Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"
Оценка 4.9

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
03.04.2017
Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"
Публикация является частью публикации:
Подвиг.docx
Подвиг   ­   выдающийся,   героический   поступок,   победа   бесстрашия, мужества, воли над страхом и слабостью.               Несколько   лет   назад   в   современной   российской   мультипликации появилась   серия   мультфильмов   о   русских   былинных   богатырях:   Алеше Поповиче,   Добрыни   Никитиче   и   Илье   Муромце.   Эти   мультфильмы   стали настоящим   «бумом»,   рейтинг   их   популярности   зашкаливал.   Нам   очень нравятся эти мультики.            С   главными   героями   мы   знакомились   на   уроках   литературы   и окружающего мира, говорили на классных часах. Мы поняли, что богатыри ­ защитники земли Русской, ее границ, государственности, культуры, чести и достоинства. Мы знаем, что былинный богатырь – это собирательный образ, включающий в себя все лучшие черты и качества мужчины: храбрость, силу, мужественность,   доброту,   веру   в   справедливость,   способность   наказать обидчика,   защитить   слабого,   сберечь   духовные   и   материальные   ценности. Понятно,   что   обычному   человеку   трудно   и   даже   практически   невозможно сочетать в себе все эти качества. Или все­таки возможно?        Наш классный руководитель – учитель истории. На классных часах мы говорим   о   памятных   днях   воинской   славы   России.   Мы   узнали   о   подвиге крейсера «Варяг» в войне с Японией 1904­1905 г.г. , а также о том, что в составе   русского   флота   были   два   корабля   ­   броненосцы   «Ослябя»   и «Пересвет».   Броненосцы   мужественно   сражались,   но   погибли,   затонув   в японском   море.   Нам   было   известно,   что   Ослябя   и   Пересвет   ­   это   герои Куликовской битвы, их тоже в летописях называли богатырями. Кто же они такие «небылинные богатыри»?      Мы поставили цель – изучить жизнь русских воинов­монахов Александра Пересвета   и   Родиона   (в   монашестве   Андрея)   Осляби,   и   на   их   примере доказать, что богатыри – не выдумка народа. Они существовали на самом деле.   И   подвиги,   совершенные   ими,   возможны   только   благодаря   высокой духовной силе и воинской доблести, которыми они обладали.   В нашем Отечестве есть великое множество людей совершивших подвиги во имя Родины и Веры. Это святые и  благоверные князья, блаженные, юродивые, праведные миряне, преподобные мученики, солдаты и полководцы.   Среди них монахи­воины, соединившие в своей жизни   два подвига: подвиг во имя Христа,   и   подвиг   во   имя   Отечества:   это   Александр   (Пересвет)   и   Андрей (Ослябя).         Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике     «Задонщине»     вполне   определенно,   что   он   был   «бряньский боярин». Об Ослябе мы узнаем  из «Сказания о Мамаевом побоище» то, что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: «брянские бояре». Есть также версия, что Ослябя был двоюродным братом Пересвета. С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будущие избранники воспитывались в благочестии как воины царя Небесного, и воины царя земного, призванные защищать родину и веру православную.      Об их жизни известно очень мало.   В давние времена люди жили гораздо проще  и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни. Доподлинно   же   о   святых   монахах­воинах   можно   сказать   очень   кратко: рождение — воспитание — служба — монашество — битва — смерть и венец всего ­ спасение души и ожидание воскресения во имя Христа. Существует   предание,   согласно   которому   Александр   (Пересвет)   принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, основанном по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Можно   только   догадываться,   как   Пересвет   и   Ослябя   перешли   в   Троице­ Сергиев   монастырь.   Достоверно   только   то,   что   когда   князь   Дмитрий (будущий   Донской)   в   1380   г.   приехал   за   благословением   на   битву   к преподобному   Сергию,   они   были   уже   его   послушниками   и   это   было   не случайно, это был промысел Божий.  Великое   испытание   выпало   на   долю   русского   народа   в   тринадцатом­ четырнадцатом   веках.   Грозной   тучей   надвинулись   ордынские   полки. Огромные страшные потери понесла земля родная под иноплеменным ярмом. На Руси же тогда царствовала междоусобица... В   те   времена   витал   в   воздухе   миф   о   непобедимости   ордынских   воинов. Ходили   слухи   о   том,   что   одолеть   их   в   честном   бою   было   невозможно, поскольку   они   будто   бы   владели   некой   мистической   силою.   И   чтобы превозмочь   их   коварство,   одних   физических   данных   было   недостаточно. Нужна   была   великая   сила   духа,   нужна   была   помощь   свыше.   Поэтому усердный   молитвенник   Сергий   Радонежский,   узнав   волю   Божию,   решился послать   на   битву   праведных   монахов.   Нужно   было   воодушевить   русское воинство.  Согласно   житию   преподобного   Сергия   Радонежского,   перед   Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Великий князь Дмитрий Иванович попросил: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься». Помолившись, преподобный старец окропил священною водою его со всем христианским   воинством,   благословил   великого   князя   крестом   святым   и сказал   ему:   «Иди,   господин,   помянув   Бога;   Господь   Бог   да   будет   тебе помощником и заступником». А тайно предсказал ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству… Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь». Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими   иноками   были   Александр   Пересвет   и   Андрей   Ослябя,   которых преподобный   Сергий   перед   этим   постриг   в   Великую   Схиму   (высший ангельский чин). Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском   искусстве.   Известна   была   эта   двоица   как   великие   и   знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Были они в миру известными витязями в сражениях. И   дал   им   Сергий   «вместо   тленного   оружия   оружие   нетленное»   ­   крест Христов был нашит на схимах. И повелел им вместо шлемов возложить их  на себя.   Отправил   их   в   помощь   великому   князю,   промолвив:   «Вот   тебе   мои воины, а за тебя, государь, поборники», а им сказал: «Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы». По   преданию,   перед   битвой   Пересвет   молился   в   келье   отшельника   при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии   был   основан   мужской   Димитриевский   Ряжский   монастырь. Помолясь  Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.              Пересвет   войдет   в   историю   своим   поединком   с   ордынским   воином Челубеем.   Некоторые   источники   указывают     на   то,   что   Челубей   был непобедимым   воином­поединщиком,   которого   татарские   войска   наняли специально для подобных поединков. Он был любимым батыром Мамая. Сила его   была   подобна   силе   древнего   гиганта­филистимлянина   Голиафа;   «пять сажен   высота   его,   а   трех   сажен   ширина   его».   Был   Челубей   не   простым воином. По одной из версий, он входил в секту воинов, принадлежащих   к древнейшему   буддийскому     верованию,   именуемому   «бон(г)­по».   Это верование — древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру,   но   духам­богам,   обитающим   в   них.   Челубей   относился   к   самой высокой степени посвящения в этой секте. По сказанию, он был непобедим, провел 300 боев, и во всех одержал победу! Поэтому   с   ним   мог   справиться   не   простой   ратник,   а   воин   Христов, облеченный духовной, Божьей силой. В этом состоит сакральный (священный) мотив посыла на битву именно монахов­воинов.  По   наиболее   распространённой   версии,   перед   началом   битвы   Пересвет участвовал   в   традиционном   «поединке   богатырей».   Со   стороны   татар   ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир­Мирза либо Таврул). Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого   же   столкновения   копья   обоих   переломались,   после   чего   оба поединщика рухнули на землю и скончались. Существует   также   другая   версия   поединка,   в   соответствии   с   которой Пересвет   и   Челубей   пронзили   друг   друга   копьями.  По   этой   версии   копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с   ним   в   бой   на   копьях,   противник   не   мог   даже   нанести   удар,   как   уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл на поединок, сняв доспехи и оставшись в схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости,  не успело вышибить его из седла, и тогда   он   смог   бы   нанести   удар   сам,   что   и   произошло   в   бою.   Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.          А что же мы узнали о другом воине – монахе Ослябе? В летописных списках убитых на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя одного Александра, что косвенно может свидетельствовать о том,   что   Андрей   Ослябя   после   Куликовской   битвы   служил   у   московских митрополитов. В ходе битвы Дмитрий   Донской  получил ранение  и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд. Таким образом, он также сумел повлиять на ход битвы.   По   наиболее   распространённой   версии,   Андрей   Ослябя,   как   и Пересвет,   погиб   в   Куликовской   битве.   Однако   некоторые   источники позволяют предположить, что не позднее 1398 года Ослябя ездил в Царьград в составе   посольства   московского   князя   Василия   для   оказания   помощи Византии,   пережившей   опустошительные   набеги   турок. В   документах, относящихся к 1390—1393 годам, также встречаются упоминания «чернеца Андрея   Осляби»   в   числе   бояр   Митрополита   всея   Руси Киприана. Закончивший свой жизненный путь Андрей Ослябя был похоронен рядом   с   Александром   Пересветом   в   храме   Рождества   Богородицы   в Симоновом   монастыре.   Над   их   останками   были   устроены   надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный. В ХУШ­ХIХ веках к четверику храма пристраивается   трапезная   часть,   и   место   погребения   героев   Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме. При перестройках храма их могилы оставались в сохранности в течение многих веков. Место погребения героев Куликовской битвы всегда особенно почиталось народом России   и   особенно   её   правителями.   Существуют   свидетельства   посещения могил   Пересвета   и  Осляби   великим   князем   Иоанном  III,  царями   Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем. В   1928   году   храм   Рождества   Богородицы   в   Симоновом   монастыре   был закрыт. Могилы святых иноков — героев Куликовской битвы — оказались на территории созданного здесь завода «Динамо», надгробия использовались как платформа  для электромотора, хотя имена монахов­воинов упоминались  в советских учебниках по отечественной истории. Наконец в 1980 году, в связи с 600­летием Куликовской битвы, могилы Пересвета и Осляби были отнесены к   историческим   памятникам,   охраняемым   государством.   В   1988   храм Рождества   Богородицы   был   отделён   от   завода   и   в   1989­м   открыт   для посещения, а надгробия восстановлены. В заключении хочется сказать, что не забыла Россия подвиг своих героев и благодарные   потомки   увековечили   их   память.     Монахов  Александра Пересвета и Андрея Ослябю причислили к лику святых. Героям Куликовской битвы, воинам Пересвету и Ослябе будет поставлен памятник в Москве. В честь Андрея Осляби и Александра Пересвета были названы броненосецы Российского флота, погибшие в русско­японской войне. В настоящее время в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль «Ослябя». Имя и подвиг героя­монаха Пересвета знает любой школьник, потому что школьной   программой   по   истории   России   предусмотрено   изучение Куликовской битвы. Имя Родиона Осляби не знает почти никто. На изучение его биографии нас натолкнула  случайно увиденная картина Павла Рыженко «Ослябя».  Заинтересовало  необычное  имя, а потом  возник  вопрос, почему этот герой незаслуженно забыт? Теперь, изучив биографию героя, мы отдаем должное уважение памяти святого монаха.  Таким   образом,   Александр   Пересвет   и   Андрей   Ослябя   –   это   настоящие русские богатыри, воины­монахи, своим примером и подвигом вдохновившие войско на победу. Как подтверждает история нашего государства, все великие победы   русской   армии   одержаны   в   первую   очередь   благодаря   духовному превосходству наших воинов.  Церковь   всегда   благословляла   нелегкое   воинское   служение,   молилась   о даровании   побед,   в   скорбные   дни   разделяла   с   народом   боль   утраты   по погибшим на поле брани воинам. Неслучайно на протяжении всей истории русского государства тесный союз между служителями Церкви и Отечества был видимым знаком духовной и державной силы России, символом доблести и чести воинства, его единения с русским народом, вокруг которого сплачивались все народы России.   Используемая литература и интернет – ресурсы.  1. Аникин В. П. Ступенька к мудрости. М. Детская литература, 1988. 2. Демин В. Тайны русского народа. М. «Вече», 2006. 3. Митяев А. В. Героические страницы истории родины IX – XVIII вв., М. Просвещение, 1991. 4.  Святые   воины   Пересвет   и  Ослябя.  Героизм   силой   Христовой   и  Христа ради! localhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Святые%20воины %20Пересвет%20и%20Ослябя.%20Героизм%20силой%20Христовой%20и %20Христа%20ради!!!%20_%20Знаки%20исполнения%20времён.mht 5. Памятник героям Пересвету и Ослябе как память и символ возрождения России. ocalhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Памятник %20героям%20Пересвету%20и%20Ослябе%20как%20память%20и %20символ%20возрождения%20России.mht 6. Александр и Пересвет ocalhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Александр %20Пересвет.%20Обсуждение%20на%20LiveInternet%20­%20Российский %20Сервис%20Онлайн­Дневников.mht

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"

Творческая работа "Русские богатыри и небесные воины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017