В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микро-проекты, или творческие задания.
Творческие в том смысле, что ученик не
ограничен рамками обычного задания.
Ученик волен:
Придумывать
Фантазировать
Как правило, эти задания индивидуальны,
но могут быть и групповыми.
Структура проекта:
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт
(формулирование идеи проектирования);
конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
выдвижение гипотез разрешения проблемы;
перевод проблемы в задачу (серию задач).
Выполнение (реализация) проекта:
планирование этапов выполнения проекта;
обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения
исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
собственно реализация проекта.
Подготовка итогового продукта:
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих
отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования
Как организовать пространство:
Столы расставить так, чтобы у учеников была возможность работать в группах, т.к. чаще всего проектная деятельность групповая
Предоставить доступ к материалам
(книги, сопутствующие материалы и т.д.)
Организовать пространство для
демонстрации и презентации результата
проекта
Учитель – ученик
Проектная деятельность приводит к преобразованию типов коммуникаций в
системах учитель — ученик и ученик —ученик (группа).
Педагог теряет позицию центра учебной ситуации и единственного источника
информации.
Но педагог становится соучастником проектной группы —
консультантом и подчас — генератором идей.
Появляется возможность наладить новые, партнерские отношения с учениками и приобрести подлинный авторитет.
Ученик-ученик
Возникает новая педагогическая проблема — управление групповой
динамикой и помощь школьникам в установлении деловых отношений в
группе.
Без такого управления в группе проектные позиции распределяются в
соответствии с индивидуальными предпочтениями школьников и их академической успешностью.
Это приводит к закреплению в группе позиций лидера или исполнителя.
Такое развитие проектирования следует признать нежелательным, хотя оно
в большей мере гарантирует успешность проекта.
Необходимо особенно внимательно следить за
развитием отношений в проектной группе, своевременно
перераспределять учеников по группам и внутри группы, что дает возможность каждому школьнику реализовать разные проектные позиции.
При традиционном обучении передаваемые
знания имеют нормативный характер, есть
критерии их оценки.
Оценка предполагает сравнение нормы и
реального результата.
В проектной деятельности результат (продукт)
ненормирован.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.