Творческая мастерская по картине К. Юона "Новая планета".
Оценка 4.6

Творческая мастерская по картине К. Юона "Новая планета".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
15.01.2020
Творческая мастерская  по  картине К. Юона  "Новая планета".
В творческой мастерской научатся читать картину как художественное произведение,познакомятся с творчеством художника,вспомнят искусствоведческие понятия:колорит,контраст,символ. Каждая группа: учёные,литераторы,искусствоведы,астрономы-выступят со своим заданием.Весь класс поработает в динамических парах и выступят по темам: ЭВК (эмоциональное восприятие картины), СК (сюжет картины), РИС(роль изобразительных средств).
Тема Творческая мастерская по картине Константина Юона.docx

Тема     Творческая мастерская   по  картине   Константина Юона

             «Новая планета»

Эпиграф             Ничто не даёт такого наслаждения, как краски/И.Бунин/ .

 

                            Юон, кажется, это самое  заветное , самое ласковое имя

                            художника. Его знают все , оно вошло в быт .Одним из первых

                            он открыл красоту русских городов, провинции, так много

                            говорящей  русскому сердцу.

                                                                                Художник Н.М.Чернышёв

Задача урока. Показать современные подходы  к использованию живописи

                         на уроках.

Цели урока.

О.Научить читать  картину  как художественное произведение, адекватно авторскому  самовыражению: выявлять композицию, определять тему, основную мысль и средства выражения на полотне. Подготовить к самостоятельным  высказываниям по картине. Ввести в активный словарь искусствоведческие  понятия: колорит, контраст , символ . Цвет как средство раскрытия замысла художника.    

В.Пробудить  любовь  к прекрасному, искусством воспитывать  культуру чувств.

Р. Развитие образного мышления  и речи, обогащение   словарного запаса.

Оборудование : Картины Константина Юона, портрет и автопортрет художника .

 

Слово учителя . Бог создал мир из ничего .                Умчись высоко  в небеса,

                            Учись, художник, у него,-                 Где светит  вольная зарница,

                            И если твой талант крупица              Где вечный облачный прибой.

                            Соделай  с нею чудеса,                      Бежит по бездне голубой.

                            Взрасти безмерные леса                                        К.Бальмонт

                            И сам, как сказочная  птица,                  /поэт-символист /.

 

Группа учёных, которые прибыли на  творческую мастерскую  с сообщениями.

Литераторы. Сообщение  по книге Антуана де Сент - Экзюпери

                       «Маленький принц».  Новые планеты , на которых побывал принц.

Искусствоведы . 1.Подготовить рассказ о художнике К.Юоне.

                              2.История  создания  картины  «Новая планета»

Астрономы. Сообщение «Как появляются новые планеты»

 

Структура урока

1.     Объявление темы урока.

2.     Количество времени, отводимое на данную тему/2 часа/

3.     Цель: чему должны научиться, какими  речевыми навыками  и умениями овладеть.

4.     Связь с уроками изобразительного искусства.

5.     Конечная цель  работы по картине: составление рассказа …/ придумывают творческое задание сами учащиеся / «Если бы я был экскурсоводом …»

6.     Вступительное слово о художнике и его творениях.

7.     Рассматривание картины  и её анализ.  Работа по группам.

8.      История создания картины. Отрывки  из воспоминаний  художников, касающихся данного произведения.

 

Работа  в динамических  четвёрках .Каждая группа выбирает для себя индивидуальное задание и работает по нему 5-7 минут . Готовят выступление  по предложенным вопросам.

                         ЭВК /эмоциональное восприятие картины/

CК /сюжет картины /                                 РИС /роль изобразительных средств/

 

                            Работа в динамических четвёрках

1.Эмоциональное  отношение  к картине.

·        Что прежде всего привлекло ваше внимание?

·        Какое настроение создаётся у вас при первом взгляде   на   картину?

·        Нравится ли вам эта картина?

·        Как вы думаете, почему картина  вызывает такое настроение?

·        Какое впечатление  производит на вас картина?

·        Представьте себя на этой картине .Что вы можете увидеть вокруг?

2. Определение сюжета  картины  и способы  его выражения.

·        Композиция картины.Что поместил художник  на передний  плане картины? Что  изображено в   центре? На заднем плане?

·        Определите тему картины. Какой момент запечатлён на картине?

      Что на картине бросается в глаза? Внимательно рассмотрите

        Изображённых на картине людей.

        Как художник показал «Новую планету?»

·        Как вы думаете,  что хотел  сказать зрителям  художник?

      Сформулируйте   основную  мысль картины?

·        Символы, использованные художником.

·        Представьте себя на этой картине. Что вы можете увидеть вокруг?

3. Цвет как средство раскрытия замысла  картины

·        Роль изобразительных средств  в раскрытии замысла картины.

·        Какими красками  написана  картина? Какие цвета   преобладают

 на картине  и почему?

      Помогает ли   цветовое решение картины  почувствовать

      настроение  художника?

·        Влияет ли колорит картины  на наше настроение, наши чувства?

·        Какие  предметы, изображённые на этой картине, мы должны будем описать?   

·        Представьте себя на этой картине. Что вы можете увидеть вокруг?

4.Искусствоведческие понятия

   Замысел – заложенный в картине смысл

    Колорит – соотношение красок  в картине по тону, насыщенности света.

    Композиция – строение, соотношение  и взаимное расположение  частей;

                              расположение фигур на картине  художника.

    Контраст - сочетание противоположных  цветов, т.е. ярко отличающихся

                     друг   от друга по яркости, по теплоте.

    Микротемы – основные части текста, с помощью которых и складывается

                         содержание.

    Символ – художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

    Сюжет – предмет изображения.

    Тёплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются  к красным

                и жёлтым   и напоминают  тепло, огонь. 

    Холодные оттенки – цветовой оттенок, тяготеющий  к зелёным, синим,

              фиолетовым    и связан с ощущением холода.

    Центр-середина, средняя часть  картины.

    5. Творческие задания  по картине

      1.Если бы я был экскурсоводом  /Что подчеркнул  бы в своём рассказе?

                                                                      В чём бы убедил зрителей?/

2. Напишите отзыв  в книгу посетителей с  выставки картин К.Юона.

3. Представьте себе, что вы журналист и вам поручили взять интервью  у художника данной картины.     

 

    Цвет в картине     имеет большое значение. Это самое богатое  изобразительное средство. С помощью цвета  художник создаёт образ, передаёт своё отношение к изображаемому, вызывает   определённое настроение.

Любой цвет в живописи  может быть  тёплым  и холодным  в зависимости  от того, к какому цвету ближе его оттенок. В зависимости от этого и настроение, которое вызывает картина бывает  радостным, светлым  или чувство грусти , тоски , печали.      

      С помощью цвета  художник помогает зрителям почувствовать объём, гладкость или шероховатость, тепло и холод, сухость и сырость. Красками художник изображает время года  и время суток, а значит, изображает  на картине течение времени. СИМВОЛ.  

Подведём итог работы по картине.

                  На картине  изображена….

                  Автор картины смог передать настроение

                  Мне картина нравится…

Мы с вами уже знаем, что картина – это своеобразный текст, ведь автор с помощью красок рассказывает  о чём-то . Как у текста, так и у картины  есть своё содержание , своя тема . основная мысль.  Тема этой картины в её названии «Новая планета». А основная мысль картины…._________________________________________

Но для того, чтобы сочинение получилось хорошим, надо определить и микротемы /солнце , люди , планета …/    

 

Сообщение астронома. «Как появляются новые планеты »

  Сегодня учёные предполагают, что Солнце  и планеты  возникли  одновременно  из межзвёздного вещества – частиц пыли  и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось , сжималось, а затем распалось  на несколько неравных сгустков . Один из них , самый большой , дал начало Солнцу.  Его вещество, продолжая  сжиматься, разогревалось. Вокруг него  образовалось вращающееся газово –пылевое облако , которое имело форму  диска. Из плотных сгустков  этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля

                                            /Учебник «Природоведение» 5 класс.стр.57/

   Что такое планета ?/от.греч «блуждающий )  -массивные небесные тела , движущиеся вокруг Солнца  по эллиптическим орбитам и светящиеся  отражённым  солнечным светом.

Расположение     планет  в направлении  от Солнца: Меркурий, Венера , Земля , Марс , Юпитер , Сатурн, Уран , Нептун , Плутон.

           Планеты земной группы :Меркурий , Венера Марс. /НИЭ. №14 .с.104./

 

                   Символический смысл картины  

 

       Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция, довольно необычная для художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям. Но в  первые годы после Октябрьской революции многие художники искали « новый» изобразительный язык, адекватный эпохе. В данном случае – это язык плаката. Кроме того, следует помнить, что творчество Юона формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был одним из главенствующих течений.                                                                                                                         События Октября представлены здесь в космическом масштабе. В своё время Юон уже отдал дань увлечению «космическими» темами, столь любимыми символистами, создав серию рисунков «Сотворение мира» (1908), о которой высоко отзывался Александр Бенуа.                        Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция.

«Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям».                           

 

n  В 1921 году Юон написал пейзаж-картину «Новая планета», где земля, озаренная грандиозными пожарами и проносящаяся в космосе, посылает лучи яркого света во Вселенную. Здесь есть ощущение огромности происходящих изменений — своего рода фантастическая утопия, своим наивно-символическим аллегоризмом типичная для искусства той эпохи. Юон радостно приветствовал это тогда смутное, но прекрасное грядущее.

 

 

Творческая мастерская по картине К. Юона "Новая планета".

Творческая мастерская  по  картине К. Юона  "Новая планета".

Творческая мастерская по картине К. Юона "Новая планета".

Творческая мастерская  по  картине К. Юона  "Новая планета".

Творческая мастерская по картине К. Юона "Новая планета".

Творческая мастерская  по  картине К. Юона  "Новая планета".

Творческая мастерская по картине К. Юона "Новая планета".

Творческая мастерская  по  картине К. Юона  "Новая планета".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2020