Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
г. Балаково Саратовской области
Урок обучения грамоте в 1 классе
с использованием интерактивных
методов и приемов
Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Шиншалиева Гульнара ВасильевнаЦель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д],
[д']; познакомить с буквой Д, д; учить давать характеристику звукам; формировать навык
чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух,
творческое воображение.
Задачи урока:
Научить приёму практического определения звонкостиглухости изучаемых звуков.
Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На
примере сравнения минимальных пар слов (домдым) формировать у учащихся
понимание смыслоразличительной функции фонем.
Воспитывать культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные УУД: самоопределение система заданий, ориентирующая младшего
школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие
нет.
Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них
существенных признаков:
сравнение моделей с целью выделения звуков,
обозначаемых новой буквой.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование
понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково
символических обозначений звуков в двухъярусных схемахмоделях слов;
формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на
цветном фоне; установление причинноследственных связей: между использованием
в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство
обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным
звучанием мягкоготвердого согласного и использованием разных букв для гласного
звука.
Личностные УУД: смыслообразование и нравственноэтическая ориентация
тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Данила» –
проблема трудолюбия). Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой
информации; сбор, анализ и оценка информации): работа с текстом и
иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего
текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу,
взаимопомощь (работа в парах).
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольнооценочной
деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать
результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать
собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог
урока).
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно и двухъярусных
моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на
основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и
обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.
Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические
модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв,
таблицы индивидуальные.
Оборудование, обеспечение:
Учебник по обучению грамоте и чтению, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, Москва,
Академкнига/учебник,2011
компьютер, мультимедийный проектор, картинки с героями Миша и Маша, слоговые
карточки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.
I.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки
и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете
и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружныеМы внимательные, мы старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
Вы садитесь тихо как?
Вот так!
А здороваетесь как?
Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)
Настроение какое?
Вот какое!
Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку?
Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность,
ум…..)
II.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и
безударные).
Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?
(Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).
1. Игра «Доскажи словечко»
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
− Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
− Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
− Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
− Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем
учиться?
2. «Три я».
узнаюЯ
пойму
смогу
3. Работа на нетбуках в парах.
1. Найдите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика
(звук д), дополните ряд слов.
2. Отгадайте имя, используя первые звуки слов:
дом, арбуз, шар, астра. Напечатайте имя, разделите на слоги,
поставьте ударение (Ответ: Даша)
дым, ирис, мотор, альбом (ответ Дима)
Что это за слова? Что мы видим интересного?
3.
Напечатайте слово, по первым буквам : дружба.
4. Работа на нетбуках.
Упражнение в чтении столбиков слов, подобранных на приёме
наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или изменённых
по форме
да, до, дэ, ды, ду
ди, де, дя.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике стоят
слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со
звука [д]. В третьем – слоги начинаются со звука [д’].)
Делаем вывод:
Буква Д обозначает два звука д и дь,
Звук д согласный, твердый, звонкий.
Звук дь согласный, мягкий, звонкий.
IV.
Реализация построенного проекта.1. Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их
лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения
звуков, обозначаемых новой буквой
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Дыня.)
– Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «дыня».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «ы».)
– Кто изображен справа? (Девочка.)
– Проанализируйте схемумодель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.)
– Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Дина».
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «и».)
2. Конструирование большой и малой букв Д, д.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Д», «д».
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная.
В. Степанов
– Из каких элементовшаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит
сконструировать из них буквы «Д», «д».
Учитель выполняет задание на магнитной доске.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Первичное закрепление.
1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.)
– Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически.– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»?
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «о».)
– Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «дым».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «ы».)
– Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»?
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «и».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
(Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а д л я г л а з .
2 . Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Данила».
После чтения учащиеся делят слова на группы: словапредметы, слова
признаки, словадействия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки:
прямоугольники розового цвета обозначают словапредметы, прямоугольники
желтого цвета – словапризнаки, прямоугольники голубого цвета – слова
действия.
Далее учитель проводит словарную работу.
Д о м и н о – настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.
Н а у д и л – наловил много рыбы.
Н а д ы м и л – напустил много дыма.
– Прочитайте текст «Данила».– Объясните значение слов «лён», «лодырь».
Л ё н – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно,
а из семени – масло.
IX. Рефлексия. Оценивание.
Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и
трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.
№
Задание, в котором
допущена ошибка
Знак ошибки:
Проверил(а)
+,
Я сам(а)
Сосед(ка)
1. Конструирование буквы
Д, д
2. Чтение слогов по
заданным схемам
3. Чтение слогов и слов в
столбике
4. Чтение текста «Данила»
5. Составление звуковых
схем.
X.Итог урока.
узнал
Я
смог
понял
XI.Информация в семью.
Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?
А ещё сочините с родителями сказку по рисунку.
Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.