение Головчино) содержали крепостной театр, где ставились оперы (существовал до серединыXIX  в.), симфонический оркестр и музыкальную школу (оркестр распущен в 1871 г.); князь И.И. Барятинский, граф М.Ю. Виельгорский и многие другие помещики – симфонические оркестры.  В первые годы советской власти, до 1921 г., в Курске действовал оперный театр, в 1936 г. основана Областная филармония, в 1938 г. ― оперный ансамбль (работал до Великой Отечественной войны), в 1946–1947 гг. при филармонии организован Русский народный хор [3, c. 443],  до сих пор на Курской земле водят традиционные красочные хороводы.

В целом в основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни  и хороводы. Сведения о русских народных плясках сохранились в летописях и древнейших литературных памятниках, датированных XI в. Развитие русского танца шло по трём основным  линиям:  хороводы, пляски импровизационного характера и танцы, имеющие определённую, точно установленную последовательность фигур.

Хороводы в русском народном быту весьма многообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а зачастую и с разыгрыванием в лицах содержания песни. Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы платков; иногда руки их свободно опущены.

Традиционные напевы русских сел, входящих в состав Белгородско- Курского региона (Грайворонский, Борисовский, Ракитянский, Краснояружский, Ивнянский, Яковлевский, Прохоровский, частично Шебекинский районы) ритмически четки, подвижны, их мелодический рисунок прост и скуп. Основу песенного репертуара составляют сезонные хороводные песни и их особые разновидности: танки, карагоды и хороводы с полотенцами («ширинки»). Круговая хороводная пляска «в кружку» составляет суть понятия «карагод». Индивидуальное мастерство участвующих в ней мужчин: «хазунов», «скакунов», «крыловиков» — занимает главенствующее место. И сегодня круговые карагоды с пляской наиболее употребимы в сельской среде. Таночные песни сопровождались хороводами некругового типа с более сложными хореографическими построениями и множеством фигур. Танки водили в строго определённое время года, чаще всего весной и летом, и этой приуроченности соответствовали определенные песни и разновидности таночных движений.

В ряде районов: Грайворонском, Борисовском, Краснояружском, Ракитянском, Яковлевском ― старожилы хорошо помнят традицию межсельских игр, плясок, вождения танков на «гранях», то есть на пограничной между двумя-тремя селами территории. Характерной особенностью песенного фольклора Белгородско-Курского региона является почти полное отсутствие в нём традиционной протяжной лирической песни. «Местная лирика представлена либо поздней городской песней, либо лирическими песнями украинского происхождения». Наиболее архаичные народные песни отличаются глубиной формы и полнотой поэтического содержания, выдержанностью фольклорного стиля, характерными диалектными особенностями. Областная певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, игровые,величальные, обрядовые, хороводные, вечёрошные, шуточные, плясовые, гостевые, частушки, детский музыкальный фольклор, городские и современные народные песни. Особенно широко представлены в крае песни, связанные со старинными обрядами и праздниками календарно-земледельческого круга и семейно-бытовыми. Наиболее общие и характерные  черты и свойства песенной традиции края ― бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, их приуроченность к определённому времени года, повсеместное распространение «алилёшных» песен, то есть песен с наличием характерного припева «лёли, лёли», «ляли, ляли», «алилей лёли, лёли». На Белгородчине огромное множество разнообразных по форме и характеру свадебных песен, плясок, инструментальных наигрышей, песен календарно-земледельческого круга, плясовых. Последние ― подвижны, ритмически чётки, исполняются с опорой на хореографию. Для песенного стиля края характерна как простейшая полифоническая форма многоголосия ― гетерофония (все голоса являются вариантами одной мелодии), так и контрастное двухголосие (голоса достаточно обособлены и находятся в контрастном соотношении), а также самый развитый тип многоголосия — контрастная полифония с трехголосной основой.

Так, «Тимоня» ― массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, распространенная в южных районах Курской области (приложение 5). Наигрыш исполняется инструментальным ансамблем, куда входят струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана ― кугиклы. Звучание инструментов может также имитироваться голосом. Пляска и пение припевок идут в строгой координации с ритмом наигрыша. Хореографические движения разнообразны, особым стилем отличаются мужская и женская пляска. «Тимоня» прочно ассоциируется у носителей традиции с ситуацией праздничного веселья, в современных условиях продолжает воспроизводиться и в быту, и на концертных площадках.

Тимоня  ― народный танец, широко распространённый в Суджанском и Беловском районах Курской области ― представляет собой хоровод из ряда движущихся по кругу танцевальных групп, каждая из которых состоит из двух или трёх женщин (курочек) и одного мужчины (петуха Тимони). Тимоня исполняет перед женщинами импровизированные танцевальные па, имитирующие движения хорохорящегося петуха; при этом музыканты-аккомпаниаторы, в число которых входят исполнители на гармонике, балалайке и кугиклах, а также на шумовых инструментах, располагаются в центре хоровода. В Тимоне скупая исполнительская манера женщин, основанная на регулярном повторе одних и тех же па, резко контрастирует с индивидуальными импровизациями мужчин и заканчивается вовлечением в танец даже музыкантов-аккомпаниаторов.

В основе «Тимони» лежит типичный для народных плясок южных областей России, особенно Курской области, шаг тройного ритма, один из видов русской «дроби». Его ритмический рисунок – тройное деление 2/4 такта, а разновидности этого рисунка бесконечны в своих вариантах. Такое многообразие создает типичную для этих областей России ритмопластическую полифонию, что в сочетании с гаммой цветовой, рождаемой локальными цветами женских костюмов (зелёным, жёлтым, красным, синим, белым), создаёт образ праздничного, звонкого, открытого веселья, солнечного задорного гулянья. Фантазия и импровизационный дар исполнителей между тем основываются на глубоком знании традиции. Только в народном танце её нужно понимать достаточно широко. «Нет какой-то единой, раз навсегда данной «фольклорной формы, нет стабильной фольклорной традиции, но существуют различные типы этой традиции, характеризующиеся различными эстетическими нормами, выработанными коллективным творчеством различных социальных слоев в разные исторические эпохи» [5][1]. Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни, потому мы и можем говорить о существовании национальной хореографии у разных народов.

Кроме плясок под собственное пение исполнителей, в селах Белгородско-Курского региона танцевали под аккомпанемент инструментального ансамбля. Его основу составляли духовые инструменты: жалейки, дудки, пыжатки, кугиклы. В последние годы в селах получили распространение баян, гитара, мандолина [6[2]; 15, c. 20-25[3]; 16, c. 56[4]]. 

Жалейка («рожок») состоит из коровьего рога и вставленной в него деревянной трубки с 5–6 пальцевыми отверстиями. В трубку вставлялся пищик («пипка») из дерева, камыша или гусиного пера. Звук рожка сильный, резкий. Инструмент использовался и как сольный, и как ансамблевый

Кугиклы (научное название – «флейта Пана») состоят из трех или пяти закрытых с одной стороны тростниковых дудочек разной длины. На них извлекаются звуки различной высоты. На пяти дудочках играют мелодию, а на трех — синкопированный аккомпанемент (одна «играет», а две «придувают»). Женщина, исполняющая мелодию, делает голосовые выкрики – «фифкает». Обычно ансамбль состоит из 3–4 инструментов, на которых играли только женщины. Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах – «Тимоня», «Батюшка», «Под мельничкой». Инструмент и ныне бытует в селах Белгородской и Курской областей.

Дудка – разновидность одноствольной флейты без пыжа, роль которого выполнял язык. Инструмент имея обычно 3–5 пальцевых отверстий. Дудки изготавливались из клена, черемухи, позже появились металлическиею На дудке исполнялись плясовые, достаточно сложные наигрыши. В ансамбле для исполнения второго голоса использовалась большая по размерам и более низкая по строю дудка – «двухголоска»

Пыжатка – духовой инструмент (разновидность одноствольной флейты), внешне похожий на дудку. В верхний конец ее вставлялся деревянный пыж. Пыжатха имела определенное количество пальцевых отверстий (6), которое у всех инструментов было неизменным. Длина пыжатки была около 40 см. Звук ее чистый, звонкий. Пыжатки обладали большими возможностями, на них можно было исполнять партии дудки, рожка, жнейки

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент, который по предположению исследователей заменил вышедший из употребления древний гудок. По аналогии с гудком, на скрипке использовалось только три струны (без баска). Во время игры скрипач смычком касался одновременно двух струн – на одной исполняя мелодию, а соседнюю используя в качестве бурдона. В народной манере скрипку держали, упирая ее в плечо

Балалайка – старинный струнный щипковый инструмент. В XVI–XVIIв в искусством игры на ней владели профессиональные музыканты — скоморохи. Широкое распространение в народе балалайка получила в конце XIX ― начало XX вв. Исполнители настраивали балалайку в соответствии со своим вкусом и потребностями. Часто встречается «гитарный строй» (по звукам мажорного трезвучия), который открывает большие возможности для аккомпанемента и для сольной игры

Танок ― древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской области (бассейн реки Псёл). Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки ― это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия ― игрового начала. Особенности танка: танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды, обычно, исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов); в отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга [19, c. 16[5]; 21, c. 18[6]].

Рассмотрим подробнее уровни организации текста, составляющие сущность жанров «танок» и «карагод».

Танок и карагод Курского Полесья, проявляя единство на уровне хореографической лексики, демонстрируют разительные отличия на уровне композиции. Танки принципиально неоднородны, имеют массу вариантов хореографических композиций, которые различаются от села к селу.

Если основные принципы построения таночных композиций: 1) исполняемые на месте: а) на основе круга (с включением орнаментальных движений); б) на основе нескольких рядов (два ― с одновременным или поочередным движением навстречу друг другу; четыре ― с различными комбинациями смены расположения рядов); 2) с перемещением в пространстве: а) танки-шествия параллельными шеренгами; б) орнаментальные танки колонной или двумя колоннами с мотивами завивания, заплетания, виляния («кривой танок» и ему подобные), то карагод, напротив, отличается стабильностью композиционного строения на всей очерченной территории. В основе его лежит форма круга, или вернее, нескольких концентрических окружностей: в центре ― круг музыкантов, стоящих друг к другу лицом, вокруг них -круг пляшущих, и более широкий круг ― зрительский: здесь и далее на рисунках полукругами обозначены женщины, треугольником ― мужчины. Открытая сторона ― перед.  Из трёх этих кругов внутренний (круг музыкантов) и внешний (круг зрителей и отдыхающих) стабильны по своему строению, а средний круг ― пляшущих ―  мог иметь различные варианты построения. Они возникают по разным причинам. Так, в с. Плехово Суджанского р-на, где, по свидетельству носителей традиции, в прошлом существовал обычай двигаться друг за другом и в ходе пляски изредка поворачиваться друг к другу лицом (а), а позже возник вариант построения, когда пляшут парами лицом друг к другу (б). Второй вариант не вытеснил первый, а существует наравне с ним.

Существенным свойством карагода является то, что он, хоть и движется по кругу, тем не менее, стоит на месте, поэтому слово «карагод» часто употребляется в значении места, где происходят карагоды. Обычно это место твердо закреплено в каждом селе и предназначено именно для карагодов. Танок же в отличие от карагода водят, его основная идея ― перемещение в пространстве, имеющее определенную конечную цель. Чаще всего это движение к месту карагода (= гуляния).

Движения рук в хороводах: исполнители обычно держатся за руки, или опустив их вниз, или подняв вверх, или протянув вперёд, или раскрыв в стороны. В массовых фигурах и переходах расположение танцующих и положения рук их более разнообразны. Из них наиболее распространены: «корзиночка», где исполнители, стоя лицом в круг, держатся за руки, скрещенные спереди через одного; «воротца», где двое исполнителей поднимают руки вверх, а остальные проходят в эти воротца; «звёздочка», где исполнители, стоя в круг в затылок друг другу, соединяются в центре правыми или левыми руками [19, c.22][7].

Корпус в русских женских  плясках и танцах чаще всего бывает прямой и спокойный, ему мало свойственны резкие движения. Только изредка корпус девушки может слегка наклоняться вперёд, на правый или на левый бок или, оставаясь прямым, поворачиваться вправо и влево. У юношей корпус более подвижен. При исполнении хлопушек корпус резко наклоняется вперёд, на правый и на левый бок, поворачивается из стороны в сторону, так же резко выпрямляется. Во время боковой присядки корпус может быть отклонён в сторону, во время присядки «Волчок» ― сильно наклонён вперёд к полу и т.д.  В парном танце исполнители могут слегка отклонять верх корпуса друг от друга (например, во время «крутки»), могут наклонять корпус вперёд, например, проходя в «воротца», приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном [19, c. 30][8].

Плечи в русских плясках и танцах обычно прямые, спокойные. Иногда в женском танце девушка поводит плечом, иногда, стоя подбоченившись, она вместе с притопом задорно поднимает и опускает то одно, то сразу оба плеча.

Положение головы  определяется характером танца и подчёркивает его эмоциональное содержание. В медленном широком девичьем танце посадка головы прямая и спокойная, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу. В быстром танце ― мужском и женском – голова исполнителя может быть слегка приподнята. Иногда юноша или девушка задорно вскидывают голову, вызывая другого исполнителя на танец или заканчивая  «колено» ударом ноги об пол. Иногда, согласуясь с движением ног, корпуса и рук, голова переводится и наклоняется то к правому. То к левому плечу или вместе с корпусом наклоняется вперёд. В парно-массовых танцах исполнители или смотрят вперёд по ходу движения, или поворачивают головы друг к другу, общаясь между собой. Девушка может поворачивать голову т юноши, застенчиво или игриво, юноша моет наклонять голову вперёд, как бы заглядывая на девушку и т.д.

В русских танцах имеется значительное количество танцевальных ходов: простых, дробных, с подскоками и т.д. Характер ходов мужского и женского танца различен. В мужских плясках преобладают ходы, подчеркивающие силу и ловкость исполнителя. Особенно задорный характер имеют дробные ходы, выполняемые чёткими, короткими ударами об пол. Один из распространенных ходов как мужского, так и женского ― обыкновенный бытовой шаг, который выполняется в различной манере, иногда медленно и спокойно, иногда как бы с приплясом, причём танцующий придает ему большую выразительность движениями рук, корпуса и головы. Много видов «переменного» хода, отличительная особенность которого  ― сочетание одного длинного шага с двумя короткими, а результате чего ход выполняется в первом такте с одной ноги, в следующем ― с другой [19, c. 31][9]

Позиции ног применяются те же, что и в классическом танце, но выполняются менее выворотно. Чем в классическом танце.  Наряду с выворотными позициями возможны также позиции ног: а) параллельные, б) обратные, в) 6-я позиция ног.

Таким образом, становление локальных вариантов музыкально-фольклорных традиций в геопространстве русской культуры происходило разными темпами, под взаимным влиянием различных этнических культур. Исполнительская культура в фольклорной традиции Курской области формировалась на протяжении длительного исторического периода под воздействием природных, социально-экономических, историко-культурных и многих других факторов. Своё влияние оказали и межэтнические контакты и в первую очередь между русскими и украинцами. Этим и объясняется исторически закономерная сменяемость типов художественного мышления, неповторимое разнообразие и богатство фольклорных сюжетов, форм хореографии и напевов Курской области. Главным богатством музыкального фольклора Курской области являются своеобразная традиция вождения танков (хороводов) и карагодов (плясок), бытование редкого музыкального инструмента – кугикл и наличие ансамбля дударей с многовековой традицией. Особенно распространены здесь свадебные, лирические, трудовые, календарные песни и частушки.

 

Литература

1.   Владимирова, В.А. Внутриобластные районы традиционного народного музыкального творчества Курской области / В.А.  Владимирова // Вестник ТГУ. ― Т. 14, вып 2. ― 2009. ― C. 418–421.

2.   Владимирова, В.А. Изучение музыкальной культуры региона (на примере Курской области) / В.А. Владимирова // Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. ― Суджа, 2008. ― С. 104–110.

3.   Курская область // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Пред. ред. совета  Ю.С. Осипов; отв. ред. С.Л. Кравец. ― Т. 16. ― М.:  Большая российская энциклопедия, 2010.  ― С. 435–444.

4.   Музыкально-хореографическая форма «Тимоня» в традиции курско-белгородского пограничья [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.culture.ru/objects/475 (дата обращения: 01.12.2017).

5.   Различия нарядных танцев [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://mirtancev.ru/tancy-raznyx-narodov-razlichiya-tancev.html (дата обращения: 01.12.2017).

6.   Ткаченко, Т. Народный танец: учебное пособие / Т. Ткаченко. ― М.: Искусство, 1967. ― 656 с.

7.   Устинова, Т.А. Русские народные танцы / Т.А. Устинова, Н.А. Лаков. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1950. — 124 с. 

8.   Карачаров, И.Н. Народные музыкальные инструменты Белгородско-Курского региона / И.Н. Карачаров // Энциклопедия. Белгородской области [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://ashkalov.ru/narodnye-muzykalnye.html (дата обращения: 01.12.2017).

9.   Руднева, А.В. Курские танки и карагоды / А.В. Руднева. ― М.: Советский композитор, 1975. ― 194 с.

10.            Русские народные балалаечные наигрыши. ― М. Советская Россия, 1990. ― 144 с.

Иллюстративный материал

Приложение

http://b1.culture.ru/c/7389.660xp.jpg

http://b1.culture.ru/c/7257.x241p.jpg 

Рисунок 10 – «Тимоня» [4]

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Различия нарядных танцев [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://mirtancev.ru/tancy-raznyx-narodov-razlichiya-tancev.html (дата обращения: 01.12.2017).

[2] Карачаров, И.Н. Народные музыкальные инструменты Белгородско-Курского региона / И.Н. Карачаров // Энциклопедия. Белгородской области [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ashkalov.ru/narodnye-muzykalnye.html

[3] Руднева, А.В. Курские танки и карагоды / А.В. Руднева. ― М.: Советский композитор, 1975. ― 194 с.

[4] Русские народные балалаечные наигрыши. ― М. Советская Россия, 1990. ― 144 с.

[5] Ткаченко, Т. Народный танец: учебное пособие / Т. Ткаченко. ― М.: Искусство, 1967. ― 656 с.

[6] Устинова, Т.А. Русские народные танцы / Т.А. Устинова, Н.А. Лаков. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1950. — 124 с. 

[7] Ткаченко, Т. Народный танец: учебное пособие

[8] Ткаченко, Т. Народный танец: учебное пособие

[9] Ткаченко, Т. Народный танец: учебное пособие

Леонтьева И.А. Цикл лекции по этнографии и фольклору

Леонтьева И.А. Цикл лекции по этнографии и фольклору

В крае встретились несколько культурных потоков: многослойная народная культура (славян-северян, малороссов, в том числе казаков, белорусов, литовцев), светская культура (культура высшего служивого сословия), христианская культура…

В крае встретились несколько культурных потоков: многослойная народная культура (славян-северян, малороссов, в том числе казаков, белорусов, литовцев), светская культура (культура высшего служивого сословия), христианская культура…

Современная музыкальная культура

Современная музыкальная культура

Хороводы в русском народном быту весьма многообразны

Хороводы в русском народном быту весьма многообразны

Областная певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, игровые,величальные, обрядовые, хороводные, вечёрошные, шуточные, плясовые, гостевые, частушки, детский музыкальный…

Областная певческая традиция представлена огромным жанровым разнообразием: эпические песни и баллады, исторические, протяжные лирические, карагодные, игровые,величальные, обрядовые, хороводные, вечёрошные, шуточные, плясовые, гостевые, частушки, детский музыкальный…

Тимоня ― народный танец, широко распространённый в

Тимоня ― народный танец, широко распространённый в

Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни, потому мы и можем говорить о существовании национальной хореографии у разных народов

Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни, потому мы и можем говорить о существовании национальной хореографии у разных народов

Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах – «Тимоня», «Батюшка», «Под мельничкой»

Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах – «Тимоня», «Батюшка», «Под мельничкой»

Танок ― древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры

Танок ― древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры

В основе его лежит форма круга, или вернее, нескольких концентрических окружностей: в центре ― круг музыкантов, стоящих друг к другу лицом, вокруг них -круг пляшущих,…

В основе его лежит форма круга, или вернее, нескольких концентрических окружностей: в центре ― круг музыкантов, стоящих друг к другу лицом, вокруг них -круг пляшущих,…

Корпус в русских женских плясках и танцах чаще всего бывает прямой и спокойный, ему мало свойственны резкие движения

Корпус в русских женских плясках и танцах чаще всего бывает прямой и спокойный, ему мало свойственны резкие движения

В парно-массовых танцах исполнители или смотрят вперёд по ходу движения, или поворачивают головы друг к другу, общаясь между собой

В парно-массовых танцах исполнители или смотрят вперёд по ходу движения, или поворачивают головы друг к другу, общаясь между собой

Этим и объясняется исторически закономерная сменяемость типов художественного мышления, неповторимое разнообразие и богатство фольклорных сюжетов, форм хореографии и напевов

Этим и объясняется исторически закономерная сменяемость типов художественного мышления, неповторимое разнообразие и богатство фольклорных сюжетов, форм хореографии и напевов

Устинова, Т.А. Русские народные танцы /

Устинова, Т.А. Русские народные танцы /

Рисунок 10 – «Тимоня» [4]

Рисунок 10 – «Тимоня» [4]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020