Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей.

  • Педсоветы
  • Работа с родителями
  • Семинары
  • doc
  • 04.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Именно творческая импровизация дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Искусство оказывает сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.
Иконка файла материала Христюк В.П.Творческая импровизация как профилактика.doc

Творческая импровизация как профилактика психоэмоционального напряжения у детей.

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявления, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. Именно творческая импровизация дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Искусство оказывает сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Родителям и педагогам необходимо развивать различные психические процессы у ребенка, управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он смог справиться с будущими проблемами реальной жизни. Но при этом ни в коем случае не следует подавлять у малыша склонность к чудесному. А.Эйнштейн писал: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом; тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…» А как найти чудо? Только через творчество. Поэтому, работу по профилактике психоэмоционального напряжения детей осуществляем по основными принципам: развивающего   обучения   с   ориентацией   на   «зону   ближайшего развития» каждого ребенка; гуманистического принципа безоценочного подхода; интеграции всех видов деятельности, для успешной адаптации и профилактики психоэмоционального напряжения у детей. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «Выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Для этого ежегодно проводим в январе декады психологии. Наши традиции: "Как прекрасен этот мир !»,«Цветочная мозаика», «Солнышки-подсолнушки», « Волшебный мир детства».Тщательно продумывается план, где отражаются все направления:оздоровительное,творческое,познавательное,развивающее,музыкальное,просветительское,релаксационное,психоэмоциональное. В рамках декады психологии реализовываем долговременный творческий проект «По Руси Великой», определили  алгоритм взаимосотрудничества детей и взрослых. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества, и тем устойчивее, крепче будет, по утверждению кандидата педагогических наук Р.Хайкина (С-Петербург) его психика. В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, воображения, образного мышления. Поэтому, важно развивать интерес к творчеству и потребность в нем. Определенные достоинства изобразительного творчества по сравнению с другими видами деятельности в детстве и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. «Кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем, тот, кто девять часов только смотрит» - говорит  известный педагог И.Дистервег. Специалисты утверждают, что если с 4-х летнего возраста серьезно отнестись к занятиям с детьми художественно-творческой деятельностью, то тогда своевременно получат должное развитие все стороны психики ребенка, будет заложен фундамент для дальнейшего роста, формирования основ личности. В процессе художественного творчества, стараясь управлять своим поведением и деятельностью, ребенок учится предвидеть ее результат и контролировать ее достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки. Включение в разные виды изобразительной деятельности способствует приобретению у ребенка определенных навыков и умений, способностей и личностных качеств. Благодаря этому, ребенок активен в познавательной деятельности, он способен правильно выражать свою мысль с помощью речи. Не случайно психолог Л.С.Выготский назвал детское рисование «графической речью». Ведь маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью в полной мере выразить свои чувства, ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить. Поэтому, очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств. Создавая особые психологические условия, изобразительная деятельность может разбудить творческие наклонности, которые сами по себе способны «гармонизировать» психику и привести ее в состояние равновесия, поскольку творчество требует от человека координации всех психических сил. Интересно, что рисование, например, имеет большой терапевтический потенциал - давно и широко используется в лечении неврозов, для снятия стрессовых состояний. В чем заключается эффект и преимущества арт-терапии перед другими формами работы:в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков; арт-терапия  является  средством  преимущественно  невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми; изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей; она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния; является средством свободного самовыражения; вызывает положительные эмоции,  основана   на   мобилизации   творческого   потенциала   внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Это лишь некоторые возможные механизмы терапевтического воздействия изобразительного творчества. В детской практике изотерапия применяется особенно часто, т.к. рисование естественная деятельность ребенка. Взяв на заметку упомянутые достоинства художественно-творческой деятельности мы тоже решили использовать арт-терапию, как один из инновационных методов для реализации потенциальных творческих, и зачастую скрытых уникальных возможностей ребенка. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно. Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности. Однако, в современном мире, который меняется со все увеличивающей скоростью, ребенок не  обладающий достаточной креативностью, просто обречен жить в ситуации постоянного душевного дискомфорта. Креативный человек, как правило, более успешный во всем – от постоянного общения до профессиональной деятельности. Творчество помогает ребенку, находить оригинальные решения сложных проблем. И отрадно то, что педагоги, сотрудники и родители МБДОУ творчески подошли к данной теме: стимулировали мотивацию ребят к творчеству; создали условия для «запуска» процесса логического и интуитивного мышления; создали условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового. Уголки  совместного творчества детей и родителей по группам, выставка в музыкальном зале «По Руси Великой», эстетически оформленный интерьер, предметно-развивающая среда, способствовали творческим проявлениям и побуждали  к активной  творческой деятельности весь коллектив.  В такой среде педагоги всех групп умело выстраивали работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнера. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей за счет творческого самовыражения и применения методов игровой, музыкальной и арттерапии позволили решить ряд задач.

Во-первых, через творчество осуществлялась психологическая диагностика, Кроме того, терапия творчеством позволила изучить фантазию и воображение ребенка, пробудить его творческие силы, спонтанность, оригинальность. Во-вторых, использование элементов художественно-эстетической деятельности делала возможным выражение детьми агрессивных чувств, так как рисование, живопись красками или лепка явилась безопасными способами разрядки напряжения. В-третьих, через творчество происходило осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивалось их внимание к чувствам, усиливалось ощущение собственной личностной ценности. В-четвертых, воздействие музыки, импровизация, ассоциативное рисование и другие используемые на занятиях методы способствовали снятию психоэмоционального напряжения, поднимали жизненный тонус, улучшили и сохранили психологическое и физическое здоровье ребенка. Эффективность работы по профилактике психоэмоционального напряжения была подтверждена результатами исследований. Было отмечено:

*  проявление у детей позитивного образа "Я"; повышение уровня уверенности в себе; снижение эмоционального напряжения;

*  установление достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;

Результативность проведенных мероприятий раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов.