Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Оценка 5
Занимательные материалы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
06.04.2017
В 2003 году Евпатория празднует свой юбилей. Мы не знаем точной даты основания города. Ученые утверждают, что это конец 6 начало 5 веков до н.э. Расплывчатое начало, но, какая история стоит за этими цифрами. 25 столетий войн и голода, разрушенных домов, крепостных стен и судеб. А с другой стороны процветания и прогресса, торговли, хлеборобства и виноградарства.
Сейчас в нашем городе проживает около 120 000 жителей, но по его улочкам прошли судьбы миллионов, за прошедшие 25 веков.Работа
ЕВПАТОРИЯ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
ЕВПАТОРИЯ
глазами детей и художников
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Поляцковой
Татьяны Николаевны
Руководителя кружка
«Изобразительное творчество» ПЛАН:
г. ЕВПАТОРИЯ
2003 2004 г.
Введение…………………………………………………………………4
1. Евпатория глазами художников …………………………………………..…6
2. Кем были древние художники?.........................................................
Версия современная – предположительная………………….…19
3. Когда и как возникло искусство………………………………...32
4. Сравнительный анализ детского и первобытного
изобразительного творчества………………………………..……47
4.1. Художественное творчество и искусство……………………..48
4.2. Свравнение этапов детского и первобытного
изобразительного творчества…………………………………...49
4.2.1. Происхождение искусства…………………………………………..49
4.2.2. Сравнение этапов детского и первобытного
изобразительного творчества………………………………….…51
4.2.3. Сравнение тематики детского и первобытного
изобразительного творчества………………………….…………53
4.2.4. Сравнение функций детского и первобытного
изобразительного творчества……………………………………54
4.2.5. Сравнение особенностей внутреннего мира
первобытного человека и ребенка…………………………….57
Выводы…………………………………………………………..……59
5. Программа занятий по нетрадиционным видам
рисования для дошкольников…………………………….….60
5.1. Виды и техники нетрадиционного рисования
художественными материалами…………………………………60
5.1.1. Рисование с помощью ладони графичными материалами
(карандаши, фломастеры, мелки)……………………………...68
5.1.2. Рисование с помощью ладони и пальцев красками…….....107 5.1.3. Рисование монотипии……………………………………………..121
5.1.4. Рисование способом раздувания…………………………………139
5.1.5. Рисование трафаретами и матрицами
Резинка, картошка, листья, трава, трафарет, и т. д…………144
5.1.6. Рисование подручными инструментами……………………..
Кляксография трубочкой, бумагой, тряпкой, ниткой,
зубной щеткой и т. д…………………………….......................
5.1.7. Рисование с помощью науки…………………………...................
5.1.8. Наскальная живопись для детей………………………................
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………. 1.
«ЕВПАТОРИЯ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ»
В 2003 году Евпатория празднует свой юбилей. Мы не знаем
точной даты основания города. Ученые утверждают, что это конец 6 начало 5
веков до н.э. Расплывчатое начало, но, какая история стоит за этими цифрами.
25 столетий войн и голода, разрушенных домов, крепостных стен и судеб. А с
другой стороны процветания и прогресса, торговли, хлеборобства
и
виноградарства.
Сейчас в нашем городе проживает около 120 000 жителей, но по
его улочкам прошли судьбы миллионов, за прошедшие 25 веков.
Есть в Крыму города и старше и моложе и совсем молодые, все они
любимы своими жителями. Керчане гордятся своими предками-героями
Пантикапея и Аджимушкая, феодосийцы чтут свой город, на волнах прибоя
которого, качались и генуэзские фелуки и корабелы Айвазовского. Ялтинцы
не променяют свой город ни на что на свете. Севастопольцы на каждом шагу
встречают следы былых боев – свидетелей героических оборон города.
Город у моря П.Голик
Евпаторийцы ходят по узким кривым улочкам старого города,
заходят в мечеть, кенасы, пробуют караимскую кухню, не применут пройти
вброд через озеро Мойнаки. Жаркий южный ветер опалит лицо, из степи
принесется запах полыни и загрезится, замечтается о кораблях первых
эллинов, ступивших на незнакомый берег, о городе, построенном с любовью и
надеждой, о племенах кочевников – завоевателей – разрушителей, о плаче
невольников на рынке, об архитекторе Синане, построившем красивейшую в
Крыму мечеть, о запорожцах, несущихся на быстроходных Чайках по
Каламитскому заливу.. Откроешь глаза и видишь зеленую набережную, дома,
утопающие в густой листве цветущей софоры. Пролетели века, как сон, менялись названия моря, именуемого
Черным, менялись
названия города на его берегу: Керкинитида – Гёзлёв – Козлов – Караевск -
Евпатория –
благодатная..
«Закат над евпаторией»,
«Вид с нового пляжа»
О.Киселевская
Море, город, воспоминания о прошлом этих мест всегда
вдохновляли художников и людей творческих на создание прекрасных
образов. Улицы древнего города вдохновляли на картины многих живописцев.
И вот в городском центре досуга открылась выставка под
символическим
названием «Художники Крыма – юбилею Евпатории».
Эпиграфом к выставке стали слова: «Твоя душа, мой милый город, легка и
радужно светла. Ты словно белокрылый голубь, паришь у моря на ветрах»..
На представленной вниманию зрителей, главное место занимает
пейзаж. Ведь пейзаж – это не только картина местности – это песня земле!
Это песня любви к родному городу! Вдохновенным певцом старой и вечно
юной Евпатории стал Владимир Федорович Звягинцев. Отдавая дань памяти и
уважения о нем, его работы на выставке стали своеобразным композиционным центром. Полотна признанного мастера кисти («Волна»,
«Лунная ночь», «Полдень») пронизаны всеми оттенками света, цвета, воздуха.
Цвет – это звучащая нота, резонанс душевных переживаний и ярких образов
окружающего мира.
Карнавалом ярких красок кажется работа В. Перевозчикова
«Морские фантазии».
Привлекательны в цветовом решении и выполненные уже в стиле
классического романтизма
работы таких старейших художников города как В. Розенцвайк, В. Сайко,
А. Мельникова.
Пасхальная ночь Г.Гарбуз
Многие поклонники живописи любят тонкое искусство акварели.
Созданные животворной стихией воды, но при всей внешней своей хрупкости
всегда наполнены жизненной силой. Акварельная живопись – техника
сложная, что называется с характером, всегда требующая от художников
взаимоисключающих факторов: одновременно осторожного такта и
безудержной страсти. Именно таковы, представленные на нашей выставке
работы известного акварелиста С. Куссий «Старый город» и «Улица Караева»,
а так же работы евпаторийца В. Евсикова. Полдень П.Голик
Искусство – это великий диалог души человека со всем миром.
Гимном родному городу звучат колоритные полотна П.Голика «Полдень»,
«Вечер», «Город у моря». Есть на выставке и работы выполненные, в менее
распространенных, чем акварель и масло техниках. Такие, например, как
батик и бумажная пластика. Их автор преподаватель изобразительного
искусства К. Алкина.
Макеты городских зданий и культовых сооружений сразу
привлекают к себе внимание посетителей – в них строго соблюдены
пропорции и архитектурная композиция. Непревзойденным в технике чеканки
остается В.Зайцев. К юбилею Евпатории художник выполнил герб города в
авторской оригинальной трактовке. Легка и ажурна графика Л.Капустиной:
лини серии Евпаторийские мотивы не следуют строго за реальностью, а как
бы парят над плоскостью листа. Свято-никольский собор Г.Гарбуз
Очень интересны разноплановые, наполненные глубоким
философским смыслом работы Г. Гарбуза «Страницы нашей истории,
«Пасхальная ночь», «Свято Николаевский собор». Живописны пейзажи А.
Сбитнева и А. Чернышова. Из молодых художников, принявших участие в
выставке хочется отметить работы И. Власовой, О. Киселевской, Д. Невиченко.
Их свежие и гармоничные пейзажи неизменно радуют зрителей. Каждый
художник
проходит множество дорог, ищет свою тему и технику,
прислушиваясь к мелодии жизни, познавая самого себя. Приходите на
выставку, сопереживайте с авторами – и вы получите столько прекрасных
эмоций, сколько вложил художник при создании своих работ. Вы почувствуете
то восхищение и благоговение, что испытывали живописцы, посвящая свое
вдохновение любимым уголкам родного города.
Городской краеведческий музей, так же часто меняет экспозицию,
давая возможность ознакомиться жителям и гостям города с самыми разными
художниками и их произведениями. Летом в музее работала выставка
«Евпатория древняя и вечно юная». На картине известного евпаторийского
живописца Ю. Саломатина «Строительство мечети Джума – Джами»
архитектор со своими помощниками обходит стройку. Мы даже точно, не
знаем, был ли в древнем Гёзлёве Синан? Источники говорят, что он лишь
делал проект мечети, а строили её его ученики. Но фантазия художника вещь
неудержимая. На картине мы видим залитую солнцем площадь, под зонтом
спрятался подрядчик, нужно переждать жару, а вот строителям ждать
некогда, ханскую мечеть нужно построить вовремя. Картина уводит нас в
глубь веков, но море вдали все, то же, и корабли качаются на рейде, как в
наши дни.
В Евпатории есть текие дервишей. Этот памятник архитектуры и
истории плохо сохранился. А на картине Соломатина группа странствующих монахов собралась во дворе монастыря, монахи слушают какое – то важное
сообщение. Глубокие тени легли на песок площади, дервиши застыли во
внимании, первые утренние лучи освещают Текие и Минарет, давно
разрушенный. И кажется, что время остановилось на этом небольшом
живописном полотне.
Улица Караева С.Куссий
Еще в середине 50-х годов 20 века, на восточной окраине
Евпатории, сохранялись восточные ворота крепости Гёзлев. В ходе
реконструкции города они были снесены. Старожила города помнят эти
ворота на Катык базаре. Запомнил их и сохранил для памяти потомков А.
Козлов в своей работе «Крепостные ворота». Тонкая техника акварели, как
нельзя лучше подходит для изображения солнечного южного города.
Широкая грунтовая дорога ведет к воротам, по ней едут арбы и телеги,
вплотную к воротам прилегает постоялый двор, базар, кофейня. За воротами
видны окраины города, приземистые домики. Людей на улице не много –
полдень.
Сумерки сгущаются над Евпаторией старой, слободка. На картине
Ю.Белкина «Старый город – окраина», на фоне серого осеннего неба, летящих
свинцовых туч, застывшего вдали минарета – серые покосившиеся домики.
Лужи на немощеной грязной улице. Надвигается зима. Застыла жизнь в
южном городе.
Художник Б. Завальнюк давно и плодотворно работает над темой
родного города. Его работы почти лишены присутствия человека, редко
промелькнет на повороте прохожий. Художник остается на своих картинах
как бы один на один с городом, его улицами, домами, морем, настроением. Он
видит город сегодня, но как бы через призму времени и своего отношения к
нему. На картине «Кенасы» художник запечатлел памятник архитектуры.
Ворота кенас старые полуразрушенные, но сохранившие лепнину и
украшения. Культовое сооружение караимов напоминает ворота во дворец. И если бы не подпись, незнающему человеку трудно было бы понять, что перед
ним застыли старые дома, лучи солнца на мостовой, застыло время.
К теме кенас обращается в своей работе и С. Колесниченко. Тонкая
прозрачная акварель. Здесь лето, полдень, жара. Широкая мощеная галерея
внутреннего дворика кенас увита виноградными лозами. Резные листья
создают ажурную тень. Поневоле хочется присесть в тени этого уголка лета.
Подумать о прошлом, пофантазировать о людях, в разное время приходивших
сюда. Тихо, покойно, тепло. Взгляд то и дело возвращается к этой работе.
Выставка небольшая и работы на ней самые разнообразные.
Кульминацией экспозиции является панорамное полотно
Ю.Белкина «Гёзлёв». Художник как бы смотрит на город с высоты птичьего
полета. Как на ладони Каламитский залив – изогнулся подковой, множество
больших и малых судов на рейде. Желтый песок и солнце, солнце, солнце.
Длинные вытянутые склады, водонаборные колодцы, алеющие красной
черепицей белые домики плотно лепятся к берегу. Необозримая даль
горизонта манит в неизведанное, а теплый берег зовет остаться на нем,
понежится в песке.
Такая двойственность во всех картинах о Евпатории, где есть
море. Море и манит и зовет, но теплый ласковый берег, уютный город на его
берегу всегда будет надежной гаванью для евпаторийцев и его гостей.
В 2003 году Евпатория праздновала юбилей, много гостей
съехалось тем летом, каждый увидел Евпаторию своими глазами, каждый
запомнил ее по - разному, но она всегда останется солнечным городом у
моря!. 2. Куда пойти в Евпатории в выходной? (беседа для родителей)
Уважаемые родители в нашем городе десятки памятников и
памятных мест, которые вы можете и должны посетить с вашим ребёнком. Во-
первых Евпатория - это eго Родина, красивый курортный город на берегу
теплого моря. Во-вторых - это город 25 веков, а согласитесь, мало городов в
мире могут похвастать такой историей. В-третьих, Евпатория-это место,
откуда начнется старт в жизни вашего ребенка, а старт-это начало,
необходимо оставить в памяти ребенка гордость, радость, самое яркое
впечатление от начала жизни. Итак, сегодня выходной день, погода
замечательная и сидеть дома - просто преступление, против здоровья.
В Евпатории очень хорошо дышится - ведь воздух здесь морской,
поэтому ноги сами ведут к набережной.
По улице Фрунзе можно выйти прямо к Курзалу. Здесь есть и
аттракционы, и множество кафе, набережная сейчас стала очень красивая и
вдоль моря направляемся на восток.
По тенистой аллее, идущей вдоль берега моря, дойдем до улицы
Дувана - не спешим поворачивать, здесь у пляжа санатория Министерства
обороны, есть фрагмент древнего города, который был на месте Евпатории
еще 25 столетий назад. Вот теперь можно поворачивать по улице Дувана к
центру города. Только - что вы прошли по мысу, которой издавна называют
Карантинным.
Дойдем до Краеведческого музея, вход в него украшают пушки,
времен Крымской войны 1854-1856 гг. Зайдем в музей. Чего там только нет:
-за стеклянными витринами притаились животные крымской степи, над ними
парят орлы и соколы, в траве притаились тушканчики и ежи, вот, вот ужалит
охотника змея. Но не надо пугаться - это только чучело, а вот в другой
витрине жители морского дна: -от акулы - они в Черном море не опасны, до кефали, камбалы, ската - очень
вкусной, но, увы, редкой рыбы животный и растительный мир крымской степи,
а Евпатория находится в северо-западной части Крыма, не богат, а вот море
видами рыб и водорослей просто кишит. Идем по музею дальше.
В следующих отделах музея вы увидите предметы археологических
раскопок. На территории города и за его пределами на протяжении
десятилетий велись раскопки. Эти края издавна были обитаемы, сначала
киммерийцами, затем скифами и греками. На месте Евпатории существовало
поселение Керкинитида - сначала фактория, а потом мощная крепость.
Местные жители занимались добычей соли, сельским хозяйством, рыбной
ловлей. Город процветал в основном за счет торговли, печатал, свею монету и
имел демократическую форму правления. Нужны были и военные отряды,
которые защищали керкинитидов от степняков с севера.
Город неоднократно переходил из рук в руки, в начале I тысячелетия
н.э. он пал под ударами гуннов.
Кто жил на месте Евпатории потом, неизвестно. Но место не
пустовало, то одни народы приходили сюда, то другие, они строили здесь
свои поселения, но полчища завоевателей сметали все на своем пути,
проходило время и новые люди приходили на этот благодатный берег, жизнь
возрождалась заново.
В конце 15в. на места Евпатории возникает татаро-турецкая
крепость Гезлев -„100 глаз”. Это был единственный морокой порт крымского
ханства, второй по величине город по торговле невольниками в Крыму, после Кафы, нынешней Феодосии. Потомучто, после зерна и соли, главным
источником богатства Гезлева был ясырь - пленник (русский, украинец, поляк
или румын). На панно и реконструкциях виден город, как мощная
пятиугольная фортеция, построенный на равнинном морском берегу. Спустя
столетия, после присоединения Крыма к России Гезлёв получает статус
уездного города и новое имя – Евпатория «благодатная».
Много событий пережил город за последние столетия, разрушена
была крепостная стена и современная Евпатория вытянулась широко по
побережью.
Выходим из музея и идем дальше. Напротив музея под
стеклянным куполом вы увидите еще один фрагмент Керкинитиды,
пройдём по красивой улице к театральной площади.
Здание театра построено в начале 20 в. Средства на его
строительство собирали жители города по подписке, городской театр -
главное украшение площади, но не единственное. Недавно рядом с театром
был установлен памятник городскому голове С.Э.Дувану
Библиотека, её построили почти одновременно с театром,
напротив 2 здания в стиле модерн - начала 20в..
И замыкает площадь памятник Токареву - летчику, герою
Великой Отечественной войны, который погиб в боях, за освобождение
Евпатории.
На углу ул. Революции и Приморской сразу два музея, они
открылись недавно.
Музей Крымской войны (1854-1855 гг.) открылся в помещении
бывшей аптеки, которую многие евпаторийцы знали с детства.
Музей «Пираты Черного моря» самый новый музей в Евпатории
открылся в мае 2013 года.
Зайдем в сквер скульптур.
После сквера можно пойти дальше гулять по набережной, а можно вернуться
на ул. Революции.
По улице Революции дойдем до галереи. Она небольшая, но
очень интересная, Евпаторийские художники чуть ли не каждый месяц ме- няют там экспозицию. На картинах можно увидеть нашу набережную, собор,
мечеть, парусники в открытом море, бесконечные пляжи, зимние шторма, цве-
туще сады над городом весной... Как нужно любить свой город, как тонко его
чувствовать, чтобы каждого заразить этим восторгом.
Покидаем галерею и идем дальше по набережной Терешковой.
Море из края в край, в ясную погоду вы увидите берег до Сак, на горизонте в
дымке можно рассмотреть Чатыр-Даг, эту красивейшую гору Крыма. Можно
покормить лебедей, уток и чаек, в холодное время года они плавают у самого
берега.
Дошли до мечети Джума-Джами. Её называют также Ханская
мечеть, потому - что здесь проходил ритуал посвящения в ханы.
Архитектором храма был Хаджа Синан, автор многих выдающихся проектов в
Стамбуле, Адрианополе и других городах мусульманского востока.
Необыкновенная красота мечети, пережавшая современников, породила
множество легенд, как о творении неземном, сверхъестественном. Одна из
них рассказывает о том, как мастер по имени Сеяд Балля эфенди взялся за
один день построить сооружение неземной красоты и за одну ночь построил.
В другой легенде, мечеть строил придворный художник и шут хана Менгля -
Гирея, некий Мен-Арслан. Когда-то в средневековом Гёзлёве, таких мечетей
существовало не менее 100, сейчас сохранялась одна. Синан был по
происхождению грек, происходящим из семьи строителей. Мечеть строили
полвека и утверждают, что Синан либо не был в Гезлёве никогда, либо мечеть
строил его ученик, по проекту учителя, уж слишком много по документам
настроил за свою жизнь этот талантливый зодчий, одному человеку так много
не успеть. Но может это только домыслы, ведь точных сведений у нас нет. По бокам мечети минареты, их изящные шапочки-башни весят до
2 тонн. Муэдзину в наши дни не нужно взбираться на вершину, чтобы громким
пением созывать правоверных на молитву, туда протянули провода
громкоговорителя и теперь мусульманские священники пользуются
достижениями технического прогресса. Вот раздалась призывное пение. А у
нас еще много интересного по пути.
Прогуляемся по «Малому Иерусалиму».
Недавно отреставрировала в нашем городе монастырь
дервишей. Он находится не далеко от Катык-базара. Это комплекс построек
средневекового мусульманского монастыря, а между тем в Крыму - это
единственный памятник такого рода. У Мусульман существовали дервишские
ордена, одним из рассадников таких братств была Турция. Только в одном
Стамбуле их насчитывалось несколько десятков. Bо главе ордена дервишей
стоял шейх-старейшина. Дервиши молились, постились, учувствовали в
священных плясках и других церемониях. Пользуясь суевериями народа,
дервиши, как и христианские монахи, лечили молитвами, заклинаниями,
продавали за большие деньги чудодейственные амулеты, толковали сны и
предсказывала будущее. Влияние их на простых людей было столь велико,
что военачальники старались иметь в составе войск фанатиков - дервишей,
чтобы они могли вдохновлять воинов перед битвой, за это ордену платили
большие деньги и последние могли позволить себе строить такие -
монастыри. Крым был местом их паломничеств, нигде, кроме Евпатории не
сохранились больше ТЕКИЕ. Как любая мусульманская постройка позднего
средневековья, текие поражает простором помещений, имеет толстые
известняковые стены. Ну, что идем дальше... Вот мы и у Кенас - это культовое сооружение караимов. На
рубеже 8-9 вв, на территории Крыма появились хазары - это были тюркские
племена, принявшие иудейскую веру. Хазарский правитель Иосиф упоминает
в грамотах 10 в. об Алустоне (Алушта), Хазарии (внутренняя гряда крымских
гор), как о местах принадлежащих ему.
На протяжении следующих столетий по полуострову катились
толпы завоевателей, которые растворяли в своей среде народы, обитавшие в
Крыму, но небольшая группа хазар осталась нетронутым этносом. Почему это
произошло? Часть хазар, впоследствии называвших себя караимами, ушли от
преследований кочевников далеко в горы, и там оставались на протяжении
столетий, живя в пещерных городах (Кырк - Ор, Эски - Кермен и т.д.) Лишь в
1861г., после отмены крепостного права, караимам позволили селиться в
других городах и они спустились, чтобы поселиться в Бахчисарае, Симферополе, Евпатории, Феодосии. Пещерные города опустели, туда сейчас
ездят на экскурсии. Караимы оказались прекрасными ремесленниками и
хозяйственниками. Караимские кварталы были хорошо отстроены, в общине
караимов не было бедных людей, если человек попадал в тяжелее положение,
община помогала ему. Караимские кенасы стали в последнее время не только
религиозным памятником, это объект экскурсионного показа, теперь в
кенасах вы можете отведать караимской кухни. Кафе, которое готовит блюда
из листьев молодого винограда, здесь бесподобная выпечка. В кенасах вы
сможете интересно и со вкусом провести время, и вам, непременно,
захочется прийти сюда опять.
Прогулка наша по Евпатории может на этом закончиться, а может
и продолжаться. От кенас если идти на юг, то мы дойдем прямо к
набережной, можно пройтись по ней до конца, а можно сесть на трамвай и
поехать домой. Трамвай идет долго, и по дороге мы вспомним, кто основал
Евпаторию, как в разные времена она называлась, кто жил в ней, чем
занимались её жители и многое, многое другое.
Как хорошо, что мы живем в таком замечательном городе, на берегу
такого теплого моря, рядом с такими воспоминаниями. 3. «Великие о Евпатории» (беседа с воспитателями)
Говоря о Крыме, не могу не рассказать о Евпатории. Речь о тех
выдающихся мастерах литературы и искусства, чье пребывание в Евпатории
стало фактом не только биографическим, но и фактом художественного
творчества. Иначе говоря, о «евпаторийской теме» в художественном
творчестве, о произведениях литературы и искусства, навеянных Евпаторией
и так или иначе отразивших своеобразие этого города, его природу и
историю.
Адам Мицкевич. Одним из первых поэтов, посетивших тогда
маленький уездный город Евпаторию, был великий польский поэт Адам
Мицкевич. Это произошло в 1825 г. во время его путешествия по Крыму. Свои
впечатления поэт отразил в знаменитых «Крымских сонетах».
В Евпатории поэт с интересом осматривал мечети, побывал в караимских
кенасах. Он был очарован видами заката и восхода солнца, когда на фоне
предрассветного красновато-желтого неба четко просматривается полоска
Крымских гор, над которыми горделиво возвышается вершина Чатыр-Дага.
Поэт был поражен этой красотой и запечатлел ее в сонете «Вид гор из степей
Козлова».
«Аллах ли там оплот из ледяных громад
Воздвиг и ангелам престол отлил из тучи?
Иль Дивы этот вал поставили могучий,
Чтоб звездам преграждать дорогу на закат?
Какой там блеск вверху! Пылает ли Царьград,
Иль то Аллах зажег маяк на горной круче,
Чтобы указывать пути в ночи дремучей
Мирам, которые во мгле небес кружат?» Леся Украинка. В Евпатории лечилась и отдыхала великая
украинская поэтесса Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка). Тяжелая
болезнь (костный туберкулез), которой поэтесса страдала всю жизнь,
заставила ее в 1890 г. приехать в Саки для лечения грязью. Во время
пребывания на курорте Леся Украинка совершает ряд поездок по крымскому
побережью. Первым пунктом на ее пути была Евпатория. Тихое, спокойное
море евпаторийских берегов завораживало, побуждало к творчеству. 16
августа 1890 г. она написала прекрасные лирические строки «Морской
тишины» - первого стихотворения из цикла «Крымские воспоминания»:
«Тихо в море... Еле-еле
Колыхает волны море;
Не шелохнется от ветра
Белый парус на просторе».
Покинув Крым, Леся Украинка через год снова приезжает сюда, на
этот раз в Евпаторию. Лечение в Саках не дало желаемого результата.
Болезнь прогрессировала. Поэтесса поселяется на Фонтанной улице в доме
Мирчи (ныне улица Революции, 41). Город, с которым у нее были связаны
прекрасные воспоминания, и сейчас вдохнул в нее силы. В письме от 10 июня
1891 г. она сообщала украинскому публицисту и писателю М. И. Павлику:
«Теперь живу здесь у самого что ни на есть моря, жарюсь вовсю, есть
достаточно времени, чтобы писать, если бы только могла писать...». Однако
писать ей приходилось мало. Со временем боли в ногах усилились, она не
выходила даже из дому. Все же поэтесса не теряет надежды на улучшение
здоровья. В конце письма она пишет: «Надеюсь, что море мне очень поможет,-
спасибо ему и южному солнцу, у меня прошла малярия, которая мучила меня
всю весну, может быть, когда-нибудь, и я стану хоть наполовину человеком».
Эти мучительные мысли в моменты одинокого созерцания морской стихии, по-
видимому, породили стихотворение «Бессонная ночь»:
«Станет рвать непогода ветрила,
Закружит мой челнок одиноко.
О, когда бы мне доля судила,
Хоть увидеть зарю издалека!»
В Евпатории созданы в 1891 г. еще два стихотворения – «На
челне», «Непогода» (из того же цикла «Крымские воспоминания»).
Последний раз Леся Украинка приезжала в Евпаторию в 1908 г., когда
состояние ее здоровья снова ухудшилось. В Евпатории она проходила курс
лечения в санатории «Приморском» (ныне имени В. И. Ленина, ул.
Дувановская, 6). В память о пребывании Леси Украинки здесь установлена
мемориальная доска. Есть также мемориальная доска и на доме по улице
Революции, 41, где поэтесса останавливалась в 1891 г. Алексей Толстой в 1912 г. проводил лето в Крыму. Основным
местом его пребывания был Коктебель, однако он посетил и другие места
Крыма, в частности Евпаторию. Останавливался писатель предположительно
на вилле Терентьева (ныне пионер-лагерь-пансионат «Золотой берег»).
Однажды знойным июльским днем на улицах города появились
афиши о концерте в городском сквере, где наряду с другими знаменитостями
должен был выступать и Алексей Николаевич Толстой. Вечер прошел при
таком стечении публики, какого никогда здесь не видели.
Эта поездка оставила след в творчестве писателя. В трилогии
«Хождение по мукам» немало ярких картин из жизни дореволюционной
Евпатории, куда в разгар курортного сезона съезжалось множество
состоятельных людей из разных городов России: «Даша подъезжала к
Евпатории после полудня...
Сидевший рядом с ней в автомобиле армянин сказал, засмеявшись:
"Сейчас море увидишь". Автомобиль повернул мимо квадратных запруд
солеварен на песчаную возвышенность, и с нее открылось море. Оно лежало
будто выше земли, темно - синее, покрытое белыми длинными жгутами пены.
Веселый ветер засвистел в ушах... В это же время Николай Иванович
Смоковников сидел в павильоне, вынесенном на столбах в море, и пил кофе с
любовником-резонером. Подходили после обеденного отдыха дачники,
садились за столики, перекликались, говорили о пользе йодистого лечения, о
морском купанье и женщинах. В павильоне было прохладно. Ветром трепало
края белых скатертей и женские шарфы. Мимо прошла одно - парусная яхта, и
оттуда что-то весело кричали. Толпой появились и заняли большой стол
москвичи, все - мировые знаменитости».
Позволим себе еще одну выдержку из книги А. Н. Толстого, с
большой художественной силой передающую атмосферу курорта. "...В это
лето в Крыму был необычайный наплыв приезжих с севера. По всему
побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы, с
катарами и бронхитами, и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и
поющей речью, и черноглазые киевляне, не знающие различия гласных «о» и
«а», и презирающие эту российскую суету богатые сибиряки; жарились и
обгорали дочерна молодые женщины и голенастые юноши, священники,
чиновники, почтенные и семейные люди, живущие, как и все тогда жило в
России, расхлябанно, точно с перебитой поясницей... В этой необычайной
обстановке синих волн, горячего леска и голого тела, лезущего отовсюду,
шатались семейные устои. Здесь все казалось легким и возможным..."
Константин Станиславский, Леопольд Сулержицкий. С
Евпаторией тесно связан один из любопытных периодов в истории
Московского художественного театра - создание "земледельческой колонии".
Большая роль в этом деле принадлежала первому помощнику и другу К. С.
Станиславского Л. А. Сулержицкому. Леопольд Антонович за короткий срок
(его режиссерская деятельность продолжалась всего 10 лет) сумел вырастить
группу учеников на совершенно новых принципах преподавания, составившую
ядро так называемой «Первой студии». Он очень любил студию и, как говорил
Станиславский, хотел «сближать людей между собой, создавать общее дело,
общие цели, общий труд и радость». Испытавший на себе влияние Л. Н. Толстого и его учения, Сулержицкий мечтает купить всей студии землю,
самим пахать ее, самим строить дома, одним словом, создать
«земледельческую колонию». Он предлагает Станиславскому купить имение в
Крыму на берегу моря, куда бы могла выезжать студия в летнее время. В 1912
г. Сулержицкий едет в Крым на поиски участка и останавливает свой выбор
на Евпатории. Узнав об этом, Станиславский пишет: «...Вы знаете и свои и мои
желания. Вы справедливый - решайте сами... Как-никак, иметь в России
участки у моря, да еще с пляжем - заманчиво... Возьмите решение этого
вопроса на себя». Таким образом, стараниями Л. А. Сулержицкого
Станиславский приобрел землю близ Евпатории, в районе нынешнего
санатория «Чайка», предоставив ее Первой студии. В новом евпаторийском
театре студийцы давали концерты. Летом 1915 г. К. С. Станиславский
побывал в Евпатории вместе с актерами Первой студии, в числе которых был
Евгений Вахтангов. Станиславскому пришелся по душе евпаторийский
климат. «...Здесь очаровательно,- пишет он жене М. П. Лилиной.- Все то, что
мне нужно... Чувствуешь море. Никогда жарко не бывает. Совсем не так, как в
Ялте. Здесь всегда есть движение воздуха, то из степи на море, то -
обратно...». «Земледельческая колония» Первой студии была создана, и
возглавил ее Сулержицкий. На деньги, вырученные от спектаклей, были
выстроены склады для сельскохозяйственных орудий, погреба, небольшой
дом, конюшня и т. д. Каждый студиец должен был собственными руками
построить для себя дом. Старались изо всех сил. Правда, эти домики больше
походили на жилища первобытных людей: без окон, без дверей, вместо
крыши - брезент. И под стать им были сами колонисты - полуобнаженные,
загоревшие до черноты. «Земледельческая колония» оставила определенный
след в развитии Первой студии Московского художественного театра. В этом
несомненная заслуга Л. А. Сулержицкого - общественного и театрального
деятеля, режиссера, художника, литератора.
Максимилиан Волошин неоднократно бывал в Евпатории.
Летом 1912 г. он читал свои стихи в городском сквере на вечере, в котором
принимал участиеи Алексей Толстой.
Приезд его в Евпаторию весной 1919 г. не обошелся без приключений.
Волошин вместе с несколькими матросами возвращался морем из Одессы, где
читал лекции и стихи. Под Ак-Мечетью их парусник был обстрелян
партизанами. Разобравшись, наконец, в чем дело, их приняли очень радушно,
накормили,
дали лошадей и отправили в Евпаторию.
Поэтически свои впечатления М. Волошин выразил в стихотворении
«Бегство»:
«Мел белых хижин под луной,
Над дальним морем блеск волшебный,
Степных угодий запах хлебный,
Коровий, влажный и парной.
И русые при первом свете
Поля... И на краю полей Евпаторийские мечети
И мачты пленных кораблей.»
М. А. Волошин бывал в Евпатории и позднее, но данные об этом чрезвычайно
скудны.
Борис Лавренев . С Евпаторией тесно связан один из ранних
периодов в жизни известного советского писателя Бориса Андреевича
Лавренева. В 1916 г., находясь на фронте, он попал в газовую атаку, и в
тяжелом состоянии был доставлен в Евпаторию. Два месяца пробыл он в
санатории «Приморском» (нынешнем имени В. И. Ленина), где в те военные
годы лечились раненые офицеры. Предоставленный ему после выздоровления
трехмесячный отпуск Лавренев решил провести здесь же, поселившись на
одной из дач, Евпаторийские впечатления отразились в повести «Марина»,
где использованы некоторые автобиографические детали. В повести много
сцен, непосредственно почерпнутых, увиденных во время пребывания
писателя в городе. Не случайно в 1975 г., когда решено было ее
экранизировать, съемки проходили на улицах Евпатории.
Илья Сельвинский . В Евпатории прошли детские и юношеские
годы известного поэта Ильи Львовича Сельвинского. Поэт родился в
Симферополе, однако в семилетнем возрасте его привозят в Евпаторию, куда
вынуждена была переселиться семья. С этого момента начинается
евпаторийский период жизни будущего поэта. Отец, работая скорняком, смог
определить его в городское училище, а затем в Евпаторийскую мужскую
гимназию (ныне Школа-гимназия им И.Л.Сельвинского). Однако вскоре отец
заболел, и пятнадцатилетнему Илье пришлось идти на заработки. В своей
автобиографии поэт пишет: «Будучи гимназистом одно лето, я плавал юнгой
на шхуне «Святой апостол Павел» по Крымско-Кавказскому побережью.
Осенью, как правило, шел с рыбацкой артелью на лов кефали и белуги под
Тарханкутский маяк». Впечатления от этих плаваний легли в основу его
первых стихотворений, написанных еще в четвертом и пятом классах
гимназии. Эти стихи были помещены в книге «Ранний Сельвинский». С годами
возрастает поэтический опыт и вместе с ним интерес к евпаторийской жизни
(«Улица», «Гавань»). Несколько стихотворений поэта посвящены юношеской
поре, друзьям по гимназии («Проклятый возраст», «Дядя Чок», «Солдатики» и
др.). Много лет спустя в автобиографическом романе «О, юность моя!» поэт
вспоминал молодые годы и город своей юности - любимую Евпаторию. Ей
посвящены строки в стихотворении «Кандава», написанном в 1945 г.:
«Евпаторийский берег - берег муз,
Где занялась любовь моя и песня».
Тот же мотив моря и юности слышится и в другом стихотворении
поэта – «Евпаторийский пляж»(1922):
«Чем пахнет море?
Бунин пишет где-то, что арбузом.
Да, но ведь арбузом также пахнет И белье сырое на веревке,
Если иней прихватил его.
В чем же разница?
Нет, море пахнет Юностью!
Недаром над водою,
Словно звуковая атмосфера,
Мечутся, вибрируют, взлетают
Только молодые голоса».
Николай Самокиш , известный советский художник, академик
батальной живописи, жил в Евпатории с весны 1918 до конца 1921 г. Приехал
он сюда для лечения (поездка была вызвана обострившимся ревматизмом), но
все свободное время отдавал любимой работе. По воспоминаниям
современника, «его излюбленными местами работы были пляж с
живописными группами купающихся, район старого города, сохранивший
многие черты татаро-турецкого облика, базар с крестьянскими телегами, где
он много писал лошадей». В этот период художник жил замкнуто, занимаясь
этюдами с немногочисленными учениками. Он учил их рисовать с натуры
лошадей во дворе дома П. Чепуриной, где снимал комнату (угол улиц
Хозяйственной и Голикова). С апреля 1919 г. художник активно включается в
общественную работу: помогает городу в создании Дворца культуры и
художественной студии, заведует художественным отделом краеведческого
музея. Он выполняет для воинских частей, размещенных в Евпатории,
разнообразную (в основном оформительскую) художественную работу:
реставрирует красноармейские знамена, помогает частям оформлять клубы и
красные уголки, ведет военную художественную студию и организует
гражданскую. Оставаться в Евпатории на более длительный срок Самокиш не
мог. Для творческой работы ему нужны были широкое общение с участниками
революции и гражданской войны, архивы и библиотеки. Поэтому в 1921 г.
художник переехал в Симферополь, где прожил до конца жизни. За время
пребывания в Евпатории Н. С. Самокишем написано около 30 картин. Вот
названия некоторых, наиболее известных: «Защита Красного знамени», «На
пляже», «Купание красно-армейцев в Евпатории», «На берегу моря». Первыми
эти полотна увидели евпаторийцы на выставках, которые были организованы
художником в городском театре имени А. С. Пушкина.
Владимир Маяковский был одним из самых желанных гостей
евпаторийцев. Четырежды посетил он город - в 1926, 1927, 1928, 1929 гг.- и
обычно останавливался в гостинице «Дюльбер» (здание разрушено во время
войны). В первый свой приезд (в июле 1926 г.) Маяковский выступил с
докладом «Мое открытие Америки». И доклад о заграничном путешествии, и
новые стихи нашли у слушателей горячий отклик, выступление неоднократно
прерывалось громом аплодисментов.
Первыми слушателями поэта были отдыхающие санатория имени 1 Мая. На
другой день его попросили выступить перед больными костным туберкулезом
в санатории «Таласа» (имени Н. А. Семашко). Маяковский согласился и здесь, прямо на террасе главного корпуса, читал свои стихи, а вокруг него, лежа на
кроватях и сидя в креслах, расположилась необычная публика.
Присутствовало около 300 человек, в том числе и медицинский персонал.
Маяковский выступал в различных местах города: в курортном парке,
здравницах, городском театре и, конечно, в гостинице «Дюльбер». Его
выступления всегда проходили при переполненном зале. Евпатории поэт
посвятил стихотворение, которое так и называется – «Евпатория». Написано
оно 3 августа 1928 г. Заканчивая это стихотворение, Маяковский с улыбкой
говорит:
«Очень жаль мне тех,
которые не бывали
в Евпатории».
В 1929 г. на пароходе «В. И. Ленин» Маяковский в последний раз
прибывает в Евпаторию. Команда попросила его прочитать стихи, и он читал
прямо на палубе. Как раз в это время на море разыгрался шторм. И
Маяковский весело, задорно, как бы сражаясь со стихией, старался
перекричать шум ветра, читал еще и еще. Евпаторийцы бережно хранят
память о пребывании в городе великого поэта. У одного из корпусов
санатория имени В. И. Ленина установлен бюст В. В. Маяковского, а рядом на
фасаде здания - мемориальная доска. Его именем названа улица города-
курорта.
Николай Островский . На главном корпусе санатория «Родина»
(бывшем «Мойнаки») укреплена мемориальная доска, на которой начертано:
«Здесь в 1926 г. лечился героический участник гражданской войны писатель
Николай Алексеевич Островский».
Впервые Н. Островский приехал на евпаторийский курорт в 1925 г.
по рекомендации Харьковского медико-механического института. Начиная с
15 июля, он около полутора месяцев проходил курс лечения в санатории
«Коммунар», одной из лучших здравниц того времени. Ему нравилось все - и
клумбы роз, и санаторные корпуса в саду, увитые диким виноградом, и
просторные комнаты. Но особенно пленило Островского море, описание
которого можно найти в романе «Как закалялась сталь». Несмотря на
прекрасную обстановку,
Болезнь
прогрессировала. И в довершение всех бед отсутствовал точный диагноз.
Установить его удалось лишь позднее, когда выяснилось, что у Островского
тяжелейшее заболевание - инфекционный анкилозирующий полиартрит,
вызывающий у человека окостенение всех суставов и полную неподвижность.
«Держался Николай Алексеевич просто, скромно, - вспоминает Э.
И. Казас, работавшая в «Коммунаре» медицинской сестрой,- Не помню, чтобы
он жаловался, впадал в пессимизм. Напротив, всегда был энергичен,
подвижен, любил шутить. Все мы с искренним уважением относились к нему».
Особенно нравились окружающим его рассказы о гражданской войне. Тогда
же под влиянием слушателей у Островского родился замысел написать книгу
о боевых делах бригады Котовского. Впоследствии он приступил к
головные боли не проходили. осуществлению этого замысла, одобренного одним из издательств, однако
первые главы рукописи, посланные на отзыв боевым товарищам, были
утеряны. В санатории Островского лечили морскими ваннами, рекомендуя при
этом больше быть на воздухе. И он старался выполнять предписания врачей.
Часто ходил к морю, отдыхал в одном из уголков парка центральной
поликлиники, посещал концерты на летней площадке санатория «Таласа».
Вторично Николай Алексеевич приехал в Евпаторию 15 мая 1926 г.
и пробыл в ней до 15 июля. Его состояние к этому времени ухудшилось,
однако он не падал духом. Два месяца, проведенные в санатории, оставили
значительный след в творческой биографии Островского. Многие из тех, с кем
он встретился и подружился в Евпатории, стали героями романа «Как
закалялась сталь».
Митрофан Греков , известный советский живописец,
основоположник советской батальной живописи, посетил Евпаторию в 1934 г.
Целью поездки было отдохнуть (врачи прописали художнику полный покой) и
заодно посетить семью покойного брата Терентия Борисовича,
переселившуюся сюда из Новочеркасска. Художник заканчивал в это время
большой цикл картин из истории гражданской войны, готовясь к выставке. К
тому же предстояла большая работа по созданию в Крыму панорамы
«Перекоп». Необходима была хотя бы краткая передышка, однако, будучи
человеком деятельным, Митрофан Борисович не мог находиться без дела.
Чистое безоблачное небо, яркая голубизна моря, зеленеющая
весенняя степь очаровали художника. «Колорит здесь удивительный»,-
говорил Митрофан Борисович своей племяннице Татьяне Терентьевне
Грековой. Потом вдруг воскликнул: «Черт возьми, да ведь такой колорит -
находка!». С этого времени художник забыл об отдыхе. Его часто можно было
видеть за городом, в открытой степи, где он под лучами палящего солнца
писал с натуры евпаторийских мальчишек.
«Однажды, когда дядя Митя пришел с этюдом,- вспоминает Т. Т. Грекова,-
мы хотели его пожурить за то, что он мало отдыхает, но он вдруг воскликнул:
«Э, да вы ничего не знаете! А я здесь моих трубачей нашел!». Вскоре после
приезда в Москву Митрофан Борисович написал свою знаменитую картину
«Трубачи Первой Конной армии». Первая попытка была предпринята за семь
лет до этого в Новочеркасске. Но как резко отличалась эта новая работа от
той! «В Евпатории я понял, как надо их писать»,- признавался художник.
Татьяна Терентьевна Грекова вспоминает, что «среди новых его полотен
увидела картину - прекрасную, словно солнцем согретую, словно ветром
весенним овеянную». Художник изобразил головной отряд Первой Конной
армии, идущий по весенней, залитой солнцем степи. Впереди на фоне
голубого неба полковые музыканты со сверкающими медными трубами.
Побывавшее во многих сражениях красное знамя победно развевается на
ветру, символизируя радость и торжество победы. Картина «Трубачи Первой
Конной армии»- одно из лучших произведений не только в творчестве самого
художника, но и в советской живописи. Набережная Б.Киселевский
Николаевский собор А.Хухалов Виды Евпатории. Керамика. Б.Киселевский Виды Евпатории. Графика. Б.Киселевский Выставка. ДПИ народов Крыма.
Использованная литература:
1. АГАДЖАНОВ С.Г. «КРЫМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ» М. 1988г.
2. ГАРМАШ П. «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КРЫМУ» С. 1996г.
3. ГРУББЕ В.В. «ПО УЛИЦАМ ЕВПАТОРИИ» С. 1987г.
4. ДРАЧУК В., КАРА Я., ЧЕЛЫШЕВ Ю. «КЕРКИНИТИДА-ГЁЗЛЁВ-ЕВПАТОРИЯ»
С. 1977г.
5. ДЮЛИЧЕВ В.П. «РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ КРЫМА» С. 1996г
6. КУТАЙСОВ В.А. «КЕРКИНИТИДА» С. 1992г.
7. ЛОЕВСКИЙ А. «ЕВПАТОРИЯ» С. 1982г.
8. ФИЛАТОВА М. «ЛЕГЕНДЫ КРЫМА» С.1996г.
9. НЕМЕНСКИЙ Б. «МУДРОСТЬ КРАСОТЫ» М. 1986г.
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Творческая работа-Евпатория глазами детей и художников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.