ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ» в 5 - 7 классах

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме: ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ» в 5 - 7 классах Цели: - творческое и интеллектуальное развитие обучающихся. Задачи: - способствование развитию речи и логического мышления; - формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе; - выявление эрудированных и находчивых детей; - воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к окружающему миру.
Иконка файла материала конспект.docx
ТУРНИР  «ЗНАТОКИ  СЛОВЕСНОСТИ» в 5 ­ 7 классах    12Цели:  ­ творческое и интеллектуальное развитие обучающихся. Задачи:   ­ способствование развитию речи и логического мышления; ­ формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе;  ­ выявление эрудированных и находчивых детей;  ­ воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к  окружающему миру.  Оборудование: места команд, стол для жюри, трибуна ведущего;  оформленная сцена (доска), высказывания о русском языке, карточки и  конверты с заданиями для участников турнира, сигнальные карточки «да» и  «нет», компьютер, проектор.  План турнира  I. Вступительное слово ведущего.  II.  Выступление ­ приветствие учащихся.  III. Представление членов жюри.  IV. Представление команд  V.  Турнир.  VI. Подведение итогов турнира. 3Этапы турнира:  1. Разминка «Алфавит». 2. Юмористическая викторина «Веселые вопросы» 3. Тест «Четвертый лишний».  4. «Собери пословицы».  5. Конкурс переводчиков.  6. Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».  7. 8. «Толкование предметов» ­ для остальных участников команд.   Конкурс капитанов «Знаки препинания». 9. Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались  на одну и ту же  букву» («К», «П», «В») 10. «Тропы»    Ход     мероприятия I. Вступительное слово ведущего.  ­ Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим турнир знатоков словесности.  Пусть это мероприятие будет праздником встречи единомышленников – людей,  любящих и знающих свой родной русский язык, праздником разума и общения, чувства и  мысли. Помните, что слово – великое дело, у него огромные возможности. Любите и  берегите родное слово, оно – наша опора в жизни, без слова нет человека.  Многие поэты создали великолепные стихотворения о русском языке. Одно из них вы  услышите сейчас.  4II. Выступление ­ приветствие учащихся 5 – 7 классов Чтение учащимися стихотворения В. Шефнера «Слово».  1 ученик.  Много слов на земле. Есть дневные слова –  В них весеннего неба сквозит синева.  2 ученик.  Есть ночные слова, о которых мы днем  Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.  3 ученик.  Есть слова словно раны, слова  ­ словно суд, ­  С ними в плен не сдаются и в плен не берут.  4 ученик.  Словом можно убить, словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести.  5 ученик.  Словом можно продать, и предать, и купить,  Словом можно в разящий свинец перелить.  51 ученик.  Но слова всем словам в языке у нас есть:  Слава, Родина, Верность, Свобода Честь.  2 ученик.  Повторять их не смею на каждом шагу, ­   Как замену в чехле, их в душе берегу.  Кто их часто твердит – я не верю тому,  Позабудет о них он в огне и дыму.  Он не вспомнит о них на горящем мосту,  Их забудет иной на высоком посту.  3 ученик.  Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,  Оскорбляет героев бесчисленных прах,  Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,  Не твердя этих слов, умирали за них.  4 ученик.  Пусть разменной монетой не служат они, ­  Золотым эталоном их в сердце храни!  65 ученик.  И не делай их слугами в мелком быту –  Береги изначальную их чистоту.  Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,  Только эти слова тебе могут помочь! III. Представление членов жюри.   IV. Представление команд  V. Этапы турнира:  1.Разминка «Алфавит».   (Поочередно команды быстро произносят по алфавиту любые слова) 2. Юмористическая викторина (по три вопроса команде)  «Веселые  вопросы» 5 классу: 1.Назовите героиню р.н. сказки, которая была сельскохозяйственным  7продуктом.  2. Что стоит посредине земли?  3. В каком слове 40 букв А? (сорока) 6 классу: 1. Чем кончаются день и ночь?  2. Кто из героев р. н. сказки был хлебобулочным изделием?  3. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон, стоп, сток) 7 классу: 1. Какая домашняя птица ­ героиня р.н. сказки, несла для хозяев изделия из  драгоценных металлов?  2. В какой р.н. сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился?  3. Почему по­разному пишутся близкие по звучанию слова в предложении:  «Деревенский старожил сад колхозный сторожил»? (Старожил – от слова  «старый», сторожил – от слова «сторож» ) 3. Тест «Четвертый лишний».  (Задание приготовлено на карточках – альбомных листах. Капитаны выбирают карточку (она перевернута), разворачивают ее и показывают соперникам. Кто  из двух других команд знает ответ?) 84.«Собери пословицы».   (Пословицы, разрезанные на несколько частей, находятся в конвертах).  5. Конкурс переводчиков ­Подберите к исконно русским словам русские слова иноязычного  происхождения.  Правописание ­   перекрещивание слов ­  подсвечник ­   апельсиновая плантация ­   чистописание ­   подарок на память ­   (Ключ: орфография, кроссворд, канделябр, оранжерея, каллиграфия,  сувенир) 6. Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».  (Участники поднимают соответствующую ответу сигнальную табличку) 1. В словах лишь, сплошь, отрежь, поймешь, не пишем Ь. Да или нет?  9(Нет, пишем!) 2. В словах дремуч, колюч, уж, малыш, камыш не пишем Ь. Да или  нет? (Да, не пишем!) 3. В слове маяк буква «я» обозначает 2 звука, а в слове мяч – один. Да  или нет? 4. В слове если буква «е» обозначает 1 звук, а в слове лес – два. Да или  нет? 5. Согласны ли вы, что в словах чудесный, блеснуть нет никакой  непроизносимой согласной, а в слове капустный есть непроизносимый  согласный? ( какой?) 6. Слова высь, низ, язык, бык, не имеют окончаний. Да или нет? (Нет,  имеют) 7. В предложении Буратино поймал разбойник, слово Буратино  является подлежащим. (Нет, дополнением) 8. В предложении В синем небе звезды блещут, в синем море волны  хлещут следует ставить запятую, так как это сложное предложение. Да или  нет?  9. Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» принадлежат И.А.Крылову и взяты из басни «Лебедь, Рак да  Щука». Да или нет? («Квартет») 107. Р.р.  Конкурс капитанов  «Знаки препинания»  ( ­ Расставьте знаки препинания и выразительно перескажите текст!) 8. Р.р.  «Толкование предметов» Остальные члены команд дают толкование  предметам, изображенным на картинках. Чем точнее будет определение  предмета и чем быстрее ответят соперники, тем лучше и для толкователей, и  для отгадывающих соперников.  9. Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались на  одну и ту же  букву», например, на букву «К», «П» или «В» 11.«Поэтический», или «Тропы».  ­ Определите средство выразительности языка из известных стихотворений  русских поэтов. VI. Подведение итогов турнира.  1112