творческая работа "Фотография рассказывает"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 13.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любовь к родным, близким, к родителям, уважение к старшему поколению. Именно с этого начинается настоящая любовь к Родине.
Иконка файла материала Творческая работа фотогафия рассказывает.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Совхозная средняя общеобразовательная школа»

Завьяловского района УР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

«Фотография рассказывает…»

 

 

 

 

Выполнила: Ильминских Ирина Витальевна,

                                                         учитель русского языка и литературы,

           а также учащиеся:

                     Панина Наталья, 7 класс

                         Гоголев Кирилл,  8б класс

                          Бахтиярова Мария, 7 класс

                            Захарова Анастасия, 7 класс

                                                         Ильин Дмитрий, 8 б класс

           

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Совхозный, 2015

 

  Воспитание человека, гражданина, патриота всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Какие бы политические события не происходили, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, – единственным примиряющим  фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Великий гуманист 20 века Д.С.Лихачёв обращался к своим соотечественникам со словами: «Мы свободны – и именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем  уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что её достойно».

   Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывается о своих корнях. О своём происхождении, об истоках своего рода. О своих предках, о том, кем они были и сем занимались. Каждый из нас, рано или поздно, приходит к мысли, что он всего лишь звено в цепочке поколений и что знание о предках и прошлом своей семьи необходимо передать детям и внукам. Говорят, что в былые времена каждый русский человек знал своих предков не менее, чем до седьмого поколения. Предания об истории рода передавались из поколения в поколение.

  Знание своих корней воспитывало в каждом русском человеке крепкое национальное самосознание,  любовь к своему Отечеству, ответственное отношение к судьбе своей семьи и своей Родины, бережное отношение к могилам предков и памятникам истории.

   Изучая свою родословную, человек начинает ощущать себя не одинокой песчинкой, бессмысленно болтающейся в людском море, а частью живого древа, имеющего корни

 ( предшествующее поколение предков) и растущие ветви ( дети, внуки, правнуки). Такой человек осознаёт себя причастным к судьбе своего Отечества- ведь в истории  любой семьи,  как в капле воды, отражается история государства, а судьба страны – это во многом история семей в череде сменяющихся друг друга поколений.

    Я считаю, что учитель всегда должен помнить, что он желает формировать: ответственность за судьбу своего Отечества, нормы уважительного сосуществования и взаимопонимания. Важно использовать материал, связанный со своим краем, районом, семьёй. Ведь очень ценен опыт  близких, родных людей, живущих по законам добра, памяти, любви…

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Всё началось с фотографии. Перебирая старые вещи, я наткнулась на небольшую фотографию, на которой мои бабушка и дедушка… В сердце что-то  сжалось и будто бы оборвалось. Подступил комок к горлу.

Посмотрите на эту фотографию! Сколько непосредственности,  неподдельной радости, любви! Эти два человека – мои бабушка и дедушка: Лекомцевы  Иван Фёдорович и Фёкла Григорьевна – мои любимые, неповторимые, самые мудрые, дорогие мне люди. Обоих уже нет в живых, но в памяти моей они живы всегда.

   Этот кадр, запечатлевший их счастье,  сделан вскоре после возвращения дедушки с войны. Но я почему- то, глядя на фотографию, думаю о другом : о нелёгкой жизни моих предков, которые не растеряли любви к жизни, сохранили тёплые взаимоотношения, веру в лучшее, несмотря на то,  что на их долю выпало немало испытаний, одно из которых война…

     Лекомцев Иван Фёдорович  закончил Якшур- Бодьинское педагогическое училище в 1938 году, работал учителем начальных классов. В 1939 году его, девятнадцатилетнего, призвали в армию. В 1940 году началась война с Финляндией. И Иван Фёдорович вместе с другими молодыми парнями ушёл на фронт. Вспоминается один случай. Целые сутки находился взвод в Финском Заливе. Люди стояли по пояс в воде с тяжёлым обмундированием, ожидая приказа: отступать или идти в наступление. И вот, наконец, усталые, голодные, мокрые наши солдаты разместились в финской деревне. В доме, где они остановились переночевать, было чисто, уютно, особенно врезался в память «красный угол» с иконой Святого Николая Угодника, точно такая же была в доме Ивана Фёдоровича. Он видел нелюдимого финского парнишку, сына хозяина усадьбы, который перед приёмом пищи обращался с молитвой к иконе. Затопили баню,  ближе к ночи отправились мыться. Враги решили поджечь место, где находились солдаты: закрыли выход, окна, двери, дымоход. Многие погибли, А Ивана Фёдоровича и его товарищей спас тот самый финский парень. Ночью он подкрался и спас заложников. Позже, разговорившись с ним, дед выяснил причину такого поступка. «Мы люди одной веры, ходим под одним солнцем, верим в одного Бога, я должен был вам помочь», - так говорил парнишка. Иван Фёдорович, по натуре очень любознательный, познакомился с ним поближе. Как человек образованный знал, что удмурты и финны относятся к одной финноугорской группе. И они нашли много общих слов, например: по- фински «мынчо», по- удмуртски «мунчо»- баня; по- фински и удмуртски масло – это «вэй». И ещё много общих слов они нашли в финском и удмуртском языках. Дед всегда с благодарностью вспоминал этот случай и говорил, что зачастую в войнах виноваты правящие люди, а у простых людей много общего, одинаковые нравственные ценности, один Бог, который вёдёт человека праведного по жизни и дарит встречи с такими людьми, как тот финский парень. Всё это запомнила и рассказала мне моя мама, дочь Ивана Фёдоровича.

    В 1941 году началась Великая Отечественная война. Часть, где служил Иван Фёдорович, была переброшена на Калининский фронт. Шли тяжёлые бои, надо было защищать столицу нашей Родины –Москву. Дед был назначен начальником радиостанции. От чёткой работы связистов, от того, как они вовремя передадут сообщения и приказы, зависел исход боя и жизнь солдат. Под свистящими пулями Иван Фёдорович и его взвод, рискуя жизнью, восстанавливали оборвавшуюся связь, повреждённую рацию. Во время одной атаки пуля пробила котелок деда, и с товарищем из Челябинска они ели кашу из одного котелка. Вдруг раздалась команда «В атаку!» Друг почему-то попросил Ивана Фёдоровича помолиться за него если что и обязательно передать все письма его семье, которые отправить с фронта домой не было возможности, также сообщил адрес. Дед не придал этому большого значения. Бойцы бежали вперёд, пули свистели, разрывались снаряды… Вдруг товарищ упал как подкошенный. Его нашёл Иван Фёдорович только после боя на следующий день. Он был убит. Ещё вчера они делили горе и радость , палатку и котелок, а сегодня…Столько боли и горя было в его воспоминаниях. Взрослый седой мужчина, вспоминая своих сослуживцев и друзей, плакал… Он выполнил обещание, навестил семью погибшего товарища после войны. Он часто говорил, чтобы эту проклятую войну никто и никогда не знал и не видел. Я в детстве часто видела, как дед в « красном углу» своего дома читал молитву. Теперь думаю, что в числе всех он молился и за упокой души погибшего товарища.

     Мой дед, Лекомцев Иван Фёдорович, в 1942 году был тяжело ранен, год пролежал в госпиталях. Награждён многими медалям и орденами за смелость, отвагу и мужество.

     После войны нужно было поднимать колхоз, восстанавливать разрушенное хозяйство. Ивана Фёдоровича назначили директором Детского Дома  в селе Зура. Там находились дети, эвакуированные их Прибалтики. Начались будни. Рабочий день Ивана Фёдоровича длился с 6 утра до 12 часов ночи. Не было времени на семью, на отдых, самое главное, что ты нужен людям. Трудностей было много, но больше не взрывались снаряды, не умирали люди от голода, наступило мирное время. Остальное зависело от трудолюбия, терпения, энтузиазма людей. А этих качеств у русского человека не занимать. Дедушка был общителен, внимателен к людям, знал все проблемы детей, по возможности всем оказывал помощь. Авторитет его был безупречен. А дома находились шестеро своих детей…

     В 1945 году после освобождения Латвии появилась возможность отправить детей на родину. Спустя много лет уже повзрослевшие, определившиеся в жизни люди с благодарностью присылали письма Ивану Фёдоровичу, вспоминая добрых, отзывчивых людей из далёкой Удмуртии.

     С 1951 года дед был избран односельчанами председателем Сельского Совета, затем  председателем колхоза «Красный пахарь». Всё надо было успеть: вовремя вспахать. Посеять, прополоть, полить, собрать урожай. Рук не хватало, основные работники – женщины, дети, старики. Приходилось нелегко, но правильная организация труда. Забота о людях. Ответственность Ивана Фёдоровича привели к тому. Что колхоз из отстающих стал передовым в Республике. 22 ноября 1950 года за успешную работу в области промышленности, сельского хозяйства и культурного строительства Лекомцев Иван Фёдорович был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета УАССР, в составе делегации от Удмуртии посетил ВДНХ. Односельчане под руководством председателя активно участвовали в борьбе за подъём сельского хозяйства. Иван Фёдорович поставил перед собой и специалистами задачу: строить жилые дома, животноводческие комплексы, дороги. Сельхозартели, находящиеся на территории сельсовета, полностью рассчитались с государством по поставкам животноводческих продуктов. За получение высоких урожаев зелёной массы кукурузы Игринский  РК КПСС и Исполком райсовета наградил в 1958 году Лекомцева Ивана Фёдоровича «Почётной грамотой».

     Это история моей семьи. Память о защитнике Отечества, о мудром человеке, его подвигах в годы Великой Отечественной войны, его вклад в развитие и процветание родного края наша семья никогда не забудет. Это будут знать мои дети, внуки, правнуки.  Я смело могу сказать: «Мы гордимся тобой, Иван Фёдорович!»

     Я по профессии учитель, также как мой дед, моя мама. Наш общий педагогический стаж – 85 лет.  Младший сын учится в 8 классе, я не знаю, какую профессию он выберет. Но главное, чтобы он  понимал, что без знания истории своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству сегоднящний день, представить себе будущее.

     Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Молодое поколение должно воспринимать и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому.

  Я с удовольствием иду к детям и знаю, что они меня ждут, и я им нужна. Общение, занятия с детьми настолько заряжают энергией, что её хватает надолго. Мне нравится дарить детям знания, развивать и учить добру. Моя задача - чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком.

   Познакомив ребят с историей своей фотографии, я предложила ребятам 7, 8 классов написать творческую работу «Фотография рассказывает…» о своих близких – бабушках и дедушках. Ребята откликнулись с удовольствием. Я увидела, что связь времён не потеряна, надо только подсказать, подтолкнуть, направить на путь истинный.  Хочу представить некоторые работы учащихся, которые были помещены в школьную газету «Глобус».

 

 

 

 

 

   Мою прабабушку звали Чернова Евдокия Михайловна. Она родилась в Алнашском районе в деревне Кадиково в 1920 году. Детство её было трудное: много работали, чтоб прокормиться.

    У прабабушки было трое детей: моя бабушка Лида- самая старшая, младшие дети- Зоя и Анатолий.

  Во время Великой Отечественной войны в  1942 году бабушка  была медсестрой, спасала раненых с поля боя. За проявленное мужество и отвагу была награждена медалью «За боевые заслуги». Всего за время войны ей вручили 7 наград.  Я думаю, что медсестра Евдокия Михайловна ,не жалея своих сил и здоровья, спасла жизнь многим солдатам. Её помогло в этом то, что она была трудолюбивая, добрая и милосердная.

   После войны прабабушка работала председателем Сельского Совета, умела водить трактор и часто в горячую осеннюю пору уборки урожая сама садилась за руль трактора, так как рабочих мужских рук не хватало.

   Евдокия Михайловна была очень красивая. Я вижу это по фотографии. На фоне деревянной избы  аккуратная, добрая, скромная женщина. Эти качества прабабушки передались и моей бабушке и маме. Рядом с прабабушкой на фотографии стоит прадедушка.

 

( Выполнила Панина Наталья, 7 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    На фотографии моя прабабушка Лекомцева Фёкла Григорьевна

 ( девичья фамилия Шкляева). Она родилась 19 сентября 1919 года в деревне Малый Пежвай Игринского района. Это была обычная  крестьянская  семья,  поэтому бабушка с детства была приучена к труду. Умела и корову подоить, и сено накосить. А ещё она очень любила петь, в молодости её даже приглашали в музыкальную филармонию, но она не поехала, не захотела далеко и надолго уезжать из дома.

    Бабушка вышла замуж за Лекомцева Ивана Фёдоровича незадолго до войны. Он воевал на Калининском фронте, пришёл домой с медалями и орденами, долго лежал в госпитале. Всего у них родилось 9 детей. Но в голодное послевоенное время выжили только шестеро: 2 мальчика и 4 девочки. Всем детям родители дали образование.      Прабабушка работала бухгалтером, кладовщиком, продавцом, начальником почты.  Во время великой Отечественной войны Фёкла Григорьевна работала в больнице – госпитале в селе Зура бухгалтером. Прабабушка рассказывала бабушке, что они ездили по деревням за продуктами, хлебом, зерном, чтобы прокормить раненых. И хотя время было трудное, никто не отказывал, люди делились последним куском хлеба. Её также часто приходилось стоять за операционным столом, так как раненных было много, а медсестёр не хватало.

    Прабабушка очень хорошо шила. Женщины в деревне часто делали ей заказы: детям- платья, сарафаны, школьные фартуки, взрослым она могла сшить и юбки, и брюки.

    Фёкла Григорьевна очень трудолюбивый человек. Она награждена медалью «Ветеран Труда», медалью «Материнская слава», медалью за добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны.

   Прабабушка прожила трудную, но интересную  и красивую жизнь. К сожалению, её не стало 17 ноября 2004 года. Мне тогда было всего 4 года, но я помню её натруженные тёплые руки, доброе доверчивое лицо всё в морщинках. Она любила держать меня на руках и петь непонятные мне песни. Сейчас я знаю, что пела она на родном удмуртском языке.

  На фотографии Фёкла Григорьевна запечатлена в нашей школе на Новогоднем празднике моего старшего брата Антона. Она любила смотреть на весёлых, счастливых детей, любила петь вместе с ними песни. Скромная, в платочке, видно, что не любит позировать. В глазах её мудрость и любовь к людям.

 

( Выполнил Гоголев Кирилл, 8 б класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

   Моя бабушка Пермякова  Любовь Тихоновна родилась 21 апреля 1947 года в селе Юськи. Она очень общительная, талантливая, весёлая и очень активная бабушка, которая всегда готова придти на помощь в трудную минуту. Бабушка окончила Сарапульское педагогическое училище, проработала в Совхозной школе 38 лет. Бабушка ведёт очень активный образ жизни, она  участвует во всех праздничных концертах, любит петь русские народные песни, танцевать. Бабушка мастерица на все руки: делает разные поделки из подручного материала, шьёт, вяжет, вышивает. Когда я была помладше, мы вместе решали кроссворды, делали оригами. В моей памяти навсегда останутся эти моменты. Именно бабушка показала мне, что такое русское народное творчество.

  Часто бабушка помогает мне  в решении сложных  математических задач и уравнений.

  Она очень трудолюбивая, заботливая, мудрая, любит нас, внуков. Нас всего четверо, и всех бабушка балует. Ещё она даёт мне мудрые советы, которые я иногда не слушаю, но потом понимаю, что бабушка была права.

  На фотографии я с бабушкой. Она здесь как всегда улыбчивая, у неё очень тёплый взгляд, чистые  голубые глаза и приятные морщинки. Я чувствую себя у бабушки на коленях спокойно и уверенно.

 

(Выполнила Бахтиярова Мария, 7 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мою бабушку звали Романова Раиса Алексеевна  ( девичья фамилия Мусалимова). Она родилась в деревне Лудзи- Жикья Селтинского района в 1935 году 11 октября. Бабушка родилась в крестьянской  семье, отец и мать работали в колхозе. Во время великой Отечественной войны отец пропал без вести. Жизнь бабушки была нелёгкой, она  воспитала семерых детей, работала разнорабочей в колхозе. Была трудолюбивая, работящая, могла выполнить любую работу: мужскую и женскую. Вместе со свёкром построили дом. В доме всегда было большое хозяйство. Всю свою жизнь бабушка держала корову, нужно было кормить сначала детей, потом внуков.

  Любимым занятием бабушки было шитьё и вязание, все дети и внуки  всегда имели пару носков и варежек от бабушки Раисы. Да какие это были варежки! С узорами, разноцветные, их и одевать – то было жалко, такие они были красивые!

  Любимыми праздниками бабушки были Новый год и Рождество. Она любила , чтоб в доме стояла нарядная ёлка, было много детишек, и для всех у бабы Раи припасены подарки.

  На этой фотографии я вместе с бабушкой. Я дорожу этим снимком, потому что на ней моя добрая, искренняя, любимая бабушка. Она любила всех нас, а мы любим её до сих пор и будем любить всегда.

( Выполнила Захарова Анастасия, 7 класс)

 

 

  На этой фотографии коллектив доярок колхоза «Труженик». Среди них моя бабушка ( в центре фотографии) Братухина Маргарита Александровна. Она родилась в 1949 году 7 марта в деревне Верхний Женвай Завьяловского района в семье рабочих. После окончания школы бабушка поступила в Медицинское училище города Ижевска, но отучившись полгода, она вернулась домой – слишком скучала по маме.  С1968 года начала работать дояркой в колхозе. У моей бабушки всего одна запись в трудовой книжке.  За хорошую работу в 1968 году передовиков производства отправляют в Польшу. У бабушки сохранилось много фотографий с той поездки.

  31 декабря 1968 года бабушка вышла замуж за Данилова Ивана Павловича. Он тоже трудился в колхозе «Труженик» трактористом. Мой дедушка был самым лучшим гармонистом в деревне, поэтому бабушка  влюбилась в него.  В семье Даниловых родилось пятеро детей: Алевтина, Елена, Зоя, Вадим, Алексей. Елена – это моя мама. Дети давно живут своими семьями, но каждые выходные мы приезжаем  в гости к любимой бабушке. Она обязательно в такие дни балует нас плюшками, табанями.

  Сейчас бабушка живёт в деревне  Верхний Постол с тех пор, как вышла замуж. Её 65 лет, она ведёт большое хозяйство: корова, поросята, гуси, куры. Всё это для того, чтобы дети и внуки ни в чём не нуждались.

  Моя бабушка большая труженица. Вечерами вяжет внукам и внучкам тёплые варежки и носки. Бабушкины варежки греют руки многим её односельчанам.

( Выполнил Ильин Дмитрий, 8б класс, фотография размещена в книге «Край мой Завьяловский. История и современность». Издательство Удмуртия, 1997)