Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс
Оценка 4.6

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
04.11.2017
Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс
Конспект урока предназначен для учителей русского языка по теме "Цитирование как способ передачи чужой речи" в 9 классе по учебнику Львовой. Цели урока: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности. Использованы разнообразные виды работы.
Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс.doc
Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций. Основные требования к цитированию.  Тема. Цитирование как способ передачи чужой речи.  Учитель: Грекова Наталья Анатольевна Класс: 9. Цели:  Словарный диктант (упр.647). познакомить учащихся с понятием «цитата»,  охарактеризовать основные способы цитирования,  ­ ­ ­ формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности. Ход урока. I. Организационный момент. I.1 Приветствие. I.2 Проверка готовности рабочих мест. I.3 Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания. II. 1. Фронтальный опрос. ­ Какие виды диалога мы знаем? ­ Из чего состоит диалог? ­ Как он оформляется на письме? 2. Чтение диалога (впечатления о просмотренном фильме). III. Вознаграждение за преданность и милосердие, Исчезнуть поздним вечером, Требовалась немедленная операция, Роскошные дворцы, Покорить сердца слушателей, Словарный диктант: Обнаружить пропавшую рукопись, Исследовать характер героя, Немедленно возразить, Политические изменения. IV. Изучение нового материала. IV.1 Сообщение темы, цели урока.  IV.2 Повторение ранее изученного. 1) Составить схемы при прямой речи. 2) Составить схему косвенной речи.      3) ­ Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно: 1) Полный вперёд­ «Скомандовал капитан» 2) Я спросил: «Откуда ты?» 3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны. 4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.        4.3   Работа со словом Цитата. 1) – Что, по вашему мнению, мы называем цитатой?  (Цитата – дословная выдержка из какого­либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи­то слова.) ­ С какой целью мы используем  цитату?   (Сделать речь выразительней, эмоциональной) ­ В каких случаях еще прибегают к цитированию?  o ­ для подтверждения своей собственной мысли; o ­ для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим­то авторитетным мнением; o ­ для сохранения особенностей языка и колорита художественного произведения при его  изложении 2)­ В каких условиях, когда нам может пригодиться изучаемый материал? (при сдаче экзаменов, написании  сочинений, курсовых, исследовательских работ) 3) Цитата – это дословная выдержка из какого­либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой­либо мысли. 4) Немного об истории слова «цитата». Оно произошло от латинского слова citatum «приводить,  провозглашать» В русском языке употребляется с 20­х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861  году. 5)Орфографическая работа со словом «цитата» (Буквы ы­и в слове после ц). 4.4 Способы оформления цитаты. ­  Существует несколько способов оформления цитат. С помощью прямой речи. С помощью косвенной речи. С помощью вводных слов. В книге «Путь жизни» Л. Н. Толстой писал: «Наказывать – по­ русски значит поучать. Поучать можно только добрым словом  и добрым примером». В книге «Путь жизни» Толстой писал о том, что «наказывать –  по­русски значит поучать». По словам Толстого, «наказывать – значит поучать». ­ Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в  этом случае с большой буквы. ­  Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и  сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо  сохранить ту пунктуацию, которой пользовался автор:    А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но  счастие есть лучший университет».     ­  Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в  качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:    А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой  На троне вечный был работник.      ­  Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере  предложение из письма Пушкина приведено не с начала:     Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы  переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал». 4.5 Чтение параграфа 26. V. Закрепление изученного. V.1  Процитировать высказывание тремя способами. 1) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский) V.2     Тестовая работа. А) Найдите среди примеров предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой. 1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный  продукт человеческого труда». 2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое». 3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», ­ считал О. Э. Мандельштам. 4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19  века». 5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия». Б) В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата? 1) по словам автора 2) по утверждению критика 3) по мнению философа 4) по моему мнению V.3      ­ Эпиграф. Как оформляется эпиграф? VI. Итог урока. VI.1      Беседа.  ­ Дайте определение цитаты. ­ В каких случаях прибегают к цитированию?  ­ Какие существуют способы цитирования? (С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов) VI.2    Проверочная работа. (Раздаточный материал.) I. Найдите соответствия. 1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, ­ писал И. Анненский, ­ есть и резкая  отчётливость, когда это нужно». 2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть  особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и  резкая отчётливость, когда это нужно». 3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая  отчётливость, когда это нужно». 4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это  нужно»,­ указывал И. Анненский. 5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть  особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и  резкая отчётливость, когда это нужно». 6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии  Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать  в том, что это была поэзия совести». 7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести», ­ так И. Анненский объясняет насыщенность  поэзии Достоевского страданием. А. Цитата оформлена как  прямая речь и находится  после слов автора. Б. Цитата оформлена как  прямая речь и находится  перед словами автора. В. Цитата оформлена как  прямая речь и прерывается  словами автора. Г. Цитата оформлена как  косвенная речь  (придаточное  предложение). Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов. Е. Цитируется часть  высказывания, слова автора находятся после неё. Ж. Цитируется часть  высказывания, слова автора находятся перед ней. II. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.  8. «Формой песни Некрасов владел в совершенстве», ­ отмечал К. И. Чуковский. 9.К. И. Чуковский так писал о стилистике стихов Некрасова:  С. а.: «Цитата». С. а., что «цитата». «Стилистика у него полностью подчинена тематике». 10. «Некрасов, как и Гоголь, хорошо сознавал, что прославление  народного языка, ­ писал К. И. Чуковский, ­ есть прославление  народа, создавшего язык». Вв. конструкция, «цитата». VI.3 Расставьте знаки препинания.  11. «Мой дед землю пахал» не без гордости заявляет Базаров. 12. «Патриот – это тот утверждал В. Быков который любил своих, националист – это тот, кто не любит  чужих». 13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «о Цветаевой Бродским были написаны две  прекрасные статьи. 14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек». 15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»              6.4  Выставление оценок за урок. 7.  Домашнее задание. 1. Выучить теоретический материал 26). 2. Подчинение правде, независимо от личных интересов и желаний,— в этом вся честность, вся  нравственность. (Н. Огарев)  Правда — это общая совесть людей. (М. Пришвин) Не мудрено, что у такого хозяина, как Манилов, довольно пусто в кладовой. (Н. Гоголь) 8. Организация на перемену.

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс

Цитирование как способ передачи чужой речи 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017