«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»
Оценка 4.9

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
19.09.2019
«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»
«Творческая работа» на уроках «Самопознания» - важная часть групповой и индивидуальной деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов и коллажей. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания. Практически все задания на уроках «Самопознания» носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, открыть формулу успеха, составить правила поведения на природе, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной передачи на актуальную тему, дать добрые советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отношении к природе, разыграть сценку о проведении семейного вечера, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации, исследовать состояние окружающей среды своего города, района и предложить способ решения проблемы... Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества. Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования. В проекте компонента государственного образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая и духовно-нравственная направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно - ориентированную" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей, показывают, что 80% родителей и 65% учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей. Данный факт говорит о некомпетентности, прежде всего учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости знакомства с термином творческие способности. Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему. Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л.Н. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Мотков О.И. и другие. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию - это “особая точка" индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности. Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры: • беглость мысли (количество идей), • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), • оригинальность (способность производить идеи), • любознательность, • фантастичность. Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка" выделяет совокупность множества способностей: Способность рисковать; • Дивергентное мышление; • Гибкость в мышлении и действиях; • Быстрота мышления; • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; • Богатое воображение; • Восприятие неоднозначных вещей; • Высокие эстетические ценности; • Развитая интуиция.
1статья.docx
Выступление на педагогическом совете  Учитель самопознания Нурпеисова С.Ю. Тема: «Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»   «Творческая   работа»   на   уроках   «Самопознания»   ­   важная   часть групповой и индивидуальной деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление   макетов,   плакатов   и   коллажей.   Дети   раскрывают   свои творческие   возможности,   выражают   свое   «Я»   через   создаваемые   и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию   таких   качеств,   как   сотрудничество,   терпимость,   внимательность, умение   высказывать   собственное   мнение   и   уважать   мнение   другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.  Практически все задания на уроках «Самопознания» носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать   свое   настроение,   открыть   формулу   успеха,   составить правила   поведения   на   природе,   создать   рецепт   хорошего   настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной   передачи   на   актуальную   тему,   дать   добрые   советы одноклассникам о ведении здорового образа жизни, выступить с обращением о бережном отношении к природе, разыграть сценку о проведении семейного вечера, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания,   предложить   несколько   путей   выхода   из   создавшейся ситуации, исследовать состояние окружающей среды своего города, района и предложить способ решения проблемы...  Для   чего   это   делается?   Чтобы   помочь   растущему   человеку   выбрать верные   жизненные   ориентиры,   основанные   на   высоких   ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества.         Творчество   ­   это   созидание.   Оно   порождает   новые   духовные   и материальные   ценности.   Стремление   к   творчеству   характерно   для   школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике   творчества   ­   не   дать   угаснуть   Божьему   дару,   не   помешать расцвести  "  таинственному   цветку   поэзии  (Л.Н.  Толстой)   в  душе   ребенка, школьника, начинающего мастера.      Развитие творческих способностей ­ важнейшая задача начального образования.     В проекте компонента государственного образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего   образования,   является   гуманистическая   и   духовно­нравственная направленность   образования,   которая   проявляется   в   ориентации   на “личностно ­ ориентированную" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка,   его   творческого   потенциала.   Процесс   глубоких   перемен, происходящих   в   современном   образовании,   выдвигает   в   качестве приоритетной   проблему   творчества,   развития   креативного   мышления, способствующего   формированию   творческого   потенциала   личности, отличающейся   неповторимостью,   оригинальностью.   К   сожалению,   данные диагностирования родителей и учителей, показывают, что 80% родителей и 65%   учителей   отождествляют   творческие   способности   с   умственными способностями   детей.   Данный   факт   говорит   о   некомпетентности,   прежде всего учителей в рассматриваемом  вопросе и необходимости знакомства с термином   творческие   способности.   Что   же   понимается   под   творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по­своему.      Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально­психологические   особенности,   отличающие   одного   человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу   навыков   и   знаний,   а   обуславливают   лёгкость   и   быстроту   их приобретения.            Шадриковым   В.Д.   творческие   способности   определялись   как свойство   функциональных   систем,   реализующих   отдельные   психические функции,   которые   имеют   индивидуальную   меру   выраженности, проявляющуюся   в   успешности   и   качественном   своеобразии   освоения деятельности.        Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах   жизнедеятельности,   а   также   позволяет   оказывать   поддержку   в творческой   самореализации   другим   людям.   Это   высокая   степень увлечённости, познавательной самодеятельности личности.  интеллектуальной     активности,   Мотков   О.И.   под   творческими   способностями   понимал   способность удивляться   и   познавать,   умение   находить   решения   в   нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.       Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального   продукта,   изделия,   в   процессе   работы   над   которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя   бы   в   минимальном   отступлении   от   образца   индивидуальность, художество.        С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л.Н. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Мотков О.И.   и   другие.   Сначала   творческие   способности   отождествлялись   с интуицией,   затем   прямое   отождествление   было   с   интеллектом.   От отождествления   с   интеллектом   перешло   к   противопоставлению.   Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию ­ это “особая точка" индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так   как   большинство   испытуемых   с   высоким   интеллектом   имели   низкие творческие способности.         Для   определения   творческих   способностей   Богоявленская   Д.Б. выделяет следующие параметры: • • другую), беглость мысли (количество идей), гибкость   мысли   (способность   переключаться   с   одной   идеи   на • оригинальность (способность производить идеи), • • любознательность, фантастичность. Богданова   Т.Г.   в   своей   книге:   “Диагностика   познавательной   сферы ребёнка" выделяет совокупность множества способностей: Способность рисковать; • • • • новое; Дивергентное мышление; Гибкость в мышлении и действиях; Быстрота мышления; Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что­то • • • • Богатое воображение; Восприятие неоднозначных вещей; Высокие эстетические ценности; Развитая интуиция.       Моделью,   по   которой   строятся   методы   измерения   творческих способностей, должны стать не тесты, а акты творчества сами по себе, как это бывает   обычно   вне   тестовых   ситуациях.   “Тестовые   задания   ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа. ”         Особенно важны работы Л.С. Выгодского. Он признаёт за всеми людьми, а не только за избранными, склонность к творчеству, выявляющуюся по­разному,   в   основном,   в   зависимости   от   культурных   и   социальных факторов. Перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.          Развитие творческих способностей ­ важнейшая задача начального образования,   ведь   этот   процесс   пронизывает   все   этапы   развития   личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Исследования показывают, что развитие творческих способностей в младшем   школьном   возрасте,   протекает   наиболее   результативно   при определённых условиях:  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения; • Организуется   сотворчество   в   детском   коллективе   с   целого проявления и развития творческих способностей каждого; • • Используются технологии развития творческого мышления; Производится   систематическое   отслеживание   результатов диагностики. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у   всех   детей,   есть   умение   сочинять,   воображать,   придумывать.   И,   тем   не менее,   таланты   каждого   человека   можно   развивать.   Для   их   развития необходимы стимулы.          Каковы же способы стимулирования творческих способностей? Способы стимулирования творческих способностей. • • обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми   для   него   предметами   и   стимулами   с   целью   развития   его любознательности; • • • проблем; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению • предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при   решении   любой   учебной   задачи   проявлять   инициативу,   выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества   и   обучения,   очевидно,   надо   вести   разговор   о   создании   таких условий,   которые   содействовали   бы   возникновению   и   развитию   у   всех обучаемых   качеств   и   склонностей,   обычно   выделяемые   как   характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в   какой   мере   учебно­воспитательный   процесс   обеспечивает   развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.         Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у   каждого   ребёнка.   Это   индивидуально   ­   психологические   особенности, отличающие   одного   человека   от   другого.   От   того   насколько   они   будут развиты,   зависит   творческий   потенциал   нашего   общества,   так   как формирование   творческой   личности   приобретает   сегодня   не   только теоретический   смысл,   но   и   практический   смысл.   Знание   педагогов,   что подразумевается   под   творческими   способностями   учащихся,   расширит границы их проявления у детей.

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»

«Творческие задания на уроках самопознания, как фактор формирования ключевых компетенций младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2019