Согласование главных членов предложения
Оценка 5

Согласование главных членов предложения

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
21.09.2021
Согласование главных членов предложения
Согласование главных членов.docx

Согласование главных членов предложения.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол-сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные  БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч., и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

 

  1. Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.
  2. Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать  решение судей.
  3. Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

 

 

Числ.+сущ.

 

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

 

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

 

 

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

(каждый отдельно)

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

 

Числ. миллион, миллиард, тысяча

 

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

 

Сущ в и.п.+ сущ. в тв.п. с предлогом С

 

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

 

Однородные подлежащие

 

Жара и засуха стояли более трёх недель.

(Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

  1. В кружке «Юный лингвист» (занимается, занимаются) пять  учеников.
  2. Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.
  3. Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.
  4. Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.
  5. Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

 

Упражнения.

1. Тест.

1. Укажите неправильный вариант.

А) Некоторая часть учителей нуждаются в серьёзном повышении квалификации.

Б) Большинство картин художников-передвижников были восприняты как гимн человеку.

В)  Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормативы.

Г) Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.

2. Укажите правильный вариант.

А) Большинство работ В.Е. Евгеньева-Максимова посвящены исследованию творчества Н.А.Некрасова.

Б) Глубокие знания на экзамене показали подавляющее большинство слушателей.

В) Ряд специалистов направлены на заводы Урала.

Г) На стенах висели несколько картин.

3. Укажите неправильный вариант.

А) Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло.

Б) Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры не было использовано.

В) За короткий срок построен и сдан  в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Г) Немало военных преступников нашли себе приют в разных странах мира.

 

2. Поставить сказуемое в нужной форме.

1. Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика.

2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.

4. На берегу (стоять) несколько верб.

5. Часть учеников (уехать) на соревнования.

6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход

7. За коляской (бежать) четыре пса.

8. Над головой (просвистать) две пули.

9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

 

3. Отредактировать предложения.

1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.

2. В центральном универмаге продаются много товаров.

3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

4. В шкафу лежат много интересных книг.

5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.

6. Детство и юность её прошло в купеческой семье

7. В деревне послышались топот и крики.

8. Большинство дверей было низко для его роста.

9. В кружке занимается пять учеников.

10. Большинство названных книг изданы недавно.

 

4. Тест.

1. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В узы поступили сорок один человек.

г) Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3. Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4. Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

 

5. Найти и исправить ошибки, объяснить, почему исправили.

а) Поддержали директора завода большинство рабочих.

б) Миллиард звезд видны в деревне.

в) И много других подобных дум проходило в уме моем.

г) В институт поступили пятьдесят один абитуриент.

д) Двое учеников поймало в лесу черепаху.

е) Кто из сестер не завидовала сейчас младшей?

ж) За оградой стояли несколько саней.

з) Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.

и) Жара и засуха стояла более двух недель.

 

6. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

7. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

 

8. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

9. Выделите основы в предложениях.

1.    Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)

10. Тест.

1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?

1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.


2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
2) Прошл.. сто лет.
3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
4) К семи часам пришл.. только трое гостей.


3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
3) Установлено три новых олимпийских рекорда.
4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.


4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?

1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.
2) ООН объявил.. о внеочередном совещании.
3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.
4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.


5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.


6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.


7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Несколько учеников подошли к письменному столу.
2) Большинство домов обветшало.
3) В узы поступили сорок один человек.
4)  Движущей силой истории является народ.


8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Молодёжь получают знания.
2) Большая часть между ними была довольно добрые люди.
3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
4) Слово взяла профессор Сергеева.


9.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Свет и тепло исходили от костра.
2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
3) Часть станков  была отправлена.
4) На столе стоят три подсвечника.


10.Найдите предложение без грамматической ошибки:

1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
2) СМИ провело однодневную акцию протеста.
3) С тех пор миновало пять лет.
4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

 

Теория + упражнения.

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным собирательным существительным

Согласование — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица: Грачи галделибыло половодьесветились ветлы пухом золотым… (В.Тушнова). При согласовании главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.

В случаях, когда подлежащее — сочетание с собирательными существительными большинство, множество, часть, ряд, сказуемое может стоять в форме как единственного, так и множественого числа.

Сказуемое в форме ед. ч.

Колебания в форме числа сказуемого (возможно употребление как ед. ч., так и мн. ч.)

Подлежащее — собирательное существительное, не имеющее зависимых слов: Большинство не поддержало докладчика

 

Подлежащее — собирательное числительное + зависимое слово в Р.п. ед.ч.: Большинство электората выступило против этого кандидата

Подлежащее — собирательное существительное + зависимое слово в Р.п. мн.ч.: Большинство учеников справилось/справились с заданием

При собирательном существительном в составе подлежащего есть согласующееся с ним определение в форме ед.ч.: Этот ряд заданий должен быть выполнен обязательно

Рекомендуемая форма сказуемого в ед.ч.: если подлежащее называет неодушевленный предмет: Часть упражнений не закончена

Рекомендуемая форма сказуемого во мн.ч.:   1. Подлежащее называет одушевленный предмет, а сказуемое его активное действие; причем подлежащее стоит перед сказуемым: Ряд приглашенных еще не прибыли 2.При подлежащем стоит согласованное определение или определительное придаточное предложение: Ряд лиц, приглашенных на вечер, пришли с опозданием. Ряд лиц, которые были приглашены на вечер, пришли с опозданием 3. Подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга, или при одном подлежащем имеется несколько сказуемых: Большинство приглашенных на вечер несмотря на трудности с транспортом приехали вовремя. Большинство приглашенных на конференцию былиразмещены в гостинице и зарегистрированы 4. Связка в именном сказуемом согласуется не с подлежащим, а с именной частью: Несколько сотрудников нашей фирмы были хорошими специалистами

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественным сочетанием

В случае, когда подлежащее — количественное сочетание с зависимым Р.п.: две лампы, несколько учеников — сказуемое может стоять в форме как единственного, так и множественого числа.

 

Сказуемое в форме ед.ч.

Сказуемое в форме мн.ч.

Подлежащее стоит после простого сказуемого, особенно если предложение нераспространенное: В ма­шину село несколько девушек

Подлежащее стоит перед простым сказуемым: Несколько человек сидели за столом

 

Подлежащее — количественное сочетание со словами пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, тысяча, миллион, миллиардБыл потрачен миллион рублей

Подлежащее — количественное сочетание со словом одинВ первый класс пришел двадцать один человек; но Двадцать один человек, окончившие школу, поступили в вузы

 

Подлежащее — количественное сочетание со словами полтора, полторы: Прошло полтора года

 

Подлежащее — количественное сочетание со словами столько, сколько, много, немного, мало, немалоНемало бед выпало на нее

Подлежащее — количественное сочетание со словом оба (обе)два, три, четыре: Обе работы выполнены на «отлично». Две девушки сидели рядом с водителем

При количественном числительном находятся слова всего, лишь, толькоТолько два упражнения не выполнено

При количественном числительном находятся слова эти, все в форме мн.ч. или другое конкретизирующее определение (прилагательное, причастие, причастный оборот, определительное придаточное предложение со словом который): Эти пять книг заинтересовали всех; Семь новых домов выросли на окраине города

Подлежащее обозначает период времени, меру веса, меру пространства: Прошло три года; Было съедено два килограмма яблок; Пройдено восемь километров

 

142.* Согласуйте сказуемое с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. В каких случаях возможны варианты? Обоснуйте ответ.

1. Полгода пролетел… незаметно. 2. Полгода, проведенные в кругу родных, был… незабываемыми. 3. В сарае стоял…6 ло­шадей. 4. В кассе остал…сь мало билетов. 5. На собрание пришл… только 5 человек. 6. 20 человек, участвовавших в соревнованиях, был… из России. 7. Большинство депутатов уже выступил… 8. Все 35 студентов успешно сдал… экзамен. 9. До конца пути оставал…сь 15 километров. 10. На конференции выступил… 21 докладчик. 11. Пробил…10 часов. 12. Несколько мужчин сидел… за столом и разговаривали. 13. 5 человек стал…жертвой наводнения.

 

143.* Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

1. Премирован… три картины из 70, поступивших на конкурс. 2. В современном здании Дома быта труд…тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 3. В работе семинара активно участвовал… 21 человек. 4. Все пять студентов пришл… вовремя. 5. Со дня операции прошл… полмесяца. 6. Много возможностей поразить ворота соперников остал.…сь неиспользованным... 7. Больше половины учеников был… больн... 8. Работы был… пропасть. 9. Бездна забот свалил… на меня.
10. Полчаса, проведенные за шахматной доской, пролетел… незаметно. 11. В тишине ночи гулко ударил… два выстрела. 12. В результате смелой операции был… убит… 9 солдат противника. 13. В поэтическом разделе журнала творчески соревну...тся между собой более 60 поэтов. 14. Посмотреть, как жив…т, работа…т, отдыха…т миллионы граждан Самары, Алексей Андреевич приглашает и нас. 15. В стране работа…т более двух тысяч специалистов по реставрации музейных ценностей.

 

Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение

Сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование: Жаркое — мясные консервы — встречено кислыми минами.

При сочетании родового наименования и видового сказуемое согласуется с родовым наименованием: Дерево береза росло рядом с нашим домом.

При сочетании нарицательного существительного с собственным именем лица сказуемое сочетается с именем собственным: Работу проверила преподаватель Иванова.

Сказуемое при подлежащем — местоимении вопросительном, относительном, неопределенном, отрицательном

При подлежащем — вопросительном местоимении кто сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени — еще и в форме мужского рода: Кто задал этот вопрос? Кто из студенток отсутствовал на лекции?

При подлежащем — относительном местоимении кто сказуемое может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа: Те, кто не сдали зачет, не будут допущены до экзамена; Все, кто мог прийти, собрались в актовом зале.

При конструкции не кто иной, как; не что иное, как форма сказуемого зависит от порядка слов: В трудный период жизни мне помог не кто иной, как мамаНе кто иной, как мама, помог(допуст. помогла) мне в трудный период жизни. Второе предложение имеет разговорную окраску.

Сказуемое при подлежащем — несклоняемом существительном, сложносокращенном слове, нерасчленимой группе слов

С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым словом, сказуемое ставится в соответствии с его грамматическим родом: Маршрутное такси остановилось. Кофе очень горячий. Он — настоящий квазимодо. Леди искренне улыбнулась. Коляску катил молодой пони.

Если аббревиатура склоняется, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: Вуз объявил набор абитуриентов на новые специальности. При несклоняемости аббревиатуры сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования: НГГУ (Нижневартовский государственный гуманитарный университет) праздновал свой юбилей.

При подлежащем — нерасчленимой группе слов форма сказуемого зависит от наличия или отсутствия в данном наименовании слова в именительном падеже. Если в группе слов имеется ведущее слово в форме именительного падежа, то сказуемое согласуется с ним: «Бедная Лиза» Карамзина вышла в свет в 1790 году.

Если в составном или однословном наименовании нет ведущего слова в форме именительного падежа, то сказуемое при таком подлежащем обычно ставится в среднем роде: «Не в свои сани не садись» поставлено на сцене Малого театра. «Накануне» помещено в третьем томе собрания сочинений И.С.Тургенева. Но такие варианты уместны только в разговорном стиле. В книжных разновидностях языка необходимо употреблять подобные названия с родовым наименованием: Пьеса «Не в свои сани не садись» поставлена на сцене Малого театра. Роман «Накануне» помещен в третьем томе собрания сочинений И.С.Тургенева.

 

144. Согласуйте сказуемое с подлежащим, имеющим при себе приложение.

1. Женщина-врач решительным шагом направил...ся (-сь) в операционную. 2. Опытный инженер В.Г.Солодова, имеющая несколько изобретений, направлен... в зарубежную командировку. 3. Российская молодежь — футболисты, волейболисты, представители других спортивных профессий — упорно готов...тся к предстоящей олимпиаде. 4. Депо Омск-сортировочный досрочно выступил... с интересной инициативой. 5. На выставке особым успехом пользовал...ся (-сь) вагон-весы. 6. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал... новый типовой проект. 7. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, испытывал... трудности с тиражами. 8. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был... староста группы. 9. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил... всех. 10. Спуск танкера, обычное, казалось бы, событие, вылил...ся (-сь) в большой праздник. 11. Кассир, немолодая Галина Васильевна, заш... в помещение вокзала. 12. На пересечении двух улиц открыл...ся (-сь) автомат-закусочная. 13. Кресло-кровать стоял.. в дальнем углу.

 

145. Выберите форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчленимой группой слов.

1. «Короли и капуста» О. Генри пользу...тся большим успехом в нашей стране. 2. Родео в этом году был... открыт... прошлогодним победителем. 3. ЖСК построил... еще один дом. 4. «Гори, гори, моя звезда» был... исполнен... на бис. 5. Какаду бы.. привезен.. из Африки. 6. «Аргументы и факты» опубликовал.. интервью с Д.С.Лихачевым. 7. «Местное время» выш… с приложением для садоводов и огородников. 8. Охранное предприятие «Синтез» участвовал... в городской спартакиаде. 9. «Анна Каренина» написан... Львом Толстым. 10. «Дженерал моторс» заключил... контракт на поставку оборудования.

 

Согласование сказуемого с однородными подлежащими

При соединительных союзахида (= и)между однородными подлежащимисказуемое обычно ставится в форме мн. ч: Спортсмены и тренер отправились в аэропорт

При разделительных союзахилилибото…тоне то…не томежду однородными подлежащимисказуемое обычно сочетается с ближайшим из них: На лице у него попеременно выступал не то страх, не то досада. Если подлежащие принадлежат к различному грамматическому роду, а сказуемое является глаголом прошедшего времени, то сказуемое ставится в форму мн. ч.: Брат или сестра должны были приехать

При противительных союзаха, но, да между однородными подлежащими: 1) сказуемое, которое стоит после однородных подлежащих, согласуется не с отрицаемым предметом: Не брат, а сестра помогла мне в трудное время; 2) сказуемое, которое стоит перед однородными подлежащими, согласуется с ближайшим из них: В трудное время мне помог не брат, а сестра

При союзе как… так и сказуемое ставится в форме мн. ч.: Его интересовали как театр, так и кино

При союзах не только…но ине столько…сколько сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим: Не только отец, но и мать хотела уехать из этого города

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Определите, правильно ли согласовано сказуемое с однородными подлежащими; укажите возможные варианты. Исправьте предложения.

1. Из-за бугров показывались то один трактор, то другой. 2. Вы и ваш коллектив смогут выполнить работу в срок. 3. Злоба и страх охватила его. 4. Степановым руководила не личная выгода, а интересы дела. 5. Сомнение, а не принципиальные разногласия с заказчиком, заставило архитектора отказаться от проекта. 6. На результатах исследования явно сказываются вся ошибочность, беспочвенность, несостоятельность методов анализа. 7. Каждое движение, каждый шаг доставались ему с мучительным трудом. 8. Сейчас на фирме ведется подготовка документов и распечатка проспектов для выставки. 9. Семинар по новой технике проведут сегодня директор или главный инженер. 10. Каждый день, каждый час дороги во время сбора урожая. 11. Как наша бригада, так и бригада слесарей быстро закончила сборку новых двигателей. 12. Не только радость, но и смущение читались на его лице. 13. В этом произведении проявились вся сила, богатство, содержательность языка писателя. 14. На рисунке показана схема и общий вид машины.

 

 

 

 

Приложение.

«Прямой и обратный порядок слов в предложении»

Несмотря на достаточную свободу, лингвисты все равно выделяют как прямой, так и обратный порядок расстановки слов в предложении. Так, если речь идет о прямом порядке, то он имеет несколько важных признаков.

Итак, такое предложение начинается с подлежащего, за которым следует сказуемое, затем дополнение. Если при подлежащем или дополнении есть определение, то оно ставится перед этими членами предложения. За дополнением следует обстоятельство. Это элементарный пример схемы предложения с простым порядком слов, где каждое из них выполняет характерную грамматическую роль.

А вот обратный порядок слов вовсе не означает, что предложение, например, начинается с обстоятельства – он просто предполагает свободу расстановки слов внутри синтаксической единицы.

Обратный порядок слов необходим для того, чтобы сделать речь (письменную или устную) выразительной. Его также называют инверсией и обычно используют в художественных произведениях.

http://xn--e1aogju.xn--p1ai/upload/000/u1/2579/92147359.jpegПорядок слов в предложении

В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.

Различаются   п р я м о й   п о р я д о к   слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые  непосредственно   с  ним   связаны,а  также   стилем   речи   и  контекстом,   

и   о б р а т н ы й    п о р я д о к,  являющийся отступлением   от  обычного  порядка  и  выполняющий  чаще всего  функцию
и н в е р с и и,  т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных; особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.

Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е ч л е н е н и е   высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части предложения, второе (ядро высказывания) – в его конечной части. Ср.:

1) 12 апреля 1961 года состоялся полёт ЮАГагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой, основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания – остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);

2) Полёт ЮАГагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а ядром высказывания – указание на дату, которое логически подчеркивается).

Место подлежащего и сказуемого

1.       В   п о в е с т в о в а т е л ь н ы х  предложениях подлежащее обычно предшествует сказуемому, например: Провода тянулись от дерева к дереву… (Ажаев); Кое-кто уходил из деревни на заработки… (Гладков); Земля вращается вокруг Солнца.

Взаимное расположение подлежащего и сказуемого может зависеть от того, обозначает ли подлежащее определенный, известный предмет или, наоборот, предмет неопределенный, неизвестный. Ср.: Поезд пришёл (определенный). – Пришёл поезд (неопределенный, какой-то).

Обратный порядок главных членов предложения (сначала сказуемое, потом подлежащее) является обычным в следующих случаях:

1) в авторских словах, разрывающих прямую речь или стоящих после нее, например: – Я не странный, – ответил мальчик грустно (Короленко).

Постановка подлежащего впереди сказуемого в подобных случаях встречалась в старых текстах, например: – Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть? – крестьянин говорил лисице, встретясь с нею (Крылов); – Дедушку знаешь, мамаша? – матери сын говорит (Некрасов); учитывается и ритм стиха;

2) в авторских ремарках, включаемых в текст драматических произведений, например: Входит Глумов (А. Н. Островский); Видна часть дома с террасой (Чехов);

3) в предложениях, в которых подлежащее обозначает отрезок времени или явление природы, а сказуемое выражено глаголом со значением бытия, становления, протекания действия и т. д., например: Прошло сто лет… (Пушкин); Пришла весна (Л. Толстой); Была лунная ночь (Чехов);

4) в описаниях, в рассказе, например: Поёт море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (Горький);

5) в качестве стилистически заданного приема   и н в е р с и и,  с целью логического выделения одного из главных членов предложения, например: Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (А. Коптяева).

При постановке обстоятельственных слов в начале предложения подлежащее часто стоит после сказуемого, например: С улицы доносился шум… (Чехов). Однако встречается в этих условиях и прямой порядок главных членов предложения, например: К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня (А. Коптяева).

2.       В   в о п р о с и т е л ь н ы х  предложениях сказуемое часто предшествует подлежащему, например: Не заступятся ли за меня дедушка али тётушка? (Пушкин); Так отдам ли я тебе эту волюшку, дорогую, короткую? (А. Н. Островский).

3.       В   п о б у д и т е л ь н ы х   предложениях местоимения-подлежащие, предшествующие глаголу-сказуемому, усиливают категоричность приказания, совета, побуждения, а следуя за сказуемым, они смягчают тон приказания. Ср.: Ты у меня пикни только (А. Н. Островский). – Не сокрушай ты меня, старуху (Тургенев).

4.       В разговорной речи связка часто ставится на первое место, например: Был я молодым, горячим, искренним, неглупым… (Чехов).

5.       Постановка именной части сказуемого впереди подлежащего служит целям инверсии, например: Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки (Паустовский).

Средством выделения сказуемого служит также постановка именной части перед связкой, например: …Оба голодные остались (Л. Толстой); Бор глухим, сумрачным стал (Сейфуллина). То же в составном глагольном сказуемом при постановке инфинитива перед вспомогательным глаголом, например: Так ты, что же, и сеять не думал? (Шолохов).

Место определения в предложении

1.       С о г л а с о в а н н о е  определение обычно ставится впереди определяемого имени существительного, например: интересный сюжет, контрольная вычитка, проверенные цитаты, третье издание, наше издательство.

Постановка согласованного определения после определяемого существительного служит целям инверсии, например: Со всех сторон горы неприступные (Лермонтов).

Постпозитивное определение (т. е. определение, стоящее после определяемого слова) часто встречалось в произведениях писателей и поэтов XIX в., например: На меня она имела влияние сильное (Тургенев); Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Толстой); Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (Лермонтов); Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора… (Тютчев).

Обычны постпозитивные определения, относящиеся к имени существительному, повторяющемуся в данном предложении, например: Это представление о рефлексе, конечно, представление старое… (акад. И. П. Павлов); Воропаев вспомнил свою первую встречу с Горевой – встречу удивительную и редкую по своеобразной фронтовой красоте (Павленко). Ср. в публицистической и деловой речи: Такие планы, планы смелые и оригинальные, могли возникнуть только в наших условиях; Это решение, безусловно, решение неправильное, и подлежит отмене.

В речи стилизованной постпозитивные определения придают рассказу характер народного повествования; ср. у Неверова: Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

Определения, выраженные притяжательными местоимениями, находясь в положении после определяемого существительного, могут придавать высказыванию экспрессивную окраску, например: Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.

В нейтральных стилях нередки постпозитивные определения, выраженные указательными местоимениями, например: Полустанок этот… был обнесён двойным валом из толстых сосновых брёвен (Казакевич).

Средством смыслового выделения определения служит:

а) его обособление, например: Люди же, изумлённые, стали как камни (Горький);

б) отрыв определения от определяемого существительного, например: Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды (Шолохов).

Обособленное определение обычно постпозитивно, например: публикация писем, поступивших в редакцию; выставка картин, выдвинутых на соискание премии. Постановка таких распространенных определений (без их обособления) впереди определяемого слова воспринимается как своего рода инверсия; ср.: публикация поступивших в редакцию писем; выставка выдвинутых на соискание премии картин.

2.       При наличии нескольких согласованных определений порядок их расположения зависит от морфологического их выражения:

1) определения, выраженные местоимениями, ставятся впереди определений, выраженных другими частями речи, например: в этот торжественный день, наши дальнейшие планы, все замеченные опечатки, каждый четвёртый вторник. Постановка определений-местоимений после определений-прилагательных является инверсией, например: В утренний этот серебристо-опаловый час спал весь дом (Федин); Танкист боролся с медленной своей и долгой болью (Л. Соболев);

2) определительные местоимения предшествуют другим местоимениям, например: все эти поправки, каждое ваше замечание. Но местоимение самый ставится после указательного местоимения, например: эти же самые возможности, тот же самый случай;

3) определения, выраженные качественными прилагательными, ставятся впереди определений, выраженных относительными прилагательными, например: новый исторический роман, тёплое шерстяное бельё, светлый кожаный переплёт, поздняя осенняя пора;

4) если неоднородные определения выражены одними качественными прилагательными, то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак, например: огромные чёрные глаза, приятный лёгкий ветерок, интересная новая повесть;

5) если неоднородные определения выражены одними относительными прилагательными, то, как правило, они располагаются в порядке восходящей смысловой градации (от более узкого понятия к более широкому), например: ежедневные метеорологические сводки, антикварные бронзовые изделия, специализированный книжный магазин.

3.       Н е с о г л а с о в а н н о е  определение ставится после определяемого существительного, например: заключение специалиста, книга в кожаном переплёте, роман с продолжением. Но определения, выраженные личными местоимениями в роли притяжательных, стоят впереди определяемого слова, например: его возражения, их заявления.

Постановка несогласованного определения, выраженного существительным, впереди определяемого слова является инверсией, например: средней величины медведь (Гоголь); генерала Жукова дворовый (Чехов).

Препозитивные несогласованные определения, т. е. стоящие впереди определяемого слова, закрепились в некоторых устойчивых оборотах, например: часовых дел мастер, гвардии старший лейтенант, добрейшей души человек.

Согласованные определения обычно предшествуют несогласованным, например: высокая красного дерева кровать (Л. Толстой); старые табачного цвета глаза (Сергеев-Ценский). Но несогласованное определение, выраженное личным местоимением с притяжательным значением, обычно предшествует согласованному определению, например: его последнее выступление, их возросшие запросы.

Место дополнения в предложении

1.       Дополнение обычно следует за управляющим словом, например: вычитать рукопись, исправление опечаток, готовы к набору.

Дополнение (чаще всего прямое), выраженное местоимением (личным, неопределенным), может предшествовать управляющему слову, не создавая инверсии, например: Книга мне понравилась; Это зрелище его поразило; Мать что-то заметила в выражении лица дочери; Я вам рад.

Постановка дополнения впереди управляющего слова обычно имеет характер инверсии, например: Аптекаршу, быть может, увидим (Чехов); Душа к высокому тянется (В. Панова). Ср. в живой разговорной речи: Вас кто-то спрашивает; Всех своих друзей позабыли; А телевизор вы можете починить?

Обычна препозиция дополнения со значением лица в безличных предложениях, например: Ему нужно поговорить с вами; Сестре нездоровится; Всем хотелось отдохнуть.

2.       При наличии нескольких дополнений, относящихся к одному управляющему слову, возможен различный порядок слов:

1) обычно прямое дополнение предшествует другим дополнениям, например: Возьмите рукопись у корректора; Обсудите вопрос со своими сотрудниками; Вошедший подал руку всем присутствующим;

2) косвенное дополнение  л и ц а,  стоящее в дательном падеже, обычно предшествует прямому дополнению  п р е д м е т а,  например: Сообщите нам свой адрес; Мать подарила ребёнку красивую игрушку; Эта женщина спасла Бекишеву жизнь… (В. Панова).

Точно так же родительный падеж со значением действующего лица (несогласованное определение) предшествует другому падежу (в роли дополнения), например: приезд сына к родителям, памятная записка автора для редактора.

3.       Прямое дополнение, совпадающее по форме с подлежащим, ставится, как правило, после сказуемого, например: Мать любит дочь; Весло задело платье; Лень порождает беспечность; Суды защищают законы. При перестановке подлежащего и дополнения меняется смысл предложения (Дочь любит мать; Платье задело весло) или возникает двусмысленность (Беспечность порождает лень; Законы защищают суды). Иногда в подобных случаях инверсии сохраняется нужный смысл, вытекающий из лексического значения названных членов предложения (Велосипед разбил трамвай; Солнце закрыло облако), но правильное понимание таких предложений несколько затрудняется, поэтому рекомендуется или сохранять прямой порядок слов, или действительный оборот заменять страдательным (Велосипед разбит трамваем; Солнце закрыто облаком).

Место обстоятельств в предложении

1.       Обстоятельства  о б р а з а   д е й с т в и я,  выраженные наречиями на -о, -е, обычно ставятся впереди глагола-сказуемого, например: Перевод точно отражает содержание оригинала; Мальчик вызывающе смотрел на нас; Гаврюшка густо покраснел и бурно запротестовал… (Гладков); Вокзал быстрее и быстрее уплывал назад… (Г. Николаева); Мостовая гладко белела (Антонов).

Некоторые наречия, сочетающиеся с немногими глаголами, ставятся после них, например: идти шагом, лежать ничком, пройтись босиком, упасть навзничь, ходить пешком.

Обычно постпозитивны обстоятельства образа действия, выраженные именем существительным в наречном значении, например: разбегаться волнами, расходиться кругами.

Место обстоятельства образа действия может зависеть от наличия или отсутствия в предложении других второстепенных членов; ср.: Альпинисты шли медленно. – Альпинисты медленно шли по крутой тропинке.

Средством смыслового выделения обстоятельства образа действия или меры и степени является постановка их в начале предложения или отрыв от слов, к которым они примыкают, например: Тщетно Григорий старался увидеть на горизонте казачью лаву (Шолохов); Дважды пережил такое чувство Никита (Федин); Да, мы дружны были очень (Л. Толстой).

2.       Препозитивны обстоятельства   м е р ы    и    с т е п е н и,   например: Диктор дважды повторил приведённые в тексте цифры; Директор очень занят; Рукопись вполне подготовлена к набору.

3.       Обстоятельство  в р е м е н и  обычно предшествует глаголу-сказуемому, например: За ужином разговаривали мало (Тургенев); Через месяц Беликов умер (Чехов); По вечерам доктор оставался один (В. Панова).

Нередко, однако, обстоятельство времени бывает постпозитивно, что способствует его смысловому выделению, например: Сестра поднялась рано; Я пришёл до рассвета.

4.       Обстоятельство  м е с т а  обычно препозитивно, причем часто стоит в начале предложения, например: На фабрике было неспокойно… (Горький); С запада шла туча (Шолохов).

Если обстоятельство места стоит в начале предложения, то часто непосредственно за ним следует сказуемое, а потом уже подлежащее, например: Справа подымалось белое здание больницы… (Гаршин); Отовсюду неслись незнакомые запахи трав и цветов… (Серафимович). Однако в этих условиях возможен и прямой порядок главных членов предложения, например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает (Горький).

Постановка обстоятельства места после сказуемого является нормой в тех сочетаниях, в которых наличие обстоятельства необходимо для полноты высказывания, например: Дом находится на окраине города; Родители его постоянно живут на юге.

Если в предложении имеются обстоятельство времени и обстоятельство места, то обычно они ставятся в начале предложения, причем на первом месте стоит обстоятельство времени, а на втором – обстоятельство места, например: Завтра в нашем городе ожидается тёплая погода без осадков; К вечеру в доме всё успокоилось. Постановка рядом двух обстоятельств подчеркивает их смысловую роль в предложении. Возможно и другое их размещение: на первом месте ставится обстоятельство времени, затем подлежащее, за ним сказуемое и, наконец, обстоятельство места и другие члены предложения, например: В начале апреля река вскрылась на всём своём протяжении; Вчера я встретил на улице своего старого друга.

5.       Обстоятельства   п р и ч и н ы    и    ц е л и   чаще стоят впереди сказуемого, например: По случаю волнения на море пароход пришел поздно (Чехов); Две девушки от страха плакали (В. Панова); Мужик с сумою на спине… для смеху подтолкнул другого плечом (Малышкин).

Постановка названных обстоятельств после глагола-сказуемого обычно приводит к их смысловому выделению, например: Она проснулась от страха; Он не ходит на работу якобы из-за болезни; Электричка отправлена в депо на годовой ремонт.

Местоположение вводных слов, обращений, частиц, предлогов

1.       Не являясь членами предложения, вводные слова свободно располагаются в нем, если относятся к предложению в целом; ср.: Казалось, он уснул. – Он, казалось, уснул. – Он уснул, казалось.

Вместе с тем следует отметить, что смысловая нагрузка вводного слова в приведенных вариантах неодинакова: в большей степени она отмечается в первом из них, где в начале предложения слово казалось по значению приближается к простому предложению в составе бессоюзного сложного предложения; последние два варианта равноценны.

Если вводное слово по смыслу связано с отдельным членом предложения, то оно ставится рядом с ним, например: Стала появляться настоящая птица, дичь, по выражению охотников (Аксаков); Наше ветхое судёнышко наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, на неглубоком месте (Тургенев).

Не следует ставить вводное слово между предлогом и тем словом, которым предлог управляет, например: «Дело находилось в, казалось бы, верных руках» (вместо: Дело находилось, казалось бы, в верных руках).

2.       Обращения также свободно располагаются в предложении, однако для смыслового и интонационного их выделения не безразлично место, занимаемое ими в предложении: обращение, стоящее в начале или в конце предложения, логически подчеркивается. Ср.: Доктор, скажите, что с моим ребёнком. – Скажите, доктор, что с моим ребёнком. – Скажите, что с моим ребёнком, доктор.

В призывах, лозунгах, воззваниях, приказах, ораторских выступлениях, официальных и личных письмах обращение, как правило, ставится в начале предложения.

То же в поэтической речи, причем обращение нередко выделяется в самостоятельное предложение, например: Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов); Мать-земля моя родная, сторона моя лесная, край, страдающий в плену! Я приду – лишь дня не знаю, но приду, тебя верну (Твардовский). Ср. разорванное обращение с основной частью в конце предложения: За кровь и слёзы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год (Щипачёв).

3.       Частицы, как правило, стоят перед словом, к которому они по смыслу относятся. Ср.:

а) Эта книга трудна даже для него (речь идет о трудности для квалифицированного человека);

б) Эта книга даже трудна для него (подчеркивается неожиданность трудности);

в) Даже эта книга трудна для него (речь идет о неподготовленном читателе).

Частица -таки постпозитивна (довольно-таки, настоял-таки), но для подчеркивания смысла иногда в разговорной речи ее ставят перед глаголом, например: Статский советник хоть и сам пропал, но таки упёк своего товарища (Гоголь); Елена промолчала, и я таки запер её и в этот раз (Достоевский).

4.       Неудачен отрыв предлога от управляемого существительного в конструкциях типа: «Я приду с ещё несколькими товарищами» (вместо: Я приду ещё с несколькими товарищами); «Объем экспорта сократился с примерно…; увеличился до примерно…» (вместо: …сократился примерно с…; увеличился примерно до…).

Не следует ставить подряд два предлога, например: «В одном из от вас полученных писем…» (вместо: В одном из полученных от вас писем…); «Обратить внимание на во всех отношениях выдающуюся работу» (вместо: Обратить внимание на выдающуюся во всех отношениях работу).

В сочетаниях имени существительного с именем числительным, обозначающих приблизительное количество, предлог ставится между названными частями речи (минут через десять, шагах в двадцати), а не перед всем сочетанием («через минут десять», «в шагах двадцати»).




 

Скачано с www.znanio.ru

Согласование главных членов предложения

Согласование главных членов предложения

Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь

Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь

Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма

Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим

Установлено три новых олимпийских рекорда

Установлено три новых олимпийских рекорда

В.Тушнова). При согласовании главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе

В.Тушнова). При согласовании главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе

Сказуемое в форме ед.ч.

Сказуемое в форме ед.ч.

Несколько мужчин сидел… за столом и разговаривали

Несколько мужчин сидел… за столом и разговаривали

При несклоняемости аббревиатуры сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования:

При несклоняемости аббревиатуры сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования:

При разделительных союзах или , либо , то…то , не то…не то между однородными подлежащимисказуемое обычно сочетается с ближайшим из них:

При разделительных союзах или , либо , то…то , не то…не то между однородными подлежащимисказуемое обычно сочетается с ближайшим из них:

Это элементарный пример схемы предложения с простым порядком слов, где каждое из них выполняет характерную грамматическую роль

Это элементарный пример схемы предложения с простым порядком слов, где каждое из них выполняет характерную грамматическую роль

Место подлежащего и сказуемого 1

Место подлежащего и сказуемого 1

Постпозитивное определение (т

Постпозитивное определение (т

Постановка несогласованного определения, выраженного существительным, впереди определяемого слова является инверсией, например: средней величины медведь (Гоголь); генерала

Постановка несогласованного определения, выраженного существительным, впереди определяемого слова является инверсией, например: средней величины медведь (Гоголь); генерала

Некоторые наречия, сочетающиеся с немногими глаголами, ставятся после них, например: идти шагом, лежать ничком, пройтись босиком, упасть навзничь, ходить пешком

Некоторые наречия, сочетающиеся с немногими глаголами, ставятся после них, например: идти шагом, лежать ничком, пройтись босиком, упасть навзничь, ходить пешком

Если вводное слово по смыслу связано с отдельным членом предложения, то оно ставится рядом с ним, например:

Если вводное слово по смыслу связано с отдельным членом предложения, то оно ставится рядом с ним, например:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2021