Виды сказуемого.
Простое глагольное |
Составное глагольное |
Составное именное |
Выражается глаголом в форме одного из наклонений |
Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив |
Вспомогательный глагол + именная часть |
Отвечает на вопрос: Что
делает? |
Отвечает на вопрос: Что
делает? |
Отвечает на вопрос: Что
такое предмет? |
Таблица видов сказуемых
1. Простое глагольное |
2. Составное глагольное |
3. Составное именное |
выражается глаголом в форме одного из наклонений Но могут быть и такие случаи…
|
вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого. Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола. (1.
Ученики хотят учиться. |
вспомогательный глагол + именная часть Именная часть может быть выражена:
|
Вспомогательные глаголы. |
||
|
|
1. Задать вопрос. Определить сказуемое.
а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.
Продюсер может что сделать? – может не согласится.
б) Режиссёр казался расстроенным.
Режиссёр что делал? – казался расстроенным
2. Посмотреть на состав сказуемого
а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.
б) глагол + причастие = С.И.С.
Упражнения.
1. Тест.
1.
Подлежащее выражено словосочетанием:
A) Мокрый дождя не боится.
B) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
C) Наконец пришло и послезавтра.
D) Трубка его погасла.
E) Жил старик со старухой у самого синего моря.
2. Подлежащее выражено словосочетанием:
A) Хорошее всегда вызывает желание лучшего.
B) Семеро одного не ждут.
C) Наконец пришло и послезавтра.
D) Шли два приятеля вечернею порой.
E) Ненависть сжигает человека.
3. Подлежащее выражено междометием:
A) Хорошее всегда вызывает желание лучшего.
B) Семеро одного не ждут.
C) Наконец пришло и послезавтра.
D) Шли два приятеля вечернею порой.
E) Их заглушало глухое и грозное «ура».
4. Укажите
предложение с составным именным сказуемым:
A) Погода была прекраснейшая.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) Пусть сердцу вечно снится май.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
5. Укажите
предложение с составным именным сказуемым:
A) Метель была сильной и свирепой.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) Пусть сердцу вечно снится май.
D) На дворе была метель, ветер выл.
E) Буду петь я и радость, и горе
6. Укажите
предложение с составным именным сказуемым:
A) Небо всегда было ярким и темным.
B) Я стал часами бродить по городу.
C) В комнате было несколько человек.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
7. Укажите
предложение с составным именным сказуемым:
A) Ветер стал теплее.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) По утрам я стал упражняться в переводах.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
8. Укажите
предложение с составным именным сказуемым:
A) Вишневый сад теперь мой.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) Пусть сердцу вечно снится май.
D) Среди болота поднимался лесной островок.
E) Буду петь я и радость, и горе.
9. Укажите
предложение с простым глагольным сказуемым:
A) Вишневый сад теперь мой.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) По утрам я стал упражняться в переводах.
D) Я писать обязан по мандату долга.
E) Буду петь я и радость, и горе.
10. Укажите
предложение с простым глагольным сказуемым:
A) Ветер стал теплее.
B) Я даже их могу по пальцам перечесть.
C) По утрам я стал упражняться в переводах.
D) Свою постылую свободу я потерять не захотел.
E) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.
11. Укажите
предложение с простым глагольным сказуемым:
A) Небо всегда было ярким и темным.
B) Я стал часами бродить по городу.
C) В комнате было несколько человек.
D) Я писать обязан по мандату долга.
E) День будет долог, светел и горяч.
2. Найти сказуемые и определить их вид, подчеркнуть.
Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки.
Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
3. Да или нет?
4. Определить вид сказуемого.
1) Молодой Дубровский хотел заняться делами.
2) Я лошадей кормить буду.
3) Туман начинает понемногу рассеиваться.
4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.
5) И у меня есть своя заветная мечта.
6) Сегодня я знал назубок весь параграф.
7) Вечером море было чёрного цвета.
5. Определить грамматическую основу предложений.
На Большой Грузинской улице в Москве есть старинный дом. Он стоит уже более двух веков и отличается удивительными пропорциями. Здание было построено в XVIII веке. Для нас этот дом очень дорог. В его стенах Владимир Даль начал создавать знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". Этой работе было посвящено сорок три года! Словарь Даля уже более ста лет считается лучшим словарём русского языка.
6. Заменить простые глагольные сказуемые составными.
1. Собрание начнётся точно в назначенный срок. 2. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. 3. Сыновья помогают матери в домашних делах. 4. Она водит машину. 5. Сыновья навестили своих родителей.
7. Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого.
1. Одно из замечательных произведений А.С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.
8. Выделить грамматические основы в предложениях.
1.
Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а
осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и
уютной, если ты в ней не один.
9. Найдите разновидности сказуемого в стихотворении.
Осень
золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…
Вижу
я повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).
Осень
- это скука... И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!
Был
бы я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.
- Кто такие "эстеты”? И почему лирический герой думает, что они "наградят его презреньем”?
- Понравилось ли вам стихотворение?
10.
Перепишите текст, определите, чем выражено
сказуемое в речи.
Наш шофер — пожилой загорелый мужчина. Он
медленно ведет автобус по горной дороге. На юго-западе возвышаются белые
вершины Эльбруса. По происхождению Эльбрус — потухший вулкан. Контуры снежного
великана правильны и красивы.
11. Самостоятельно определите лишнее предложение.
1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
2. Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
4. Команда будет выступать на соседнем поле.
5. Шестью восемь – сорок восемь.
6. Солнце было красное и большое.
7. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
8. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
9. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
Домашнее задание.
Определить вид сказуемого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.