«Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕМА: Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю. ЦЕЛИ: 1. Обучающая: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю на уровне слога, слова, предложения. 2. Коррекционная: развивать фонематические процессы, речь, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, самоконтроль. 3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, интерес к учебным занятиям, умение слушать товарища, трудолюбие, самостоятельность. ЗАДАЧИ: 1. Формировать умение выбирать нужную гласную букву, опираясь на мягкость или твердость впереди стоящей согласной, учить сравнивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога, слова, предложения; 2. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза; 3. Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа, языкового анализа и синтеза на уровне предложения, навыки работы с деформированным предложением; 4. Развитие навыков словообразования и словоизменения; 5. Активизация словаря детей; 6. Развитие связной речи на уровне учебного высказывания; 7. Формирование навыков работы с обобщениями; 8. Активизация умственной деятельности; 9. Развитие мелкой моторики пальцев рук и общей моторики.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект логопедического занятия 2 класс Тема: «Весна» Цель:   уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме. Коррекционно­образовательные задачи:   закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование  существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать  прилагательные к сущ. развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным  предложением; Коррекционно ­ развивающие задачи:   совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании;  развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно­ воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить  правильному поведению в природе. Оборудование: игрушка­солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с  изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су­джок,  рисунки цветов для раскрашивания, карандаши. Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке. Ход занятия. I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце») Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Дети: Солнышко. Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на  занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту. (Логопед читает загадку) Светает рано по утрам. Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? (Весна).(дети договаривают хором: весна). Догадались, о каком времени года мы будем говорить? Дети: о весне Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит  сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что­нибудь у весны. (Логопед передаёт игрушку­солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну  принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц,  подснежники и т.д. Садятся на стульчики). II. Основная часть. Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке  изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на  второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке  называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова. Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. 1. (Проводится массаж лица). Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо. Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание А всё­таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание 2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка» Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в  одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок  оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели  птицы: «Ку­ку­ку», — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д­д­д», —  стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и  оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на  чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся(часики). На поляне  расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли  солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме. 3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши,  если услышите слово, относящееся к весне. Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают,  снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко. (Логопед просит объяснить слово капель) Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил  попутешествовать. (логопед обращает внимание детей на су­джок)4. Су­Джок­терапия «Сказка про Ёжика» В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил­был маленький Ежик. Показать шарик в  открытой ладони. Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су­Джок Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика,  огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая,  извилистая. Катать шарик по ладони вперед­ назад. Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был  переброшен тонкий мостик. Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом  второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого. А там поляна — большая, круглая, красивая! Круговые движения шариком по ладони. На поляне видимо­невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать­и­ мачеха, и  медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка. Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй,  третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого. Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до  своего домика! Катать шарик по ладони вперед­ назад. А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!  Зажать шарик в ладошке. 5. Упражнение "Что перепутал художник?" Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней  изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник? 6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением) За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе) Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх.Наклоны туловища вправо­ влево) Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленноКлен тугие кулачки.разжимают кулачки) Прислонился он к окошку. (4 прыжка) А, едва растает снег, (Наклоны) Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие) Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою  весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы:  подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны.Дети их раскрашивают). Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово! III. Итог занятия Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно  понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает  из игрушки сладкие призы).