Творческая лаборатория учителя технологии

  • Особые потребности
  • doc
  • 05.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала творческая лаборатория учителя технологии.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большемурашкинская коррекционная школа-интернат»

 

 

 

 

 

Всероссийский конкурс для образовательных организаций

и педагогических работников

"Образование. Качество. Успех."

 

 

 

 

 

 

Творческая лаборатория учителя технологии

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель

 Шляхтина Ольга Борисовна

 

 

 

 

 

Большое Мурашкино 2019 год

Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к трудовой деятельности. 

В образовательном процессе большое место занимает  личность и профессионализм учителя. Именно учитель своими знаниями формирует у обучающихся отношение к своему предмету, учит самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и решать проблемы.

Творческая лаборатория - это союз творческих людей: учителя технологии и учеников, где учитель повышает свой профессиональный уровень посредством систематизации и накопления практического материала и передачи своего опыта обучающимся, обучающиеся реализуют себя как самостоятельную творческую личность через исследовательские, творческие проекты, а так же через выставочную деятельность.

Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.

«Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления  личности и таланта.»

А.С. Макаренко

Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. 

Для реализации познавательной и творческой активности школьника я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. 

Развитие творческих способностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в том числе и  от методов и приемов обучения, которые я использую на уроках труда.

Создаю на уроке проблемные ситуации, в которых обучающиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся находить решения и предлагают несколько вариантов.

Метод проблемных ситуаций позволяет максимально активизировать работу учеников на уроках и дает толчок к развитию творческих способностей.  Ведь  изготовление швейных   изделий связано с удовлетворением конкретных потребностей в реальных условиях и требует творческого подхода.

Например проблемные ситуации возникают  во время конструирования и моделирования изделий,  предлагаю смоделировать ночную сорочку. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей: с оборкой по нижнему срезу и горловине, с оборкой из отделочной ткани, с аппликацией, с кружевом и т. д.

Создаю занимательные ситуации. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях.

При создании занимательной ситуации материал подбираю в  соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровню их интеллектуального развития. На уроке «Сведения о платье»  отправляемся в историю – это  видеоролики, презентации об истории создания одежды.

 В роли приема выступают занимательные аналогии, например, при изучении силуэтов одежды обучающиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде и разрабатывают свои эскизы  одежды.

Создание для школьника ситуации успеха – субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности является одним из стимулов для творчества.

Ситуация успеха,  не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго и терпеливо готовить, показывая школьнику, связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Школьнику следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил и ума. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе.

Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.

Интерес вызванный современными средствами  обучения, снимает напряжение и утомляемость.

Приглашаю к компьютеру детей во время урока и даю им индивидуальные задания, при представлении проектов они сопровождают свои выступления презентациями. В проведении физкультминуток так же  помогает использование ИКТ.

Использование ИКТ позволяет:

·        Обеспечить наглядность, доступность, научность

·        Оживить учебный процесс

·        Обеспечить связь теории с практикой

·        Эффективно провести проверку усвоенных знаний.

·        Повысить результативность урока

·        Способствует развитию мышления

Метод проектов является тем средством, которое создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем.

Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества  обучающихся. Девочки выполняют проекты на различные темы. Например: «Летнее платье», «Лоскутное панно», и др.

Часто применяю в работе игровой момент, что особенно активизирует творческую познавательную деятельность обучающихся. В игровой форме я на практике реализую совместную деятельность учителя и обучающегося.

В профориентационной работе тоже уместно применение игровой деятельности. Особенно актуальны ролевые, имитационно-моделирующие и деловые игры. Например: урок «Швейная фабрика», где ученицы предстают в роли закройщиков, швей, контролеров и директора фабрики.

Огромное  значение в работе творческой лаборатории имеют внеклассные мероприятия, различные выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. Работы обучающихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках технологии, изобразительного искусства, так и для организационно-развлекательных школьных мероприятий.

Использование индивидуального задания.  Индивидуальная работа – очень удобная и плодотворная форма учителя и ученика. Она приучает к самостоятельной работе – это написание реферата, доклада, подготовка проекта к конкурсу: «История появления швейных машин», «Фартуки в национальном костюме», «История возникновения юбки», «История интерьера».

Коллективная творческая деятельность – прекрасный способ развития как художественных, так и интеллектуальных и коммуникативных способностей детей, формирования их социальной и нравственной компетентностей.

Выполнение коллективной творческой работы –  это всегда новые поиски и решения, огромное поле деятельности для реализации творческих планов. Например: пошив лоскутного одеяла, изготовления настенного панно и т. д.

Таким образом, все применяемые методы, повышают познавательную и творческую активность обучающихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Дети раскрывают свои скрытые таланты и возможности. А главное, все ученицы стали с большим удовольствием посещать уроки швейного дела, участвовать в различных коллективно – творческих делах, проявлять инициативу и даже что-то предлагать сами.

Такая работа благоприятно отразилась и на успеваемости по предмету, и на качестве усвоения знаний.

Подведением итогов творческой работы детей является организация конкурсно-выставочной деятельности. Ежегодно провожу школьные выставки изделий обучающихся. А затем лучшие работы участвуют в районной выставке детского творчества, где часто  занимают призовые места.  Так же участвуют  в областных конкурсах:

III место. Диплом призера областного конкурса проектно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству «От истоков до наших дней», номинация «Авторская копия» 2018 год;

II место. Диплом во II Районном фестивале декоративно-прикладного творчества «Вторая жизнь ненужных вещей, номинация « Я его слепила из того, что было». 2018 год;

Дипломы II  и III степень детского конкурса художественного творчества княгининского благочиния «Пасхальная радость, номинации « Пасхольное яйцо» и «Пасхальная композиция», 2018 год.

II место.  Грамоты в муниципальном конкурсе по технологии «Золушка», 2018 и 2019 года.

II место. Грамота в  межрайонном конкурсе по технологии «Золушка», 2019 года.

I место.  Грамота в муниципальном конкурсе изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов « Мир чудес», в номинации «Декоративно-прикладное творчество», 2019 год.

Диплом участника в областной выставке изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов « Мир чудес», 2019 год.

Диплом финалиста областного детского конкурса народных художественных промыслов «Наследники ремесла», в номинации «Современная интерпритация народного костюма», 2019 год

Сертификат участника IV регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Амбилимпикс», в компетенции швея – 2019 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите также