Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(г. Москва – г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск),
учитель истории и обществознания, -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии им. Я.А. Коменского,
Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Лауреат премии им. К.Д. Ушинского,
Заслуженный деятель науки РФ
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)
2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
И
К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ
«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».
(В.А. Сухомлинский).
В эпоху глобализации мир изменился, меняются культурные приоритеты, задаются новые смыслы и ценности. Любой педагог знает – дети XXI (21) века, развивающиеся в условиях информационных потоков, стали другими.
Как известно, в психолого-педагогической науке на основе изучения и обобщения теоретико-практического опыта учителей сложились определённые подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор методов обучения зависит:
· от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
· особенностей содержания и методов изучаемого предмета, темы;
· особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
· цели, задач и содержания материала конкретного урока;
· времени, отведенного на изучение того или иного материала;
· возрастных особенностей учащихся;
· уровня их реальных познавательных возможностей;
· уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
· особенностей классного коллектива;
· внешних условий (географических, производственного окружения);
· материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
· возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств [1].
По нашему мнению, в этом контексте, как нельзя лучше развивает навыки творческого усвоения знаний и умения решать учебные проблемы на уроках истории адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение.
Адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение – такая организация учебно-познавательного развивающего процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей обучающихся.
Какая же деятельность считается творческой?
Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке.
Эти способности в определённой мере и развивает адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение. Через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать предположения, искать пути решения проблем.
Таким образом, вторая причина возникновения теории и практики адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения – общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции.
Прежде чем мы перейдем к непосредственному описанию педагогической технологии адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, обратимся к общему толкованию понятий «технология», а также «педагогическая технология».
Техноло́гия (от греч. Téchne - искусство, мастерство, умение и греч. Logos - изучение) - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения.
У В.П. Беспалько педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология определяет специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв) [3, 5].
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что адаптивно-развивающее проблемно-модульное обучение, как педагогическая технология – это такая организация учебно-познавательного развивающего процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей обучающихся.
Адаптивно-развивающим проблемно-модульным данный метод называется потому, что на всех этапах обучения ученик получает информацию в соответствии с определенным алгоритмом-модулем. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Модульная структура, состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями. При этом связи отдельного модуля с другими модулями могут быть моновалентными и поливалентными.
Одним из основных элементов адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения является система контроля и оценки достижений учащихся. Одна из форм такой системы – индивидуальный коммуникативный индекс (рейтинг), который нацеливает учащегося на получение максимального количества баллов при изучении модуля. Процент распределения баллов среди различных видов контроля, следующий: текущий контроль дает 30-35% общей максимальной оценки, промежуточный -20-25%, практические занятия - до 25%, доля баллов, полученных на экзамене,- около 20%. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу, значительно повышает состязательность в учёбе, исключает случайности при сдаче экзаменов.
Современные педагогические технологии отличаются разнообразием и индивидуализацией сфер применения. Например, проблемно-модульное обучение (М. А. Чошанов) используется при изучении предметов школьного курса; модули трудовых навыков (Н. В. Блохин) предназначены для формирования профессиональных умений, а адаптивное обучение (Басова Н. В.) применяется в условиях высшей школы[3, 5].
При этом различают модули предметно-содержательные (автономные порции учебного материала) и деятельностные (самостоятельно формируемые действия по достижению определённых целей).
Для каждого модульного блока разрабатывается система методической поддержки. В свою очередь, из сочетания нескольких блоков могут быть образованы более крупные модули. Блочно–модульная организация работы позволяет структурировать нормативное содержание познания или деятельности в целях последующего успешного пошагового достижения цели, а, главное, успешно применять на уроках современные компьютерные технологии. Чем быстрее учитель поймет, что учебник перестал быть единственным источником знаний, тем быстрее он найдет возможность передачи знаний при помощи применения информационных технологий на уроках.
Например, активно использовать на уроках заранее подготовленные презентации, в которых присутствует анимационные эффекты. В таких презентациях информация (у автора данной статьи – по истории) может преподноситься пошагово в виде череды вопросов, обрамленных разными видео-материалами, схемами, диаграммами, цифрами. Опыт работы с такими презентациями – положительный. Учащиеся быстрее запоминают обширный исторический материал, особенно связанный с различными историческими датами. Сухие строчки учебника, несомненно, уступают анимированным слайдам презентации. Так, например, нами разработаны (при помощи специалистов по информационным технологиям) слайды о биографии маршала Георгия Жукова, князя Александра Невского и первого императора России Петра Первого.
В подобных презентациях пошаговые вопросы отдельного слайда относятся к проблемной технологии, а презентация в целом – к модульной. Как показала данная методика, учащиеся мгновенно усваивают материал и значительно легче запоминают исторические даты. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
При комплексном использовании адаптивно-развивающей проблемно-модульной педагогической технологии обучения истории, ориентированной как на развитие творческого потенциала, так и на развитие познавательных способностей и дальнейшего самообразования, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусова Т. А. Проблемно-модульное обучение на уроках истории как средство развития творческих возможностей учащихся. - http://festival.1september.ru/articles/590200/
2. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения. /Учебно-методическое пособие. – СПб., 2009
3. Левис Д. Современные образовательные технологии. - Новосибирск, 1999.
4. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание./Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». - http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/231/p4
5. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.