«Утверждаю »
Зам. директора по УВР
________________________
________________________
«_________» _________2021г
План конспект
по дзюдо
( согласно календарно-тематического планирования )
Тренера - преподавателя
Тихонова Евгения Викторовича
ПЛАН КОНСПЕКТ №
Тренера-преподавателя
Тихонов Евгений Викторович
Группа: БУ – 6 дзюдо
Тема: Техника бросков.
Место проведения: Спортивный зал МБОУ СОШ № 11 г. ст. Кирпильская Усть-Лабинский район.
Дата проведения: _________________________
Инвентарь и оборудование: спортивный зал, татами, манекен, резиновый экспандер.
Основные задачи: 1. Изучение броска через бедро. Разновидности броска через бедро.
1. Построение, рапорт, проверка группы -10 минут.
2. Разминка с включением разогревающих и общеразвивающих упражнений. а также с элементами акробатических упражнений - 20 минут.
3.Изучение приема: Цури-госи (бросок через бедро с захватом пояса)
– 40 минут.
4.Проведение схваток на выполнение технических действий в стойке с применением броска через бедро -10 минут.
5. Построение группы. Подведение итогов урока – 10 минут.
Указание к уроку.
Разминка. Примерные упражнения: Ходьба ( на насочках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы), бег (с ускорением, на коленках, с приставными шагами ( в правую, в левую сторону)), с высоким подыманием бедра, захлестывание, прыжки в высоту, швом ( на правой, на левой ноге), забигание ( эмитация броска), выпады, приседы.
Акробатические упражнения: кувырок вперед., назад, полет-кувырок, кувырки через партнера, колесо, раундап, подъем с разгибом.
Согревающие и общеразвивающие упражнения: вращение головы, вращение рук (в кистях, в локтях, в плечах), наклоны вперед, назад, в стороны, махи ногами, вращение туловища, таза, вращение в коленках, стопы, перекаты с ноги на ногу, развороты туловища в положении сидя, обходы переходы на борцовском мосту, мостик со стоики.
Изучение технических действий в стойке:
Цури-госи (бросок через бедро с захватом пояса)
Броски через бедро осуществляется за счёт движения ног.
Большинство бросков через бедро делается в направлении вперед, по ходу движения соперника.
Основной импульс этим броскам придается движением бедер. Если
использовать их как точку опоры большого рычага, помещая ниже центра тяжести соперника, то верхняя часть его туловища перевалится через вас. Так можно бросить более крупного борца, используя его импульс или вес. Большинство бросков через бедро делается в направлении вперед— то есть туда, куда движется соперник.
Цури-госи (бросок через бедро с захватом пояса)
Цури-госи выполняется с захватом пояса укэ, при этом укэ
подтягивается к тори за пояс, а затем проводится бросок идентичный броску через бедро. Существует две его версии этого броска: с захватом за пояс, когда рука тори проходит поверх руки укэ и таким образом блокирует её (о-цури-госи), и когда захват за пояс укэ, осуществляется из под его рукой (ко-цури-госи).
Ключевые моменты броска:
- захватить укэ за пояс;
- подтянуть укэ рывком к себе;
- вывести укэ из равновесия движением вперед.
Комбинации: если не удаётся провести цури-госи, выполняется харай-госи (подхват под две ноги) или о-ути-гари (зацеп изнутри).
Контратаки: о-цури-госи эффективный контрприем против атаки из
ко-цури-госи с противоположной стороны и наоборот.
Проведение схваток на выполнение технических действий в стойке с применением броска через бедро -10 минут.
Построение группы, подведение итогов.
Коси-гурума(бросок через бедро с захватом ворота)
Основная позиция для броска схожа с позицией о-госи, но рука не
обхватывает талию укэ, а захватывается ворот или шея и рука тянет укэ
вперед(рис. 13). Обычно этой рукой не хватают за куртку, поэтому коси-гурума работает лучше против выпрямленного, а не наклонившегося
соперника. Позиция таза для броска коси-гурума ниже, чем для о-госи, а
ноги расставлены чуть шире, чем для броска о-госи.
Рис. 13. Коси-гурума(бросок через бедро с захватом ворота)
105
Ключевые моменты броска:
- потянуть укэ вперед рукой, которая держит рукав, второй рукой
обхватить шею укэ;
- подвернуться под укэ;
- продолжать тянуть руками и вращать туловище в сторону броска.
Цури-коми-госи(бросок через бедро с захватом отворота)
Цури-коми-госи (рис. 14) проводится в том случае, когда соперник
выпрямляется и откланяется назад, чтобы уйти от уки-госи или о-госи. Во
время выполнения цурикоми-госи нужно подсесть так, чтобы поясница
оказалась на уровне с нижней частью бедра укэ. Тори правой рукой
захватывает верхнюю часть отворота куртки укэ.
Рис. 14. Цури-коми-госи(бросок через бедро с подъемом и
захватом отворота)
Ключевые моменты броска:
- правой кистью потянуть отворот в направлении большого пальца, при
этом внутреннюю сторону правой кисти и предплечья прижать к левой
стороне груди укэ;
- правая рука не должна пересекать линии головы и плеч;
- как только укэ будет выведен из равновесия и начнет движение
вперед, подсесть под укэ.
Содэ-цури-коми-госи(бросок через бедро с захватом двух рукавов)
Содэ-цури-коми-госи(рис. 15) выполняется в тех случаях, когда укэ
пытается сопротивляться, напрягая руки; ответный захват укэ можно
прервать, с силой подняв его локоть.
Ключевые моменты броска:
106
- при захвате рукава куртки укэ у локтя, кисть должна быть повернута
ладонью вверх, пальцами вовне;
- поднять локоть укэ как можно выше, упираясь своим локтем ему в
подмышку.
Рис. 15. Содэ-цури-коми-госи(бросок через бедро с захватом двух
рукавов)
Харай-госи(подхват под две ноги)
Харай-госи(рис. 16) выполняют когда укэ движется или наклоняется
вперед. При этом броске используется как классический захват, так и захват
воротника за шеей или дзюдоги в области спины. Для проведения броска
потянуть укэ за рукав дзюдоги, так чтобы он перенес большую часть своего
веса на одноименную ногу с захваченным рукавом.
Рис. 16. Харай-госи(подхват под две ноги)
Начиная бросок, опорную ногу необходимо поставить между ног укэ.
Для проведения броска стоя на одной ноге надо сохранить устойчивое
положение. Рабочую ногу отвести так, чтобы не дать укэ выполнить
обшагивание. Сметающим движением выбить из-под укэ его ногу.
Ключевые моменты броска:
107
- не начинать проводить сметающее движение ногой, не выведя укэ из
равновесия;
- туловище укэ должно быть плотно прижато к вашему туловищу по
диагонали– опорная нога– рука захватывающая рукав.
Комбинации: если соперник меняет направление движения, можно
выполнить комбинацию харай-госи – о-сото-гари (отхват) или
контратаковать с помощью усиро-госи(подсад бедром сзади), уцури-госи
(бросок сменой бедра, бросок через бедро отброска через бедро), ура-нагэ
(бросок через грудь), харай-госи-гаэси (контрприём от подхвата
скручиванием укэ).
Хане-госи(подсад бедром и голенью)
После полученной травмы ноги, которая не позволила Ёсицугу
Ямасита(10-й дан) вытягивать ногу для проведения броска харай-госи(рис.
17) он придумал, как можно бросить соперника используя согнутую ногу.
Кудзуси для ханэ-госи по отношению к укэ выполняется вперед и
немного вправо, так что он выставляет правую ногу вперед. Вхождение в
ханэ-госи выполняется так же, как и для харай-госи(подхват под две ноги),
но с немного меньшей амплитуда поворота корпуса. Поворачиваясь влево и
делая рывок, тори наклоняется вперед, увлекая укэ за собой, одновременно
своей правой ногой поднимает правую ногу укэ.
Рис. 17. Ханэ-госи(подсад бедром и голенью)
Ключевые моменты броска:
- внешняя сторона правой ноги тори касается внутренней стороны
правой ноги укэ;
- пальцы правой ноги тори направлены вниз;
- корпус укэ должен быть плотно прижат к корпусу тори.
108
Комбинации: если ханэ-госи не удаётся провести из-за того, что укэ
откланяется назад, тори выполняет о-ути-гари (зацеп изнутри). Если укэ
потерял равновесие и наклонился вперед, то выполняется ути-мата(подхват
под одну ногу изнутри).
Защита от ханэ-госи: ханэ-госи-гаэси(контрприём от подсада бедром
и голенью), помощью усиро-госи (подсад бедром сзади), уцури-госи
(бросок сменой бедра, бросок через бедро отброска через бедро), ура-нагэ
(бросок через грудь).
Усиро-госи(подсад бедром сзади)
Усиро-госи (рис. 18) используют, как контратаку на броски о-госи
(бросок через бедро) или сэой-нагэ(бросок через плечо). Когда укэ занимает
позицию для броска о-госи, тори производит защиту согнув ноги в коленях,
подсаживается так, чтобы его бедра были ниже бедер укэ. Взяв захват на
груди и животе, потянуть укэ вверх. Выпрямляя ноги, поднять укэ, при этом
сделать движение бедрами вперед, а корпус отклонить назад. Для
завершения броска, тори делает шаг назад левой ногой и бросает укэ перед
собой.
Рис. 18. Усиро-госи(подсад бедром сзади)
Ключевые моменты броска:
- остановить атаку соперника, опустив свои бедра ниже бедер укэ;
- крепко прижать укэ к своему туловищу;
- выпрямляя ноги поднять укэ и провести бросок.
Комбинации: если не удаётся провести усиро-госи, то проводится
уцури-госи(бросок сменой бедра, бросок через бедро отброска через бедро)
или ура-нагэ(бросок через грудь).
Защита: если этот бросок пытаются применить против вас, то для
контратаки используют ко-сото-гари(подсечка под пятку).
109
Уцури-госи(бросок с переворотом на поясницу)
Уцури-госи(рис. 19) начинается с такого же подъема, что и усиро-госи
(подсад бедром сзади), но затем, вместо того чтобы отступать и заканчивать
прием, сделайте шаг вперед, подставив укэ бедро, после чего выполняется
бросок типа о-госи (бросок через бедро). Иногда прием заканчивают
броском харай-госи (подхват под две ноги). Технику уцури-госи
используют когда при выполнении усиро-госи укэ поднят недостаточно
высоко, вследствие чего его трудно бросить на спину. В начале выполнения
уцури-госи укэ повернут лицом от тори. Тори делает поворот, и укэ падает
спиной на татами.
Рис. 19. Уцури-госи(бросок с переворотом на поясницу)
Ключевые моменты броска:
- взять в плотный захват укэ и прижать к своему туловищу;
- согнуть ноги в коленях, чтобы расположить бедра пониже, затем
поднять укэ на высоту груди;
- до касания укэ ногами татами, подвернуться под него и завершить
бросок.
110
Броски руками(тэ-вадза)
В технике дзюдо есть серия бросков, выполняемая в основном руками,
хотя в любом техническом действии участвуют все части тела, и их работа
хорошо скоординирована. Броски проводимые руками проводятся при
малейшей потери соперником равновесия, так как руки находятся в
постоянном контакте с соперником. При помощи рук осуществляется вывод
соперника из равновесия и как завершение атаки– техническое действие.
Моротэ-сэой-нагэ(бросок через спину)
Моротэ-сэой-нагэ (рис 20) один из самых распространенных и
эффективных бросков, применяемых на соревнованиях.
Бросок сэой-нагэ имеет несколько вариантов, но основные элементы
броска неизменны: взять захват, вывести соперника за равновесия,
подвернуться, потянуть укэ через спину, наклонившись вперед бросить укэ
на татами. Выгодной тактической ситуацией для этого приема, когда укэ
толкает вас или наклоняется вперед.
Рис. 20. Моротэ-сэой-нагэ(бросок через спину)
Ключевые моменты броска:
- повернуть правую руку держащую отворот, так, чтобы она не
отклонялась назад;
- согнуть колени, стараясь присесть как можно ниже;
- при проведении броска, потянуть укэ на себя, поворачивая влево свои
плечи и голову, а кисти направляя к левому колену.
Варианты сэой-нагэ различаются положением рук или ног. В варианте
под названием эри-сэой-нагэ правой рукой хватаются не за левый отворот
куртки укэ, а за правый. Бросок но-сэой-нагэ, или бросок через спину
изнутри наружу, применяется к противоположной руке укэ. В сэой-нагэ
111
могут варьироваться и позиции ног. Иногда правую ногу используют для
блокировки наступающей правой ноги укэ, как при выполнении тай-отоси
(передняя подножка), в других случаях правая нога отводится дальше назад
между ногами укэ.
Сэой-нагэ с колен(бросок через спину с колен) проводится когда одно
или два колена стоят на татам. Во всех вариантах броска сэой-нагэ главное
движение это подъем и бросок укэ через спину.
Комбинации: сэой-нагэ можно комбинировать с бросками назад,
поскольку именно в этом направлении обычно сопротивляется укэ. О-ути-гари (зацеп изнутри) и ко-ути-гари (подсечка изнутри) используют как
прекрасная подготовку или продолжение атаки.
Контратаковать можно с помощью усиро-госи(подсад бедром сзади)
или ура-нагэ(бросок через грудь).
Иппон-сэой-нагэ(бросок через спину с захватом одной руки)
Иппон-сэой-нагэ(рис. 21) один из вариантов бросков сэой-нагэ. Этот
бросок очень популярен у спортсменов и его очень часто можно увидеть в
соревновательных поединках.
Ключевые моменты броска:
- кудзуси проводится резким движением левой рукой вверх и вперед,
правая рука идет под мышку укэ, верхняя часть туловища тори находится в
плотном контакте с грудью укэ;
- согнуть ноги в коленях, подсесть как можно ниже, взвалить укэ себе
на спину;
- для проведения броска вытолкнуть ногами укэ, одновременно
осуществляя тягу руками и поворачивая влево верхнюю часть своего
туловища, завершить бросок.
Рис. 21. Иппон-сэой-наге(бросок через спину с захватом одной руки)
112
Один из вариантов исполнения иппон-сэой-нагэ – правосторонний
бросок с захватом левой руки укэ. Его можно выполнять с захватом двух
рукавов.
Комбинации: если укэ сопротивляется, отклоняясь назад, проводятся
броски о-сото-гари(отхват) или ко-ути-гари(подсечка изнутри).
Контратаки: на иппон-сэой-нагэ для проведения контратак проводятся
броски тани-отоси(посадка), усиро-госи(подсад бедром сзади) и ура-нагэ
(бросок через грудь).
Сэой-отоси(бросок через спину)
Сэой-отоси(рис. 22) похож на бросок сэой-нагэ(бросок через плечо),
отличие лишь в том, что укэ перед броском не отрывают от татами. «Отоси»
означает«ронять». Для броска, нужно подсесть перед укэ пониже, при этом
захват может быть любым из тех, что используются в сэой-нагэ. Тори
опускается на одно колено между ногами укэ или блокирует его ногу.
Ключевые моменты:
- используйте инерцию укэ, когда он наступает;
- опускаясь вниз, потянуть укэ за собой, используя вес всего своего
тела;
- выполняя бросок докрутить руками так, чтобы не ударился головой о
татами.
Рис. 22. Сэой-отоси(бросок через спину)
Тай-отоси (передняя подножка)
Тай-отоси(рис. 23) проводится при движении вперёд укэ. Укэ выводят
из равновесия при помощи подножки правой ногой. Когда тори подставляет
ногу, верхняя часть туловища укэ продолжает двигаться вперед. Тори
поворачивает туловище вправо и выполняет бросок укэ. Бросок тай-отоси
(передняя подножка) осуществляется руками, поэтому в этом броске, важно
правильно использовать импульс движения укэ.
113
Рис. 23. Тай-отоси(передняя подножка)
Ключевые моменты броска:
- для сохранения равновесия тори принимает широкую стойку, часть
веса перенеся на левую ногу;
- тори правой ногой блокирует правую ногу укэ под коленным
суставом, так чтобы центр равновесия укэ сместился вперед. Правая рука
перед броском согнута;
- для поворота туловища укэ для броска, тори тянет его влево своей
левой рукой, одновременно толкая правой в том же направлении, затем
поворачивает влево голову и верхнюю часть своего туловища.
Комбинации. Тай-отоси часто используют в комбинации с ути-мата
(подхват под одну ногу изнутри) или с о-ути-гари(зацеп изнутри). Если укэ
переступает через рабочую ногу, то снова применяется тай-отоси.
Контратака. Один из способов контратаки – перешагивание через
рабочую ногу тори и проведение ко-ути-гари(подсечки изнутри).
Уки-отоси(бросок по касательной)
Уки-отоси(рис. 24) это классический пример броска руками. В этом
броске с укэ не контактирует никакая другая часть тела. Уки-отоси
выполняют став на одно колено или из положения стоя на обеих ногах.
Ключевые моменты броска:
- уки-отоси применяется когда укэ наступает и у тори есть
возможность вывести укэ из равновесия за счёт движения рук;
- тори тянет укэ вперед руками. Затем левой рукой, держащей рукав
укэ, делает резкое движения вниз, одновременно делая шаг назад левой
ногой и опускаясь на левое колено.
- правой рукой тори тянет укэ мимо себя, затем разворачивает укэ так,
чтобы он упал на татами.
114
Рис. 24. Уки-отоси(бросок по касательной)
Суми-отоси(бросок по диагонали)
Суми-отоси (бросок по диагонали) (рис. 25) похож на уки-отоси
(бросок по касательной) и тот и другой бросок называют броском в воздухе.
При суми-отоси направление атаки вправо по диагонали и укэ устремляется
назад, а не вперед. Этот бросок выполняют, когда укэ выдвигает вперед
одну ногу или поворачивается так, что его вес переносится на правую пятку.
Тори делает шаг вперед левой ногой, как для выполнения о-сото-гари
(отхват), и совершает бросок вращательным движением рук.
Ключевые моменты броска:
- суми-отоси выполняется, когда укэ наступает и у тори есть
возможность быстро сменить его движение на вращательное;
- тори делая шаг левой ногой, левой рукой резко тянет вниз рукав укэ;
- правой рукой сначала тори тянет, затем толкает укэ вниз, на татами.
Рис. 25. Суми-отоси(бросок по диагонали)
Ути-мата-сукаси(контратакующий приём от подхвата изнутри с
выведением соперника из равновесия)
Ути-мата-сукаси (рис. 26) как контратакующий приём от ути-мата
(подхвата изнутри). Для выполнения этого приема нужно уловить начало
115
атакующих действий укэ и сдвинуть его ногу так, чтобы он не достиг цели,
затем с помощью рук бросить его вперед круговым движением.
Рис. 26. Ути-мата-сукаси(контратакующий приём от подхвата
изнутри с выведением соперника из равновесия)
Ключевые моменты броска:
- атакуемую ногу приставить ко второй ноге, чтобы укэ не смог
атакующей ногой провести подхват;
- во время броска тори тянет укэ вниз левой рукой и толкает правой.
Оби-отоси(бросок с захватом пояса)
Оби-отоси(рис. 27) применяют в качестве контрприёма от броска о-госи. При выполнении оби-госи, тори одной рукой, повернутой ладонью
вверх, захватывает спереди за пояс укэ, а второй рукой за дальнюю от тори
руку укэ.
Рис. 27. Оби-отоси(бросок с захватом пояса)
116
Ключевые моменты броска:
- рукой, захватившей за пояс, тори с силой тянет укэ так, чтобы он
подался назад и потерял равновесие;
- тори отрывает ноги укэ от татами, и выпрямляет ноги и толкает укэ
бедрами.
117
Броски ногами(аси-вадза)
Аси-вадза – это броски, выполняемые ногами. Атака выполняется
преимущественно нижней части туловища соперника, которого сбивают с
ног, или останавливают, не давая сделать шаг, в то время как верхняя часть
его туловища продолжает движение. Главные арсенал техники аси-вадза–
подсечки, зацепы, блоки ногами и сметающие движения. Подсечки(гари) –
приём похожий на действие косой или серпом. Зацеп(гакэ) обездвиживает
опорную ногу укэ при одновременном толчке руками. Блоки ногами(сасаэ)
– приёмы остановки ногой движения укэ. Сметающие движения(харай) –
проводится при выводе укэ из равновесия или во время движения.
Дэ-аси-барай(подсечка под выставленную ногу)
Дэ-аси-барай (рис. 28) простой и эффективный бросок. Но для его
проведения необходимо точно рассчитать начало атакующих действий. Де-аси-барй можно выполнять при наступлении и отступлении укэ. При
движении вперед когда вес укэ находится на опорной ноге он делает шаг
вперед, в этот момент перед постановкой ноги на татами тори выполняет
сметающее движение ногой. При движении назад, подсечка выполняется в
тот момент, когда укэ перенес вес тела на опорную ногу и пытается сделать
шаг назад.
Рис. 28. Подсечка де-аси-барай
Ключевые моменты броска:
- выполнять подсечку ступней, касаясь пальцами ноги пятки укэ;
- ногу выпрямлять полностью, для использования мышц бедра;
- рукой которая держит рукав тори тянет вниз, а рукой, которая держит
отворот тянет вверх и в сторону броска.
118
Ко-ути-гари(подсечка под пятку изнури)
Ко-ути-гари(рис. 29) эффективен когда ноги соперника рсставленны
шире плеч или он делает шаг вперед.
Рис. 29. Ко-ути-гари(подсечка под пятку изнури)
Ключевые моменты броска:
- выполнять подсечку ступнёй;
- направление приложения силы при выполнении подсечки должно
быть направленно в сторону пальцев атакуемой ноги;
- рукой, которая держит рукав, тянуть в строну броска;
- туловищем и второй рукой толкать укэ назад.
Комбинации. Ко-ути-гари часто комбинируют с о-ути-гари и ути-мата.
Защита от ко-ути-гари проведение хидза–гурума или тани-отси.
Ко-сото-гари(подсечка под пятку)
Ко-сото-гари (рис. 30) выполняется при движении укэ вперёд. При
выполнении ко-сото-гари воздействуют не на всю ногу укэ, а только на
стопу.
Рис. 30. Ко-сото-гари(подсечка под пятку)
119
Ключевые моменты приёма:
- выполнять бросок когда укэ делает шаг вперед;
- при проведении броска воздействие должно быть в направлении
пальцев атакуемой ноги;
- рукой, которая держит рукав, тянуть в строну броска;
- туловищем и второй рукой толкать укэ назад.
Контратаки. При проведении с недостаточной силой ко-сото-гари
можно контратаковать о-сото-гари. При более мощной атаке, подвернуться
и провести ути-мата.
Ко-сото-гаке(зацеп разноимённой ногой снаружи)
Ко-сото-гаке (рис. 31) при выполнении этого приёма ногу укэ не
подсекают а фиксируют на одном месте, затем толкают укэ через неё.
Рис. 31. Ко-сото-гаке(зацеп разноимённой ногой снаружи)
Ключевые моменты броска:
- зацепить ногу укэ сзади пяткой;
- рукой, которая держит рукав, тянуть вниз в строну броска;
- второй рукой толкать укэ назад и в сторону броска;
- сместить вес тела укэ на край стопы атакуемой ноги.
Ко-сото-гакэ можно выполнять в тот момент, когда зацеп
производится не лодыжки а под коленным сгибом.
Комбинации. Если укэ уходит от броска выполняется о-сото-гари.
Контрприём– ути-мата.
Ути-мата(подхват под одну ногу изнутри)
Ути-мата (рис. 32) – один самых часто используемых бросков в
соревновательной практике.
120
Ключевые моменты броска:
- потянуть укэ на себя, когда укэ потеряет равновесие и начнёт
двигаться вперёд, тори начинает выполнение приёма;
- тори атакует верхней частью бедра в области между левым и правым
бедрами укэ;
- тори делая мах ногой, опускает голову тянет укэ за собой.
Комбинации. Ути-мата выполняется после не удавшейся попытки
атаки о-ути-гари(зацеп изнутри) или ко-ути-гари(подсечка изнутри).
Защита от ути-мата– ути-мата-сукаси.
Рис. 32. Ути-мата(подхват под одну ногу изнутри)
О-сото-отоси(задняя подножка)
О-сото-отоси(рис. 33) выполняется с выведения укэ с равновесия по
диагонали назад влево, опорную ногу поставить на уровне ног соперника,
рабочую ногу поставить за атакуемой ногой укэ и продолжать движение
руками произвести бросок.
Ключевые моменты броска:
- вынести рабочую ногу согнутую в колене за укэ;
- коснувшись рабочей ногой атакуемой ноги укэ, выпрямляя, поставить
её на татами.
Рис. 33. О-сото-отоси(задняя подножка)
121
О-сото-гурума(отхват под две ноги)
О-сото-гурума(рис. 34) блокируются обе ноги укэ. Бросок проводится
в тот момент, когда ноги укэ стоят вместе или слегка расставлены.
Рис. 34. О-сото-гурума(отхват под две ноги)
Ключевые моменты броска:
- тори вывод укэ из равновесия назад вниз;
- поставить опорную ногу на уровне ног укэ;
- рабочая нога прижата к бедру укэ;
- рабочая нога тори должна блокировать ноги укэ;
- одновременно с толчком руками, тори делает мах ногой назад.
Контрприём: от о-сото-гурума– о-сото-гаэси.
Хидза-гурума(подсечка в колено)
Хидза-гурума (рис. 35) основан на использовании движения укэ
вперёд. Тори прикладывая силу, увеличивает скорость движения укэ, а
затем блокируя ногу, не давая ему сделать шаг вперёд. Под действием силы
инерции, и за счёт работы рук тори, укэ падает.
Рис. 35. Хидза-гурума(подсечка в колено)
122
Ключевые моменты броска:
- одновременно потянуть укэ за рукав и отшагнуть вправо и чуть
повернуться влево;
- стопой зафиксировать ногу укэ под коленной чашечкой укэ;
- для проведения броска одновременно с работой рук поворачиваться
в сторону броска.
Комбинации. Хидза-гурума комбинируют с о-сото-гари.
Защита. Одним из защитных действий является о-ути-гари.
Сасаэ-цурикоми-аси(передняя подсечка под выставленную ногу)
Сасаэ-цурикоми-аси (рис. 36) придвижении укэ, когда вес тела
переносится на выставленную ногу, тори его блокирует стопой в районе
лодыжки, делая шаг в сторону противоположную атакуемой ноги,
подтягивает укэ руками и поворачиваясь производит бросок.
Рис. 36. Сасаэ-цурикоми-аси(передняя подсечка под выставленную ногу)
Ключевые моменты броска:
- зафиксировать ногу укэ ступней в районе лодыжки, чтобы остановить
его движение вперед;
- тори держать укэ ближе к себе, бедро опорной ноги тори должно
находится рядом с левым бедром укэ;
- чтобы произвести бросок тори резко поворачивается в сторону
броска.
Аси-гурума(колесо через ногу)
Бросок аси-гурума (рис. 37) внешне похож на бросок харай-госи.
Отличия в том, что при проведении харай-госи движение выполняется
ногой, а при проведении аси-гурума нога не подвижна, а бросок
выполняется за счёт поворота корпуса.
123
Рис. 37. Аси-гурума(колесо через ногу)
Ключевые моменты броска:
- заблокировать рабочей ногой ногу укэ;
- работая руками скручивайте укэ по окружности вниз.
Комбинации. Аси-гурума проводится после неудавшейся попытки
проведения о-сото-отоши.
О-ути-гари(зацеп изнутри)
О-ути-гари(рис. 38) выполняется когда укэ выставляет ногу вперёд.
Подход для проведения о-ути-гари имеет несколько вариантов.
Рис. 38. О-ути-гари(зацеп изнутри)
Ключевые моменты броска:
- когда укэ делает шаг вперёд тори притягивает его рукой к себе, до
соприкосновения туловищем;
- тори заводит рабочую ногу за атакуемую ногу укэ, и выбивает её в
направлении её движения.
Комбинации. О-ути-гари выполняется в комбинации с ути-мата и ко-ути-гари.
Контратака. Для контратаки используют о-ути-гаэси или тани-отоси.
124
Окури-аси-барай(подсечка в темп шагов)
Окури-аси-барай(рис. 39) техника броска основана на том, что когда
укэ движется в сторону, он делает шаг в сторону, а затем приставляет ногу.
Использую это движение нога тори подталкивает ноги укэ так, что они
вылетают в сторону. Ноги укэ всегда подсекаются в направлении их
движения, при этом тори останавливает движение туловища укэ. Окури-аси-барай применяется когда укэ обходит тори или отводит тори в сторону.
Рис. 39. Окури-аси-барай(подсечка в темп шагов)
Ключевые моменты броска:
- тори своей ступнёй подсекает ногу укэ с внешней стороны по
направлению движения;
- атакующая нога тори должна быть прямая, для создания
максимального момента сил;
- тори тянет укэ руками вверх, стараясь повернуть его назад.
Комбинации. При неудачной попытке проведения окури-аси-барай
можно выполнить тай-отоси или харай-госи.
Контрприемы. В качестве контрприёма можно использовать цубамэ-гаэси, либо переступить ногой и выполнить тай-отоси или харай-госи.
Цубамэ-гаэси(контратакующий приём)
Цубамэ-гаэси (рис. 40) проводится как контратакующее действие,
когда соперник пытается выполнить дэ-аси-барай. Тори поднимает стопу
вверх, при этом делает стопой круговое движени, и подсекает атакующую
ногу укэ дэ-аси-барай.
125
Рис. 40. Цубамэ-гаэси(контратакующий приём)
Ключевые моменты броска:
- тори должен отвести ногу до того, как её коснётся нога укэ;
- для быстрого отвода стопы, тори сгибает ногу в колене;
- тори выпрямляет ногу и делает подсечку;
- тори осуществляет контроль руками направления броска.
126
Броски с падением(сутэми-вадза)
Броски сутэми-вадза делят на две группы: броски с падением на бок
(ёко-сутэми-вадза) и броски с падением на спину(ма-сутэми-вадза).
Особенность этих бросков в том, что при их выполнении больше
используется сила тяжести, чем сила мышц. Основой броска в сутэми-вадза
является низкая стойка.
Томоэ-нагэ(бросок с упором стопы в живот)
Томоэ-нагэ (рис. 41) выполняется при атаке укэ или когда укэ
принимает низкую стойку, или после проведения подсечки. Ещё один
удобный моментом для проведения томоэ-нагэ когда укэ напрягает руки для
обороны. При точке укэ тори перекатывается с таза на спину упираясь ногой
в живот укэ.
Рис. 41. Томоэ-нагэ(бросок с упором стопы в живот)
Ключевые моменты броска:
- захват для увеличения рычага должен быть как можно выше;
- при перекате на спину тори упирается в область таза укэ;
- до падения укэ, тори тянет его рками на себя.
Томое-нагэ имеет несколько вариантов исполнения – это бросок с
использованием двух ног, и вариант ёко-томоэ-нагэ, когда тори падает на
бок.
Контатака. В качестве контратакующих приёмов используют о-ути-гари или ко-ути-гари.
Суми-гаэси(подсад голенью)
Суми-гаэси(рис. 42) выполняется против соперника находящегося в
низкой оборонительной стойке. При выпонении суми-гаэси нога не
упирается в живот укэ, как в томоэ-нагэ, а упмрается под внутреннюю
сторону бедра.
127
Рис. 42. Суми-гаэси(посад голенью)
Ключевые моменты броска:
- потянуть укэ на себяя и вниз;
- падая на спину под укэ, выставить ногу под внутреннюю сторону
бедра укэ;
- одновременно тянуть укэ руками и, с помощью ногу толкать укэ
вверх.
Тани-отоси(посадка)
Тани-отоси (рис. 43) используется в большинистве случаев как
контрприём от броска о-гоши или сэой-нагэ, но его можно вполнять в
комбинации с броском через бедро.
Рис. 43. Тани-отоси(посадка)
Ключевые моменты броска:
- завести ногу(блокировать) за ноги укэ;
- взять плотный захват;
- падая на бок, повернуться лицом к укэ.
128
Ёко-отоси(боковая подсечка с падением)
Ёко-отоси(рис. 44) выполняется с паденим тори на бок. Падая на бок,
тори за счёт инерционности и рывка руками бросает укэ в сторону, через
выставленную ногу.
Рис. 44. Ёко-отси(боковая подножка с падением)
Ключевые моменты броска:
- падая, тори блокирует своей ногой выставленную ногу укэ;
- тори падая использует инерцию тела и направляя руками укэ так,
чтобы он падал в сторону;
- во время броска тори поворачивается в сторону укэ.
Ёко-вакарэ (передняя подножка на пятке под одноименную ногу)
Ёко-вакарэ(рис. 45) проводится с падением тори на бок. При падении
тори переворачивает укэ через грудь. Бросок выполняется в тот момент,
когда укэ движется вперёд.
Рис. 45. Ёко-вакарэ(передняя подножка на пятке под одноименную ногу)
129
Ключевые моменты броска:
- тори падает перед укэ, при атаке укэ;
- тори тянет на себя туловище укэ;
- падая, тори поворачивается в сторонц укэ, перебрасывая укэ через
себя.
Ура-нагэ(бросок через грудь)
Ура-нагэ(рис. 46) при атаке укэ о-госи или сэой-нагэ, тори опускает
корпус пониже, и бросает укэ через плечо, падая на спину.
Рис. 46. Ура-нагэ(бросок через грудь)
Ключевые моменты броска:
- при попытке укэ провести о-госи или сэой-нагэ, тори сгибает колени
чтобы подсесть ниже, чтобы подсесть под тори;
- тори берет плотный захват и прижимается к укэ грудью;
- тори поднимает укэ выпрямляя ноги и выставляя вперёд бедра, затем
падает на спину бросая укэ через своё плечо.
Контратака. Контратакующий приём, который используют против ура-нагэ– о-ути-гари.
Сото-макикоми(бросок скручиванием)
Сото-макикоми (рис. 47) выполняется перекатыванием укэ через
спину. Эффективность броска зависит от начального положения тори.
Ключевые моменты броска:
- верхняя часть туловища тори должна находиться в тесном контакте с
укэ;
- при проведении броска тори удерживает плечо укэ под мышкой.
130
Рис. 47. Сото-макикоми(бросок скручиванием).
131
Техника борьбы в партере(не-вадза)
Техника сковывания (не-вадза) в дзюдо включает удержания,
удушения и боевые приемы па локтевой сустав. Удержания, болевые и
удушающие приёмы выполняются в положении партера.
При борьбе в партере следует придерживаться следующих принципов:
- не сопротивляйтесь превосходящей силе, старайтесь, чтобы она
«работала» на вас;
- держите центр тяжести как можно ниже;
- для начала пытайтесь контролировать хотя бы часть туловища своего
соперника, постепенно расширяйте контроль.
Удержания(осаэкоми-вадза)
Основное внимание при освоении осаэкоми-вадза следует уделять
контролю над действиями соперника и умению занять положение, которое
позволит выполнить осуществлять его контроль. Завершающий прием –
только составляющая техники борьбы, победы в поединке можно добиться,
лишь освоив все элементы этой техники. Удержания, которые описаны в
данном разделе, не отражают всю полноту техник имеющихся в арсенале
дзюдо.
При освоении приёмов осаэкоми-вадза, необходимо развивать
гибкость и умение получать преимущество не за счет силы, а с помощью
максимального использования чувства равновесия и правила рычага.
Основные приемы удержания
Приемы удержания – важная составляющая техники сковывания в
дзюдо, поскольку они учат как достижению контроля над соперником, так
и умению уйти из-под его контроля. Освоив техник удержания можно
переходить к изучению техники удушения и болевых приемов, поскольку
при их использовании неумение контролировать соперника может привести
к поражению или к травме. Удержания считаются основными приемами при
сковывании в положении лежа. В момент удержания лицо тори должно
быть обращено вниз или в сторону. На соревнованиях за удержание
соперника20 секунд, даётся оценка иппон. Каждый прием удержания имеет
множество вариантов, называемых кудзурэ
Принципы
Для успешного удержания, как и для успешного выполнения других
приемов дзюдо, необходимо контролировать равновесие. Основные
принципы кудзуси(выведение соперника из равновесия), действующие при
исполнении бросков, в той же степени важны и для борьбы в партере, но
132
потерять равновесие стоя гораздо легче, чем лежа на татами. Умение
сохранять равновесие и выводить из него соперника в положении стоя на
ногах поможет успешно действовать и в положении лежа.
Во время удержания необходимо создавать широкую площадь опоры
(расставить ноги), держаться как можно ниже, переносить большую часть
веса на соперника и не слишком напрягаться, чтобы быстро отвечать на
возможные атакующие действия. Этот же принцип относится и к попыткам
ухода с удержания. Для того ухода с удержания попытайтесь ограничить
движения соперника или воспользоваться ими, сместите его центр тяжести,
поднимите его как можно выше над татами или сократите площадь его
соприкосновения с ним.
Препятствовать удержанию или освободиться от него можно,
максимально увеличив дистанцию между соперниками. И наоборот, чтобы
удержать соперника, необходим плотный контакт. Находясь сверху,
прижмитесь к сопернику, чтобы эффективно использовать свой вес и
затруднить его движения.
Кэса-гатамэ(удержание сбоку)
Это удержание называется так потому, что шею и туловище укэ
обхватывают руками, словно окутывают шарфом. Заняв правильную
позицию, можно удерживать человека без особых усилий. Среди вариантов
этого приема – хон-кэса-гатамэ (рис. 48) кудзурэ-кэса-гатамэ (рис. 49),
макура-кэса-гатамэ(рис. 50) и усиро-кэса-гатамэ(рис. 51).
Рис. 48. Удержание хон- кэса-гатамэ
Кэса-гатамэ можно выполнить и так, чтобы сопернику было трудно
дышать. Для этого, тори наклоняясь вперёд берёт укэ за правую руку выше
локтя и блокирует её своей рукой. Тори удерживая укэ поворачивается так,
чтобы рука укэ вытягивалась, и своим весом прижимает его к татами.
133
Ключевые моменты удержания хон-кэса-гатамэ:
- тори удерживая руку укэ, обвивает ее вокруг своего туловища;
- чтобы увеличить площадь опоры, тори расставляет ноги шире;
- тори наклоняет голову кукэ, а голову укэ удерживает над татами.
Рис. 49. Удержание кудзурэ-кэса-гатамэ
Рис. 50. Удержание макура-кэса-гатамэ
Рис. 51. Удержание усиро-кэса-гатамэ
Ката-гатамэ(удержание со стороны плеча)
Ката-гатамэ(рис. 52) выполняется и как удержание, и как удушение.
Тори, прижав правую руку укэ к его лицу, захватывает руку вместе с шеей
134
и прижимает захваченную шею своим телом, удерживает укэ. Для того
чтобы выполнить удушение, тори переносит на укэ вес своего тела.
Рис. 52. Удержание ката-гатамэ
Ключевые моменты удержания:
- удерживайте голову укэ, чтобы не дать ему возможности двигаться;
- прижимайте голову к голове укэ, чтобы зафиксировать его руку в
нужном вам положении.
Ками-сихо-гатамэ(удержание со стороны головы)
Ками-сихо-гатамэ(рис. 53) эффективное удержание, так как грудь и
голова укэ придавлены, и он не может для освобождения использовать ноги.
Несколько вариантов этого приема объединены под названием кудзурэ-ками-сихо-гатамэ(рис. 54) в положении когда тори лежит на татами и когда
тори удерживает укэ согнув ноги в коленях(рис. 55).
Рис. 53. Удержание ками-сихо-гатамэ
Ключевые моменты удержания:
- взять за пояс укэ обеими руками;
- для увеличения площади опоры, как можно шире расставить ноги.
135
Рис. 54. Удержание кудзурэ-ками-сихо-гатамэ
Рис. 55. Удержание кудзурэ-ками-сихо-гатамэ
Ёко-сихо-гатамэ(удержание с боку)
Ёко-сихо-гатамэ (рис. 56) выполняется когда тори расположен сбоку.
Тори взяв захват за пояс и ворот, давит своей грудью на грудь укэ. В числе
вариантов– кудзурэ-ёко-сихо-гатамэ(вариант удержания сбоку) и мунэ-гатамэ(удержание с захватом дальней руки) (рис. 57).
Рис. 56. Ёко-сихо-гатамэ(удержание с боку)
Ключевые моменты удержания:
- тори обхватывает рукой ногу укэ, берёт за его пояс, дзюдогу или
штаны, второй рукой обхватывает шею укэ, взяв его за отворот;
- для увеличения площади опоры укэ расставляет ноги как можно
шире.
136
Рис. 57. Удержание мунэ-гатамэ
Татэ-сихо-гатамэ(удержание верхом)
Татэ-сихо-гатамэ (рис. 58) выполняется, когда укэ лежит на спине.
Тори из положения верхом, обеими ногами зажимает снаружи ноги укэ.
Тори правую руку пропускает под левое плечо укэ, а вторую руку под
мышку укэ. Обхватив скрестным захватом туловище укэ, тори проводит
удержание. Способы удержания могут варьироваться, эти варианты
объединены под одним названием– кудзурэ-татэ-сихо-гатамэ.
Рис. 58. Удержание татэ-сихо-гатамэ
Ключевые моменты удержания:
- расставить колени как можно шире;
- удерживать ногами бедра укэ;
-руки должны быть не слишком напряжены, чтобы ими можно было
опереться о татами, если укэ начнет контратаку.
137
Удушающие приёмы(симэ-вадза)
Приемы удушения воздействуют на небольшие зоны на шее, которые
соперник обычно хорошо защищает. Главное при выполнении приема
удушения– точность, а не сила. Приемы удушения можно выполнять по-разному, в зависимости от позиции, телосложения и действий соперники, а
также от уровня подготовки и силы дзюдоиста.
Принципы выполнения удушающих приёмов
Удушающие приемы основаны на двух методах воздействия(рис. 59):
- прекращение или ограничение притока крови к мозгу посредством
сдавливания сонной артерии– одной или обеих;
- прекращение или ограничение притока воздуха в легкие посредством
сдавливания горла.
Для выполнения удушения без нанесения травмы сопернику
необходимо:
- сохранять свободу действий и находиться в позиции, которая
позволяет использовать вес тела для приведения удушающего приема;
- подвести укэ к положению при котором можно осуществлять
контроль его действий;
- начав удушающий приём не отпускать захват и не менять положение.
Рис. 59. Места воздействия при удушении
С технической точки зрения термин «удушение» означает лишение
возможности дышать. Удушить соперника можно закрыв его рот или сжав
его горло. Сжимая сонную артерию, перекрывают доступ крови в мозг, из-за чего человек может потерять сознание.
138
Многие приемы симэ-вадза сочетаются оба описанных выше метода
воздействия. В практике дзюдо больше внимания уделяется методам
прекращения притока крови к мозгу. Сдавливание сонной артерии –
основная форма симэ-вадза, поскольку требует незначительных усилий и
быстрый способ лишения сознания. Кроме того, сдавливание сонной
артерии наиболее безопасный метод симэ-вадза.
Чтобы противостоять удушающим приёмам необходимо знать технику
защиты, как при освоении бросковой техники, так и при освоении приёмов
симе-вадза изучается и техника защиты. Одним из наиболее частых приёмов
защиты это когда подбородок опущен как можно ниже, а плечи подняты
выше. Защищать шею можно и при помощи рук.
Обучение приемам симэ-вадза должно проводиться под наблюдением
тренера, так как удушающие приёмы потенциально опасны. Если укэ
почувствовал, что теряет сознание, то необходимо дать сигнал сдачи
(похлопать ладошкой по татами). Как только укэ подаст сигнал о сдаче или
начнёт терять сознание, тори должен прекратить проведение удушающего
приёма. О потере сознания можно судить по неожиданному прекращению
сопротивления, расслабленному телу и изменению цвета лица.
Нами-дзюдзи-дзимэ(обычный перекрестный замок)
Первые три удушающих приема схожи по принципу, но у них
положение рук различно. Это различие приводит и к различиям в технике
исполнения приемов.
Для выполнения нами-дзюдзи-дзимэ (рис. 60) перекрестите руки и
захватите воротник укэ с обеих сторон у шеи: ваши ладони должны быть
направлены вниз, а большие пальцы – под дзюдоги соперника. Проводя
удушение, разводите локти в стороны и вверх. Прижимаете руки к шее, и
оказывайте давления на сонные артерии. Давление на горло должно быть
минимальным.
Ключевые моменты приёма:
- Захватить верхнюю часть воротника соперника, скрестив руки и
направив большие пальцы под его дзюдогу.
- развести локти и наполняйте и потянуть соперник ка себя.
139
Рис. 60. Удушающий приём нами-дзюдзи-дзимэ
Гяку-дзюдзи-дзимэ(обратный перекрестный замок)
Гяку-дзюдзи-дзимэ(рис. 61) похож на нами-дзюдзи-дзимэ(см. выше),
но руки повернуты ладонями вверх и под дзюдоги находятся все пальцы,
кроме большого. Удушение производится посредством разведения локтей в
стороны и вверх, хотя артерии на шее теперь сдавливают другими
участками кистей. Для большей эффективности или в тех случаях, когда
соперник активно сопротивляется и вам не удастся достаточно
приблизиться к нему, не отпуская воротник, поверните руки так, чтобы
ладони были направлены вниз. Сжимать шею после этого вы будете другой
стороной кисти.
Рис. 61. Удушающий приём гяку-дзюдзи-дзимэ
140
Ключевые моменты приёма:
- захватить за верхнюю часть воротника соперника, скрестив руки и
направив пальцы под его дзюдогу;
- разведите локти и потяните соперника на себя.
Ката-дзюдзи-дзимэ(полуперекрестный замок)
Ката-дзюдзи-дзимэ похож на удушающий нами-дзюдзи-дзимэ.
Различие в том, что одной рукой захват производится высоко за воротник
укэ, большим пальцем под дзюдоги укэ, а другую руку тори пропускает под
ней и также захватает ею за воротник, но пониже и так, чтобы все пальцы,
кроме большого, были под дзюдоги. Удушающее действие выполняется
рукой, находящейся сверху, вторая тянет воротник вниз. Как и при
выполнении нами-дзюдзи-дзимэ, на сонную артерию надавливают ребром
удушающей руки.
Ключевые моменты приёма:
- захватить за верхнюю часть воротника соперника, большой палец
завести под его дзюдоги;
- второй рукой захватить за другую сторону воротника, пальцами
внутрь, и потянуть ею вниз;
- голова и грудь тори должны находиться вблизи от соперника.
Защита от трех приемов перекрестного замка
При выполнении всех трех перекрестных замков важно держать шею
укэ близко к своей груди, создать максимальное давление руками на шею
укэ.
Защитные действия: при атаке вышеперечисленными удушающими
приёмами отжать обеими руками от себя соперника, не давая ему плотно
скрестить руки.
Второй способ защиты– положить ладони на шею соперника до того,
как он попытается схватить вас обеими руками.
Третий способ защиты заключается в том, чтобы схватить соперника
за локти и толкнуть его вперед или в сторону.
Окури-эри-дзимэ(замок с захватом отворота сзади)
Окури-эри-дзимэ(рис. 62) проводится из-за спины. Воротник укэ здесь
используется как веревка, обвитая вокруг шеи. При этом правой рукой не
141
только тянут за воротник, но и ее внутренней стороной надавливают на
сонную артерию или на горло, лишая укэ возможности дышать.
Рис. 62. Удушающий приём окури-эри-дзимэ
Ключевые моменты приёма:
- вывести укэ из равновесия, чтобы он не смог повернуться или
вывернуться;
- левую руку просунуть под левой рукой укэ, захватить левый отворот
дзюдоги укэ и выбрать слабину;
- правой рукой потянуть за левый отворот куртки укэ оказывая
давление на его шею;
- захватить левой рукой правый отворот дзюдоги укэ и потянуть его
вниз и к центру.
Хадака-дзимэ(«голый» замок)
При выполнении удушающего приёма хадака-дзимэ(рис. 63), руками
не захватают дзюдоги, как при выполнении других приемов симэ-вадза.
В положении за спиной соперника, обхватить его шею руками и
сдавливайте ими горло, препятствует дыханию и вызывает болезненные
ощущения. Обычно соперник сдастся задолго до того, как начнет
задыхаться. Существует несколько вариантов этого приема, включая
надавливание на сонные артерии.
Ключевые моменты приёма:
- для осуществления контроля движения укэ, вывести его из
равновесия(в положении сидя отклонить назад);
- повернув кисть ладонью вниз, внутренней стороной кисти или
запястья надавить на горло укэ;
- сзади голову укэ подпереть плечом, а сбоку– своей головой.
142
Рис. 63. Удушающий приём хадака-дзимэ
Ката-ха-дзимэ(замок с захватом одного отворота сзади)
При выполнении удушающего приёма ката-ха-дзимэ (рис. 64)
удушающее движение производят правой рукой, левая рука сзади
поддерживает голову укэ и фиксирует его левую руку, не давая
возможности укэ ослабить давление или уйти от захвата.
Рис. 64. Удушающий приём ката-ха-дзимэ
Ключевые моменты приёма:
- правой рукой захватить за левый отворот дзюдоги укэ, положив ее на
горло;
- левым предплечьем зафиксировать левую руку укэ;
- тори левую руку заводит за голову или за шею укэ и упирается ей в
основание затылка укэ;
- производя удушающее движение, тори следит за тем, чтобы левая
рука укэ была направлена вверх.
143
Ката-тэ-дзимэ(удушение одной рукой)
При проведении удушающего приема ката-тэ-дзимэ (рис. 65),
удушение проводят одной рукой без помощи другой. Ката-тэ-дзимэ можно
выполнять из различных положений.
Рис. 65. Удушающий приём ката-тэ-дзимэ
Ключевые моменты приёма:
- захватить за отворот дзюдоги укэ одной рукой, большой палец
направив под дзюдоги;
- надавить предплечьем на горло укэ.
Санкаку-дзимэ(удушение треугольником)
Санкаку-дзимэ(рис. 66) проводиться при помощи ног, что позволяет
увеличить силу воздействия на горло укэ. Санкаку-дзимэ можно проводить
из различных положений.
Ключевые моменты приёма:
- зажать голову укэ и одну его руку между ногами;
- правую стопу завести под свой левый коленный сустав (взять в
замок);
- согнуть левую ногу, сводя колени.
Рис. 66. Удушающий приём санкаку-дзимэ
144
Болевые приемы(кансэцу-вадза)
Болевые приёмы в дзюдо проводятся на локтевой сустав, против
естественных направлений его движения. Цель болевых приемов –
заставить соперника сдаться из-за боли в суставе. Болевые приёмы на
локтевой сустав относительно безопасны, так как у соперника достаточно
времени для подачи сигнала о сдаче.
Принципы выполнения болевых приёмов
Болевые приемы на сустав включают две формы:
- узел согнутой руки(удэ-гарами);
- рычаг вытянутой руки(удэ-хисиги-удэ-гатамэ).
При проведении болевых приёмов необходимо:
- удерживать укэ так, чтобы он не смог двигаться;
- осуществлять контроль плеча, локтя и запястья атакуемой руки;
- обездвижить плечо, а затем давить на запястье и локоть в
противоположных направлениях с целью заставить соперника сдаться.
Рис. 67. Сила воздействующая на сустав
Болевые приемы позволяют создать давление на локтевой сустав, для
создания болевого эффекта нужно правильно выбрать точку опоры рычага,
которая находится за локтевым суставом(рис. 67). Сила, от которой зависит
результат проведения приёма, прикладывается к запястью укэ. Воздействие
на рычаг можно оказывать за счёт приложения силы рукой или ногой. Если
рука укэ вытянута, то приложение силы должно быть на точку за большим
пальцем в направлении к мизинцу, в этом случае укэ будет труднее
повернуться и освободиться от захвата. Если укэ чувствует, что ему не уйти
с болевого приёма, то для предотвращения травмирования укэ подаёт
сигнал о сдаче– похлопывание рукой по сопернику или по татами. После
подачи укэ сигнала о сдаче тори моментально должен прекратить
выполнение болевого приёма.
145
Удэ-гарами(узел локтя)
Удэ-гарамэ проводится на согнутую в локтевом суставе руку.
Атакуемая рука должна быть согнута в локтевом суставе, а ее кисть
направлена либо вверх, к голове укэ(рис. 68, а), либо вниз, к его ногам(рис.
68, б.).
В зависимости от варианта приема можно отталкивать от себя запястье
укэ, толкать на себя его локоть, тянуть его кисть к его плечу или сочетать
эти движения.
Ключевые моменты приёма:
- добиться контроля над укэ и обездвижить его плечо;
- захватить запястье укэ так, чтобы тыльная сторона вашей ладони
была направлена вверх, а ее внутреннее ребро, со стороны большого пальца
располагалось параллельно локтевому суставу укэ;
- второй рукой, заведенной под локоть укэ, захватить свое запястье;
- воздействуя на локтевой сустав укэ, смещайте захват к талии укэ.
Рис. 68. Болевой приём удэ-гарами
Удэ-хишиги-дзюдзи-гатамэ (рычаг локтя с захватом руки между
ног)
Удэ-хишиги-дзюдзи-гатамэ или дзюдзи-гатамэ выполняют с помощью
всего тела, включая ноги, что даёт эффект большого давления на
выпрямленную руку укэ. Положение, из которого проводится этот болевой
приём могут варьироваться(рис. 69).
Ключевые моменты приёма:
- захватить запястье укэ своими руками так, чтобы мизинец укэ был
направлен к вашей груди;
- зафиксировать плечо укэ, сдавив его коленями, а туловище укэ
контролировать ногами;
- локоть укэ должен находиться под/над вашим бедром или под
животом в зависимости от положения укэ(лежит на животе или на спине);
146
- при необходимости увеличьте давление на локоть, поднять бедра или
выгнуть туловище.
Рис. 69. Болевой приём удэ-хишиги-дзюдзи-гатамэ
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ (перегибание локтя при помощи ноги
сверху)
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ(рис. 70) в следующей последовательности:
тори захватывает руку укэ своей рукой, и заводит кисть укэ себе под мышку.
Подошвой ноги тори давит в верхнюю в верхнюю часть бедра укэ на уровне
пояса. Колено тори давит на локтевой сустав укэ, удерживая захват за
дзюдогу укэ.
Рис. 70. Болевой приём удэ-хисиги-хидза-гатамэ
Ключевые моменты приёма:
- удерживая руку укэ тянуть ее на себя;
- для создания опоры и увеличения силы давления на локтевой сустав
коленом упереться ступней в таз укэ;
- воздействовать коленом на локоть укэ.
147
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ(рычаг локтя внутрь с захватом руки под
мышку)
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ (рис. 71) выполняется когда укэ лежит на
татами лицом вниз. Тори, фиксируя руку укэ двумя руками, осуществляет
рычаг руки укэ с давлением на локтевой сустав всем телом.
Рис. 71. Болевой приём удэ-хисиги-ваки-гатамэ
Ключевые моменты приёма:
- захватить обеими руками руку или запястье укэ, большие пальцы
направлены в сторону ладони укэ;
- тори берёт захват так, чтобы под мышкой касаться локтевого сустава
укэ;
- тори оказывает давление на плечо укэ, и поднимает руку укэ,
надавливая на его локтевой сустав.
Удэ-хисиги-аси-гатамэ(рычаг локтя через бедро)
Болевой приём удэ-хисиги-аси-гатамэ (рис. 72) выполняется из
положения сбоку к укэ, чаще всего, когда тори взял удержание хон-кеса-гатамэ. Любой рычаг локтя с использованием ноги называется аси-гатамэ,
так что у этого приема много вариантов.
Рис. 72. Болевой приём удэ-хисиги-аси-гатамэ
148
Ключевые моменты приёма:
- Выполнить удержание хон-кеса-гатамэ;
- при попытке укэ освободить руку, вытянуть ее на свое бедро и
воздействовать рукой или ногой на запястье.
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ(рычаг локтя с перегибанием через руку)
Болевой приём удэ-хисиги-тэ-гатамэ (рис. 73) выполняется при
помощи рук.
Рис. 73. Болевой приём удэ-хисиги-тэ-гатамэ
Ключевые моменты приёма:
- после броска или перевода укэ в партер, захватить его одной рукой за
запястье;
- вторую руку просунуть под руку укэ и захватите ею дальний отворот
его дзюдоги у шеи, пальцами внутрь;
- фиксировать положение укэ не давая ему повернуться;
- потянуть руку укэ, выпрямляя при этом свою руку в локтевом
суставе.
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ(захват локтя«треугольник»)
Болевой приём удэ-хисиги-санкаку-гатамэ (рис. 74), выполняется из
той же позиции в которой проводится санкаку-дзимэ (рис. 66), разница
лишь в том, что основная цель болевого приёма не удушение, а болевое
воздействие на захваченную руку. Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ выполняют
из разных положений.
149
Рис. 74. Болевой приём удэ-хисиги-санкаку-гатамэ
Ключевые моменты приёма:
- зажать голову укэ и одну его руку между своими ногами;
- стопу ноги прижать к коленному сгибу второй ноги(замок ногами);
- выпрямить руку укэ и тянуть ее за запястье на себя, надавливая на
локоть областью таза.
150
Заключение
В учебном пособии изложены теоретические и практические основы
спортивной тренировки и техники дзюдо. Арсенал технических действий в
дзюдо достаточно велик, поэтому в пособии рассмотрены только базовые
приёмы, на основе которых разрабатывается индивидуальная техника
дзюдоиста.
При соблюдении техники выполнения приёмов максимально
исключена возможность травмирования дзюдоистов, так как Д. Кано
изначально сделал акцент на исключение всех травмоопасных техник,
чтобы создать общедоступное искусство борьбы, адаптированное к
проведению соревнований.
Заниматься дзюдо можно начинать в любом возрасте, так как этот вид
спорта даёт не только физическое развитие, но и психологическое. В
процессе тренировок занимающимися приобретаются такие черты
характера как дисциплинированность, настойчивость, уважение к
сопернику, решительность, умение самостоятельно принимать решения.
Развиваемые психологические качества важны не только на татами, но и в
повседневной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.