Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"
Оценка 5

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
23.12.2018
Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"
Нетрадиционные уроки по математике составляют неразрывную часть учебно -воспитательного процесса обучения математике . Цель моей работы - выявить эффективность и целесообразность использования нетрадиционных уроков по математике в системе начального обучения. В работе я попыталась раскрыть главное значение нетрадиционных уроков, так как они очень помогают мне в развитии у обучающихся математических способностей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждени2.docx
Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение                                      Ленинская  СОШ Нетрадиционные  уроки  по   математике, как  способ  повышения эффективности  обучения                                                          Творческая  работа              учителя  начальных  классов Хвостиковой Татьяны  Дмитриевны                             с.Ленинское , 2018г. 1 СОДЕРЖАНИЕ Введение I.Организация  продуктивной  учебной  деятельности  на  уроках   математики. 1.1.Нестандартный  урок, как  нетрадиционная  форма  обучения. 1.2.Особенность  организации  и  проведения  нетрадиционных  уроков. 1.3.Типы  нетрадиционных  уроков * Урок – викторина * Урок – КВН * Урок ­ путешествие II.Методика  разработки  фрагментов  нетрадиционных  уроков 2.1.Задачи – стихи 2.2.Логические  упражнения 2.3.Загадки 2.4.Игры Заключение. Литература. Приложения. 2 Введение Моно  ли  вызвать  удивление  и  жгучее  любопытство  на  лицах  младших школьников    во   время   занятий   математикой?   Можно    ли   наблюдать вспышку  неподдельной  радости  в  глазах, в  выражениях  лиц  детей, когда у  последних  вдруг  зародится  догадка, забьется  живая. Рвущаяся  наружу мысль  и  они  с  нетерпением  начинают  тянуть  вверх  руки. Подпрыгивать на   месте. Желая   поскорее   ответить   на   «коварный»   вопрос    учителя? Можно  ли  у   младших   школьников   вызвать   к   занятиям    математикой настолько  большой  интерес,   что  они,  встречая   учителя,    неоднократно обращаются  к  нему  с  одним  и  тем  же  вопросом: «Когда  же  у  нас  будет еще   такое    занятие?»    И    ждут  его,   предвкушая   это   занятие    как своеобразный  праздник.                  Такие   моменты, когда   учитель   сумел   вызвать   окрылённость   и неподдельный  интерес  учащихся  к  предмету, являются  поистине  для  него счастливым. Из    них    и    складывается     радость    педагогического     труда. Благодаря  такому  общему  подъему, дети  начинают  смотреть  на  учителя открыто   и   влюбленно, ожидая, не   подарит   ли   он   им   еще   мгновения занимательности  и  увлеченности.              Удивление   и   острый   интерес   учащихся, радость   на   их лицах   от возникшей  догадки  можно  наблюдать  на  уроках  обучения  математики. Наряду  с  этим  широкие  возможности  создания  атмосферы  творческого   коллективной вдохновения,   самостоятельной   практической     деятельности     виды нетрадиционных  уроков.   индивидуальной     таят     учащихся     и     различные                Нетрадиционные  уроки  по  математике  составляют  неразрывную часть  учебно – воспитательного  процесса  обучения  математике, сложного процесса   воздействия   на   сознание   и   поведение   младших   школьников. Углубление   и   расширение   их   знаний   и   навыков   таких   фактов, как содержание   самого   учебного   предмета – математики, всей   деятельности учителя  в  сочетании  с  разносторонней  деятельностью  учащихся.          Использование  на  урока  математики  интерактивных  форм  обучения позволяет  создать  на  уроках  комфортные  условия  обучения, при  которых каждый  ученик  чувствует  свои  успехи, интеллектуальную  состоятельность, 3 самостоятельность.  Происходит     коллективное,  групповое,  индивидуальное сотрудничество,   когда     учитель     и     ученик     ­   равноправные     субъекты обучения.         Цель   моей    работы – выявить    эффективность    и   целесообразность использования     нетрадиционных     уроков     по     математике     в     системе начального  обучения. I.ОРГАНИЗАЦИЯ   ПРОДУКТИВНОЙ   УЧЕБНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА  УРОКАХ   МАТЕМАТИКИ 1.1. Нестандартный  урок, как  нетрадиционная  форма  обучения  На     протяжении     длительного     времени     в     нашей     стране       была           распространенной   классно – урочная  система  обучения, которая  позволяла учителю   одновременно   обучать   многих   учеников.   От   эффективности уроков  зависит  эффективность обучающего  процесса.           Чаще     всего     уроки     строились     на     основе     закономерностей образовательно­   воспитательного     характеризовались объединением   и   реализацией   всех   дидактических   принципов   и   правил, обеспечивающих  условия  для  продуктивной  познавательной  деятельности учеников  с  учетом  их интересов  и  потребностей.   процесса     и              Такие   уроки     принято   считать   стандартными.   Они   охватывают основные   этапы   обучающего     процесса:   подготовка   к     изучению   темы, восприятие   и   осмысление     материала,   закрепление   его   разнообразными упражнениями;     проверка,     оценивание     знаний,     умений       и       навыков; обобщение  и   систематизация   знаний.           Стандартные     уроки     сыграли     значительную       роль       в     обучении школьников.     Но     уже     в     середине     70   –х     годов     прошлого     столетия появились  тенденции  к  снижению  интереса  детей   к   классным   занятиям. На  практике  это  реализовалось   появлением  нестандартных  (нетипичных) уроков,  главной  целью  которых  есть  пробуждение  интереса  школьников  к обучающему  процессу. 4 Нетрадиционный   урок – это   импровизированное   обучающее   занятие, которое     не     имеет     традиционной     структуры.     Такие     уроки     не укладываются   ( полностью   или   частями )   в   рамки   изготовленного   или сформированного  дидактикой.  Учитель   не  придерживается  четких  этапов обучающего  процесса,  традиционных  методов, видов  работы. 1.2.Особенность  организации  и  проведение  нетрадиционных  уроков             Особенность     нетрадиционных     уроков     состоит     в     таком структурировании  содержания  и  форм, которые  бы  вызывали  интерес  у учеников, способствовали  их  оптимальному  развитию  и  воспитанию.             Для   нетрадиционных    уроков   характерной   есть   информационно­ познавательная  система  обучения – овладение   готовыми  знаниями, поиск новых  данных, раскрытию  внутреннего  содержания  явлений  через  диспут, соревнования.  Нетрадиционные  уроки         Позволяют  формировать  творческие  способности  учащихся, элементы которых   проявляются   при   проведении   различных   игр, в   организации коллектива     своих     товарищей,   чтобы     с     наибольшей     эффективностью выполнить  какое – либо  задание.           Такие  уроки  способствуют  воспитанию  у  детей  культуры  чувств, которые     связаны     с     умственной     деятельностью,   ­так       называемых интеллектуальных     справедливости,   чести,   долга, ответственности   и   вытекающими   из   них   чувств       удовольствия     или неудовольствия, радости  или  скорби, гордости  или  огорчения).   (   чувства     чувств   Главное  значение  нетрадиционных  уроков  состоит  в  том, что  они помогают  усилить  интерес  учащихся  к  математике, содействуют  развитию математических  способностей  младших  школьников, гибкость  мышления, способность  к  переключению  от  одной  умственной  операции  к  другой, развитию     математической     памяти,   способность   к     пространственным представлениям.                         На     нетрадиционных     уроках     учитель     может    организовать деятельность  класса  так, чтобы  ученики  в  меру  возможностей  работали самостоятельно,  а    он     руководил     этой     деятельностью,  обеспечивая     ее необходимыми   дидактическими  материалами. 5 Сравнив  с  обычным, нормативным  занятием  нетрадиционный  урок, максимально  стимулирует  познавательную  самостоятельность, творческую активность  и  инициативу  школьников. Обучение  на  нем  направлено    на повышение     качества     их     знаний,   формирование     работоспособности, целенаправленности,  нужных  в  жизни  навыков  и  умений.          Кроме  того , эти  уроки  больше  нравятся  ученикам,  чем  обычные обучающие  занятия.  В  первую  очередь  потому, что  обучающий  процесс здесь  имеет  много  общего  с  игровой  деятельностью  детей.  Почти  все приемы, способы  действий  нетрадиционных  уроков  отличаются  игровым направлением. Не  удивительно, что  в  методической  литературе  их  часто выделяют  как  «урок – игра», « урок – соревнование»  и  т.д.          В  то  же  время  не  следует   переделывать  нетрадиционные  уроки  в главную  форму  работы  в  школе:  они  всегда  характеризуются  серьезной, вдумчивой  познавательной  работой  учеников, высокой  результативностью, свойственной  им  и  огромной  тратой  времени.      1.3.Типы  нетрадиционных  уроков                        Большое   значение   для   нетрадиционных   уроков   имеет   форма обучения. Их  делят  на  такие  типы: 1.Уроки – соревнования  (викторины,  конкурсы, уроки – аукционы, уроки – КВН).   Такие   уроки   предусматривают   деление   детей   на   группы, что соревнуются  между  собой;  проведение  различных  конкурсов  и  оценивание их  результатов. 2.Уроки – путешествия   связаны   с   выполнением   ролей, соответственным оформлением,  условиями  проведения.       Теперь  рассмотрим  подробней  разные  виды  нетрадиционных  уроков.  Урок – викторина Термин  «викторина»  определяется  как  игра, которая  представляет  собой ряд   вопросов, требующих   ответы   в   устной   или   письменной   форме. Поскольку   викторина   ­   это   разновидность   игры, то   дети   с   большим удовольствием  становятся  ее  участниками.  Проведение  урока – викторины 6 в   начальных   классах   будет   результативным   только   благодаря   хорошо подготовленному  учителем  этого  урока.          В основе   викторины   лежат   вопросы,   на   которые   могут   ответить некоторые     ученики     или     команды,   поэтому     от     содержания     форм     и характера   вопросов   зависит   результат   викторины. Составляя   вопросы викторины,   учитель   должен   учитывать   возраст . интересы,   умственное развитие,   уровень     знаний     учеников     своего     класса.   Владея     такой информацией, он   сможет   правильно   выбрать   ту   тему   урока, которую можно  провести  в  форме  викторины, используя  опыт  и  знания  учеников.           Когда  я  готовлюсь  к  уроку – викторине, всегда  помню,  что  главное задание  этой  формы  обучения – дать  ученикам  знания  по  определенной теме.      Эта  образовательная  цель  урока  должна  в  первую  очередь  учитываться при     составлении     вопросов.   Они     должны     быть     правильными     с теоретической     и     методической     точки     зрения,   базироваться       на современных   достижениях   в   области   математики, содержать   доступные детям  математические  термины. Например: 1. Было  три  апельсина. Два  отца  и  два  сына  съели  по  апельсину. Возможно  ли  это? 2. Палка  имеет  два  конца. Сколько  концов  у  пяти  палок? У  пяти  с половиной  палок? 3. Надо  распилить  бревно  длиной  5 м. Каждую  минуту  отпиливали кусок  в  1 м. Через  сколько  минут  будет  распилено  все  бревно? и т.д.    Все  вопросы  викторины  должны  быть  интересными  и  нетрадиционными. Во     время       составления     вопросов     я     часто     использую     иллюстрации, раздаточный  материал.         Урок   –  викторина     имеет     характер     соревнований.     Для     активного соревнования  все  вопросы  викторины  я  формулирую  четко, конкретно, без лишних  слов.  Поэтому  ученики  всегда  дают  быстрый  ответ. 7 Не     менее   важным     этапом   есть    подведение     итогов   викторины. Логическим     окончанием     урока  –  викторины     должно     быть     сообщение победителей  и  оценивание  учащихся.  Урок – КВН  Это  своеобразная  игра – соревнование  команд  веселых  и  находчивых, что разворачивается  на  уроке. Характерным  признаком  такого  урока  есть  его насыщенность  положительными  эмоциями. Без  сомнения, что  урок, полный эмоций, на  долгое  время  сохранится  в  памяти  учеников. К  тому  же  он способствует  усвоению  знаний,  развивает  активность,  наблюдательность, любознательность.         Для     урока –  КВН     свойственны     некоторые     особенности,    которые отмечают  его  от  всех  других  типов  нетрадиционных  уроков  и  которые следует  учитывать  во  время  его  подготовки  и  проведения.      В  первую  очередь  нужно  организовать  две  команды, которые  будут участвовать  в  КВНе. Команды  должны  найти  себе  интересные  названия  и выбрать   капитанов. Выбор   капитанов – очень   важный   этап   в   создании команды.     Ведь     капитан     должен     хорошо     знать     математику,   быть наблюдательным,   веселым,   энергичным,   находчивым,   активным.   И     что главное  – пользоваться    авторитетом    среди    членов    команды    и    уметь организовать  учеников  на  выполнение  различных  заданий.     Инициативу  на  создание  команды  должны  проявлять  сами  учащиеся, но  учитель  может  провести  контроль  и  коррекцию  этого  процесса, чтоб созданные   команды   были   равносильными. Иначе   урок – КВН,   еще   не состоявшись, будет  обречен  на  неудачу, а  в  худшем  случае – еще  и  на озлобление  или  вражду  неравносильных  команд.        Другим   важным   моментом   урока – КВН   является   наличие   жюри, которое     оценивает     игру     команд.     Состав     жюри     может     быть разнообразным, включать  в  себя  и  учителей – классоводов, и  учеников  с актива  класса,  старшеклассников, а  также  приглашенных  представителей администрации     школы,   родителей.     Главным     критерием     во     время формирования     состава     жюри     должно     быть     не     его     количество,   а объективность. 8 Самым  важным  для  урока – КВН,  на  мой  взгляд, является  удачный выбор   его   темы   и   содержания   соревнований. Тему   нужно   выбирать такую,  которую  ученики  хорошо  усвоили  на  предыдущих  уроках.  После изучения   темы   «Табличное   умножение   и   деление»   в   3   классе   как закрепление  изученного  материала  , я  провела  урок – КВН (Приложение №1).        Что  касается  содержания  урока – КВН, то  его  должны  составлять такие     конкурсы,   которые   бы     имели     триединую     цель   (обучающую, воспитательную, развивающую)  и  по  продолжительности  вместились  бы  в отведенное  для  урока  время.  При  подготовке  к  содержанию  урока – КВН не   нужно   забывать, что   это   урок, а   не   воспитательное мероприятие, поэтому  необходимо  придерживаться  всех  функций  и  задач  обучающего занятия.      Обязательным  этапом  проведения  урока – КВН  является  подведение итогов. На   этом   этапе   жюри   проводит   оценивание   команд, определяет победителя. Учитель   обращает   внимание   на   ошибки   соперников. Шкала оценивания  конкурса  также  разрабатывается  учителем.  Урок – путешествие     Понятие  «путешествие»  охватывает  такое  содержание: поездка  или передвижение     пешком     за     пределы     пребывания,   но     только     в представлении  мысленно, с  помощью  своей  фантазии  и  благодаря  тем факторам, которые  окружают  ученика. При  воображаемом  путешествии может     происходить     все     то,  что     сопровождает     каждое     настоящее путешествие   –   красочные     эмоции, интересные  встречи. Ученики  сидят  в  классе  за  партами  и  в  то  же время  они  путешествуют  с  помощью  подсказок  и  советов  учителя. Тут   учитель   уже   выступает   в   роли   капитана   корабля, штурмана, ведущего   и   т.д., а   школьники   будут   путешественниками,   которые следуют   указанным   учителем   курсом, путешествуют   в   пространстве или  во  времени.   положительные     впечатления,   Например: 9 ­Сегодня   мы   с   вами   совершим   увлекательное   путешествие     и отправимся  искать  клад. ­Ребята, как  вы  думаете,  на  чем  можно  путешествовать? ­А  мы  с  вами  будем  путешествовать  на  воздушном  шаре.  Но так   как   нас   много   в   классе   и   один   шар   нас   просто   не выдержит, поэтому  мы  разделимся  на  две  команды. У  каждой команды  будет  свой  воздушный  шар. Вы  знаете, что  в   любом путешествии  нужна  ловкость, находчивость, потому  что в  пути мы  можем  столкнуться  с  трудностями. В  ходе  путешествия мы     узнаем     какая     команда     самая    ловкая     и     находчивая.   За каждое,     правильно       выполненное,     задание     команда     будет получать  флажок.   Но  прежде, чем  мы  начнем  путешествие,  мы  должны  узнать название  воздушного  шара  ваших  соперников.    Название  шара  закодировано. Вы  можете  узнать  его  только  в том     случае,   если     правильно     решите     примеры     и     буквы, соответствующие     ответам     примеров,   расположите     в     таком порядке  ,  как  записаны  примеры: е 50 в 16 н 8 ы 20 й 26 р 19     9+7 20+30 24+25 15­7 25­5 30­4 м 90 8+6 70+20 17­9 л 65 с 14 й 43 е 8 ы 30 10 44+21 36­6 50­7 и  т.д.    Основной   момент   урока – путешествия   состоит   в   том, что   ученики чувствуют     себя     путешественниками.   Кроме     того,   урок   –   путешествие способствует   развитию   воображения   и   фантазии, языка   и   мышления, интереса  к  изучению  математики.      Главным   и   сложнейшим   заданием   учителя   на   уроке – путешествии является  создание  такой  обстановки, в  которой  бы  ученик  представил себя   настоящим   путешественником.   Для   этого   он   должен   наилучшим образом  подобрать  материал  и  наглядные  пособия.    При  закреплении  и  обобщении  изученного  материала  в  конце  учебного года  в 4 классе  я  провела  урок – путешествие  «Путешествие  в  сказку» (Приложение №2)   МЕТОДИКА   II. НЕТРАДИЦИОННЫХ  УРОКОВ   РАЗРАБОТКИ     ФРАГМЕНТОВ 2.1 Задачи – стихи                                Каждый   учитель   старается   сделать   обучение   детей   более светлым   и   праздничным. Поэтому   я   часто   на   уроках, особенно   в   1 классе, использую  веселые  стихи. Ведь  они  не  просто  связаны  с  тем  или иным  числом, но  и  развивают  речь  ребенка, обогащают  словарный  запас, тренируют     внимание,  память.  Уроки,    на    которых     учитель     использует веселые  стихи,  становятся  царством  смекалки, фантазии, игры, творчества. Так  как  все  малыши, которые  приходят  в  первый  класс, хотят  учиться. Они  любознательны, всюду  суют  свои  носы, тянутся  ко  всему  новому, необычному, радуются  учению.              Чтобы  со  временем  не  потухли  их  глаза, не  сквозили  на  лицах безразличие  и  скука, на  своих  уроках  я  использую  веселые  стихи. С их помощью   я   открываю   калитку   в   волшебный   мир   детства. На   первом этапе  обучения  я  использую  следующие  стихи: 11 1. 2. 3.  Двое  шустрых  поросят Так  замерзли, аж  дрожат. Посчитайте  и  скажите: Сколько  валенок  купить  им?                                                                      ( 8 пар)  Ежик  по  грибы  пошел, Восемь  рыжиков  нашел. Шесть  грибов  в  корзинку, Остальных – на  спинку. ­Сколько  рыжиков  везешь   На  своих  иголках,  еж?                                                                   (2 рыжка)  Он  лопаты  сосчитал, Прибежал  и  так  сказал: «Двадцать  восемь, а из  них Двадцать  малых, шесть  больших» Точно  Коля доложил? Иль  ошибку  допустил?    ( 20 малых, 8 больших) 4. Сосчитай­ ка , сколько  дней! Мы  только  с  парахода, Мы  только  из  похода – Одиннадцать  недель Гостили  на  воде. А  сколько  это  дней? Считай – ка  поверней!      (77 дней) 2.2 Логические  упражнения              Логические   упражнения   представляют   собой   одно   из   средств, с помощью     которого     происходит     формирование     у     детей     правильного мышления. Когда  мы  говорим  о  логическом  мышлении, то  имеем  в  виду мышление,   по     содержанию     находящееся     в     полном     соответствии     с объективной  реальностью.             Логические     упражнения     позволяют     на     доступном     детям математическом     материале,   в     опоре     на     жизненный     опыт     строить правильные   суждения     без   предварительного   теоретического   освоения самих  законов  и  правил  логики. 12 В     процессе     логических     упражнений     дети     практически     учатся сравнивать  математические  объекты, выполнять  простейшие  виды  анализа и  синтеза.          В   математике   большое   значение   придается   усвоению   школьниками отношений  равенства   и   неравенства, отношений  порядка  и   их  свойств. Логические  упражнения, связанные  с  простейшими  умозаключениями   из суждений  с  этими  отношениями, позволяют  детям  глубже  освоить  сами отношения  и  их  свойства.       Чаще  всего  предлагаемые  мною  логические  упражнения  не  требуют вычислений, а  лишь  заставляют  детей  выполнять  правильные  суждения  и приводить     несложные     доказательства.   Сами     же     упражнения     носят занимательный     характер.   Поэтому     они     содействуют     возникновению интереса  у  детей  к  процессу мыслительной  деятельности.              Вследствие   того, что   логические   упражнения   представляют   собой упражнения     в     мыслительной     деятельности,   а     мышление     младших школьников     в     основном     конкретное,   образное,   то     в     связи     с   этими упражнениями  я  применяю  наглядность.       В  зависимости  от  особенностей  упражнений  в  качестве  наглядности  я применяю  рисунки, чертежи, краткие  условия  задач  и  т.д.  Так  если  при выполнении   детьми    логических   упражнений   отсутствует   необходимая наглядность, это  служит  основным  тормозом  к  осознанным  мыслительным действиям. Например: 1.   Игорь,  Павлик,  Глеб     и    Андрей     слепили     по     снеговику.  (рис.1). Снеговики   Игоря   и   Павлика – с   метлами. Снеговики   Андрея   и Павлика  ­ с ведрами. Где  чей  снеговик?  13 Рис. 1 2. Какая  девочка  самая  высокая, если  стрелки  поставлены  от  более   высокой  по  росту  к  более  низкой  (рис.2)   Лена Зоя 3.  Сумма  двух  чисел  равна  70. Чему  равна  новая  сумма, если: 1) Каждое  слагаемое  увеличить  на  10; 2) Первое  слагаемое  увеличить  на  30, а  второе  уменьшить  на  20? Ира Рис.2 4.    Догадайтесь, какие  числа  нужно  вставить  в  фигуры? (рис.3) 3            8 9               ? 6              4  5               ? ?         18          ? 50 9             ? 14 9 Рис.3 5. Три  мальчика – Андрей, Володя  и  Сергей  пошли  в  поход. Андрей   шел  не  первым, Сергей  так  же  шел  не  первым, но  и  не  пследним. В каком  порядке  шли  мальчики? 6. Какой  день  недели  был  вчера, если  в  деь  перед  ним  послезавтра   будет  четвергом? 7. Ломаная  состоит  из  трех  звеньев. Длина  первого  звена А см, второго –В см, третьего – С см. Чему  равна  длина  всей  ломаной? 2.3.Загадки      Увлекательным  материалом  для  размышления  служат  загадки. В  них  обычно  указываются  определенные  признаки  предмета, по   которым  отгадывают  и  сам  предмет.       Загадки – это  своеобразные  логические  задачи  на  выявление   предмета   по  некоторым  его  признакам. Признаки  могут  быть   разными. Они  характеризуют  как  качественную, так  и   количественную  сторону  предмета. Выделение  количественной   стороны  предмета, а  также   нахождение  предмета  по   количественным  признакам – полезные  и  интересные  логико –  математические  упражнения.        На  своих  уроках  я  использую  такие  загадки: 1.  Две  они  кленовые, Подошвы   ­ двухметровые. На  них  поставишь  две  ноги­ И  по  большим  снегам  беги!       (лыжи) 2.  Возле  елок Из  иголок Летним  днем Построен  дом. За  травой  не  виден  он, И  жильцов  в  нем  миллион.    (муравейник) 15 3. 4.  Есть , ребята ,у  меня Два  серебряных  коня. Езжу сразу  на  обоих! Что  за  кони  у  меня?       ( коньки)  Этот   конь  не  ест  овса, Вместо  ног – два  колеса. Сядь  верхом  и  мчись  на  нем ,­ Только  лучше  правь  рулем!         ( велосипед) 5. Он  давно  знакомый  мой. Каждый  угол  в  нем  прямой. Все  четыре  стороны Одинаковой  длины. Вам  его  представить  рад, Как  зовут  его?     (квадрат) 6.  Сперва  назови  ты  за  городом  дом, В  котором  лишь  летом  семьёю  живем. Две  буквы  к  названью  приставь  заодно, Получится  то, что  решать  суждено.   (задача) 2.4.Игры           При  проведении  нетрадиционных   уроков  по  математике  большое   место  занимают  игры. В  основном  это  игры, содержание  которых    способствует  либо  развитию  отдельных  мыслительных  операций, либо   освоению  вычислительных  приемов , навыков  в  беглости  счета  и  т.д.  Включение  игры  в  ход  урока  повышает  интерес  детей  к  математике,  усиливает  эффект  самого  обучения. Создание игровой  ситуации  на  уроке   приводит  к  тому, что  дети, увлеченные  игрой, незаметно  для  себя  и  без   особого  труда  и  напряжения  приобретают  определенные  знания, умения,   навыки. Я  считаю, что  учитель  не  должен  забывать  о  том, что  игра  для   ребят  начальной  школы – это  самая  настоящая  учеба.         Так  как   в  младшем  школьном  возрасте  у  детей  еще  сильна   потребность  в  игре, то  пренебрежительное  отношение  к  игровым  приемам  на  уроках  означает, что учитель  не  учитывает  возрастные  особенности   детей. Игра  делает  урок  эмоционально  насыщенным, вносит  бодрый   16 настрой  в  детский  коллектив, помогает  эстетически  воспринимать   ситуацию, связанную  с  математикой.        Среди  математических  игр  на  нетрадиционных  уроках  я  использую   ролевую  игру. Притягательную  силу  для  младших  школьников  имеют  те   роли, которые  дают  им  возможность  проявлять  высокие  моральные   качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость,  остроумие, смекалку  и  т.д. ( роль  капитана  команды, покупателя  или   продавца, «хитреца»  или  «молодца»  и  др.)  Поэтому  такие  игры   содействуют  не  только  выработке  отдельных  математических  навыков, но  и  остроты  и  логичности  мысли. А  также  воспитанию  моральных  качеств.  Дисциплинированность. Включаясь  в  игру, ученик  выполняет  определенные  правила;   при  эн подчиняется  самим  правилам  не  по  принуждению, а совершенно   добровольно, иначе  не  будет  игры. А  выполнение  правил  бывает  связано  с преодолением  трудностей, с проявлением  настойчивости.   При  организации  математических  и  логических  игр  учитель   должен  помнить  о  том, что  правила  игры  должны  быть  простыми, точно   сформулированным, доступными  для  понимания  младших  школьников.   Потому  что  , если  материал  посилен  только  отдельным  ученикам, а   остальные  либо  не  понимают  правила, либо  слабо  разбираются  в   содержании  математической  или  логической  стороны  игры, то  она  не   вызывает  интереса  у  детей  и  проводится  только  формально.   Игра  не  содействует  выполнению  педагогических  целей, если  она   вызывает  слишком  бурную  реакцию  у  детей, но  не  дает  достаточной   пищи  для  непосредственной  мыслительной  деятельности, не  развивает  математическую  зоркость  и  их  внимание. Всегда  надо  помнить  о  том, что  при  проведении  игры. Связанной  с соревнованием     команд,   должен     быть     обеспечен     контроль     за     его результатами   со   стороны   всего   класса. Учет   результатов   соревнования должен   быть     открытым,   ясным     и     справедливым.   Ошибки     в     учете, неясности     в     самой     организации     учета     приводят     к     несправедливым выводам   о   победителях, а   следовательно, и   к   недовольству   участников игры. Особенно  это  заметно, когда  игра  проводится  с четвероклассниками. 17 Они  уже  хорошо  разбираются. Где  учитель  объективен, а  где  нет, и остро реагируют  на несправедливость. Для  ребят  игры  интересны  тогда, когда  каждый  из  них  является активным  их  участником.   умственная   Во   время   проведения   игр   по   математике   необходимо   помнить о том, что  игры  имеют  познавательное  значение, поэтому  в  них  на  первый план   выдвигается     в мыслительной   деятельности   должны   использовать   сравнения, анализ   и синтез,   суждения     и     умозаключения.   В     этих     играх     дети     должны высказывать  суждения  и  умозаключения. Тогда  они  будут  содействовать не  только  формированию  логического  мышления  младших  школьников, но и  правильной, четкой, краткой  речи.   задача,   для     решения     которой   Математические   игры     часто     бывают     связаны     с     определенными сюжетами. Правда, сюжеты   их   весьма   простые, рассчитаны   на   детское воображение. В  первом  классе  я  провожу  игру « Покормите  рыбок» 1.  Игра «Покормите   рыбок» Разыгрывается  ситуация   кормления  рыбок  в  пруду. Участники   игры, решив  примеры, размещают  своих  рыбок  около  той   кормушки, цифра  которой  соответствует  результату  вычисления.    5 10 18 Кормушки 2. « Минутный  взлет» У  доски  три  ученика  за 1 мин должны  написать  ответы  таблицы    множения  на 3, 4, 5. у 19 Часто  провожу  игры,  сюжет  которых  связан  с  путешествиями  («Полет  в   космос»)  и  другие. Во   многих   играх   взят   принцип   соревнования   между   группами ребят. Соревнования  усиливают  эмоциональный  характер  игр. При  этом  следует иметь  в  виду, что   лучше, когда  соревнование  проводится  не  на  личное первенство, а на  первенство  группы  ребят, чтобы  дети  не  только  сами стремились  хорошо  выполнить  задание, но  и  побуждали  к  этому  своих товарищей, помогали  им. Мотив  соревнования  может  быть  выражен   по разному, в  частности, в  названии  игр  «Кто  скорее, кто  вернее», «Телефон» и т.д.  3.  « Поймай  число» ,  24                           6, 5, В  каждой  тройке  чисел  два  первых  числа – множители, последнее –  произведение. Но  некоторые  числа  сбежали. Найдите  их. Кто  быстрее? 4, 7,          , 35                           8,      ,  ,24 3,  7,      , ,27 Однако  есть  математические  игры, которые  не  связаны  с  соревнованием, а игровая  форма  их  выражается  просто  в  названии: «День  и  ночь», «Купите шары», « Помоги  белочке  собрать  орешки»  и  другие. 9,            После  окончания  игры, в  заключение, я  всегда  подвожу  итог  и вместе     с     детьми     делаем     выводы   (   лучшие     моменты     игры,   наиболее активные  участники, недочеты  в  игре  и  т.д.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ         Таким  образом. В  своей  работе  я  рассмотрела  основные  вопросы, касающиеся  нетрадиционных  уроков  по  математике. И  пришла  к  выводу о  том, что  нетрадиционные  уроки  по  математике  в  начальных  классах разрушают     устаревшие     стереотипы     в     организации     образовательно   – 20 воспитательного  процесса  школьников, направляя  его  в  русло  активизации познавательной  деятельности  и  творческой  активности.          Я   думаю. Что   наивысшего   результата   в   проведении   такого   урока достигнет  только  тот  учитель, который  позволяет  своему  классу  свободно чувствовать     и     переживать,   но     удерживает     его     в     рамках,   которые требуются   для   успеха   в   обучении. Пользуясь   свободой   творчества   и самостоятельной  деятельностью, ученики  не  должны  забывать, что  они  на уроке  и  придерживаться  определенной  дисциплины.        В  этом  разделе  я  описала  лишь  некоторый  материал, который  можно успешно     использовать     для     развития     познавательной     активности     и творческих    способностей    младших    школьников, во     время    подготовки нетрадиционных  уроков. Они  приучают  детей  нестандартно  мыслить, а  так же  обогащают  методы  и  приёмы  обучения  в  начальных  классах.                                 ЛИТЕРАТУРА 1. Блинова И.В. «Занимательные  сказочные   материалы  к  урокам   математики»// В. – «Учитель», 2006. 2. Зак  А.З. Развитие  умственных  способностей  младших  школьников.  М.: Просвещение, Владос, 1994. 3. Сорокин П.И. «Занимательные  задачи  по математике: Пособие  для   учителя  1 – 4 классов//М. – «Просвещение», 1997. 21

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"

Творческая работа на тему "Нетрадиционные уроки по математике, как способ повышения эффективности обучения"

Творческая работа на  тему "Нетрадиционные  уроки  по  математике, как способ  повышения  эффективности  обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2018