Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большемурашкинская коррекционная школа-интернат»
Всероссийский конкурс для образовательных организаций
и педагогических работников
"Образование. Качество. Успех."
Творческая лаборатория учителя технологии
Выполнила: учитель
Шляхтина Ольга Борисовна
Большое Мурашкино 2019 год
Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к трудовой деятельности.
В образовательном процессе большое место занимает личность и профессионализм учителя. Именно учитель своими знаниями формирует у обучающихся отношение к своему предмету, учит самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и решать проблемы.
Творческая лаборатория - это союз творческих людей: учителя технологии и учеников, где учитель повышает свой профессиональный уровень посредством систематизации и накопления практического материала и передачи своего опыта обучающимся, обучающиеся реализуют себя как самостоятельную творческую личность через исследовательские, творческие проекты, а так же через выставочную деятельность.
Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
«Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.»
А.С. Макаренко
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Развитие творческих способностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в том числе и от методов и приемов обучения, которые я использую на уроках труда.
Создаю на уроке проблемные ситуации, в которых обучающиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся находить решения и предлагают несколько вариантов.
Метод проблемных ситуаций позволяет максимально активизировать работу учеников на уроках и дает толчок к развитию творческих способностей. Ведь изготовление швейных изделий связано с удовлетворением конкретных потребностей в реальных условиях и требует творческого подхода.
Например проблемные ситуации возникают во время конструирования и моделирования изделий, предлагаю смоделировать ночную сорочку. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей: с оборкой по нижнему срезу и горловине, с оборкой из отделочной ткани, с аппликацией, с кружевом и т. д.
Создаю занимательные ситуации. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях.
При создании занимательной ситуации материал подбираю в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровню их интеллектуального развития. На уроке «Сведения о платье» отправляемся в историю – это видеоролики, презентации об истории создания одежды.
В роли приема выступают занимательные аналогии, например, при изучении силуэтов одежды обучающиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде и разрабатывают свои эскизы одежды.
Создание для школьника ситуации успеха – субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности является одним из стимулов для творчества.
Ситуация успеха, не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго и терпеливо готовить, показывая школьнику, связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Школьнику следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил и ума. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе.
Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
Интерес вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение и утомляемость.
Приглашаю к компьютеру детей во время урока и даю им индивидуальные задания, при представлении проектов они сопровождают свои выступления презентациями. В проведении физкультминуток так же помогает использование ИКТ.
Использование ИКТ позволяет:
· Обеспечить наглядность, доступность, научность
· Оживить учебный процесс
· Обеспечить связь теории с практикой
· Эффективно провести проверку усвоенных знаний.
· Повысить результативность урока
· Способствует развитию мышления
Метод проектов является тем средством, которое создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем.
Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества обучающихся. Девочки выполняют проекты на различные темы. Например: «Летнее платье», «Лоскутное панно», и др.
Часто применяю в работе игровой момент, что особенно активизирует творческую познавательную деятельность обучающихся. В игровой форме я на практике реализую совместную деятельность учителя и обучающегося.
Огромное значение в работе творческой лаборатории имеют внеклассные мероприятия, различные выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. Работы обучающихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках технологии, изобразительного искусства, так и для организационно-развлекательных школьных мероприятий.
Использование индивидуального задания. Индивидуальная работа – очень удобная и плодотворная форма учителя и ученика. Она приучает к самостоятельной работе – это написание реферата, доклада, подготовка проекта к конкурсу: «История появления швейных машин», «Фартуки в национальном костюме», «История возникновения юбки», «История интерьера».
Таким образом, все применяемые методы, повышают познавательную и творческую активность обучающихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Дети раскрывают свои скрытые таланты и возможности. А главное, все ученицы стали с большим удовольствием посещать уроки швейного дела, участвовать в различных коллективно – творческих делах, проявлять инициативу и даже что-то предлагать сами.
Такая работа благоприятно отразилась и на успеваемости по предмету, и на качестве усвоения знаний.
Подведением итогов творческой работы детей является организация конкурсно-выставочной деятельности. Ежегодно провожу школьные выставки изделий обучающихся. А затем лучшие работы участвуют в районной выставке детского творчества, где часто занимают призовые места. Так же участвуют в областных конкурсах:
III место. Диплом призера областного конкурса проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», номинация «Авторская копия» 2018 год;
II место. Диплом во II Районном фестивале декоративно-прикладного творчества «Вторая жизнь ненужных вещей, номинация « Я его слепила из того, что было». 2018 год;
Дипломы II и III степень детского конкурса художественного творчества княгининского благочиния «Пасхальная радость, номинации « Пасхольное яйцо» и «Пасхальная композиция», 2018 год.
II место. Грамоты в муниципальном конкурсе по технологии «Золушка», 2018 и 2019 года.
II место. Грамота в межрайонном конкурсе по технологии «Золушка», 2019 года.
I место. Грамота в муниципальном конкурсе изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов « Мир чудес», в номинации «Декоративно-прикладное творчество», 2019 год.
Диплом участника в областной выставке изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов « Мир чудес», 2019 год.
Диплом финалиста областного детского конкурса народных художественных промыслов «Наследники ремесла», в номинации «Современная интерпритация народного костюма», 2019 год
Сертификат участника IV регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Амбилимпикс», в компетенции швея – 2019 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.