Тире в простом предложении
Оценка 4.7

Тире в простом предложении

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
21.09.2021
Тире в простом предложении
Правило и упражнения.
Тире в простом.docx

Тире между подлежащим и сказуемым.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ.   О знаке препинания тире.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть).

Тире [-] относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н.М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

Таблица 1.

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится

условия

примеры

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_1.png

1. а) Искусство- энциклопедия человеческих чувств.

б) Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. 
в) Помочь нуждающимся – наша задача.
г) Задача номер один – понять самого себя. (Н.Амосов)

2. а) Семью семь – сорок девять. 
б) Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал. 
в) Площадь Земли – сто пятьдесят миллионов квадратных километров.

3. Маяковский – первая скрипка среди футуристов.

– Рассмотрите таблицу и скажите: какие из приведенных случаев постановки тире встречаются наиболее часто?
– Какова же функция тире в этих предложениях?
– Как отмечается нулевая связка в устной речи?
– Но нулевая связка обозначается тире не во всех случаях.

Рассмотрите таблицу 2.

Таблица 2.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

1. сущ. и.п.

сравнительные союзы

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_2.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Школьный двор как цветущий сад.

2. сущ. и.п.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_4.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Есенин, бесспорно, удивительный народный талант.

3. сущ. и.п.

не

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Счет дружбе не помеха.

1) Можно сказать о том, что существуют предложения с тире по данной схеме, но встречаются они крайне редко.  

2) Это правило не распространяется на предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом. Например: Жизнь прожить – не поле перейти.

4. сущ. и.п.

второст. член предложения, относящийся к сказуемому.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

Блок молодым поэтам пример для подражания.

5. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_3.png

сущ. и.п.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_9.png

– И обратите внимание на таблицу 3 «Примечание». Здесь указаны случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки может ставиться или отсутствовать. Это будет зависеть от того, падает ли логическое ударение на один из главных членов или нет. Вспомните такие случаи, пользуясь записью.

Таблица 3.

Примечание. Тире ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56cb1f9c79c6f/konspiekturokanatiemutirievprostompriedlozhienii_10.png

Это – лучшее произведение поэта.

Понимать поэзию – чертовски трудно.

Я – врач.

– В составе сказуемого могут быть указательные слова это, вот, это значит, значит. В этом случае тире ставится перед названными словами. Например: 1) Любить книгу – значит понимать ее. (В. Лидин) 2) Чтение – вот лучшее учение. (А.Пушкин)

Тире перед частицей это может ставиться и в предложениях, не имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Выполнить работу в срок – это очень важно.

 

Упражнения.

1. Прочитайте предложения, объясните наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

1) Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.Карамзин) 2) Невежество – тяжкое бремя. (Ф.Милетский) 3) Это – экспериментальная программа под названием «Игровая экология». 4) Щи да каша – пища наша. (Пословица) 5) Слово – серебро, молчание – золото. (Пословица) 6) Учиться добродетели – это значит отучаться от пороков. (Сенека) 7) Бедность не порок. (Поговорка) 8) Глупая речь – не пословица. (Пословица) 9) Наш сосед охотник и по выходным дням пропадает в лесу. (Г.Блинов) 10) Пятью восемь – сорок. 11) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый

 

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие тире между главными членами предложения. Подчеркните грамматические основы.

В каком предложении тире ставится в соответствии с другим правилом?

1) Знание в ю(н,нн)ости это мудрость в старости. (Пословица) 2) Быть мужестве(н,нн)ым значит обуздывать свой нрав. (Кашифи) 3) Праз_ность мать всех п_роков. 4) Исключительное счастье человека быть при св_ем постоя(н,нн)ом любимом деле. (В.Немирович-Данченко) 5) Уметь вын_сить од_ночество и получать от него уд_вольствие великий дар. (Б.Шоу) 6) Сер_це не камень. (Пословица) 7) Счаст_е есть лучший университет. (А.Пушкин) 8) Гармония также исти(н,нн)а. (А.Фет.) 9) Главное в в_спитании (не)упустить время. (С.Михалков) 10) Жизнь пр_крас_на жизнь в_личестве(н,нн)ое неукр_тимое дв_жение ко всеобщ_му счаст_ю. (М.Горький) 11) Евгений Александрович Евтушенко бесспорно человек разносторо(н,нн)его творческого дарования. 12) Лунной ночью это дерево покрытое ин_ем к_залось сказочным. 13) Высшее мерило счастья земная радость бытия сч_тал итальянский гум_нист и историк Лоренцо Волла. 14) Ландыш пр_красен не только тайной чар он спаситель ч_ловеческих жизней. 15) Площадь Мертвого моря бе(с,сс)точного озера ра_положе(н,нн)ого в тектонической впадине Гхор между Израилем и Иорданией около 1050 кв_дратных к_ло(м,мм)етров. («Энциклопедия юного знатока»)

 

3. Дайте письменное толкование слов. В случае затруднений обращайтесь к словарю:

классика, авангард, литература, талант, искусство, лирика, замысел, вымысел.

- На какие темы можно составить предложения с данными словами? В текстах какого стиля речи они чаще всего употребляются?

 

4. Определите тип сказуемого в предложениях.

1. Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

2. Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

3. Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

4. Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

5. Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

 

5. Расставить тире там, где это необходимо.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

 

6. Записать предложения, объяснить постановку тире.

1. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон)

2. Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть.

3. Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги.

4. Семью семь – сорок девять.

5. Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Монтескьё)

6. Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж. Лондон)

7. Читать вечером книги – моё любимое занятие.

8. Читать и не понимать – это то же самое, что совсем не читать. (Коменский)

9. Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно. (Батлер)

10. Он настоящий знаток русской классики.

11. Мудрость не в красоте, а в голове.

12. Он – раб тёмных стихий. (Бердяев.)

 

7. Прочитать текст, выполнить задания.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима» - радостно говорят люди.

Задания для анализа:

1.Чтение текста.

2. Тема, озаглавьте.

3. Стиль – доказать.

4. Тип текста – доказать.

5. Основная мысль текста.

6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения.

7. Из 1 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова.

8. Попробуйте переделать предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

*Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу.

* Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.

 

8. Прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение. (С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа. (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца. (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес:  шум – тишина, падение – взлет, смех – плач,  рождение – смерть. (И.Юзеев)

 

9. Прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире. Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы. (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)

 

10. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

1) Книга  животворный источник дающий человеку знания и силу счастье и чистоту молодость и энтузиазм. 2) Книга  это жизнь пр..красная удивительная стремительная и бе..покойная. 3) Видеть эту красоту  долг каждого из нас. 4) Наша задача  научится понимать художестве(н/нн)ые произведения ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего удивляющие величием настоящего.  (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

 

11. Переконструируйте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Запишите получившиеся предложения.

1) Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения.

2) Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упорного труда. (С. Петров)

 

12. Расставить знаки препинания.

1. Хлеб  это труд миллионов людей

2. Он  главное украшение нашего стола

3. Выращивать колос   задача не из лёгких

4. Лодырь хлебопашцу не товарищ

5. Жатва    трудное время для хлебороба

6. Хлеб как спасительная соломинка во время голодных лихолетий

 

13. Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

1.     Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вече­ром и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьян­ских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волную­щая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гос­тиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

 

14. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Выписать пять пословиц с использованием тире; выделить подлежащее и сказуемое.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

Таблица 2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится 1

Таблица 2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится 1

Упражнения. 1 . Прочитайте предложения, объясните наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

Упражнения. 1 . Прочитайте предложения, объясните наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

Вода всё ещё не могла успокоиться

Вода всё ещё не могла успокоиться

Основная мысль текста. 6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения

Основная мысль текста. 6. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложения

Он главное украшение нашего стола 3

Он главное украшение нашего стола 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2021