ТУРИЗМ, как средство воспитания и развития личности ребенка.
Грачев Николай Владимирович
педагог-организатор МБУДО ЦДО
1. Потенциал туризма, как средства воспитания
2. Опыт работы.
3. Проблемы и пути решения
1. Сейчас в России в системе образования наметилась тенденция развития приоритетов, направленных на личностно-ориентированную педагогику, с применением здоровьесберегающих технологий.
Существует известная триада – «духовное богатство», «моральная чистота» и «физическое совершенство» - они являются атрибутами гармонично развитой, а также общественно активной личности и находятся между собой в взаимосвязи, которая проявляется во влиянии физической культуры на культуру духовную.
Занятия спортом требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они не мыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю.
В обширном арсенале средств физической культуры и спорта, туризм имеет широкое поле воздействий, обращает на себя все более пристальное внимание именно как комплексное средство развития личности. Это и оздоровительная его направленность, и спортивная сущность. Туризм – средство, позволяющее сформировать и развить интеллектуальные возможности личности. Наконец туризм используется не только как средство активного отдыха, но и как средство развития морально - волевых качеств личности, в том числе формирует нравственную культуру, воспитывает любовь к отечеству, помогает формированию высоких гражданских чувств, чувство долга, товарищества.
Туризм явление многогранное и однозначному определению не поддается, однако в обобщенном виде можно сказать, что туризм - вид спортивной деятельности, цель которого - участие в походах, имеющих четыре категории сложности в зависимости от продолжительности похода в днях или километрах».
2. В идеализированном виде задача дополнительного образования – сформировать самоактуализированную личность. В кружки и объединения приходят дети, имеющие потребность в самореализации. Самореализация подростка – это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях.
В своей педагогической деятельности возможности туризма для воспитания обучающихся я использую уже более десяти лет. С начало это было объединение «Юный натуралист» на базе МКОУ Покровской НОШ, а затем спустя некоторое время ЭТКДОО «Возрождение» на базе МБУДО ЦДО. Почему выбор пал именно на туризм? Ответ заключается в том, что туризм в современных условиях выступает формирование гармонически развитой личности, сознательного и активного члена общества сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Современное воспитание включает патриотическое воспитание, нравственное, трудовое воспитание, экологическое, эстетическое и физическое воспитание.
В своей работе, используя туризм, я больше делал акцент на развитие исследовательской деятельности в двух направлениях: экология и краеведение.
Воспитанники объединения «Юный натуралист» неоднократно становились призерами и победителями муниципальных этапов региональных и Всероссийских конкурсов:
На региональном этапе успехов было меньше. Но со временем, набравшись опыта, появились успехи и на региональном уровне. Так уже воспитанники ЭТКДОО «Возрождение» становились призерами региональных этапов конкурсов по экологическому и краеведческому направлениям.
Что касается спортивной составляющей туризма, то пять воспитанников ЭТКДОО «Возрождение» выполнили норматив на знак «Турист России». Сейчас существует два вида поощрительных знака в детском туризме – это «Юный путешественник» (9 степеней) и «Юный турист». По требованиям 8 воспитанников объединения выполнили норматив на 2 степень знака «Юный путешественник», но из-за проблем их доставки, к сожалению, в областной центр дополнительного образования они так и не смогли получить свои награды. Не смотря на это, мы продолжаем работать в экологическом, краеведческом и спортивном направлениях. Также мы открыли для себя новое направление в туризме – это экскурсионный туризм. Сейчас ведется работа над разработкой туристических маршрутов по территории Савинского муниципального района. История Савинского района насыщена интересными историческими фактами и событиями прошлого, от которых остались воспоминания старожилов и сохранившееся исторические памятники, а также другими памятниками природы. Разработано уже около десяти маршрутных карт экскурсионных маршрутов, которые пройдены воспитанниками объединения. Эти маршруты носят экскурсионный характер и подходят как для пеших походов, так и велопоходов. Походы могут быть как однодневными, так и многодневными.
Использую туризм, как средство воспитания, мы не забываем осуществлять также и:
· патриотическое воспитание, которое предусматривает формирование убеждённости, гражданской зрелости, развития общественной активности и выработку навыков общественного поведения в неразрывной связи с патриотическим воспитанием;
· Общественно - политическое воспитание средствами туризма имеет целью воспитание коллективистов, т.е. людей, ставящих общественные интересы выше личных, умеющих, преодолевая трудности и препятствия, делить радости и огорчения коллектива. Особенно проявляется роль коллектива в походах различной сложности;
· Трудовое воспитание средством туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ставить лагерь готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута.
3. Проблемы и пути решения
Но, несмотря на столь широкий спектр воздействия туризма на человека, имеется ряд проблем требующих пристального внимания:
· отсутствие единой политики государства и органов власти на местах в области туризма,
· низкая информированность молодежи о целях, задачах, возможностях туризма (поскольку в настоящее время, к сожалению, туризм связывают лишь с заграничными поездками),
· отсутствие финансирования, дорогое туристское снаряжение, завышенные цены на туристические путевки.
· кадровая проблема и отсутствие современной методической базы.
Для того, чтобы решить сложившиеся проблемы необходимо в первую очередь:
· формирование системы подготовки кадров по развитию детско-юношеского туризма в учреждениях дополнительного образования;
· разработка необходимой документации на уровне региона и муниципалитета;
· организация и поддержка детско-юношеского туризма в районе.
В заключении еще раз хотелось бы отметить, что организация и работа детско-юношеского туристского клуба позволяет проводить эффективную социальную адаптацию детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объединить усилия родителей и педагогов в нелегком деле воспитания у подрастающего поколения этически правильных жизненных ориентиров и активной гражданской позиции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.