Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
г. Балаково Саратовской области
Урок обучения грамоте в 1 классе
с использованием интерактивных
методов и приемов
Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Шиншалиева Гульнара Васильевна Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д],
[д']; познакомить с буквой Д, д; учить давать характеристику звукам; формировать навык
чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух,
творческое воображение.
Задачи урока:
Научить приёму практического определения звонкостиглухости изучаемых звуков.
Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На
примере сравнения минимальных пар слов (домдым) формировать у учащихся
понимание смыслоразличительной функции фонем.
Воспитывать культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные УУД: самоопределение система заданий, ориентирующая младшего
школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие
нет.
Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них
существенных признаков:
сравнение моделей с целью выделения звуков,
обозначаемых новой буквой.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование
понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково
символических обозначений звуков в двухъярусных схемахмоделях слов;
формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на
цветном фоне; установление причинноследственных связей: между использованием
в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство
обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным
звучанием мягкоготвердого согласного и использованием разных букв для гласного
звука.
Личностные УУД: смыслообразование и нравственноэтическая ориентация
тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Данила» –
проблема трудолюбия). Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой
информации; сбор, анализ и оценка информации): работа с текстом и
иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего
текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу,
взаимопомощь (работа в парах).
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольнооценочной
деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать
результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать
собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог
урока).
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно и двухъярусных
моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на
основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и
обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.
Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические
модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв,
таблицы индивидуальные.
Оборудование, обеспечение:
Учебник по обучению грамоте и чтению, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, Москва,
Академкнига/учебник,2011
компьютер, мультимедийный проектор, картинки с героями Миша и Маша, слоговые
карточки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.
I.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки
и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете
и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные Мы внимательные, мы старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
Вы садитесь тихо как?
Вот так!
А здороваетесь как?
Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)
Настроение какое?
Вот какое!
Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку?
Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность,
ум…..)
II.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и
безударные).
Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?
(Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).
1. Игра «Доскажи словечко»
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
− Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
− Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
− Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
− Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем
учиться?
2. «Три я».
узнаю Я
пойму
смогу
3. Работа на нетбуках в парах.
1. Найдите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика
(звук д), дополните ряд слов.
2. Отгадайте имя, используя первые звуки слов:
дом, арбуз, шар, астра. Напечатайте имя, разделите на слоги,
поставьте ударение (Ответ: Даша)
дым, ирис, мотор, альбом (ответ Дима)
Что это за слова? Что мы видим интересного?
3.
Напечатайте слово, по первым буквам : дружба.
4. Работа на нетбуках.
Упражнение в чтении столбиков слов, подобранных на приёме
наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или изменённых
по форме
да, до, дэ, ды, ду
ди, де, дя.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике стоят
слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со
звука [д]. В третьем – слоги начинаются со звука [д’].)
Делаем вывод:
Буква Д обозначает два звука д и дь,
Звук д согласный, твердый, звонкий.
Звук дь согласный, мягкий, звонкий.
IV.
Реализация построенного проекта. 1. Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их
лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения
звуков, обозначаемых новой буквой
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Дыня.)
– Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «дыня».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «ы».)
– Кто изображен справа? (Девочка.)
– Проанализируйте схемумодель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.)
– Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Дина».
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «и».)
2. Конструирование большой и малой букв Д, д.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Д», «д».
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная.
В. Степанов
– Из каких элементовшаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит
сконструировать из них буквы «Д», «д».
Учитель выполняет задание на магнитной доске.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Первичное закрепление.
1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.)
– Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически. – Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»?
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «о».)
– Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «дым».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «ы».)
– Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»?
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит
гласная буква «и».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
(Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а д л я г л а з .
2 . Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Данила».
После чтения учащиеся делят слова на группы: словапредметы, слова
признаки, словадействия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки:
прямоугольники розового цвета обозначают словапредметы, прямоугольники
желтого цвета – словапризнаки, прямоугольники голубого цвета – слова
действия.
Далее учитель проводит словарную работу.
Д о м и н о – настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.
Н а у д и л – наловил много рыбы.
Н а д ы м и л – напустил много дыма.
– Прочитайте текст «Данила». – Объясните значение слов «лён», «лодырь».
Л ё н – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно,
а из семени – масло.
IX. Рефлексия. Оценивание.
Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и
трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.
№
Задание, в котором
допущена ошибка
Знак ошибки:
Проверил(а)
+,
Я сам(а)
Сосед(ка)
1. Конструирование буквы
Д, д
2. Чтение слогов по
заданным схемам
3. Чтение слогов и слов в
столбике
4. Чтение текста «Данила»
5. Составление звуковых
схем.
X.Итог урока.
узнал
Я
смог
понял
XI.Информация в семью.
Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?
А ещё сочините с родителями сказку по рисунку.
Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.