Программное содержание:
Познакомить детей с историей появления стекла. Обратить внимание на особенности изделий предсприятия ТверьСтекло, Дать представления о свойствах стекла и областях применения. Закрепить знания о цвете и оттенках стела. Развивать умения детей составлять предмет из частей. Учить детей работать в парах.
Оборудование и материалы: выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стела и т. д., приборы с использованием стекла (лупы, микроскоп, бинокли, очки, калейдоскопы, набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»; разделочная доска, фольга, готовое тесто, дробленая карамель разных цветов (типа дюшес, барбарис, пластмассовые разовые ложечки. Накидка, парик, диадема.
1ч. Организационный момент.
В. Сегодня мы отправляемся на экскурсию на предприятие ТверьСтекло.
Предприятие расположено в городе, и изготавливают на нем предметы из стекла.
Какие предметы могут изготовить из стекла? (ответы детей)
2ч. «Беседа о стекле»
Да, действительно нас окружает множество вещей из стекла: оконное стекло, стеклянная посуда, электрические лампочки, абажуры. Ребята, а вы знаете, как появилось стекло?
Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного
-Из чего состоит песок? (ответы детей)
-Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?
Песок важнейший компонент (часть) из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.
- А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Прикоснитесь, какое оно на ощупь? Гладкое, холодное, твердое.
-Какого цвета стекло? Прозрачное, бесцветное, цветное.
-Зачем нужно прозрачное стекло? Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.
-Где мы видим такое стекло? Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки
-А что будет, если возьмём 2 цветных стекла и наложим одно на другое?
изменится цвет, получится новый оттенок. (Предлагается детям опыт с цветными фильтрами)
-Ребята, а где используется цветное стекло? Посуда, женские украшения, цветная мозаика (стекло для витражей).
-Ребята, вы знаете, для чего люди придумали тёмное стекло?
Тёмное стекло сохраняет свойства микстур, растворов, защищает глаза от солнца.
Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать? А знаете, от чего зависит голос стекла? Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше. (Воспитатель, демонстрирует, как звучит стекло. Играет на бокалах)
-А сейчас отгадайте загадку:
«Я, молча, смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Весёлые видят смех
С печальными плачу я.
Глубокое, как река
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика
Ребёнок - ребёнка во мне.
(зеркало)
Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (отв. д.)
-Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.
-Как вы думаете, что помогает отражать изображение в зеркале? Это тонкий слой серебра. Серебро прочно нанесено на стекло, оно и отражает. В старину люди использовали вместо зеркал серебряные подносы, а потом научились соединять стекло и тонкий слой серебра.
Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.
На предприятии ТверьСтекло выполняют очень многого работ по стеклу. Очень много разнообразных люстр изготавливают, они очень большие и красивые. Для Тверской филармонии был изготовлен целый проект. я приготовила для вас фотографии помещения филармонии. (детям предлагаются фотографии помещения филармонии)
Обратите внимание какие люстры в залах? (ответы детей)
На предприятии изготавливают предметы обихода: вазы, стаканы и др
Я вам принесла вазы, но по дороге они разбились.
3ч. Дидактическая игр «Разбитая ваза» (работа в парах)
Ход игры: В конверте находятся силуэт вазы разрезанной на несколько частей, задача детей собрать целый силуэт.
предлагаю вам побыть стеклодувами и склеить их.
Физкультминутка «Стеклодувы»
Управляя раскаленной каплей (дети, имитируют действия стеклодува)
Облачая в форму вещество,
Создавая лебедя иль цаплю,
Стеклодув в любое существо
Жизнь вдохнет. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)
Пара сизокрылых голубей,
И кокетливо уже гарцует
Рыжий конь, и шустрый воробей
Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,
А за ним охоту кот ведет…
Стеклодув – он как кудесник редкий –
Хоть кого на свет произведет.
Работа детей над "расколовшимися" вазами.
4ч. подведение итогов
Ребята о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
Какое предприятие есть в нашем городе связанное со стеклом? (ответы детей)
какие замечательные вазы получились у нас?
А как надо обращаться с разбившимся стеклом? (ответы детей)
Молодцы ребята, я в подарок приготовила вам сладкие стекляшки, как вы думаете что это?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.