Методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме:
ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ» в 5 - 7 классах Цели:
- творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.
Задачи:
- способствование развитию речи и логического мышления;
- формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе; - выявление эрудированных и находчивых детей;
- воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к окружающему миру.
ТУРНИР
«ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
в 5 7 классах
12Цели:
творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.
Задачи:
способствование развитию речи и логического мышления;
формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе;
выявление эрудированных и находчивых детей;
воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к
окружающему миру.
Оборудование: места команд, стол для жюри, трибуна ведущего;
оформленная сцена (доска), высказывания о русском языке, карточки и
конверты с заданиями для участников турнира, сигнальные карточки «да» и
«нет», компьютер, проектор.
План турнира
I.
Вступительное слово ведущего.
II.
Выступление приветствие учащихся.
III. Представление членов жюри.
IV. Представление команд
V.
Турнир.
VI. Подведение итогов турнира.
3Этапы турнира:
1. Разминка «Алфавит».
2. Юмористическая викторина «Веселые вопросы»
3. Тест «Четвертый лишний».
4. «Собери пословицы».
5. Конкурс переводчиков.
6. Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».
7.
8. «Толкование предметов» для остальных участников команд.
Конкурс капитанов «Знаки препинания».
9. Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались
на одну и ту же букву» («К», «П», «В»)
10. «Тропы»
Ход
мероприятия
I. Вступительное слово ведущего.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим турнир знатоков словесности.
Пусть это мероприятие будет праздником встречи единомышленников – людей,
любящих и знающих свой родной русский язык, праздником разума и общения, чувства и
мысли. Помните, что слово – великое дело, у него огромные возможности. Любите и
берегите родное слово, оно – наша опора в жизни, без слова нет человека.
Многие поэты создали великолепные стихотворения о русском языке. Одно из них вы
услышите сейчас.
4II. Выступление приветствие учащихся 5 – 7 классов
Чтение учащимися стихотворения В. Шефнера «Слово».
1 ученик.
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
2 ученик.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
3 ученик.
Есть слова словно раны, слова словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
4 ученик.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
5 ученик.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
51 ученик.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода Честь.
2 ученик.
Повторять их не смею на каждом шагу,
Как замену в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
3 ученик.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
4 ученик.
Пусть разменной монетой не служат они,
Золотым эталоном их в сердце храни!
65 ученик.
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
III. Представление членов жюри.
IV. Представление команд
V. Этапы турнира:
1.Разминка «Алфавит».
(Поочередно команды быстро произносят по алфавиту любые слова)
2. Юмористическая викторина (по три вопроса команде) «Веселые
вопросы»
5 классу:
1.Назовите героиню р.н. сказки, которая была сельскохозяйственным
7продуктом.
2. Что стоит посредине земли?
3. В каком слове 40 букв А? (сорока)
6 классу:
1. Чем кончаются день и ночь?
2. Кто из героев р. н. сказки был хлебобулочным изделием?
3. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон, стоп, сток)
7 классу:
1. Какая домашняя птица героиня р.н. сказки, несла для хозяев изделия из
драгоценных металлов?
2. В какой р.н. сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно
– гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
3. Почему поразному пишутся близкие по звучанию слова в предложении:
«Деревенский старожил сад колхозный сторожил»? (Старожил – от слова
«старый», сторожил – от слова «сторож» )
3. Тест «Четвертый лишний».
(Задание приготовлено на карточках – альбомных листах. Капитаны выбирают
карточку (она перевернута), разворачивают ее и показывают соперникам. Кто
из двух других команд знает ответ?)
84.«Собери пословицы».
(Пословицы, разрезанные на несколько частей, находятся в конвертах).
5. Конкурс переводчиков
Подберите к исконно русским словам русские слова иноязычного
происхождения.
Правописание
перекрещивание слов
подсвечник
апельсиновая плантация
чистописание
подарок на память
(Ключ: орфография, кроссворд, канделябр, оранжерея, каллиграфия,
сувенир)
6. Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».
(Участники поднимают соответствующую ответу сигнальную табличку)
1. В словах лишь, сплошь, отрежь, поймешь, не пишем Ь. Да или нет?
9(Нет, пишем!)
2. В словах дремуч, колюч, уж, малыш, камыш не пишем Ь. Да или
нет? (Да, не пишем!)
3. В слове маяк буква «я» обозначает 2 звука, а в слове мяч – один. Да
или нет?
4. В слове если буква «е» обозначает 1 звук, а в слове лес – два. Да или
нет?
5. Согласны ли вы, что в словах чудесный, блеснуть нет никакой
непроизносимой согласной, а в слове капустный есть непроизносимый
согласный? ( какой?)
6. Слова высь, низ, язык, бык, не имеют окончаний. Да или нет? (Нет,
имеют)
7. В предложении Буратино поймал разбойник, слово Буратино
является подлежащим. (Нет, дополнением)
8. В предложении В синем небе звезды блещут, в синем море волны
хлещут следует ставить запятую, так как это сложное предложение. Да или
нет?
9. Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не
годитесь» принадлежат И.А.Крылову и взяты из басни «Лебедь, Рак да
Щука». Да или нет? («Квартет»)
107. Р.р. Конкурс капитанов «Знаки препинания»
( Расставьте знаки препинания и выразительно перескажите текст!)
8. Р.р. «Толкование предметов» Остальные члены команд дают толкование
предметам, изображенным на картинках. Чем точнее будет определение
предмета и чем быстрее ответят соперники, тем лучше и для толкователей, и
для отгадывающих соперников.
9. Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались на
одну и ту же букву», например, на букву «К», «П» или «В»
11.«Поэтический», или «Тропы».
Определите средство выразительности языка из известных стихотворений
русских поэтов.
VI. Подведение итогов турнира.
1112