Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей.
Оценка 4.6

Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей.

Оценка 4.6
Педсоветы +2
doc
Междисциплинарный 4
04.03.2020
Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей.
Именно творческая импровизация дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Искусство оказывает сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.
Христюк В.П.Творческая импровизация как профилактика.doc

Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей.

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявления, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. Именно творческая импровизация дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Искусство оказывает сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Родителям и педагогам необходимо развивать различные психические процессы у ребенка, управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он смог справиться с будущими проблемами реальной жизни. Но при этом ни в коем случае не следует подавлять у малыша склонность к чудесному. А.Эйнштейн писал: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом; тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…» А как найти чудо? Только через творчество. Поэтому, работу по профилактике психоэмоционального напряжения детей осуществляем по основными принципам: развивающего   обучения   с   ориентацией   на   «зону   ближайшего развития» каждого ребенка; гуманистического принципа безоценочного подхода; интеграции всех видов деятельности, для успешной адаптации и профилактики психоэмоционального напряжения у детей. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «Выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Для этого ежегодно проводим в январе декады психологии. Наши традиции: "Как прекрасен этот мир !»,«Цветочная мозаика», «Солнышки-подсолнушки», « Волшебный мир детства».Тщательно продумывается план, где отражаются все направления:оздоровительное,творческое,познавательное,развивающее,музыкальное,просветительское,релаксационное,психоэмоциональное. В рамках декады психологии реализовываем долговременный творческий проект «По Руси Великой», определили  алгоритм взаимосотрудничества детей и взрослых. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества, и тем устойчивее, крепче будет, по утверждению кандидата педагогических наук Р.Хайкина (С-Петербург) его психика. В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, воображения, образного мышления. Поэтому, важно развивать интерес к творчеству и потребность в нем. Определенные достоинства изобразительного творчества по сравнению с другими видами деятельности в детстве и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. «Кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем, тот, кто девять часов только смотрит» - говорит  известный педагог И.Дистервег. Специалисты утверждают, что если с 4-х летнего возраста серьезно отнестись к занятиям с детьми художественно-творческой деятельностью, то тогда своевременно получат должное развитие все стороны психики ребенка, будет заложен фундамент для дальнейшего роста, формирования основ личности. В процессе художественного творчества, стараясь управлять своим поведением и деятельностью, ребенок учится предвидеть ее результат и контролировать ее достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки. Включение в разные виды изобразительной деятельности способствует приобретению у ребенка определенных навыков и умений, способностей и личностных качеств. Благодаря этому, ребенок активен в познавательной деятельности, он способен правильно выражать свою мысль с помощью речи. Не случайно психолог Л.С.Выготский назвал детское рисование «графической речью». Ведь маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью в полной мере выразить свои чувства, ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить. Поэтому, очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств. Создавая особые психологические условия, изобразительная деятельность может разбудить творческие наклонности, которые сами по себе способны «гармонизировать» психику и привести ее в состояние равновесия, поскольку творчество требует от человека координации всех психических сил. Интересно, что рисование, например, имеет большой терапевтический потенциал - давно и широко используется в лечении неврозов, для снятия стрессовых состояний. В чем заключается эффект и преимущества арт-терапии перед другими формами работы:в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков; арт-терапия  является  средством  преимущественно  невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми; изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей; она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния; является средством свободного самовыражения; вызывает положительные эмоции,  основана   на   мобилизации   творческого   потенциала   внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Это лишь некоторые возможные механизмы терапевтического воздействия изобразительного творчества. В детской практике изотерапия применяется особенно часто, т.к. рисование естественная деятельность ребенка. Взяв на заметку упомянутые достоинства художественно-творческой деятельности мы тоже решили использовать арт-терапию, как один из инновационных методов для реализации потенциальных творческих, и зачастую скрытых уникальных возможностей ребенка. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно. Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности. Однако, в современном мире, который меняется со все увеличивающей скоростью, ребенок не  обладающий достаточной креативностью, просто обречен жить в ситуации постоянного душевного дискомфорта. Креативный человек, как правило, более успешный во всем – от постоянного общения до профессиональной деятельности. Творчество помогает ребенку, находить оригинальные решения сложных проблем. И отрадно то, что педагоги, сотрудники и родители МБДОУ творчески подошли к данной теме: стимулировали мотивацию ребят к творчеству; создали условия для «запуска» процесса логического и интуитивного мышления; создали условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового. Уголки  совместного творчества детей и родителей по группам, выставка в музыкальном зале «По Руси Великой», эстетически оформленный интерьер, предметно-развивающая среда, способствовали творческим проявлениям и побуждали  к активной  творческой деятельности весь коллектив.  В такой среде педагоги всех групп умело выстраивали работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнера. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей за счет творческого самовыражения и применения методов игровой, музыкальной и арттерапии позволили решить ряд задач.

Во-первых, через творчество осуществлялась психологическая диагностика, Кроме того, терапия творчеством позволила изучить фантазию и воображение ребенка, пробудить его творческие силы, спонтанность, оригинальность. Во-вторых, использование элементов художественно-эстетической деятельности делала возможным выражение детьми агрессивных чувств, так как рисование, живопись красками или лепка явилась безопасными способами разрядки напряжения. В-третьих, через творчество происходило осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивалось их внимание к чувствам, усиливалось ощущение собственной личностной ценности. В-четвертых, воздействие музыки, импровизация, ассоциативное рисование и другие используемые на занятиях методы способствовали снятию психоэмоционального напряжения, поднимали жизненный тонус, улучшили и сохранили психологическое и физическое здоровье ребенка. Эффективность работы по профилактике психоэмоционального напряжения была подтверждена результатами исследований. Было отмечено:

*  проявление у детей позитивного образа "Я"; повышение уровня уверенности в себе; снижение эмоционального напряжения;

*  установление достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;

Результативность проведенных мероприятий раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов.


Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей

Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей

Выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них

Выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них

Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки

Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки

Число методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно

Число методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно

В-третьих, через творчество происходило осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивалось их внимание к чувствам, усиливалось ощущение собственной личностной ценности

В-третьих, через творчество происходило осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивалось их внимание к чувствам, усиливалось ощущение собственной личностной ценности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020