Роль учителя в развитии образования
Давидович З.В.
Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Тёплыми лучами учительского сердца согрета наша многострадальная планета. Всё светлое в этой жизни от него - бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.
Только со временем, а потому очень поздно, начинаем мы понимать, что омрачающая в детстве нашу радость «тирания» учителей была направлена нам во благо. Ясно видим - все наши успехи, равно как и неудачи, берут начало от колыбели, над которой стояли два самых близких человека - мать и учитель. Немногие должности на свете посоперничают с учительской во влиянии на судьбы людей, государств, всего человечества.
«Чти учителя, как Бога», - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось. Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призвание - сеять разумное, доброе, вечное.
Уже в самые далёкие времена обнаруживалась железная Закономерность: какие учителя - такое общество. Те государства в истории развития человеческой цивилизации вырывались вперёд, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и незаметный учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает своё разрушительное воздействие невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пещерам. Крепись учитель! Будь мужественным! Тебе не впервой вступать в смертельную схватку с мракобесием, косностью, отсталостью, рутиной.
Возможно, эти слова покажутся вам несколько высокопарными. Но нет. Любые сравнения будут бледными и невыразительными, когда речь идёт о людях, заслуги которых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве не благодаря учителям мы познали Вселенную и самих себя? Разве не учитель Циолковский указал людям дорогу в космос? Разве не Сократ был учителем всего человечества? Среди учителей были самые великие, самые выдающиеся учёные и мыслители. Достаточно сказать, что в рядах русских учителей мы находим имена выдающихся писателей Державина, Крылова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Гончарова, Некрасов и многих других.
Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя свободным от всех земных недостатков. Учителя должны быть образцом: простоты - в пище и одежде, бодрости и трудолюбия - в деятельности, скромности и благонравия - в поведении, искусства разговора и молчания - в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни».
Роль учителя в учебно-воспитательном процессе
Учитель — это личность, организующая и реализующая учебно- воспитательный процесс в школе. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни параллельное влияние значительного количества педагогических факторов на эффективность обучения и воспитания, ни отдалённость проявления формируемых качеств личности.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания, призван учитель. И чем отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остаётся в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого педагогом выбора.
Ещё Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.
Конечно, в идеальном случае педагогической деятельностью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одарённые и способные. Но педагогическая профессия стала массовой. Где взять 2,5 миллиона одарённых педагогов? Приходится смягчать постановку вопроса. Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств - трудолюбия, честного и серьёзного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.
Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является прежде всего нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. Учитель воспитывает не только идеями, заложенными в знаниях, но и тем, как он их несёт в класс. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика.
Есть в процессе обучения особая магия. Она - в напряжении воли учителя и воли ученика. Надо почувствовать сопротивление материала, чтобы ощутить особую прелесть полученного материала.
Сопряжение трёх величин: учитель - предмет - ученик - таит в себе опасность. От того, как складываются отношения в системе «учитель - ученик», в значительной степени зависит судьба встреч с предметом. Это не заблуждение, а факт: нельзя любить математику, не испытывая больших симпатий к учителю математики. Невозможно любить искусство, не понимая учителя литературы.
Методические ухищрения, конечно, важны, без них к уму нынешнего ученика не достучишься. Но есть вещи и поважнее их: как страстью и человечностью не заменить науку, так и последнюю сделать доступной, осязаемой, зримой для ребёнка можно лишь страстью и человечностью.
Любовь к детям - основа основ учительского дела. Тому, у кого не лежит душа к юному племени, заказано идти в учителя. Страшные узурпаторы выходят впоследствии из таких людей. Однажды они как бы случайно забредут в школу, по недоразумению осядут в ней до конца дней своих и потом всю жизнь мучаются сами и мучают своих учеников.
Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приобщить их к науке, приохотить к труду, передать им глубокую веру в торжество справедливости, заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить живого содружества педагога с детьми. Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением ей.
Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижёром мыслей и чувств, судьёй первых поступков человека, садовником, выращивающим розы... И всё это - чистая правда. Только в отличие от других профессий учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. Учителю нужна неиссякаемая сила доброй надежды, чтобы увидеть в каком-нибудь шалуне будущего творца и созидателя. Через толщу времени он должен увидеть, чем этот маленький человек обогатит родную землю.
Социальная ценность труда учителя
Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить - передавать опыт младшему поколению и учиться - овладевать сознательно, целенаправленно опытом жизни.
В чём же состоят особенности труда учителя? Может быть, что учитель имеет дело с человеком? Но в общение с человеком входят многие люди: юристы, врачи, артисты... Специфика же педагогической профессии определяется назначением учителя в обществе.
Учитель — посредник между обществом и растущим человеком. За многовековую историю человечество накопило колоссальный опыт общество отбирает из него самое ценное и необходимое для усвоения молодым поколением и через средства массовой информации, а главным образом через учителя трансформирует его в сознание молодёжи. Учитель должен передать детям всё лучшее от прежних поколений и не предать предрассудков, пороков и болезней. Учитель формирует у молодого поколения не только знания, но и научное мировоззрение, гражданскую позицию, воспитывает духовно-нравственные начала.
Учитель — это человек, устремлённый в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернётся завтра, в изменившихся условиях. Л.Н. Толстой писал, что, чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду идеально совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придётся жить. Поэтому учитель должен всегда помнить, что в его классе - будущее.
Учитель управляет самым сложным процессом - процессом формирования личности. Сложность этого процесса определяется постоянным изменением личности воспитанника. Как нельзя ступить в одну и ту же реку дважды, так нельзя подходить с одной и той же меркой к ученику в разное время. Специфика учительской деятельности состоит в том, что в руках педагога нет измерительных или иных приборов, как у многих других специалистов. Главное в его работе - управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями. Учитель должен уметь находить верные педагогические решения в минимальное время с учётом многих конкретных условий данной ситуации, что всегда сложно.
И наконец, общество возлагает на учителя особую ответственность. Учителю доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушения. Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы и жизненные установки ребёнка, т.е. в его руках действительно участь целой жизни человека. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Французский писатель и мыслитель Антуан де Экзюпери заметил, что в мире довольно много людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, вызвать к жизни лучшие качества личности призван учитель. «Жить, - говорил Экзюпери, - значит медленно рождаться». Учитель растит надежду и будущее нашего общества - гармоничную личность. Приобщая к мировой культуре, учитель, по существу, закладывает основы счастья.
Требования, предъявляемые временем к личности учителя
Поднять образование на более высокий уровень может только гармоничная личность учителя. Ученики говорят: «Учитель должен знать всё и ещё чуть-чуть». В этой шутке есть немалая доля истины. Отличное знание науки, основы которой преподаёт учитель, - элементарное и необходимое требование. Однако для учителя важны не только специальная подготовка и общая эрудиция, но и гибкость мышления, умение творчески подходить к решению познавательных и практических задач. Возможность следить за мыслью учителя вырабатывает у школьников культуру мышления.
Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Всякое уродство моральное, всякое уродство характера в педагогике является прямым ядом, которым он заражает подрастающее поколение. Хороший учитель - это прежде всего хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относиться. Профессию учителя по праву называют гуманной. Педагогический гуманизм выражается в бескорыстной потребности приносить пользу людям, помогать детям расти здоровыми духовно и физически.
Итак, желательные свойства характера педагога:
• Общительность. Замкнутый учитель невольно воздвигает стену взаимонепонимания между собой и учениками. Ему труднее, чем общительному учителю, проникать во внутренний мир воспитанника.
• Самообладание. Учитель, владеющий своими эмоциями и чувствами, не раздражается по пустякам, не делает поспешных выводов и замечаний, т.е. не злоупотребляет наказаниями (сильными приёмами воспитания). Недаром говорят, что «сильные» приёмы нужны именно слабым педагогам.
• Настойчивость в достижении цели. Учитель-мастер неотступен в своей требовательности. Он хорошо понимает смысл пословицы: капля долбит камень не своей силой, но своим частым падением.
• Оптимизм и юмор. Тонкий и уместный юмор - катализатор активности воспитательного процесса. Учитель должен верить в лучшее в ученике и опираться на него в воспитании.
• Любовь к детям — непременное условие успешности педагогической деятельности. Без любви дети не могут развиваться нравственно и не станут гуманными людьми. Дефицит любви к ребёнку часто оборачивается чёрствостью его характера и серьёзными отклонениями в поведении. Нельзя воспитывать у детей любовь к людям и в то же время не любить их самих. На любовь дети отвечают любовью, на уважение - уважением. Сначала они любят или не любят своего «физика», «математика», «литератора», а потом физику, математику или литературу. С другой стороны, учитель, влюблённый в учеников, влюблён в работу.
Любовь к детям, разумеется, не заменяет все другие качества учителя. Напротив, она легко сочетается с ними, придавая им теплоту и значимость. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Древние говорили: хорошо быть строгим, ещё лучше — добрым, но лучше всего — справедливым.
Гармония личности учителя больше всего определяется мерой требовательности и уступчивости, эмоциональности и рассудительности, оптимизма и осторожности, строгости и мягкости. Эту меру учитель не найдёт ни в каких предписаниях, она познаётся только проверкой своего характера на деле и постоянным самовоспитанием.
Без наличия определённых педагогических способностей невозможна педагогическая деятельность. Педагогические способности — это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие быстро и глубоко овладеть способами и приёмами педагогической деятельности. Укажем основные компоненты педагогических способностей:
• умение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, учителями, родителями и общественностью в интересах эффективности педагогической деятельности; особенно важно незаметно, но действенно влиять на взаимоотношения учащихся в коллективе, руководить их взаимовоспитанием;
• педагогическая наблюдательность, т.е. способность по внешне незаметным признакам видеть тенденции развития школьника и ученического коллектива, своевременно замечать как пробелы в знаниях, отклонения в поведении, так и позитивные изменения в детях;
• организаторские способности — умение правильно построить учебно-воспитательный процесс;
• коммуникативные качества — умение логично и образно изложить изучаемый материал, высокая культура речи, чёткое расчленение информации на главную и второстепенную и т.д.;
• умение удивить, восхитить и вдохновить учеников в соответствии с конкретными педагогическими задачами;
• педагогически направленное воображение помогает учителю «проектировать» личность ученика и представлять конкретные результаты своего труда.
Творчески работающие учителя создают благоприятные условия не только для развития интереса учащихся к учению, но и для развития всего образования в целом.
Что такое творчество? Словари так отвечают на этот вопрос: «Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей». Какие же новые ценности создаёт своим трудом учитель? Что позволяет нам говорить о творческом характере педагогического труда?
Сегодняшние школьники - завтрашние строители нового общества. Готовить сегодня человека к решению задач, которые ещё только будут поставлены жизнью, - ответственная обязанность учителя. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося общества, предвосхищать требования, которые оно в будущем предъявит к человеку труда, сидящему сегодня за школьной партой. Решая на практике эту сложнейшую задачу, учитель должен быть постоянно готов к поиску новых решений, к постановке новых задач, к применению нестандартных приёмов работы. И в этом - главный признак педагогического творчества.
Учитель и его роль в современном образовании
В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.
Учитель в современной школе выполняет ряд функций:
1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.
Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, , соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Именно поэтому одним из самых острых вопросов в современных педагогических дискуссиях становится вопрос о нравственнопсихологическом образе педагога.
Взгляды практических работников и исследователей на эту проблему зачастую диаметрально противоположны. Одни считают, что успех педагогической деятельности всецело определяется личностными качествами педагога, причём используемая им методика не имеет особого значения. Другие же, апеллируя к достижениям научно-технической революции, утверждают обратное. По их мнению, педагог - лишь проводник тех или иных идей, и поэтому решающее значение в его работе имеют лишь качество используемых им методик и точность их выполнения. Сторонники этой точки зрения считают, что личностные качества педагога не имеют определяющего значения, так как остаются за порогом обучения, особенно если речь идёт о компьютерах или других средствах электронной связи.
Невозможно согласиться с этими диаметрально противоположными взглядами. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые личностные качества педагога являются в той или иной мере предпосылками для выбора и успешного использования наработанных методик, во-вторых, тем, что по мере овладения методикой могут в значительной мере меняться и некоторые личностные и профессиональные особенности педагога.
В действительности педагогический опыт есть соединение педагогической технологии с личностью воспитателя, с его системой ценностей, ибо школа не только передаёт в строгом порядке и облегчённым путём подрастающему поколению весь опыт, приобретённый человечеством, но и производит критическую оценку этого опыта, чтобы заглушить зло и пороки и поощрить общечеловеческие ценности, добытые и проверенные веками. Всё это школа делает с целью облегчить каждому отдельному человеку путь в самостоятельную жизнь. Однако, помогая отдельным лицам, школа учит целые народы, как им лучше строить свою жизнь. И потому неслучайно слова великого русского поэта Н.А. Некрасова, обращённые к учителю более столетия назад, звучат злободневно и сегодня: «Сейте разумное, доброе, вечное... Спасибо Вам скажет сердечное русский народ». Народ способен возродить своё национальное богатство, состоящее из двух основных составляющих: хозяйственной и духовной. И у истоков каждой из них стоит учитель со своей системой ценностей, со своими проблемами, соответствующими состоянию общества, со своей духовной культурой.
Духовная культура - это отражённая в гуманистических идеях причастность личности к миру во всех его проявлениях. Эта причастность проявляет себя в сопереживании миру как таковому, в попытках найти ответы на жизненно важные вопросы, в ответственности, которую человек принимает на себя за события окружающей действительности, а также в создании, активном утверждении гуманистических идеалов.
Духовная культура педагога составляет содержание его профессиональной деятельности. Педагог — прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.
Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно- профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках. Среди них наиболее важными являются следующие:
отношение к обучающимся: установка на понимание, сопереживание, на относительную независимость и самостоятельность обучающихся, на выявление творческого потенциала каждого ученика;
отношение к организации коллективной деятельности: установка на развитие демократического самоуправления, на коллективное творчество, на созидание общих дел не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами, в том числе и дома, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни;
отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.
Другие черты личности педагога, особенности его характера и темперамента, интересы и уровень культуры также влияют на его отношение к своему труду. Однако, кроме всего прочего, они создают индивидуальный стиль деятельности и общения педагога, а это немаловажно в любой творческой профессии: будь то писатель, актёр, художник, журналист или педагог. Родство этих творческих профессий заключается в их индивидуальном выражении (а оно заложено в самой природе педагогического искусства). Важнейшим элементом педагогического мастерства, обеспечивающим успех деятельности, является психолого-педагогическая культура педагога, уровень его подготовленности к практическому осуществлению учебно-воспитательных задач и степень проявления в его непосредственной деятельности качеств организатора и воспитателя.
Понятием «подготовленность» мы обозначаем основные признаки психолого-педагогической культуры педагога, которые можно сгруппировать в следующие блоки.
Признаки и черты, отражающие психолого-педагогическую грамотность. Это важнейшее профессиональное требование к доскональному знанию педагогом своего предмета и методики его преподавания. Только свободное владение предметом может пробудить у обучающихся интерес к знаниям, уважение к педагогу и его требованиям. Иногда говорят: «Учитель не может знать всё. Незнание - не порок!» Однако эта формулировка очень сомнительна, так как не даёт представления о том, что понимается под этим словом «всего». Никто не требует от физика, чтобы он преподавал свой предмет на английском языке, и словеснику необязательно знать закон Бойля - Мариотта. Однако будет нелишним помнить, что преподаватель должен обязательно знать свой предмет и что культура определяется тем, что человек знает сверх обязательного. Это «сверх» и даёт возможность понять обучающимся, насколько эрудирован их педагог, насколько развит его вкус к знаниям, насколько разносторонне он образован.
Признаки и черты, отражающие уровень педагогического мастерства. Обучающиеся ценят в педагоге не только его знания, но и умение донести их в наиболее интересной и доходчивой форме. Желание и умение передавать эти знания учащимся, отношение к предмету, интерес и увлечённость педагога своим предметом не могут ускользнуть от внимания любознательных людей.
Признаки и черты, отражающие степень развития педагогических способностей. Общеизвестно, что результат любого вида деятельности в значительной степени зависит от индивидуально-психологических свойств человека, называемых способностями. Они делают его пригодным именно к определённой деятельности, обеспечивают лёгкость приобретения соответствующих знаний и умений и сами развиваются в процессе этой деятельности. Для успешной работы в качестве педагога человеку нужны педагогические способности, к которым, на наш взгляд, следует отнести способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, а также выносливость нервно-психической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетание быстрой реакции с находчивостью, эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами.
Признаки и черты, отражающие нравственно-эмоциональную воспитанность. Они обуславливают моральное право педагога руководить другими людьми, целенаправленно их обучать и воспитывать. Доброжелательное отношение к обучающимся и умение чувствовать настроение, понять психологию каждого ученика формирует такое неотъемлемое качество педагога, как педагогический такт. Педагогический такт - драгоценное профессиональное качество педагога, подсказывающее ему меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия. С ним связаны такие качества, как выдержка, терпение, самообладание.
Особое место в этом ряду занимает педагогическое общение. Способность найти общий язык в общении меньше всего связана с командами или послушанием. Это выражение общего желания, надежды, веры и любви. Глагол «воспитывать» объединяет как минимум три педагогических действия: учить, управлять, общаться. Однако в них имеются существенные различия. Для учения необходимо, чтобы педагог превосходил обучающегося в знаниях и опыте. Для управления также необходимо превосходство в должности, уме, силе или авторитете. В общении же, наоборот, требуется абсолютное равенство, так как в чувствах мы все в известном смысле равны. Дар вчувствования в другого - это и есть дар общения. И педагогический талант в том и состоит, что педагог умеет почувствовать в ученике равного себе душой и общаться с ним на равных.
Если педагог в учебном заведении не умеет управлять, то он пропал. Если он умеет только управлять, то пропали учащиеся, так как управление действенно лишь в той степени, в какой оно может опереться на подчас неуловимое сердечное общение. Где нет общения, там и управление учащимися невозможно: они «не слышат» педагогов, не уважают их. Именно поэтому педагогу остаётся только жаловаться на то, что ему достались трудные учащиеся.
Инструментами общения прежде всего выступают голос и взгляд. Взгляд косой, подозрительный, настороженный, хмурый, «кислый», унылый, умилённый, недовольный, насмешливый, безразличный - это всё антипедагогические взгляды. Любая недобрая интонация, злость и раздражительность должны быть оценены самим педагогом как проступок перед студентами, как поведенческое табу. Напротив, взгляд добрый, ласковый, весёлый, юмористический, понимающий, подбадривающий, восхищённый - действенное незаменимое средство в арсенале педагога.
Общественные функции педагога, необходимость быть всё время на людях (особенно на глазах учащихся) предъявляют определённые требования и к его внешности, к его стилю одежды. Как правило, педагоги предпочитают деловой стиль одежды, подчёркивающий скромность, аккуратность, символизирующий глубину человеческого характера.
Итак, мы перечислили лишь основные звенья психологопедагогической культуры, тот фундамент, без которого педагогу невозможно успешно решать учебно-воспитательные задачи. Однако представление о психолого-педагогическом образе педагога было бы неполным, если бы мы
не сказали об его умениях и навыках, без которых становится невозможным педагогическое мастерство.
Педагогу необходимы самые разные умения:
• развивать у учащихся любознательность;
• сплачивать их вокруг себя;
• понимать их, вести за собой;
• завоёвывать их абсолютное доверие;
• осуществлять практический контроль не только за полученными знаниями, но и за тем, чтобы слово превращалось в дело;
• быть образцом смелости, выдержки, настойчивости;
• способность убеждать.
Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения им современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; это эффективное применение их в процессе всей деятельности; это постоянный критический анализ своих действий и поступков как воспитателя и целенаправленное и систематическое совершенствование воспитательных умений и навыков. Естественно, что направленность этого мастерства должна служить общей цели - воспитанию в человеке гуманистических начал, формированию личности, способной к реализации своих творческих способностей, к успешному выполнению своих ролей во всех сферах жизни.
Проблема духовной культуры педагога сегодня чрезвычайно остра. Это обусловлено рядом причин: кризисной социально-экономической ситуацией, ситуацией поиска новых путей воспитания личности в условиях рыночной экономики, а также общей неудовлетворённостью процессом воспитания и уровнем воспитанности молодого поколения. Забвение многими нашими согражданами «золотого правила нравственности», требующего относиться к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе, рождает потребность в такой мировоззренческой ориентации молодёжи, которая оценивалась бы тем, «насколько каждый благороден по отношению к другим людям». Важно, чтобы этим качеством прежде всего и обладал педагог.
Современное общество, долго культивировавшее цинизм и приземлённость, само же страдает от цинизма и приземлённости педагога. Одухотворённый и любимый учениками наставник иной раз оказывается в учебном заведении «белой вороной» и становится предметом зависти и подсиживания серых и бесцветных коллег. Кроме того, нужно отметить следующее: тезис, утверждающий, что учитель всегда и во всём прав, давно пошатнулся. Недостаточность уровня духовной культуры осознаётся сегодня и самими педагогами. Современный педагог чувствует, что сложилось острое противоречие между умениями, закрепившимися в ходе его профессиональной деятельности, и изменившимися учащимися, воспитание которых требует иных подходов. Отношения, царившие в учебном заведении раньше, были жёстко регламентированы: педагог, передающий знания - субъект педагогического процесса, и учащийся, воспринимающий эти знания, - его объект. Сегодня стало ясно, что такой вариант отношений явно устарел. Воспитание должно осуществляться не путём субъектно-объектных отношений, а как обмен духовными ценностями на уровне личностного общения. Не влияя на духовное развитие обучающихся, педагог обрекает себя на профессиональную и духовную деградацию, что, в свою очередь, усиливает кризис воспитательной работы в учебном заведении.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.