Творческий отчет на тему: "Современные подходы к оздоровительной работе с детьми ОВЗ в ДОУ"
Оценка 4.7

Творческий отчет на тему: "Современные подходы к оздоровительной работе с детьми ОВЗ в ДОУ"

Оценка 4.7
docx
21.09.2021
Творческий отчет на тему: "Современные подходы к оздоровительной работе с детьми ОВЗ в ДОУ"
мой творческий отчет 1 (Автосохраненный).docx

 

МОУ «Бендерский детский сад №43»

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

на тему:

«Современные  подходы к оздоровительной работе

 с детьми ОВЗ в ДОУ»

 

 

                                                      Воспитатель-методист по ФИЗО

                                                Зебзеева Ирина Дмитриевна

                                                      II квалификационной категории

                                     Образование высшее

                                   Стаж работы 14 лет

 

                             

 

 

 

г.Бендеры , 2019 год

 

                          

 

                                   «Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

                                   Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,

                                 без правильно поставленной физкультуры и спорта

                                мы никогда не получим здорового поколения».

                                                                                                                   А. В. Луначарский

 

 

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым и успешным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящая перед дошкольным учреждением. Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый ребенок.

В настоящее время большое внимание уделяется  вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным.

    Одним из условий  успешной социализации детей с ОВЗ является занятие физической культурой и спортом, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и  почувствовать свою значимость.

Физическая культура выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует  сохранению, укреплению и развитию физических качеств, позволяет раскрыть горизонты физического потенциала.

Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.

Целью моей работы является создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы в нашем дошкольном учреждении.
Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей c ОВЗ. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой на сегодняшний день.

В наше динамичное и быстро меняющееся время методист ФИЗО должен успевать за теми изменениями, которые происходят в образовательном процессе: работа в условиях перехода на новые Государственные стандарты дошкольного образования, построение работы в соответствии с основной Образовательной программой  дошкольного  образования (приказ МП от 05.04.2018 года). Также  учитывать тот факт, что дети сегодня и вчера совершенно разные.

В нашем дошкольном учреждении функционируют три группы для детей с ОВЗ. Изучая группы здоровья детей, сделали вывод , что увеличилось количество детей и  в массовых группах  с III, IV, V группой здоровья, также часто болеющих детей.

Таблица по группам здоровья

 

год

Группы здоровья

I

II

III

IV

V

Кол-во детей

Кол-во детей

Кол-во детей

Кол-во детей

Кол-во детей

2015

107

47

1

1

-

2016

89

47

1

1

1

2017

94

45

1

1

1

2018

110

28

-

1

1

2019

72

56

2

2

1

 

 

Анализ групп здоровья выявил проблему и обозначил одно из важных направлений моей работы последних трех лет с детьми ОВЗ, как в коррекционных группах, так и в массовых.

Показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников. Многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть  учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.  

Исходя из особенностей физического развития детей, мы выделили для себя основные задачи:

- Физическое развитие воспитанников в условиях дошкольного учреждения комбинированного типа;

- Повышение профессионального мастерства, поиска новых эффективных технологий в период перехода на новые Государственные стандарты , в свете требований Основной образовательной программы;

-Дифференцированный подход к детям с различными видами нарушений ;

- Применение специально подобранных средств и методических приемов, которые в наибольшей мере содействуют коррекции недостатков и в то же время благоприятно влияют на общее физическое развитие.

Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка. В тоже время старший дошкольный возраст является наиболее важным периодов для формирования двигательной активности и благоприятным для развития  многих физических способностей, в том числе координационных, а так же способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

 Изучая современные технологии , меня заинтересовала технология «Степ-аэробики» . Основная цель данной технологии оздоровление , укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма.

Данная технология позволила мне решать следующие задачи:

1.Развитие  двигательных способностей детей и физических  качеств(быстрота, сила, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координация  движений и функция  равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).

2.Формирование  навыка  правильной осанки, развитие  мышечной системы  через упражнения  на степ – платформах;

3.Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.

4.Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, что позволило выполнять речевые задачи, в группах с детьми с ТНР;

5.Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

6.Воспитывать чувство уверенности в себе.

Первым этапом моей работы в этом направлении было создание условий: изготовление степ-платформ и атрибутов, подбор музыки и комплексов упражнений. В своей работе я стала применять комплексы упражнений степ-аэробики в разных группах, но особенный результат был достигнут в коррекционных группах детей с ТНР.

Использование степ - платформы позволило  сформировать у детей интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни , и вызвало интерес у педагогов и родителей.

В связи с этим был проведен мастер-класс с воспитателями детского сада «День здоровья педагога», где воспитатели сами выполняли степ-аэробику с использованием степ-платформ, также было проведено родительское собрание «Тепло родного очага», где дети показали свои умения танцевать на степ-платформах.

Мною была разработана и апробирована картотека «Комплексы степ-аэробики для утренней гимнастики». Я представила мой опыт работы на городском методическом объединении специалистов физического развития на тему «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики».

В 2018 году на заседании городского методического  Совета дошкольников МУ «УНО г. Бендеры» я представила презентацию из опыта работы с использованием современной технологии «Степ-аэробика».

В 2019 году на городском конкурсе «Талантливые дошколята» был представлен групповой танец «Кадриль» на степ-платформах.

Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию  на занятиях , утренней гимнастики и развлечениях степ – аэробики , базирующихся на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, позволит повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказать  положительное влияние на оздоровление и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ для развивающей и коррекционной работы мною были подобраны и разработаны игры и упражнения для детей страдающих ДЦП. Такая необходимость возникла , так как у нас  3 ребенка с таким диагнозом. Одна девочка, Варя Мясоедова, пошла в общеобразовательную школу, успешно социализировалась там, а двое детей продолжают посещать наше дошкольное учреждение.

 На сегодняшний день я ищу современные подходы в работе по оздоровлению детей с диагнозами синдром Дауна и формами поведения РАС. Так как дети с данными диагнозами посещают наш детский сад.

Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной активности:

Буквоупражнения – разучивая буквоупражнения , дети усваивают буквы русского алфавита и одновременно укрепляют свои мышцы, развивая двигательные способности и умения управлять своим телом. Алфавит  телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на  слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, образуют эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют воображаемую букву.

Ритмическая гимнастика – это физические упражнения , которые подбираются в соответствии с музыкой и выполняются в различном темпе. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создает благоприятный эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки.

 Стретчинг – это комплекс специальных физических упражнений, которые направлены на постепенное увеличение двигательного диапазона всех групп мышц. Детский стретчинг – отдельное направление фитнеса для детей. Постоянные занятия этими упражнениями помогают ребенку сохранять подвижными и активными все суставы, повышается эластичность связочного и сухожильного аппаратов. Говоря о стретчинге в целом, специалисты подразумевают, что занятия этим видом гимнастики должны начинаться именно в детстве, пока мышечная, сухожильная и связочная ткани, суставы и хрящики относительно «мягкие», подвижные. Стретчинг помогает исправить проблемы с осанкой и походкой, а потому его элементы всегда включаются в программу лечебной физкультуры для детей с недугами опорно-двигательного аппарата. Если проблем с осанкой нет, то систематические занятия являются их отличной профилактикой. И наконец, стретчинг способствует развитию фантазии. Игровая тренировка подразумевает личное участие ребенка в некой «фитнес-сказке», в которой ребенок примерит на себя в самом прямом смысле слова образы змеи, зайца, лисички, лягушки, золотой рыбки и других интересных и хорошо знакомых персонажей, которые даже малышу бывает довольно просто представить себе.

Кинезиологические упражнения – развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

 Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Су–джок терапия – помогает значительно улучшить развитие памяти, речи, воображения ребенка, развить мелкую моторику.

В детском саду отмечается тот факт, что у большинства детей пальцы малоподвижные. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. И поэтому, данная Су-Джок терапия уделяет должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия .

Массаж кисти и пальцев обеих рук способствует развитию мышления, памяти, внимания, произвольному переключению движений, улучшает координацию, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей.

И сами шарик и колечки мы используем при пальчиковой гимнастике.

Коллективные игры - Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.

·         С помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении

и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.

·         детский тимбилдинг - это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее

развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды.

·         С помощью модулирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные

навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают

удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.

·         Руководство опытного педагога направляет общение в необходимое русло. Ребенок

при этом обретает те драгоценные качества, какие в дальнейшем ему пригодятся

для будущей взрослой жизни.

·         Ребенок в процессе игры становится целеустремленнее, увереннее и предсказуемее

и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве

искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества.

Ценность использования современных технологий оздоровительной работы в ДОУ  я вижу в том, что в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей формируется целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. 

Цель  использования современных оздоровительных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, серьёзной задачей является привлечение детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни и их оздоровлению с учетом индивидуальных особенностей.

Перед коллективом нашего детского сада поставлена задача целенаправленно работать над созданием оптимальных условий, обеспечивающих формирование у детей и их родителей осознания значимости сохранения собственного здоровья через реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений физической культуры, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.

Главное для работников детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми, поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость.

Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей, не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например воспитатель методист ФИЗО. Чтобы добиться конкретных результатов свою работу я стараюсь строить во взаимодействии  со всеми  специалистами   детского сада: воспитателями , психологом, музработником , медсестрой , администрацией  и конечно же полноценным партнером являются родители.

Созданное, таким образом, детско-взрослое сообщество может дать положительные результаты в процессе оздоровления детей.

Таким образом, используя современные технологии оздоровления в своей педагогической работе, создавая условия для их реализации , привлекая в качестве помощников сотрудников нашего детского сада и родителей я реализую одно из требований Государственного стандарта к условиям реализации Основной Образовательной программы дошкольного образования для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими основную образовательную программу дошкольного образования совместно с другими детьми;

обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (ГОС ДО 3.пункт 32)

Применение современных технологий в моей работе обеспечивает охват всех детей детского сада в оздоровительной работе , помогает им в дальнейшей социализации при поступлении в школу, повышает мой профессионализм и дает перспективу на дальнейшую работу в области оздоровления детей с ОВЗ.

                                       Исцеление – это дело времени, но иногда это также дело возможности.

                                                                                                                                            Гиппократ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МОУ «Бендерский детский сад №43»

МОУ «Бендерский детский сад №43»

Физическое образование ребенка есть база для всего остального

Физическое образование ребенка есть база для всего остального

Государственные стандарты дошкольного образования, построение работы в соответствии с основной

Государственные стандарты дошкольного образования, построение работы в соответствии с основной

Повышение профессионального мастерства, поиска новых эффективных технологий в период перехода на новые

Повышение профессионального мастерства, поиска новых эффективных технологий в период перехода на новые

Тепло родного очага», где дети показали свои умения танцевать на степ-платформах

Тепло родного очага», где дети показали свои умения танцевать на степ-платформах

Постоянные занятия этими упражнениями помогают ребенку сохранять подвижными и активными все суставы, повышается эластичность связочного и сухожильного аппаратов

Постоянные занятия этими упражнениями помогают ребенку сохранять подвижными и активными все суставы, повышается эластичность связочного и сухожильного аппаратов

И сами шарик и колечки мы используем при пальчиковой гимнастике

И сами шарик и колечки мы используем при пальчиковой гимнастике

Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей, не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например воспитатель…

Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей, не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например воспитатель…

Творческий отчет на тему: "Современные подходы к оздоровительной работе с детьми ОВЗ в ДОУ"

Творческий отчет на тему: "Современные подходы к оздоровительной работе с детьми ОВЗ в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2021