Твои речевые роли

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – вспоминаем изученное о речевых ролях; – знакомим школьников: с профессиями, в которых большое значение имеет владение речью; со словами, обозначающими характеристику человека по тому, что и как он говорит; с понятиями «общительный», «необщительный» человек. На прошлом уроке мы говорили о том, что мы общаемся по-разному в зависимости от того, кто, кому говорит. И во втором классе мы говорили о том, в каких разных речевых ролях вам приходится выступать. – В каких речевых ролях ты выступаешь дома? – А в школе? Других общественных местах?
Иконка файла материала konsp_rit_3kl_ur3_+.doc
Риторика. НАУКА РИТОРИКА Урок 3. Тема: Твои речевые роли Цель: – вспоминаем изученное о речевых ролях; – знакомим школьников: с профессиями, в которых большое значение имеет владение речью; со словами, обозначающими характеристику человека по тому, что и как он говорит; с понятиями «общительный», «необщительный» человек. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  3  3  3  Беседа.  –  На   прошлом   уроке   мы   говорили   о   том,   что   мы   общаемся   по­ разному в зависимости от того,  кто, кому  говорит. И во втором классе   мы   говорили   о   том,   в   каких   разных   речевых   ролях   вам приходится выступать. – В каких речевых ролях ты выступаешь дома? – А в школе? Других общественных местах? Задание 11 – Рассмотрим примеры общения. 1. Риторик читает. 2. Риторик пишет. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  © ООО «Баласс», 20133. Риторик беседует. 4. Риторик слушает. (Здесь Риторик – слушатель.) На первом рисунке Риторик общается с автором книги; на втором – с адресатом   письма,   на   третьем   –   с   товарищем;   на   четвёртом   –   с дедушкой (стариком). Чтец – тот, кто читает что­либо; кто читает вслух; артист, который занимается художественным чтением.  Читатель  – тот, кто читает, кто занят чтением. КТО? КОМУ? ЧТО (говорит и т.д.)? ЗАЧЕМ? Задание 12.    Возможные ответы: экскурсовод                                                      экономист переводчик                                                       садовник искусствовед                                                    смотритель лектор                                                               охранник консультант                                                      реставратор специалист по рекламе                                    кассир                                                                            электрик Задание 13.  Можно представить себе ситуации:  ∙ садовник объясняет директору музея, как он планирует засадить цветник,   просит   выделить   для   покупки   рассады   необходимые средства;  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии  © ООО «Баласс», 2013с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности.   смотритель   иногда   заменяет   экскурсовода,   реставратор   может   отвечать   на   вопросы   журналистов, ∙   рассказывая посетителям   о   наиболее   интересных   экспонатах   зала,   о   смене экспозиции;  ∙ искусствоведов;  ∙   каждому   из   служащих   музея   дома   нужно   уметь   общаться   с родными, соседями, друзьями, например, объяснить детям решение задачи,   обменяться   мнениями   по   поводу   предстоящего   летнего отдыха, высказать   впечатление   о   просмотренной   телепередаче, посоветовать, как поступить в трудной ситуации, и т.д. Задание 14.  Возможные ответы. – Я считаю, что таким человеком является Мария Викторовна. Она очень   хорошо   объясняет   на   уроке,   выразительно   читает   стихи.   А сказки   рассказывает,   как   настоящая   сказочница.   Она   никогда   не кричит. – Мне нравится, как общается с детьми наша медсестра в школе. Она всех называет ласково, по имени – Танюша, Андрюша. Всегда шутит, когда   делает   уколы.   Если   заболеешь,   всегда   помогает,   объяснит, какое лекарство и как надо принимать. Задание 16.  Ученики могут подчеркнуть слова: «Двести лет прошло в молчанье» – и дальше стихотворные строки до конца. Третий тролль называет своих   друзей   болтунами,   а   на   самом   деле   их   можно   назвать молчунами, и стихотворение называется «Молчаливые тролли». © ООО «Баласс», 2013ΙI. Итог урока.  18  Задание 17.  На   первом   рисунке   изображен   лгун­портной   из   сказки   «Голый король».  На втором рисунке старая ворчунья мышь учит Дюймовочку жить. На   третьем   рисунке   изображены   принцесса   и   свинопас,   который решил сыграть с принцессой злую шутку. Задание    Вариант устного ответа по заполненной анкете: – Дома я чаще всего беседую с бабушкой или мамой, потому что они интересуются моими делами и внимательно слушают. – В школе я чаще всего общаюсь с Колей Михайловым. Мы дружим с ним   с   детского   сада,   живём   в   одном   доме.   А   вот   заговорить   с незнакомым   взрослым   человеком   мне   трудно,   а   с   незнакомыми ребятами – легче. Я больше люблю читать, слушать, чем говорить и писать. – Не думаю, что я хороший рассказчик. Не так легко рассказать так, чтобы другим людям было интересно тебя слушать. Задание 19 Это   задание   подготавливается   предыдущим.   Если   ученик   легко может   войти   в   контакт   с  незнакомым  человеком,   то   можно предположить, что он – общительный. С   другой   стороны,   человек   может   легко   общаться   в  знакомой обстановке – дома, в классе, со своими родными и друзьями. В этом случае твои родные и друзья скажут о тебе, что ты – общительный. Определить самых общительных учеников в классе учитель сможет, © ООО «Баласс», 2013анализируя   ответы   на   второй   вопрос.   Если   многие   девочки   и мальчики укажут на одних и тех же ребят, с которыми они чаще всего   общаются,   то,   вероятно,   эти   школьники   в   классе   –   самые общительные. 4 – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что? ТООУ III. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2013

Посмотрите также