Цвет в нашей жизни
Оценка 4.9

Цвет в нашей жизни

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
классное руководство
3 кл—4 кл
12.11.2018
Цвет в нашей жизни
Существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Мрачные тона посылают меньше импульсов эндокринной системе. А та, в свою очередь, вырабатывает меньше гормонов, стимулирующих жизненные процессы. В результате снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания.
работа.docx
Содержание  Введение                                                                                                                   2 Глава 1. Влияние цвета на человека 1.1. Из истории появления науки «Цветотерапия»…………………………4 1.2. Характеристика цветов…………………………………………………..5 1.3. Как используют цвет в интерьере………………………………………7 Глава 2. Исследование влияния цвета на здоровье школьников 2.1. Цель проекта………………………………………………………………10 2.2. Исследование влияния цвета на настроение школьников……………..10 2.3. Исследование влияния цвета на внимание школьников………………..12 2.4. Исследование нервно­психических состояний………………………….14 Заключение ……………………………………………………………………15 Приложение ……………………………………………………………………17 1 Введение Загадка Белый, красный, золотой, Синий, серый, голубой, Что назвала я вам, друзья? Это разные ……….(цвета). Я очень люблю рисовать и раскрашивать  разные картинки. При этом я использую разные цвета: красный, синий, желтый, зеленый и многие другие. Однажды,  я раскрасила две одинаковые картинки по­разному и заметила, что одна из них   вызвала   радость, удовлетворение,   А другая: навеяла   скуку, печаль   и   вызвала   даже   головную   боль.     Может   дело   в   цвете?   Я   решила провести исследование. Тема исследования: Влияние цвета на здоровье школьников. Гипотеза: цвет оказывает влияние на настроение  и здоровье школьников. Цель исследования:  изучить роль и влияние цвета на настроение  и здоровье в целом. Объект исследования: цветовая гамма Задачи исследования:  ­ изучить теоретическую основу вопроса ­ провести тестирование среди своих одноклассников ( Тест Люшера) ­ провести опрос среди своих одноклассников ­  изучить и провести тренинг «Радуга» Методы исследования: ­теоретические ( анализ литературы, Интернет ресурсов) ­практические (наблюдение, тест, опрос) Актуальность исследования:      В   век   скоростей   и   разнообразных   компьютерных   технологий,   к сожалению, увеличивается количество депрессивных и стрессовых состояний 2 у     людей.   Затянувшаяся   депрессия   и   сильный   стресс     могут   привести   к серьезным заболеваниям: рак, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца и   для   того,   чтобы   поправить   свое   здоровье, многим   другим.   Человек   обращается   к   различным   лекарственным   препаратам,   которые   дают нежелательные побочные эффекты. Может быть, существуют другие способы лечения? 3 Глава 1. Влияние цвета на человека 1.1 Из истории появления науки «цветотерапия» Так   уж   вышло,   что   человек   видит   мир   в  цветах.  Цвет   присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека так же, как и все остальное. Еще  в  древности зародились   методы лечения  некоторых  заболеваний цветом. Так возникла наука – цветотерапия.  Наука цветотерапия зародилась еще в древней Греции. Цветом лечили в Египте,   Китае,   Индии,   Персии.   Археологи   нашего   времени   обнаружили   в египетских   храмах   комнаты,   конструкция   которых   преломляла   солнечные лучи в разнообразные цвета спектра.(Приложение №1) В     древнем   Риме   использовался   такой   способ   цветотерапии,   как насыщение   воды   цветом.   В   сосуд   с   водой   клали   драгоценные   и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.        Древние ученые полагали, что синий, желтый и красный активизируют силы   физического,   умственного   и   духовного   существования   человека. Русский   ученый   –   невропатолог   В.М.Бехтерев   выяснил,   что   теплые   цвета производят   оживляющие   действия,   зеленый   цвет   замедляет   реакции, фиолетовый   угнетает   психические   процессы   и   настроение,   голубой   цвет тормозит психическое возбуждение, а розовый активизирует заторможенное состояние.   Опытами   ученых   сегодня   доказано,   что   у   многих   людей существует мнение, что самым тяжелым цветом является красный, за ним следует оранжевый, потом синий и зеленый, потом желтый и белый.    Цветотерапия ­ это метод который стал сегодня очень популярным. В Настоящее время медики давно используют цвет как лекарство и средство управления психикой. Так, например современные компьютерные  программы 4 делаются   с  учетом   цветовых  характеристик     фон  для   окон   меню   немного желтоватый, а в  некоторых  программах, вначале появляется окно   синего цвета, т.к. синий цвет очень успокаивает и расслабляет психику человека. А цвет мебели в большинстве общественных помещений приближен к желтому, потому что желтый цвет вызывает чувство удовлетворения.  Современные   ученые   считают,   что   цветотерапия   является   одним   из самых   перспективных   и   надежных   методов   лечения   и   оздоровления.   Эра химиопрепаратов   отойдет   в   прошлое.   Ряд   ученых   утверждает,   что современная   химиотерапия   ­   это   дорога   в   никуда.     Наш   мозг,   полагают ученые, воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. И так же, как нам иногда хочется какой­нибудь конкретной пищи, так и наше тело временами нуждается в конкретном цвете. При этом понятно, что "пилюли цвета" для человека   совершенно   безопасны,   тогда   как   прием   обычных   таблеток   ­ синтетических   лекарств   ­   может   сопровождаться   многими   побочными   и нежелательными явлениями. 1.2 Характеристика цветов. Восприятие   цветов   и   оттенков   можно   сравнить   с   музыкантом, настраивающим   свой   инструмент.   Все   оттенки   способны   вызывать   в   душе человека   неуловимые   отклики   и   настроения,   поэтому   он   и   ищет   резонанс колебаний цветовых волн с внутренними отголосками своей души.  Существует 2 основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы, и цвета Холодной гаммы. Давайте рассмотрим по подробнее их воздействие на нас. Теплую гамму составляют: Красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки, как известно. Они создают у тех, кто на них смотрит или их носит,   ощущение   уюта,   комфорта,   расслабленности,   покоя,   вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения. 5 Холодные   тона,   к   которым   относятся   все   оттенки   синего,   голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при   этом   могут   вызвать   у   окружающих   вас   людей   чувство   дистанции, закрытости, отстраненности.              Красный цвет символизирует полноту жизни и жизненную энергию, наделяет   силой   и   уверенностью.   В   большом   количестве   вызывает перевозбуждение и агрессию.                      Оранжевый  ­ тёплый и энергичный цвет. Считается радостным, праздничным,   цветом   изобилия   и   молодости.   Помогает   справиться   со стрессом   и   депрессией,   тонизирует   и   заряжает   энергией.   Переизбыток             оранжевого цвета может привести к самодовольству и лени.    –   вызывает   чувства   вершины   счастья,   максимум   удовлетворенности, окружение друзьями. Жёлтый цвет и оранжевые оттенки – в первую очередь, это, конечно же, солнце. От этих оттенков веет теплотой,  Желтый   яркостью,   сразу   вспоминаешь   об   отпуске,   пляже   и   веселье.   Если   он   не слишком   насыщенный,   то   может   поднять   настроение.   Но   и   тут   нужно   не переборщить, так как большое количество этих цветов режет взгляд, при этом может   вызвать   головную   боль.   Желтый   цвет   создает   иллюзию   солнечного освещения.   Является   активным,   бодрящим,   создающим   прекрасное настроение. Желтый цвет помогает сосредоточиться, повышает творческую         активность.      Зелёный –   цвет   лугов   и   лесов,   олицетворяет   мягкость   и умиротворённость,   уравновешенность   и   естественность.   В   силу   того,   что зеленый   объединяет   нас   с   природой,  он   помогает   нам   быть   ближе   друг   к другу. Этот цвет расслабляет и успокаивает.          Голубой – это цвет неба, благодаря этому он успокаивает все чувства, уменьшает активность и эмоциональное напряжение, способствует ощущению 6 прохлады.   Голубой   цвет   выражает   легкость,   свежесть   и   невесомость.   На психику   ребёнка   он   способен   оказать   расслабляющее   и   успокаивающее действие. Способен снизить давление.  . Этот цвет связан с интеллектом  и умением умиротворять с помощью слов. Синий  –  вызывает   депрессии,   резкое   уменьшение   активности. Используется в антирекламе. Синий цвет – в первую очередь, это море и  небо.   Это   скорей   всего   цвет   мечтателей:   путешествия,   дальние   плавания, приключения и т.д. Но этот цвет так же создаёт прохладу, поэтому в жаркий день в комнате с синими стенами вы будите чувствовать себя комфортно.  Фиолетовый  –   величественный,   но   очень   противоречивый   цвет.   Он всегда   присутствовавший   в   одежде   королей   и   духовенства.   В   нём сталкиваются элементы спокойствия и активности, земного и божественного. Цвет   вдохновения,   творчества,   мудрости   и   мистицизма. Коричневый цвет  – вызывает спокойствие, надёжности. Коричневый цвет тёмных оттенков может привести к мрачности, а вот светлых оттенков придаст ощущения защищённости.  Серый цвет ­ создает унылое настроение, вызывая апатию и скуку Чёрный цвет – это в первую очередь таинственность, опасность, страх. Черный   цвет   вызывает   резкое   понижение   настроения,   являясь   мрачным, тяжелым, гнетущим цветом. Белый   цвет  –   чаще   всего   встречается   в   больницах,   а   значит соответственное   настроение:   печаль,   страх,   уныние   или   неуверенность.   А также, может вызвать чувство холода, так как ассоциируется с зимой.  При этом белый цвет – это, конечно же, невинность и наивность (невеста). Поэтому люди выбирающие одежду белого цвета в сущности добрые  внутри, но холодные с наружи.  1.3. Как используют цвет в интерьере? 7 Белый цвет ­ в интерьере создает ощущение простора. Однако, если его слишком много  может возникнуть чувство одиночества. Поэтому белый цвет должен обязательно разбавляться какими­то яркими деталями. Не желательно делать кухню белого цвета, так как исчезнет ощущение уюта. Белая ванная может казаться прохладной. А вот белый офис считается хорошим решением, так как символизирует честность и аккуратность.           Красный   цвет  —   очень   мощный   источник   энергии.   Но   не   следует злоупотреблять. Не стоит использовать этот цвет в спальне, так как энергия красного повышает активность, и отдохнуть  в такой комнате  вам вряд ли удастся. Если же вы все­таки хотите украсить вашу спальню именно этим цветом, то остановите свой выбор на более мягких оттенках, ближе к  розовому, чем к алому. А вот для кухни яркие оттенки этого цвета очень хороши, так как повышают аппетит.      Желтый цвет ­  считается выгодным для интерьера, особенно для    учебных и рабочих помещений, так как помогает создавать    атмосферу   для интеллектуальной работы и стимулирует  нервную систему. Только помните, что использование ярких       оттенков   желтых допустимо исключительно в хорошо освещаемых помещениях.    Зеленый — универсальный цвет, который считается наиболее удачным для всех   видов   помещений.   Однако   разные   оттенки   этого   цвета   оказывают различное воздействие. Холодные   оттенки   действуют освежающе. Оттенок зеленого   яблока   и   лайма   оказывают   стимулирующее   воздействие.   Светлые оттенки   (с   большим   количеством   примесей   белого   цвета)   действуют успокаивающе.   Темно­зеленые   цвета   создают   ощущение   равновесия   и уверенности. Голубой  ­     способствует   креативности.   В   связи   с   этим,   рекомендуется применять   его   для   рабочих   помещений,   для   студенческих   аудиторий. Идеально   сочетание   с   жёлтым   цветом,   который   стимулирует   разум   и 8 увеличивает   концентрацию   и   организацию.   Бирюзовый   цвет   способствует общению с аудиторией ­ он хорош для лекторов. Темно­синий способствует расслаблению  и глубокому   спокойному  сну.  Не  следует  применять  темно­ синий цвет в помещениях для активной жизни, потому что есть риск уснуть с этим  цветом. В общем и целом, практически все оттенки сине­голубого цвета позволяют   создавать   располагающие   к   отдыху   и   вдохновляющие   на творчество пространства.  Фиолетовый   цвет  ­     применим   для   создания   театральных   интерьеров,   он часто   отражает   креативное   настроение   обитателей   "фиолетового"   жилища. Люди   искусства,   художники   часто   используют   оттенки   фиолетового   в оформлении своих мастерских. Этот цвет подходит также для медитаций и молитв.   Фиолетовый   цвет   в   интерьере   (особенно   глубокий)   очень   красив, психологи   считают   его   цветом   творчества.   Его   выбирают   люди   с нестандартным мышлением. Обыкновенным же людям не следует выбирать для оформления помещения фиолетовый цвет: его воздействие на психику проявляется   в   очень   большом   понижении   физической   активности   и работоспособности, возникновении угнетенного состояния. Чёрный цвет  ­ употребляя в качестве дополнения к основным цветам.   Не следует злоупотреблять черным при создании ин терьеров жилища. В  помещениях,   где   черным   окрашены   потолок   или   все   стены,   создается ощущение   замкнутости   пространства   и   отсутствие   воздуха.   Само   же помещение кажется более тесным и неуютным. 9 Глава 2. Исследование влияния цвета на здоровье школьников.  2.1. Цель проекта Существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Мрачные тона посылают   меньше   импульсов   эндокринной   системе.   А   та,   в   свою   очередь, вырабатывает   меньше   гормонов,   стимулирующих   жизненные   процессы.   В результате   снижается   сопротивляемость, заболевания.   обостряются   хронические  Изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на настроение, концентрацию внимания школьников, физиологическое состояние.      Необходимым условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление   физического,   нравственного   здоровья   и   психического, формирования экологического поведения детей. 2.2. Исследование влияния цвета на настроение школьников Я   выяснила,   какие   цвета   являются   предпочитаемыми   у   моих одноклассников.  Для   этого     я   провела   анкетирование.   И   получила   следующие результаты: Вопрос 1. Какой цвет является любимым? Что он обозначает? № п/п  испытуемого 1 2 3 Любимый цвет Что он обозначает? красный голубой красный Цвет радуги Цвет моих любимых вещей Цвет огня Таблица 1 10 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 голубой зеленый красный желтый голубой зеленый красный красный красный фиолетовый оранжевый синий красный фиолетовый красный Цвет бабочки Радость, веселье Стоп, запрет Цвет солнца Цвет неба Яркость Яркость Любовь Любовь Красота Цвет счастья Цвет облаков Яркость Жесткость Красота Цвет Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Мальчики 4 человек 1 человек 0 человек 1 человек 0 человек 1 человека 1 человек Таблица 2 Девочки 3 человека 0 человек 1 человек 1 человек 3 человека 0 человек 1 человек 11 5 6 3 2 1 1 1 Вопрос 2. Какие цветы ты предпочитаешь в одежде? Вопрос 3. Предпочитаемый цвет стен в классном кабинете. 12 6 3 2 2 2 1 1 1 1 1 6 5 3 2 1 1 1 1 Вопрос 4. Назови цвет, который действует на тебя успокаивающе. 13 2.3. Исследование влияния цвета на внимание школьников Для   эксперимента   была   создана   группа   учащихся     4б   класса   в количестве  18  человек.  До   начала  эксперимента   было   установлено,   что  все    испытуемые    примерно   одинаково   различают   цвета.   Эксперимент  проводился   в  школьном  кабинете  в  течение  трёх дней,   приблизительно в  одно    и   то    же    время ­ с 12.00. до 12.30.часов (учеными установлено, что максимальное цветоразличие приходится с 12 до 13 часов)      Исследование (внимания)  осуществлялось   при   помощи   корректурных   буквенных   проб   (таблицы   умственной   работоспособности   Анфимова).   Эти   таблицы   помогают   изучить   особенности   внимания   при   какими   являются   буквы. действии   однообразных   раздражителей, (Приложение 2) Таблицы были размещены на бумаге разного цвета: светло­ красного, светло­зелёного и белого. Испытуемым    предлагалось    задание:       по    возможности    быстро   и   точно   вычеркнуть заданную букву в течение одной минуты. При этом для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве Таблица I. Количество ошибок, допущенных испытуемыми на бумаге разного цвета. 14 № испытуемого белая бумага светло­красная бумага светло­зелёная бумага       1       2       3       4       5       6       7       8       9      10       11       12       13       14       15       16       17       18          4          2          1          0          0          5          4          2          0          2          4          2          1          0          0          5          4          2         5         3         3         2         3         4         4         3         0         3         5         3         3         2         3         4         4         3         1         0         2         0         0         1         2         0         0         1         1         0         2         0         0         1         2         0 Таблица  II. испытуемыми на бумаге разного цвета.  Средний   показатель   количества   ошибок,   допущенных цвет бумаги белый светло­красная светло­зелёный         количество ошибок                       2 3                      0.7 2.4. Исследование нерво­психических состояний. 15 Узнав о влиянии цвета на человека, я решила выяснить уровень нервно­ психологического   состояния   учащихся   нашего   класса.   Для   этого   я использовала психодиагностический тест Люшера.(. Приложение №3). Протестировав учащихся класса, я обработала результаты (таблица №2) Количество  человек 18 Благоприятное  эмоц. состояние Удовлетворит. эмоц. состояние 13 75% 4 20% Таблица №2 Неудовлетворит. эмоц. сост. 1 5% 16 Заключение Познакомившись с литературой по данному вопросу, я выяснила, что разные цвета оказывают разное влияние на самочувствие человека.          Протестировав   учащихся   класса,   я   поняла,   что     выбор     ребенком определенных цветов характеризует  его нервно­психологическое состояние.   Проведя   опрос   среди   одноклассников,   и,   посмотрев            кабинеты начальной школы, я пришела к выводу: кабинеты начальных классов нашей школы соответствуют уровню комфортности, так как стены в этих кабинетах выкрашены в  лимонно­салатовый, бежевый, персиковый  цвета.   Поднять бодрость духа, улучшить свое настроение можно с помощью тренинга «Радуга». Главный труд школьника – это учеба. Чтобы   учеба была радостнее и интересней в кабинете должны присутствовать все радостные цвета. Авторы учебников, наверное, знают эти особенности, потому, что для   оформления учебников используются именно такие цвета. Оптимист на все смотрит сквозь розовые   очки,   а   при   печали   весь   мир   видится   в   черном   свете.   Проведя исследования, я пришла к выводу, что оказывается с помощью цвета можно поднять настроение и снять усталость ­ это и есть цветотерапия. В то время как мы задумываемся о выборе цвета, он оказывает сильное влияние нашу жизнь. Цвет может влиять на наше настроение и чувства.  В заключении     хочу   сказать,   что   эта   тема   для   меня   очень   интересна   и увлекательна,   я   обязательно   продолжу   исследование   влияния   цвета   на человека ( цвет и имя, цвет и знак зодиака). Для   улучшения   самочувствия   и   поднятия   настроения   я   изучила   и провела   с   группой   одноклассников     тренинг   «Радуга»   (Приложение   №4). После проведения этого тренинга  ребята сказали, что ощутили прилив сил, бодрость духа, у них  улучшилось самочувствие. 17 В   ходе   проведенных   исследований   (анкетирование   обучающихся) оказалось,   что   наиболее   приятное   влияние   на   производительность   труда оказывают   зеленый   и   желтый   цвета.   Они   обостряют   зрение,   ускоряют зрительное   восприятие,   создают   устойчивость   ясного   видения,   понижают внутриглазное   давление,   обостряют   слух,   способствуют   нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно. Длительное действие красного создает цветовую усталость.   Зеленый   цвет   помогает   быстро   снять   неприятные   ощущения, вызванные   красным   цветом.   Ежедневное   восприятие   "зелени"   –   важный гигиенический фактор. Исследования   показали,   что   светлые   (бежевые,   салатные)   тона школьной мебели повышают освещенность в классе, благоприятно влияют на работоспособность. В   ходе   исследования   моя   гипотеза   подтвердилась.   Действительно, правильно выбранный цвет влияет на настроение и здоровье школьников. Для   подтверждения   моих   результатов,   на   уроке   математики   была проведена проверочная работа на листах зеленого цвета. Мы увидели, что качество   этой   работы   выше,   чем   качество   работ   выполненных   на   белых листах. Значит можно сделать вывод, что концентрируется внимание учащихся выше при выполнении задания на светло­зеленой бумаге.  Полученные   результаты   можно   использовать   в   образовательных учреждениях с целью повышения умственной продуктивности учащихся. 18 Библиография 1. Ауэр   Ксавер,   Фрилинг   Генрих   Человек   –   цвет   –   простанство.   М.,   " Стройиздат", 2003. 2. Кейс Э. Ауры. – М. Изд. «Вита­Пресс», 1994. – 215 стр. 3. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998. – 94 стр. 4. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета.  –  М.:  Изд. «ЭКСМО­Пресс», 1998. – 156 стр. 5. Миронов А. В. «Цветоведение», 1984 6. Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг» – СПБ.: Речь, 2003  7. http://www.alu­design.ru/interior_colours.html          8. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html           9. http://vmirepozitiva.ru/kak­cvet­vliyaet­na­nastroenie.html     19

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни

Цвет в нашей жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018