Кивистик Елена Югановна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Черёмушкинская СОШ
имени Героя Советского Союза Комарова Г.В.
Красноярский край
Каратузский район
с. Черёмушка
В статье Вы сможете получить ответ на вопросы:
Вопрос 1 Зачем менять оценивание?.
Вопрос 2 Как критериальное оценивание влияет на результат проектной деятельности.
Вопрос 3 Как разработать критерии для проекта.
Статья адресована учителям истории. Учителя-предметники смогут адаптировать данный опыт при использовании метода проектирования для своего предмета.
Творческие и информационные проекты на уроках истории в 5-7 классах в свете критериального оценивания.
«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда»
Марк Твен.
Процесс оценивания успешности (успеваемости) ребёнка на современных уроках безусловно играет большую мотивационную роль. «Двойки и пятёрки» никто не отменял. Однако это ещё и способ развития умения оценивания, который сохраняется на всю жизнь, позволяет, критически рассматривая информацию, ситуации, предметы и явления, в конечном итоге - себя, делать правильный (рациональный) выбор. Именно поэтому оценивание должно измениться. Оценка не должна вызывать страх или негативное отношение, она должна мотивировать на улучшение результата, буквально «провоцировать» ребёнка на успешный следующий шаг. А для этого оценивание должно стать понятным, прозрачным. А главное – совпадать (или почти) с оценкой, которую ученик выставил себе за работу сам. Это позволит учителю и ученику избежать многих неприятных моментов и конфликтных ситуаций (типа… А за что двойка, тройка? и т.д.), исключает из оценивания личностные (субъективные) отношения. Вот мы и подошли к критериальному оцениванию. В отличие от нормативного, критериальное оценивание принимает в качестве нормы именно цель обучения. Ещё до начала работы эта цель предлагается ученику. Поэтому, приступая к работе, тот понимает, к чему он должен прийти в результате этой работы. Такую цель невозможно фальсифицировать, так как она подробно описана критериями, и степень её достижения учеником (качество его обученности) будет в дальнейшем оцениваться с помощью этих же критериев.[1]
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
Отсутствие мотивации и, прямо скажем, равнодушие к получению знаний, отношение к образованию, как к повинности у половины учащихся и их родителей, низкая успеваемость – реальность, в которой живёт моя любимая малокомплектная сельская школа. Причин масса, но… это не тема этой статьи. Это то, что побудило школу стать участницей «Программы по повышению качества образования для школ с низкими результатами обучения и (или) функционирующую в социально неблагоприятных условиях».
«Сам я ещё не волшебник. Я только учусь…», говорил паж Золушке в известном фильме. Изменить всё и сразу – невозможно, но… представлю Вашему вниманию свой опыт за 2 года своей «учёбы».
Решая проблему низкой успеваемости по моему предмету, стараясь поддержать детей, которые вследствие постоянной неуспешности совсем потеряли интерес к истории и «свыклись» с позицией неудачника, стараясь создать на уроках «ситуацию успеха», я решила применять метод критериального оценивания при работе учащихся над информационными и творческими проектами на уроках истории. Критерии являются ожидаемыми результатами обучения, которые реально достижимы.
В конце каждой главы учебников истории любого автора предлагается на выбор поработать над проектом. Обычно с таким заданием хорошо справляются успешные ученики, а вот для неуспешных - они практически невыполнимы, а значит заранее обречены на «двойку». Разработанные совместно критерии, сделали работу над проектами для таких учеников вполне успешной (на «3» минимум). Для многих это уже большой шаг вперёд. А для успешных учеников – это ещё одна возможность подтвердить(укрепить) свой статус. Опыт своей работы по созданию критериев для проектов осмелюсь представить Вашему вниманию пошагово.
Первый шаг – это, вооружившись теорией, попробовать самой разработать критерии. Как оказалось, сделать это не так уж сложно. Тем более авторы учебников и методичек дают множество подсказок в виде памяток, алгоритмов, вопросов по проектам. Составляем рубрику и по ним разрабатываем дескрипторы.[2]
Второй шаг – проделать всё это совместно с детьми, что гораздо сложнее. Тем не менее, при затрате достаточного времени (особенно в начале работы) и при помощи успешных учеников, такое возможно. Конечно, не все сразу принимают в этом участие, но равнодушных нет. Главное - принимать все предложения, далее дети сами уберут лишнее, отвечая на Ваш вопрос «Зачем? Что этот критерий нам даст?». Учащиеся 5-6 классов могут представить себе цель проекта и разложить его на детали. Я не оговорилась, на этапы делится сам процесс проектирования. С этим будем работать, когда станем старше.
Третий шаг – привести все записи к единому алгоритму, инструкции, дети же называют это критериями. Оценить каждый дескриптор(шаг) и посчитать баллы. Чаще всего ученики предлагают оценивать по 3-х или 5-ти бальной системе за дескриптор. Совместно переводим баллы в оценки.
Считается что при 41% уже можно ставить «3»[3], но мы договорились, что минимум при 50%. Если количество баллов нечётное, то допускаю снижение до 45%.
Критерии проекта распечатываю и раздаю каждому ребёнку. Кроме того, критерии можно взять в уголке критериального оценивания, который размещён в классе (см. фото 1). Здесь же размещаем готовые творческие проекты.
Фото 1. Уголок критериального оценивания в кабинете истории.
А далее – за работу.
В 2019-2020 году в 5-6 классах работали по проектам 22 человека. В 20-21 – 5-7 классах – 34. За это время полученных неудовлетворительных оценок за проект не было, за исключением случаев, когда за проект было получено 0 баллов, т.е. вообще не выполнялся. Самое интересное, что при недостаточном количестве набранных баллов, учащиеся могут доделать проект. Много случаев, когда заработав «3», ученик просил время на доработку, с целью получить более высокую оценку. А это уже мотивация, тот самый маленький спровоцированный шажок к успеху.
Важным моментом является то, что я заранее спрашиваю, на сколько баллов оценил свою работу сам ученик. Во время презентации другие учащиеся оценивают работу выступающего. Затем я объявляю набранный балл, посчитанный мною. Как правило, разница небольшая – 1-2 балла, но проговариваем ещё раз критерии, по которым возникли разногласия. Придя к единому мнению, выставляем оценку. За урок в среднем успеваем оценить 8-10 проектов (2-й год), но изначально успевали от силы 3-4. Так, «Сообщение об историческом деятеле»[4] по критериям, на втором году использования занимает совсем немного времени.
Возможно, читатель найдёт наши критерии проектов примитивными, но напомню – критериальное оценивание процесса проектирования – цель, к которой мы идём.
По мере перехода детей из класса в класс критерии тоже «взрослеют»: вводится целеполагание, личностные результаты.
Возможно, наши небольшие достижения – лишь маленький шаг для российской системы образования, но значимый личностный успех для некоторых учащихся и меня.
Самое время разобрать всё вышесказанное на конкретном примере.
В методическом пособии Симоновой Е.В. к учебнику История России конец XVII – XVIII век; 8 класс автора И.Л.Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В.Амосовой и др. в главе Поурочные разработки предлагаются вниманию памятки по различным видам деятельности[5]. Первым моим опытом стала разработка критериев оценивания сообщения об историческом деятеле.
Памятка была взята за основу, каждый шаг внесён в рубрику, далее расписан и оценён, т.е. превращён в дескриптор. Далее в рубрику я добавила другие критерии, которые посчитала значимыми на тот момент (они могут добавляться в зависимости от цели). Затем, указала перевод баллов в оценку. Свою работу представила на суд коллег и получила одобрение.
Учащимся 8-го класса работа по критериям над сообщением об исторической личности понравилась. Сейчас они в 10 классе и краткие сообщения составляют по критериям уже машинально.
Освоившись, я решилась на разработку критериев для проекта совместно с детьми – учениками 5 и 6 классов. Так появились проекты: «Древнейшие люди»[6], «Один день из жизни (египетского, персидского, вавилонского, ассирийского, финикийского, еврейского) мальчика»[7], «Средневековый замок»[8] (самый любимый у детей), «Создание славянской письменности»[9], «Византийская мозаика»[10]. Дети активно пользуются подсказками из Интернета, однако «слепого» применения нет, т.к. необходимо следовать критериям, а они у нас авторские. Вольно-невольно, но проработать информацию приходится.
Свою работу по критериальному оцениванию намерена продолжить. Очень вдохновляет статья учителя-практика из Казахстана Бекмагамбетовой А.М. Опыт, представленный ею в статье «Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания», надеюсь адаптировать для своей работы.
Буду рада если моя статья кому-либо будет интересна и тем-более полезна.
Приложения:
Приложение 1
СОСТАВЛЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЕ
• укажите, где и когда родился исторический деятель;
• расскажите о его семье, воспитании и образовании;
• раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставленных целей;
• определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;
• ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые;
• перечислите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.
Критерии оценивания
Рубрика Содержание сообщения |
дескрипторы |
Балл |
указано, где и когда родился исторический деятель; |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
рассказано о его семье, воспитании и образовании; |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
раскрыты черты характера человека и определены, какие качества личности помогали ему в достижении поставленных целей; |
2 |
|
черты характера человека и качества личности представлены не в полном объёме или содержат неточности |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
определена роль исторического деятеля в жизни государства; |
2 |
|
Информация неполная или содержит неточности |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Дан ответ на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые |
2 |
|
ответ неполный или содержит неточности |
1 |
|
Ответа нет |
0 |
|
источники |
перечислены документы и литература (научная, научно-популярная, художественная), которой вы воспользовались для подготовки сообщения- 3 и более (включая учебник) |
3 |
Учебник и 1 источника |
2 |
|
учебник |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Представление информации |
Пересказ по плану, возможно зачитывание фрагментов |
2 |
Чтение |
1 |
|
Речь |
Выразительная, с соблюдением пауз, без речевых ошибок |
3 |
Выразительная, с соблюдением пауз, допущены речевые ошибки |
2 |
|
Выразительность отсутствует. |
1 |
|
Выразительность отсутствует или более 3-х речевых ошибок. |
0 |
Перевод баллов в оценки:
16- 14 б. «5», 13-11б «4», 10-8 «3», менее 8 – «2»
Приложение 2
5 класс. Информационный проект: Древнейшие люди.
Цель: познакомиться с видами древнейших людей; разрабатывать критерии оформления и представления информации, научиться оформлять и представлять полученную информацию, согласно критериям;
Рубрика |
Дескрипторы |
баллы |
Название вида человека |
Назван вид человека |
1 |
Назван вид человека, дано пояснение почему получил такое название |
2 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Время проживания |
Указано время проживания |
1 |
Информация отсутствует |
0 |
|
Описание внешности: Голова Туловище
|
Указан объём мозга, особенности лица. |
2 |
Указан объём мозга, либо особенности лица |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Указаны особенности фигуры: рост, длина конечностей, наклон туловища, |
3 |
|
Указаны особенности туловища: отсутствует информация по одному из критериев |
2 |
|
Указан один из критериев, либо информация содержит общий характер (похож на…) |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Умения: Речь Огонь Орудия занятия человека |
Перечислены умения: владение речью, огнём, орудиями |
3 |
Перечислены 2 умения |
2 |
|
Названо 1 умение |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Названы основное (ые) занятие(я) человека |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Вывод |
Перечислены личностные достижения. |
1 |
личностные результаты отсутствуют |
0 |
|
Презентация проекта |
Пересказ по плану, возможно зачитывание фрагментов |
2 |
Чтение |
1 |
|
Источники |
Перечислены источники (энциклопедии, сайты) |
1 |
Источники не названы |
0 |
|
Речь |
Выразительная, с соблюдением пауз, без речевых ошибок |
2 |
Выразительная, с соблюдением пауз, допущены речевые ошибки |
1 |
|
Выразительность отсутствует или более 3-х речевых ошибок. |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
18 |
Оценка: «5» - 16-18 б. «4» - 13-15 б. «3» - 9-12 б. «2» - 0-8 б. «1» - отсутствие работы
Приложение 3
5 класс Творческий проект «Один день из жизни (египетского, персидского, вавилонского, ассирийского, финикийского, еврейского) мальчика.
Цели и задачи: развитие предметных и метапредметных УУД. С опорой на изученный материал и дополнительную литературу написать сочинение по разработанным вместе с учителем критериям. При презентации использовать рисунок «Портрет мальчика».
Критерии |
Дескрипторы |
баллы |
Место проживания, имя мальчика, в какой семье он проживает |
Правильно указаны все три элемента критерия |
3 |
Правильно указаны 2 элемента критерия |
2 |
|
Правильно представлен 1 элемент критерия |
1 |
|
Правильно не указан ни 1 элемент критерия |
0 |
|
Занятия мальчика с утра и до вечера в соответствии с его положением |
Указаны занятия мальчика, соответственно его положению. Дана оценка прожитого дня. |
4 |
При описании занятия не соответствуют занимаемому положению (1-2 ошибки) или занятия перечислены не полностью или не дана оценка прожитого дня. |
3 |
|
Из указанных занятий лишь 1-2 соответствуют положению или описаны слишком коротко. Дана оценка. |
2 |
|
Все описанные занятия не соответствуют занимаемому положению или дана только оценка дня. |
0-1 |
|
Природные условия: погода, природные явления, сезоны, наличие географических объектов (река, море, гора, и т.д.). |
Природные условия соответствуют месту проживания мальчика, названы географические объекты |
3 |
Допущены незначительные ошибки (1-2) или не названы географические объекты |
2 |
|
Допущены грубые ошибки при названии географических объектов, погода соответствует или наоборот |
1 |
|
Природные условия и географические объекты не соответствуют заявленному месту проживания мальчика |
0 |
|
Презентация проекта: наличие рисунка, время выступления 3-4 минуты. Сочинение – рассказ. |
Наличие всех элементов критерия |
2 |
Рисунок выполнен неаккуратно, содержит ошибки ил или не выдержаны временные рамки. |
1 |
|
Выступление не соответствует заявленным критериям |
0 |
|
Сочинение-рассказ соответствует теме, логически выстроено, выделены смысловые абзацы, допущены не более 1-2 речевых ошибок. |
3 |
|
Сочинение–рассказ соответствует теме, допущены более 2-х речевых ошибок или не все абзацы выделены по смыслу. |
2 |
|
Сочинение–рассказ соответствует теме, но смысловых переходов нет или допущены более 5-ти речевых ошибок |
1 |
|
Сочинение не соответствует теме или информация представлена в виде перечисления без смысловых переходов. |
0 |
|
Максимум |
|
15 б. |
0-7 б. – «2»; 8-10 б. – «3»; 11-13 б. – «4»; 14-15 б. – «5»
Приложение 4
Проект «Средневековый замок» 6 класс.
Цель: закрепить знания по теме «Жизнь и быт феодалов», называть критерии работы. Научиться выполнять работу согласно критериям, оценивать себя.
Задание: Изобразить средневековый замок феодала.
Критерии |
Дескрипторы |
баллы |
Наличие стен |
Стены изображены мощными, толстыми, с башнями. |
2 |
Стены нарисованы с отсутствием башен, или стены замка низкие. |
1 |
|
Стены отсутствуют. |
0 |
|
Наличие донжона |
Донжон нарисован, выделяется среди других башен. |
2 |
Донжон нарисован, но не отличается от других башен. |
1 |
|
Донжон отсутствует |
0 |
|
Наличие рва |
Ров с водой или ров с кольями нарисован |
1 |
Ров отсутствует |
0 |
|
Наличие подъёмного моста |
Мост нарисован, может быть поднят или опущен |
1 |
Мост отсутствует |
0 |
|
Бойницы |
Бойницы нарисованы, имеют форму щелей. Расположены на верху стен или башен. |
2 |
Бойницы нарисованы, но имеют другую форму. |
1 |
|
Бойницы отсутствуют |
0 |
|
Техника исполнения |
Акварель, гуашь, уголь, восковые мелки |
3 |
Цветные карандаши |
2 |
|
Простой карандаш, ручка, фломастеры |
1 |
|
Аккуратность выполнения |
Выполнено аккуратно, без разводов, обводов, отсутствие «грязи», допускаются небольшие помарки. |
2 |
Выполнено неаккуратно, неряшливо |
1 |
Оценка: «5» – 12-13 б; «4» – 9-11б; «3» – 7-9 б; «2» – 0-6 б; «1» – отсутствие работы.
Приложение 5
Информационный проект «Создание славянской письменности». 6 класс
Учебник с.67 письменная работа.
Цель: разработка критериев и представление информации согласно разработанным критериям
Рубрика |
Дескрипторы |
баллы |
Информация о создателях славянской письменности |
Представлена полная информация о создателях письменности |
2 |
Названы только имена |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
История создания письменности |
Указаны время, место, мотивы (с какой целью) |
2 |
Указаны только время и место либо только мотивы |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Родство с другими алфавитными системами |
Родство указано |
1 |
Информация отсутствует |
0 |
|
Представлены образца письма |
Представлены 2 и более образца письма |
2 |
Представлен 1 образец любого письма |
1 |
|
Образцы письма отсутствуют |
0 |
|
Вывод (итог) работы |
Сделан вывод (значимость). Перечислены личностные достижения. |
2 |
Даны или выводы или личностные результаты |
1 |
|
Вывод не сделан, личностные результаты отсутствуют |
0 |
|
Содержание проекта. |
Составлен план работы, указаны цели и задачи |
2 |
Составлен план, цели и задачи не обозначены или наоборот. |
1 |
|
План отсутствует, цели и задачи не обозначены |
0 |
|
Оформление проекта |
Работа представлена в электронном (рукописном) виде, содержит иллюстрации, список источников. |
3 |
Работа содержит недочёты |
2 |
|
Работа оформлена неправильно. |
1 |
Итого: Максимальный балл – 14
Оценка: 0 -6 б. «2»; 7 – 9 б. «3»; 10 – 12 б. «4»; 13 – 14 б. «5»
Приложение 6
Творческий проект «Византийская мозаика» 6 класс
Учебник с.67
Цель: изучить искусство мозаики, разработать и представить информацию согласно критериям, оценивать свою работу
Рубрика |
Дескрипторы |
баллы |
Образец мозаики |
Представлен образец мозаики из учебника |
1 |
Представлен образец мозаики из другого источника |
2 |
|
Образец не представлен |
0 |
|
Определение мозаики |
Дано определение мозаики |
1 |
Определение отсутствует |
0 |
|
Описание техники |
Перечислены материалы, особенности расположения |
1 |
Описание отсутствует |
0 |
|
Тема и герои мозаик |
Дан ответ на вопрос: «Что(кого) изображали ?» |
1 |
Информация отсутствует |
0 |
|
Вывод (итог) работы |
Дана оценка техники мозаики. Перечислены личностные достижения. |
2 |
Даны или выводы или личностные результаты |
1 |
|
Вывод не сделан, личностные результаты отсутствуют |
0 |
|
Презентация проекта |
Речь грамотная, логически (по плану) выстроенная. Интонация и выразительность присутствуют. |
2 |
Речь грамотная, но отсутствует логичность. Или речь грамотная, но отсутствует интонация и выразительность. |
1 |
|
Речь отрывистая, допущены повторы, заминки. |
0 |
|
Речевые ошибки |
Речь без ошибок. Правильно (уместно) использованы термины, обороты речи. |
2 |
Допущены 1-2 речевые ошибки, неправильно выставлено ударение, но при повторе исправлено |
1 |
|
Допущено 3 и более речевых ошибки. |
0 |
Итого: Максимальный балл – 11
Оценка: 0 -5 б. «2»; 6 – 7 б. «3»; 8 – 9 б. «4»; 10 – 11 б. «5»
Список использованной литературы:
1. Бекмагамбетова А.М. Критериальное оценивание как эффективный инструмент формирований учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. https://infourok.ru/kriterialnoe-ocenivanie-kak-effektivniy-instrument-formirovaniy-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-istorii-i-obschestv-2262097.html
2. М. Ступницкая. Критериальное оценивание. Педагогические измерения 1/2015 https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialnoe-otsenivanie
3. Симонова, Е. В. История России. Конец XVII—XVIII век. 8 кл. : методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М.: Дрофа, 2018
Скачано с www.znanio.ru
[1] [2, с.53]
[2] [2, с.53]
[3] [2, с.62]
[4] См.приложение 1
[5] [3, с.19]
[6] См. приложение 2
[7] См. приложение 3
[8] См. приложение 4
[9] См. приложение 5
[10] См. приложение 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.