Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)
Оценка 5

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература +2
9 кл—11 кл +1
06.10.2017
Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)
Всё это воспитывает у подрастающего поколения любовь к родному краю к «малой родине», славной своим прошлым и настоящим. Я ставлю перед собой основные задачи: 1. Изучить литературную жизнь края в прошлом; 2. Собрать материал о пребывании в наших местах знаменитых, выдающихся писателей, поэтов; 3. Устанавливать связи с современными писателями и поэтами. Этот материал формирует наше представление об исторических и культурных связях Астраханского края с жизнью нашей страны, сравнивает прошлое с настоящим, чтобы лучше увидеть черты современности.Использование краеведческого материала приучает нас к творческому и самостоятельному труду, развивает активность и любознательность, прививает интерес к произведениям местных авторов, к историческому и культурному наследию Астраханской области, воспитывают любовь к родной земле.
Жизненный и творческий путь Б,М.Шаховского .doc
МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 64» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ    РАБОТА «ЖИЗНЕННЫЙ  И  ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ   БОРИСА  МИХАЙЛОВИЧА  ШАХОВСКОГО»                                                      Выполнила ученица 10 «А» класса,    Наумова Олеся    Руководитель  Ларина Лариса Юрьевна, учитель русского языка и литературы АСТРАХАНЬ ­ 2017 В В Е Д Е Н И Е Литература   –   это   выражение   совести   народа,   его   традиций,   нужд   и   отчаяний.   Она воспитывает лучшие качества человека, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию. Поэтому   главной   задачей   русского   языка   и   литературы   является   обогащение   глубокими знаниями о своём народе, его прошлом, культуре, традициях. Всё   это   воспитывает   у   подрастающего   поколения   любовь   к   родному   краю   к   «малой родине», славной своим прошлым и настоящим. Я ставлю перед собой основные задачи: 1. Изучить литературную жизнь края в прошлом; 2. Собрать   материал   о   пребывании   в   наших   местах   знаменитых,   выдающихся   писателей, поэтов; 3. Устанавливать связи с современными писателями и поэтами. Этот   материал   формирует   наше   представление   об   исторических   и   культурных   связях Астраханского края с жизнью нашей страны, сравнивает прошлое с настоящим, чтобы лучше увидеть черты современности. Найденные материалы об историческом прошлом Астраханского края можно использовать на уроках литературы, что делает урок интересным и увлекательным, пробуждает интерес   к поэтическому наследию нашего края, помогает осознавать себя частицей своей «малой родины». При   изучении   темы   «Поэты­астраханцы   и   Великая   Отечественная   война»   можно использовать материал о поэтах­фронтовиках М. Луконине и Б. Шаховском. При   изучении   современной   поэзии   Н.М.Рубцова   и   В.Ф.Бокова   можно   использовать материал   по   краеведению,   где   узнаём   много   интересного   о   Н.Поливине,   Ю.   Кочеткове,   Ю. Маркове.   Основные   мотивы   их   творчества   –   Родина,   природа   Астраханского   края,   русские люди, мир человеческой души. Использование краеведческого материала приучает нас к творческому и самостоятельному труду, развивает активность и любознательность, прививает интерес к произведениям местных авторов, к историческому и культурному наследию Астраханской области, воспитывают любовь к родной земле. В этой работе я пыталась поставить перед собой следующие задачи: 1. изучить жизненный и творческий путь поэта Б. М. Шаховского; 2. попытаться проанализировать его поэму «Опалённая юность»; 3. в дальнейшем использовать данный материал при проведении различных мероприятий. Знакомясь   с   жизнью   и   деятельностью   нашего   земляка   Б.   М.   Шаховского,   изучая   его творчество, я столкнулась с большими проблемами: в библиотеках отсутствуют произведения поэта, недоступность изучения архивных материалов. И все же был собран небольшой материал о нём, который я привожу в своей работе. Работа по краеведению очень интересна и увлекательна, поэтому мы должны заниматься краеведением   в   школе,   на   уроках,   воспитывая   достойных   граждан   своей   страны,   патриотов земли родной. ЖИЗНЕННЫЙ  И  ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ  ПОЭТА Цельным   человеком   –   и   в   поэзии,   и   в   жизни   –   был   наш   земляк   Борис   Михайлович Шекспир  «Гамлет». Он человеком был в полном смысле слова. Шаховский. Он коренной астраханец. Родился 22 апреля 1921 года. В Астрахани прошли детские и юношеские годы поэта. Здесь он босоногим мальчишкой купался в реке и бегал на рыбалку. Здесь   он   познал   красоту   природы   Волжского   понизовья   и   навсегда   полюбил   Волгу   с   её пароходами, рыбацкими тонями, камышовыми зарослями, лотосовыми полями. «Отец Бориса до 1917 года был офицером царской армии. В 1922 году товарищ устроил его работать в один из пунктов общепита. В конце 20­х начале 30­х годов он был заведующим столовой. Заработки были ничтожными, поэтому он подрабатывал, торгуя на Больших Исадах махоркой. Мать в молодости работала швеёй. В 1941 году их выслали в Казахстан, и лишь в 1943 году они опять вернулись в Астрахань».1 Одноклассница поэта, Мария Николаевна Уразгельдыева сохранила дневник Шаховского. Бережное отношение е нему она объяснила тем, что в нём много рассказывается о друге поэта, мальчишке по кличке Няй­мулла, её брате, который погиб на войне. Дневник представляет собой блокнот небольшого формата в сероватой обложке, записи в нём велись мелким почерком то чернилами,   то   карандашом.   Первая   запись   датируется   1   января   1935   года,   последняя   –   3 февраля. Борису шёл тогда 14­й год. Он учился в 7 классе школы  № 8 имени Розы Люксембург. На   страницах   дневника   фамилии   учителей,   которые   его   учили,   имена   друзей, родственников. Сам того не подозревая, юный Борис воссоздаёт атмосферу, в которой вырос и воспитывался. Особенно много говорят названия книг, которые он в это время читает, фильмов, которые смотрит. «Читал книгу «Алые паруса». «Ходил в кино, днём, в «Модерн» на «Чапаева». «Вечером ходил в ТЮЗ. Картина «Элисо». Посещение кино было одним из любимейших видов отдыха и времяпровождения. В названиях кинотеатров, в различного рода подробностях оживает атмосфера жизни Астрахани середины 30­х годов с её трудностями и милыми пустяками. Есть в записях и отзвуки первой влюблённости, которая тревожит юношу. Без любви и слов о ней в этом возрасте жить невозможно. После окончания школы захотел получить профессию, связанную с волжскими просторами. Поступает в Астраханский рыбвтуз. Но война изменила все планы, перечеркнула всю жизнь. Студентом 4 курса рыбвтуза Борис в   1941  году   добровольцем   уходит   на   фронт.   В  Камышинском   военном   училище   становится танкистом и свой первый бой принял в пылающем Сталинграде. Затем Харьков, Днепр … «На войне вырос от командира танка до начальника штаба танкового батальона. Его ратные подвиги   отмечены   орденом   Красной   Звезды   и   медалями.   В   одном   из   боёв   он   получил тяжелейшее   ранение   в   область   сердца.   Госпитали,   операции,   демобилизация,   а   потом многолетняя борьба с недугами. Борис Михайлович жил с осколками в опасной близости к сердцу. Демобилизованный воин возвратился в родной город и вновь стал студентом». 2 В 1947 году закончил технологический  факультет рыбвтуза. Работал по специальности инженером­технологом   в   Астраханской   области.   «Видимо,   в   это   время   у   него   появилось серьёзное желание осмыслить увиденное и пережитое, а вылилось это в поэтические строки. Вначале для себя, для узкого круга друзей. А потом в институтском кругу, в газете «Во весь голос». И вот, наконец, публикация стихов в областной газете «Волга» в 1946 году. 1 Из воспоминаний М. Н. Уразгельдыевой.  2  Е. Новожилов. Памяти поэта­земляка. Волга. № 77, 22 апреля 1999. 4 Институт позади, и началась работа, связанная с обслуживанием рыболовецких участков, ­ длительные поездки в дельту Волги, глубокое знакомство с жизнью, трудом, бытом рыбаков и одновременно заочная учёба в Литературном институте имени М. Горького, который закончил в 1955 году.»3 В 1950 году в издательстве «Волга» выходит первый сборник стихов «Путь юности», в котором отражено всё пережитое на войне. Затем появляются новые сборники. Живя в Москве, Шаховский   нередко   навещал   земляков,   участвовал   в   литературной   жизни   области,   охотно печатался в молодёжной газете «Комсомолец Каспия». Полученное на фронте ранение приковало поэта к постели, но он продолжал литературную работу. «Осколок в сердце давал о себе знать. Всё чаще и чаще появлялись сильнейшие боли. В первый   раз   это   случилось   на   29­й   год   рождения.   Поэтому   требовался   постоянный   надзор опытных врачей, специалистов­кардиологов. По ходатайству Союза писателей СССР ему была предоставлена   квартира   в   Москве.   Выдающийся   хирург   Александр   Вишневский   сделал Шаховскому операцию на сердце. Врачи запретили ему волноваться, рекомендовали спокойный, размеренный, малоподвижный образ жизни».4 Мне давно сказал знакомый медик, Что нужны покой да тишина. Знаю я и сам. Что не из меди В сердце человечьем клапана. Но как можно быть спокойным, когда душа поэта требовала общения с читателями, и он совершает многочисленные поездки по стране, и в первую очередь стремится на родину. Здесь ждали его друзья. Он садился на пароход и плыл в Астрахань. И как было не волноваться, не переживать, когда по пути пароход останавливался в местах фронтовой молодости: Камышин, Волгоград. Волгоград. Я здесь был Девятнадцать июней назад. Волгоград! Здесь остались Мои одногодки. Юность стала ровесницей Им навсегда. Самым   сильным   жизненным   впечатлением   Шаховского   была   война,   она   красной   нитью проходит через всю его жизнь: Мы до войны не числились в бесстрашных, Нас берегли от трудностей отцы. Из лёгкой жизни в пекло рукопашных Шагнули мы беспечные юнцы. 3 Е. Новожилов. Памяти поэта­земляка. Волга. № 77, 22 апреля 1999. 4  А.А.Мамаев. Поэзия Б. Шаховского. Литературное краеведение. Выпуск 1. Астрахань, 1965. «Борис Шаховский – поэт фронтового поколения. В общей песне поколения у него есть свои слова. В его стихах заключена жизненная достоверность, ощущение очевидца, и этим они трогают нас,» ­ так сказал о нём Сергей Наровчатов.5 Но   не   только   военное   лихолетье   трогало   и   волновало   поэта.   Его   стихи   о   рыбных промыслах, родных местах, природе и людях Поволжья по­настоящему лиричны и романтичны, проникнуты истинной любовью к «малой родине». Я хочу, чтобы всюду запели О каспийском простом рыбаке И чтобы птицею песни летели По­над Каспием к Волге­реке. Борис   Шаховский   всем   своим   существом   сроднился   с   Астраханью,   с   её   природой, трудовой жизнью, нравами и обычаями. Это вдумчивый поэт. Он не гонится за количеством стихов. Ему дорого их качество, их совершенство. Книги Б. Шаховского выходят не только в местном издательстве, но и в центральных. На счету поэта немало изданий: «Наш   рыбацкий   край»   (1959),   «   Каспийские   зори»   (1957),   «Опять   вернутся   журавли» (1959),   «Певучие   плёсы»   (1960),   «Крутое   племя»   (1961),   «Друзья   по   счастью»   (1962), «Избранная лирика» ( 1964), «Утренний прибой» (1965). В   дни   пребывания   в   Астрахани   его   квартира   становилась   своеобразным   филиалом поэтической редакции. Ю. И. Кочетков, астраханский писатель и журналист, вспоминал: «Он удивлял   нас   работоспособностью,   оптимизмом.   Ему   частенько   стоило   немалых   трудов подняться по лестнице на второй этаж, в редакции радио или газеты. А он ходил. Работал, шутил, успевал сделать очень многое. Писал очерки, статьи. Он часто встречался с читателями, объездил всю область».6 Творческая   дружба   связывала   Шаховского   с   многими   поэтами­фронтовиками:   Сергеем Наровчатовым,   Михаилом   Лукониным,   Василием   Фёдоровым,   Николаем   Старшиновым.   Он дружил с композитором Анатолием Гладченко (почётным гражданином Астрахани), создавшим великолепный песенный цикл на его стихи. Многим астраханским писателям он дал путёвку в жизнь. К нему шли друзья детства и юности, друзья­поэты т журналисты и, конечно, начинающие. Он редактировал первые поэтические сборники молодых. И конечно – шёл к читателям в школы, вузы, к рабочим и рыбакам.  «В   августе   1965   года   все   с   радостью   ждали   поэта   в   Енотаевке.   Поехали   на   пристань «Метеор» встречать из Астрахани. Бориса Шаховского свели с теплохода под руки: в дороге у него   случился   приступ   почечной   колики.   И   вместо   радостного   застолья   –   постель,   карета «скорой помощи», уколы … Но приступ прошёл и на следующий день Шаховский настоял на поездке   по  Волге.  Во  время     поездки  на  баркасе   случился  приступ   стенокардии…   А затем приступ   печёночной   колики.   Болел   он   трудно…Танкист­инвалид,   человек   железной   воли   и стойкости, Борис Михайлович в завоёванные дни своей недолгой жизни выпустил два десятка поэтических сборников, высокого гражданского накала; между атаками нестерпимых болей он находил силы улыбаться обступившим его друзьям и пошутить, а то и поддержать словом иного здорового телом, но павшего духом товарища. 5 С. Наровчатов в ст. Е. Новожилова. Памяти поэта­земляка. Волга. № 77,  22 апреля 1999. 6 Ю. И. Кочетков в ст. Е. Новожилова. Памяти поэта­земляка. Волга. № 77,  22 апреля 1999. 6 Он любил встречаться с людьми – в этих встречах черпал силы для работы: контакт со слушателями устанавливался  у него удивительно быстро и прочно, чему способствовал талант поэта и обаяние человека».7 У Шаховского было полное отсутствие зависти к успехам товарищей по перу. Он был внимателен к своим коллегам. Его называли полпредом астраханских писателей в Москве. Борис   Михайлович   обладал   редким   талантом   умения   слушать   собеседника.   Он сопереживал историю рассказчика, радовался его радостью и печалился его печалью, ­ и так искренне, так естественно – ни тени искусственности или фальши. В   Камышине   в   школьном   музее   открыта   небольшая   экспозиция,   посвящённая   поэту­ солдату Борису Шаховскому. Такая же экспозиция была открыта в Харькове ещё при жизни поэта.   Борис   Михайлович   был   в   Харькове   по     командировке   ЦК   комсомола,   несмотря   на болезнь. Встречался с молодёжью, читал им и писал о них. «В   1966   году   в   Москве   проходил   Всероссийский   смотр   сельской   художественной самодеятельности.   Земляки   пригласили   на   смотр   Шаховского.   Тишковский   хор   рыбачек   и женский вокальный квартет «Камышинка» исполняли песни на его стихи».8 Когда здоровье окончательно сдало, поэт затосковал о приморских далях. Как­то увидел в небе птиц и вспомнил своих низовых лебедей и журавлей. Они тоже сейчас, наверное, тянутся цепочкой на юг. Но нет, Они не бросят Каспий, Пусть скоро стужа и метель: У нас не принято за счастьем Летать за тридевять земель. Поэт мужественно боролся за жизнь, но силы его оставили. Когда провожали в последний путь, чистое и светлое с утра небо, вдруг потемнело, скорбя: Сама природа Неуютом Осенним над его лицом Склонилась,  Стихла на минуту И громовым потом салютом Простилась со своим певцом. Шаховского как поэта сформировала война. Поэт пришёл к читателям из­за той черты, которая отделяет живых от павших. Но война настигла его и в мирные дни.  Её раны оказались смертельными. Летом   1967   года   46­летнего   поэта   не   стало.   Остались   навсегда   его   стихи,   полные глубокого лиризма, веры в человека, в радость труда и жизнь. Нам остались поэтические книги, изданные при жизни в Астрахани, Волгограде, Москве. В   ознаменование   50­летия   Коммунистического   Союза   Молодёжи   областной   комитет ВЛКСМ   учредил   премии   Астраханского   комсомола   за   лучшие   произведения   литературы, искусства и журналистики. Одним из двух первых лауреатов этой премии стал наш земляк поэт Борис Михайлович Шаховский (посмертно). Премия присуждена его книге «Утренний прибой», вышедшей в свет в 1965 году в издательстве «Советский писатель». «Честная   и   мужественная   книга»,   ­   сказал   о   ней   известный   советский   поэт   Сергей Наровчатов.   Эта   книга   раскрыла   для   нас   новую   грань   литературного   таланта   Бориса Михайловича – дар популяризатора научных достижений. 7 Б. Жилин. Поэт­гражданин. Знамя коммунизма. 11 апреля 1981. 8 Ю. Кочетков. Поэт­солдат. Блокнот агитатора. № 22, ноябрь 1968, изд. Волга. После смерти поэта его книги издавались свыше десяти раз. Они несли людям радость встречи с земляком­поэтом, стихи которого воспевают ратный подвиг человека, красоту родного Понизовья, чистую и светлую любовь. Б.   М.   Шаховский   был   первым   литературным   лауреатом   комсомольской   организации Астраханской   области.   Многие   из   его   стихов   положены   на   музыку   нашими   местными композиторами   –   Татьяной   Вишневской,   Александром   Фроловым,   Анатолием   Гладченко.. Преподаватель   культпросветучилища  А.А.Гладченко  создал   более   20  песен  на  слова  Бориса Шаховского. «В 1982 году в Астраханском техническом институте рыбной промышленности состоялось торжественное   открытие   стелы   и   памятной   доски,   посвящённых   бывшему   выпускнику института,   известному   поэту­фронтовику   Б.   М.   Шаховскому.   Здесь   собрались   студенты, представители общественности города, преподаватели вуза, писатели и журналисты. Из Москвы приехала вдова поэта Н. С. Шаховская. Всю жизнь Надежда Степановна была не только женой, но и верным другом и помощником. Митинг открыл писатель С. Калашников. Слово о поэте произнёс доктор филологических наук,   член  Союза  писателей   СССР,   профессор   Н.  Травушкин.   Затем   выступили   прозаик   Ю. Селенский, поэт Н. Ваганов, студенты, учащиеся средней школы № 56. На   памятной   доске   на   мраморе   –   барельефный   портрет   поэта,   дата   окончания   им института и крупным шрифтом – известное всем астраханцам   ИМЯ. На белом фоне стелы строки стихов: Сшиблен с ног – Сражайся на коленях! Встать не можешь – Лёжа наступай!..9 Имя   поэта   занесено   в   книгу   Почёта   вуза,   в   музее   и   библиотеке   сохраняются   его фотографии и книги. В школе­интернате № 6 имеется музей  имени Б. Шаховского, а на Трусово – переулок Шаховского. Решением учёного совета в техническом университете учреждена литературная премия за поэтические произведения имени Б. Шаховского. Премия ежегодная, имена лауреатов будут называться 22 апреля – в день рождения поэта, а вручаться 3 июня – в день АГТУ. Установление литературной премии имени Б. Шаховского – это ещё одна грань нашей памяти. Астраханская молодёжь горячо любит стихи своего земляка. В его произведениях есть строки, которые учат стойкости и упорству, силе и выносливости, мужеству и отваге.  Жизнь во имя счастья ближнего, борьба до последнего вздоха, внутренняя красота гражданина, умеющего жертвовать   собой   без   рисовки,   без   позы,   ­   эти   черты,   рождённые   нашим   великим   веком, определяют характер героев лучших стихов и самого Бориса Шаховского. Мы   чтим   память   своего   старшего   товарища,   поэта­солдата,   гордимся   нашим замечательным земляком. Память о нём отлита не только в мемориале, но и в наших сердцах. 9 Г. Кюи. Памяти поэта­земляка. Волга, 6 ноября 1982. 8 ПОЭТИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО  Б. М. ШАХОВСКОГО Только тот и поэт, кто отдал без остатка     Людям жизнь, не считал     Слова на рубли.     Тот, кто первым идёт        в рукопашную схватку      И последним бросает        в беде корабли. Борис Михайлович Шаховский внёс большой и добрый вклад в развитие литературного творчества в Астрахани. Из стихотворений и поэм Шаховского мы выносим представление о человеке счастливой и трудовой судьбы, познаём всю полноту его мыслей и чувств, все стороны его отношения к жизни и   людям,   к   тем   поворотам   истории,   свидетелем   и   участником   которых   он   был.   Поэзии Шаховского свойственны искренность, предельная открытость, желание донести до людей всё прекрасное, гордое, мужественное, что должно быть в человеке. С фронта Борис Шаховский вернулся с больным сердцем и тяжёлыми недугами, надолго приковавшими его к больничной койке. Но и в единоборстве с болезнями он не выпускал из рук пера. Любовь к Родине, бодрость, оптимизм, отличают творчество поэта. Метко   и   верно   сказал   о   нём   Сергей   Наровчатов:   «Стих   Шаховского   производит впечатление   сжатой   боевой   пружины.   И   когда   она   распрямляется,   боек   ударника   разбивает капсюль поэтического патрона».  Поэт скромен и правдив. Трудная жизнь не только закалила его волю, но и возвысила его любовь к Родине, к человеку – труженику и борцу, научила сдержанности в чувствах, умению видеть предел своих возможностей. Мать моя, Родимая Россия! Пред тобой лукавить не хочу. То, что в жизни сверстник мой осмыслил, Мне в стихах воспеть не по плечу. Б. М. Шаховский начал писать в 1946 году. В Астрахани вышло несколько сборников его стихов.   Он   печатается   в   поволжских   альманахах,   журналах   «Нева»,   «Октябрь»,   «Юность», «Смена» и других. Несколько сборников стихов поэта выпущены издательствами «Советский писатель» и «Молодая гвардия». Стихи   Шаховского   отмечаются   серьёзной   работой   мысли,   её   напряжённым   развитием, поисками верного выражения. В них запечатлена жизненная достоверность, ощущение очевидца. Его стихи о каспийских рыбаках, о родных местах, о природе и людях Поволжья по­настоящему лиричны и романтичны, заставляют нас волноваться, задуматься над смыслом жизни. Наш город занимает особенное место в жизни и творчестве поэта. «Синему каспийскому краю» посвящает он много светлых и раздумчивых стихов, пронизанных любовью и печалью: Каспийский рай, Рыбачьи земли… Люблю тебя, ильменный край! Стихи Шаховского живые, образные, правдивые. Читаем и волнуемся. От его произведений родной стихией, ветрами Каспия и Волги, запахами безбрежной полынной степи. Весна идёт, сплавляя к морю льды, Весна горит кострами на раскатах, И ветлы примеряют у воды Цветной халат каспийского заката. Много стихов у поэта о природе, о красоте нашей земли, стихов, воспевающих «доброту голубых мелководий и упорство морской глубины». Лучшие стихи поэта звучат афористично, ёмко и сжато. В немногих словах Шаховский может сказать о многом. Чувство меры, наверное, органически входит в талант. Может быть , именно поэтому так сдержан и строг стих поэта. Автор любит красивое в жизни, красивость же его не увлекает. Теперь, после операции, поэт, живя в Москве, несколько раз приезжает в свой «синий край». И какая же об Астрахани тоска в его московских строках: Моё родное захолустье Лиманов, речек и проток. Там, как рассвет всплывает в устье Кувшинка – сказочный цветок. Поэт   влюблён   в   немудреную,   но   широкую   и   душевную   красоту   родного   края,   умеет заметить   и   передать   очарование   речных   пейзажей,   вольных   просторов   взморья,   поэтичность трудовых будней каспийского рыбака. Прекрасное время в каспийском краю – Путины пора золотая. Над Волгой печальную песню поют Гусей перелётные стаи. Утрами чуть свет будоражат покой В рыбацких посёлках подводы. Октябрь, златобровый Широкой рукой Артельные делит доходы. Искренностью,   сердечностью,   волнующей   любовью   проникнуты   стихи   Шаховского   о родном рыбацком крае, о его сильных и мужественных людях, о родной природе. В каспийском краю  большое  значение  имеет  рыбак   – чуть  ли  не  основной  труженик  области.   Вот ему­то, справедливо, поэт и посвятил много проникновенных стихов. В изображении поэта астраханские рыбаки   –   «крутое   племя»,   «способное   терпеливо   и     мужественно   переносить   штормовые невзгоды и выходить победителями из схватки со стихией. Лирический герой Шаховского – мужественный, волевой, высокой нравственной силы и чистоты:   он   живёт   постоянно   «на   пределе».   Он   –   не   монумент   на   пьедестале,   не   железом громыхающий чудо­кумир. Он – великий жизнелюб, нежный и любящий, он не терпит позы, он не тщеславен, скромен. Можно жить негромко, но полезно Даже в цепких лапах якорей. Лирический герой Б. Шаховского полон любви к родному краю, с яростными ветрами и адской жарой, которая выковала его характер: Шторму не сдающиеся люди Не в стоячих заводях растут. Они  нераздельны – лирический герой поэта и он сам. А как поэтично, вдохновенно пишет Шаховский о великой русской реке. Здесь прошло его детство, юные годы, годы учёбы. Здесь работал поэт, встречался с рыбаками и овощеводами, чабанами и речниками, нередко поджидая рассвет на волжском берегу в задушевной беседе с бывалыми людьми. Рыбацких лодок паруса, камышовые крепи, гудки буксира на дальнем плёсе, дымящаяся свежая уха, манящие в дорогу пароходы   и   бакен   –   работяга   с   путеводной   звёздочкой   во   лбу   –   непременные   спутники поэтического вдохновения поэта, когда он обращается к теме Каспия и Волги. Стихотворения «На закате», «Перелётные птицы», «Вёсла и следы», «У рыбацкого костра», «Бакен» раскрывают перед нами удивительный мир своеобразной и яркой природы, мы оказываемся очарованными 10 бескрайними   водными   просторами,   манящим   плеском   речной   волны.   Чувствуем,   что   всеми душевными нитями поэт связан с родными местами. Они питают его стихи, рождают новые образы,   создают   то   самое   поэтическое   настроение,   без   которого   немыслимо   настоящее творчество. Было бы неправильно характеризовать творчество Бориса Шаховского, исходя лишь из его стихов о рыбных промыслах, о своих родных местах, о природе и людях Поволжья. Военная тема составляет лучшие страницы первой его книжки – «Путь юности». Эта тема сохраняется, не теряя своей проникновенности, во всех его последующих сборниках. По праву заявляет поэт: «Проверил лично, как они сильны – строка стиха и строчка автомата». В жизни каждого поэта есть своя пристрелянная полоса, из которой он выходит с ожогами и прозрениями. Для Б. Шаховского такой полосой, но только наиболее труднопроходимой, была война. Она обострила видение поэта, его внутренний, нравственный взгляд. О войне поэт пишет с той достоверностью в подробностях, которая доступна только тому, кто испытал её злобящую опасность. Война и Волга – вот что оказало на поэта наиболее сильное воздействие, поразило его воображение, питает его творчество. Война для него – это в свинцовую пургу лежать в ожидании приказа к атаке в полсотне метров  от врага и думать о том, кого из друзей вычеркнут поутру из взводных списков. Кого­то вычеркнет неслышно Вот этот хмурый день войны. А ведь никто у нас не лишний, Мы все любимы и нужны. Война – это мечта отогреться в селе на высотке, до которого сотня шагов под огнём и одна рукопашная схватка. Вот оно, это коротенькое, но очень ёмкое стихотворение «Сто шагов». На высотке село. Вот бы в нём Отогреться и выспаться сладко! Но к нему сто шагов под огнём И одна рукопашная схватка! Война – это величие подвига во славу Родины и презрение к трусам. Выдержку, мужество, героизм советских людей поэт переплавляет в чеканные образы: Огонь сжигает трусов, А бесстрашных Переплавляют в бронзу на века. Многие стихотворения Бориса Шаховского, включённые в сборник избранной лирики, так или   иначе   связаны   с   его   фронтовыми   впечатлениями,   с   военной   судьбой   его   товарищей. Мужественно и сурово звучат такие стихи, как «На безжалостном ветру», «На века», «День февральский  от вьюги ослеп…», «В полночь нас знакомили с приказом», поэма «Опалённая юность». Все они – о войне, о солдатской дружбе и солдатском бессмертии. Все они говорят: война – жестока, смерть не выбирают, но для счастья Родины нужно побороть смерть и завоевать бессмертие, как паренёк­танкист, который бессменно стоит теперь «на посту у полковых ворот, и его пилотку даже буря с бронзового чуба не сорвёт». Война не пощадила никого. И поэт это знает. Он знает, что война не просто вычеркнет кого­то. Это не будет неожиданностью. Каждый из его сверстников готов к этому, но только ради самого заветного: ради Родины, ради победы. Поэтому­то и в самый страшный. Самый тяжёлый час поэт видит суть борьбы, видит итог её. Испытания,   утраты,   причинённые   войной,   закалили   суровое   мужество   этого   человека, научили его видеть жизнь во всех её красках, со всеми её противоречиями и несуразностями. Листая книги Б. Шаховского, мы видим картины военного лихолетья и фронтового быта: «на заре дохнули пушки разом», «мы со смертью чудом разминулись, проскочив капканы минных троп», «дождь с рассвета строчит по траншеям полка…». И снова – блиндажи, износившиеся солдатские   обмотки   и   стёршиеся   траки   танков,   бои   врукопашную   и   шрам   на   сердце   «не   в переносном, а в буквальном смысле». В заголовках стоят простые слова: «Третий месяц в боях», «На   стоянке»,   «На   безжалостном   ветру».   Но   каждое   из   таких,   казалось   бы   «бытовых» стихотворений   содержит   поэтическое   обобщение,     всё   пережитое   поэтом   на   войне   должно врезаться   в   память   чётким   афоризмом   и   приобрести   высокий   гражданственный   и гуманистический смысл. Шаховский глубоко понимал гражданскую ценность и обязательность военной лирики для поэта­фронтовика: «Мы намного больше повидали, чем стихи способны рассказать». Самым значительным и самым памятным этапом в жизни поэта была война, она­то и стала его главной темой. Героизм и трагедийность определили эту тему: Мы очень молодые люди, Но здесь, на огненном ветру, Не знаем, Будем иль не будем Во взводных списках поутру. Поэт настолько был захвачен героическим пережитым, порою даже в самых мирных, самых спокойных   и   нежных   строчках   его   стихов   видятся   образы   войны.   Его   лирика   мужественна. Мужественна,   как   и   сам   поэт   –   солдат,   неустанно   боровшийся   с   недугом   –   последствием фронтового ранения. Его творчество – откровение и жестокая правда жизни. Творчество поэта – как бы единый его монолог, и каждое новое стихотворение – новая фраза в монологе. Маршак писал: «У поэтов, проделавших на своём веку какую­то работу, а не живших в литературе на всём готовом, всегда есть точный адрес и точная дата их работы». Точный   адрес   Бориса   Михайловича   Шаховского   –   Великая   Отечественная   война.   Она   внутренний,   нравственный   взгляд.   Война   стала   первым обострила   видение   поэта,   его   испытанием и первой пробой характера, первой точкой отсчёта и первой темой поэзии. Жестокий бой, мильоны хороня, Рвал мир по швам – По Волге, Шпрее, Висле. И шрамом лёг на сердце у меня Не в переносном, А в буквальном смысле. У   Шаховского   это   увиденное,   пережитое   на   войне   сохранялось   не   только   в   памяти: опалённое в сражениях сердце постоянно держало поэта на грани жизни и небытия. В стихах его нередко появляются суровые признания: «Болен я, безнадёжно, а надежды под сердцем горят», «По неделе, по месяцу, по три бьюсь с недугом один на один», «Третий раз умираю сегодня…». В трагических ситуациях он осознавал долг поэта, находил силы для творчества: Но не кончен полезный путь, Мы оставим от судьбы Не историю болезни, А историю борьбы. Лирический герой Шаховского понимает смысл и цели борьбы. И ничто – ни раны, ни усталость, ни болезни – не остановят его на пути к свершению своих заветных замыслов и дел. «Не историю болезни, а историю борьбы» ­ вот что составляло и составляет содержание и пафос лирики поэта, сумевшего остаться в строю несмотря ни на что. И   не   удивительно,   что   в   новой   книге   его   засверкали   новые   слова   и   краски,   бодрые, мажорные: Нынче радость, шире океана. Клуб большой, но всем не хватит мест. И  сверкают пуговки баяна, 12 Словно звёзды, снятые  с небес… Отступили   в   прошлое   суровые   картины   военных   будней,   которые   мы   видели   в   поэме «Опалённая   юность»,   в   стихах   «Сто   шагов»,   «Дождь   в   окопах»,   «На   безжалостном   ветру», «Минные тропы» и другие. Отстали, оставшись для поэта фактами биографии, горькие раздумья о   борьбе   с   недугом.   Теперь   перед   его   просветлённым   взором   открывается   жизнь   людей   и картины   природы   не   только   Астраханского   края,   но   и   центральной   России   во   всей   её многоцветности и широте. Горькая солдатская судьба выпала на его долю. Горькая – потому что,  выполнив долг, он уже не мог встать, выйти в поле, на котором победил врага; выйти на Волгу, где осталось его детство. Война не пощадила его, опалила своим страшным огнём. Б. Шаховский был ранен на войне и ранен войной, неизлечимо, навсегда. «Не спеши, моё больное сердце, ­ говорит поэт, ­ и на отдых тоже не зови. Мы с тобой бойцы – единоверцы в ненависти, в дружбе и любви». «… Болен человек. Тяжело ему. Нет сил подняться с кровати, выйти на улицу, к солнцу и соснам, погрустить у солдатских могил, постучать на рассвете в окна друзей. Жестокий недуг стремится вычеркнуть человека из жизни. Но человек не сдаётся. Он борется. И знает, что победит».10 Стихотворение   «Солнце   встало»   хорошо   передаёт   основной   мотив   его   творчества: человека можно искалечить, человека можно даже убить, но сила его духа, его неистощимое мужество всё перетерпит и всё переживёт. Ясные, правдивые строчки стихов Шаховского несут в себе неиссякаемый запас энергии, полны оптимизма, веры в будущее. И в каждом их них зримо присутствует автор со своими симпатией и ненавистью, взволнованностью и раздумьями. Болезнь придавала ему силы. Это случается редко, но случается с людьми мужественными. Ни нотки хныканья, ни жалобы на судьбу не встретишь в творчестве Бориса Шаховского. Он был выше и сильнее своего коварного недуга. Он с мальчишек стал солдатом и остался солдатом на всю жизнь. 10 И. Васильев. Всегда на передовой. Волга, 29 сентября 1964. СИЛА  НАСТОЯЩЕЙ  ПОЭЗИИ … (о сборнике  «Утренний прибой») Зачем человеку поэзия? Она нужна человеку для счастья.  Не поняв значения поэзии,   Ты не будешь счастлив тем       Особым «поэтическим» счастьем никогда. А.Е.Адалис  «Любите поэзию». Сборник стихов Бориса Шаховского «Утренний прибой» утверждает, что автор – поэт самобытный и яркий, о котором давным­давно следует говорить во весь голос. «Утренний прибой» открывается небольшим вступлением Сергея Наровчатова. Вот  как отзывается этот поэт о нашем земляке: «В общей песне поколения у него(Б.Ш.) есть свои  слова, которые из этой песни, повторяя пословицу, не выкинешь…» Увертюрой   к   последующим   трём   разделам   сборника   служит   стихотворение программного плана – «Сердцу». В этих стихах поэт ставит перед собой задачу: Сшиблен с ног –  Сражайся на коленях! Встать не можешь – Лёжа наступай! И это не поза, не просто красивые фразы! Человек трудной судьбы, сумевший победить тяжёлый недуг – болезнь сердца, он даже в самые трудные минуты жизни, когда лежал месяцами, прикованный   к   постели,   оставался   в   боевом   строю,   продолжал   воевать   за   новое   стихами. Поэтому­то так неподкупен, неотразим их лирический герой – солдат, коммунист, влюблённый в мир, в горячие будни жизни! Первый раздел сборника – «Отхлынувшие были» ­ посвящён минувшей войне, молодым ребятам   в   солдатских   шинелях,   одинаково   способными   и   на   грусть   с   любимой   («На безжалостном ветру»), и на героический подвиг «на века». Здесь 23 стихотворения (включая поэму   «Опалённая   юность»).   Расположены   они   в   логическом   порядке   внутреннего   развития темы. Сначала звучит обобщающее, жизненное кредо солдата: Величье дел и подвигов вчерашних Теперь виднее нам издалека. Огонь сжигает трусов,  А бесстрашных Переплавляет в бронзу на века. Далее  следуют стихи  о первых  днях войны («Запало  в  память навсегда»),  об окопных буднях («Сто шагов», «Минные тропы», «Затишье» и другие). И о думах и чувствах воина, выбитого из рядов атакующих, прикованного тяжёлым недугом к постели («Солнце встало», «Бакен»).  Поэма   «Опалённая   юность»   как   бы   обобщает,   развивает   тему,   намеченную   в   военных стихах, приподнимает читателя над мозаикой единичных фактов, с тем, чтобы тот мог увидеть в малом большое, целое, общее для нашего поколения не только одной страны, но и всей планеты. С   присущей   Шаховскому   публицистической   страстностью,   в   первом   разделе   звучит взволнованный призыв советского гражданина, коммуниста, призыв к миру и счастью. «Певучие   плёсы»   ­   следующий   раздел,   куда   вошли   стихотворения   о   родном   крае   – «Журавли», «Рыбачьи земли», «Стихи об Астрахани», «Дом бакенщика», «Рыбак» и другие. Здесь набатный голос поэта звучит мягче, становится лиричнее, задушевнее. Борис Шаховский искренне   восхищается   и   своими   отважными   земляками,   умеющими   побеждать   свирепую 14 непогоду, и ароматной рыбацкой ухой, в которой «для навару, две звезды на самом дне», и работягой свежевыкрашенным бакеном.  Б. Шаховский тонок в чувствах пейзажа, умеет слушать поэзию   ночных   шорохов,   откликаться   на   песни   загрустившего   баяна.   В   этом   разделе   он выступает уже не как поэт – публицист, а как лирик, как поэт – романтик. Третий раздел – «Опять вернутся журавли» ­ чисто лирический, а точнее – элегический. Все   стихи   этого   цикла   принизаны   тихой   грустью   увядающей   осени,   светлого   юношеского прошлого, которое никогда уже не вернётся, сочувствием чьей­то неразделённой любви. В этом отношении характерна завершающая книжку миниатюра: Пусть говорят – воды немало За эти годы утекло. А речка там же, как бывало, Уводит песню за село. Гудит буксир на дальнем плёсе, Скучает лодка у воды О том, кто утром на откосе Оставил вёсла и следы. Прочитана   последняя   страница   книги,   а   мы   всё   живём   её   образами,   наслаждаемся живописными   картинами,   повторяем   афористические   строки.   Такова   сила   настоящего, настоящей поэзии, сила мастерства. «Утренний   прибой»   ­   правдивая,   искренняя   исповедь   бывалого   и   много   пережившего человека о том, как он искал счастье, как страдал, с какими усилиями шёл от одной победы к другой и почему победил. Это   исповедь   человека,   который   без   ложного   стыда,   после   всего   пережитого   и перечувствованного им, может сказать: Ты боишься бури и крушений? Я признаться, Тоже их боюсь. Но совсем без жертвоприношений Гаснет вера, Рушится союз. Не спеши, Не надевай ушанки, Пусть сто вёрст буранов впереди. Только ты На этом полустанке Не сходи, ты слышишь, не сходи! Стих Бориса Шаховского гражданственен, музыкален, красочен и в то же время строг по рисунку, чеканен по ритму. Такое сочетание и делает произведения Шаховского выпуклыми и яркими. В каждом его стихе немаловажную роль играют поэтические детали, находки. Поэт   всегда   много   времени   уделял   выразительным   средствам,   следил   за   тем,   чтобы палитра   была   яркой,   сочной.   Сначала   предпочтение   отдавалось   сравнениям,   сейчас   оно принадлежит   метафорам,   точным   определениям.   Все   его   пейзажные   зарисовки   выполнены солнечными   акварельными   красками.   С   ними   он   не   расстаётся,   даже   когда   берётся   за гражданскую   тему.   Обычно   такие   стихи,   очерченные   точными   мазками,   завершаются афористичными строчками – «Чтобы был не проведён, а прожит, нет, не прожит – завоёван день!» («Сердцу»), «О бое легче прогреметь, чем в бой идти в шинели рядового» («О лириках и физиках»), «Мои одногодки при жизни вошли в музей двадцатого века» («Музей обороны») и другие. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Три десятка книг Б. Шаховского обогатили советскую поэзию, принесли поэту­астраханцу признание всесоюзного читателя. А родной край отметил его заслуги присуждением – посмертно – литературной премии имени Астраханского комсомола за сборник стихов «Утренний прибой». И это понятно – его поэзия молода, героична, она утверждает жизнь. Его книги – это гимн родным просторам Нижней Волги, песня о мужестве и стойкости её сынов и дочерей, благодарная дань их  душевной красоте и трудолюбию. Будучи сам человеком удивительной работоспособности, он и героев выбирает среди тех, кто не мыслит себя вне труда. А работает Борис Шаховский,  действительно,  много. Стихи поэта отличаются серьёзной работой мысли, её напряжённым развитием, поисками верного её выражения. Запас жизненных впечатлений велик, и поэта всё время тревожит лишь одно – сможет ли он донести их до читателя. … Сердце,  отдыха просишь? А жизнь? Остановишься? Нет, не позволю! Не под силу? Плечом обопрись О крутую партийную волю… Но никакие невзгоды не могли истребить в поэте страстного желания жить и работать. И  нет в стихах уныния, грустных, ноющих ноток. И в жизни, и в поэзии он солдат, который всегда  на передовой и для которого обязателен только один приказ: служить людям. Пройдя трудную школу жизни, побывав в горниле Великой Отечественной войны, поэт оценивает людей с высоты  суровых исторических испытаний. По его мнению, советский народ обладает исполинскими силами и, победоносно закончив войну с фашистами, способен создавать небывалые в истории человечества «размашистые планы», совершать неслыханные подвиги «на целине космических миров». Какие ж небывалые рассветы Согревают путь народа моего, Когда бросок космической ракеты – Начало только замыслов его! Сила и жизненность поэзии Бориса Михайловича Шаховского и в том, что она обращена не в прошлое, а в будущее: Мой юный друг! Не верь в рекламный рай. Судьба сложна. Задумайся над нею. Сам  себе дорогу выбирай, 16 Где жизнь, где тленье, Самому виднее. Борис Михайлович Шаховский навсегда остался с нами. Долго будут его стихи служить благородным примером и звать людей на совершение добрых дел. 18 Владимир Костров Борис Шаховский Цитируется по: Шаховский Б.М. Избранная лирика. М., “Молодая гвардия”, 1964 Поэт Борис Шаховский принадлежит к поколению людей, чья юность закончилась, почти  не успев начаться. Одетая в серые шинели, она встала на защиту Родины. Двадцатилетний  студент Астраханского технического института рыбной промышленности, комсомолец  Борис Шаховский в 1941 году оставил институтские стены и пошёл дымными дорогами  своего поколения. Кончилась война, раненый и награждённый танкист демобилизовался из  части по инвалидности. В 1947 году он закончил технический вуз, а в 1955­м — заочное  отделение Литературного института имени А. М. Горького. Но война напомнила о себе  тяжёлой болезнью. Снова стены больниц, койка и страстное желание жить и работать.  Твёрдость и стойкость — хорошее качество стихов Бориса Шаховского. В лучших своих  стихах он остается солдатом, главной целью которого является победа. Победа над  собственной болезнью, стремление быть в общем строю строителей нового мира. Стихи Б. Шаховского лишены пессимизма, украшательства, ложной многозначительности,  они наполнены весомыми мыслями, зримыми деталями. Просто и тепло говорит поэт о  благах жизни, о всём том земном, что возвышает человека, делает его счастливым и  мудрым. И труд, и любовь, и мужество в стихах Б. Шаховского живут рядом, наполняют их  волнением и светом. Владимир Костров Даты и события Всемирный день поэзии 21 марта «Кланяйтесь, люди, поэтам и творцам земным – они были, есть и останутся нашим небом, воздухом, твердью нашей под ногами, нашей надеждой и упованием…» Виктор Астафьев В 1999 году на 30­й сессии генеральной конференции  ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать  Всемирный день поэзии. Поэзия — это наслаждение  словом. Именно слова в поэзии обладают особой  энергией, увлекающей и подчиняющей себе наше  воображение. Во все времена люди верили поэтам, а  поэты открывали им свои подлинные мысли и сомнения, делились с ними горестями,  надеждами и тревогами.   Тредиаковский Василий Кириллович Шаховский Борис Михайлович – поэт фронтового поколения  Поэт Борис Михайлович Шаховский – коренной астраханец. Студентом 3 курса в 1942 г.  он добровольцем уходит на фронт. В Камышинском военном училище становится  танкистом и свой первый бой принимает в пылающем Сталинграде, затем Харьков, Днепр.  В жестоких сражениях с врагом Шаховский показал себя стойким бойцом. Ратные подвиги  отмечены орденом Красной Звезды. Самым сильным жизненным впечатлением Бориса  Михайловича была война, и в его творчестве это нашло отражение.  Мы до войны не числились в бесстрашных Нас берегли от трудностей отцы. Из легкой жизни в пекло рукопашных Шагнули мы, беспечные юнцы. Его стихи отличаются серьезной работой мысли, ее напряженным развитием. В них  запечатлена жизненная достоверность, ощущение очевидца, и этим они трогают нас. Мы очень молодые люди. Но здесь, на огненном ветру, Не знаем, Будем иль не будем Во взводных списках поутру. 20 Его стихи о рыбных промыслах, о родных местах, о природе и людях Понизовья лиричны и  романтичны. Я хочу, чтобы всюду запели О каспийском простом рыбаке И чтоб птицею песни летели По­над Каспием к Волге­реке. Шаховского как поэта сформировала война. Поэт пришел с фронта и смог многое  рассказать читателям. Но война настигла его уже в мирные дни. Раны ее оказались  смертельными. Летом 1967 г. поэта не стало. После смерти поэта его книги стихов  издавались свыше десяти раз. Они несли людям радость встречи с земляком­поэтом, стихи  которого воспевают рыбацкий нелегкий труд, ратный подвиг русского человека, красоту  родного Понизовья.  В АГТУ ежегодно проводится литературный конкурс имени Бориса Шаховского, который  учрежден техническим университетом совместно с Астраханской писательской  организацией в целях развития поэтического творчества. В номинации «Начинающий  автор» принимают участие студенты и преподаватели всех вузов Астрахани. 2008 год был  юбилейным для нашего города. Руководство АГТУ решило выделить дополнительную  премию имени Бориса Шаховского члену Союза журналистов и Союза писателей России  Борису Константиновичу Рябухину. Всем известны его исторические хроники в стихах  «Степан Разин», «Кондрат Булавин», «Император Иван», яркие статьи в «Литературной  газете», в журналах «Юность», «Молодая гвардия» и др. Вручение премий и дипломов  литературного конкурса имени Бориса Шаховского состоялось в Большой зале  Астраханской государственной консерватории. В соответствии с пожеланием администрации университета сотрудниками библиотеки  было изменено Положение о литературном конкурсе имени Бориса Шаховского. Конкурс  пополнился новой номинацией для школьников и студентов средних специальных учебных  заведений. Конкурс 2009 г. расширил свою аудиторию, в новой номинации  «Прикосновение» приняли участие школьники и студенты ссузов. Премия была  присуждена Кашкарову Алексею, ученику 10 класса МОУ «Олинская СОШ»  (Астраханская область, Лиманский район). Поощрены за участие в конкурсе  благодарственными письмами и подарками Алена Долина, ученица вечерней школы №7,  Владислав Пожаев, ученик 11 класса МОУ СОШ №51. Церемонию награждения провели  совместно с областной юношеской библиотекой имени Б.Шаховского на мероприятии,  посвященном дню рождения поэта. В конкурсе 2009 г. премии получили также: в  номинации «Мастер» – поэтесса, журналист, член Союза писателей России Марина  Константиновна Лазарева; в номинации «Полет пера» среди преподавателей и студентов  вузов г. Астрахани – Мария Покусаева. Можно много говорить о поэзии, но лучше всего расскажут книги, которые вы сможете  найти на абонементе  художественной  литературы (1 этаж,  гл.корпус). Эта книга – попытка собрать воедино стихи многих уроженцев либо жителей нашего края, профессионально работавших в поэзии в разные годы и эпохи. Посвящается издание 300-летию со дня рождения зачинателя российского стихосложения, астраханца Василия Кирилловича Тредиаковского. В книге представлено творчество лауреата премии Б.Шаховского 2001 г. Стихи о любви, дружбе, родном городе, близких людях, искусстве, гражданско-патриотическая лирика не может оставить равнодушным. 22

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского (краеведение 9-11 класс)

Творческий и жизненный путь Б.М.Шаховского   (краеведение 9-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2017