В своей работе раскрываю проблему развития творческих способностей младших школьников в современный период.В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании инициативных, креативных, творчески мыслящих, активных детей. Раскрыть заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь сделать первые шаги в творчестве, творческой деятельности – вот задача педагога.Формирование творческого потенциала
Творческий потенциал младших школьников.doc
Творческий потенциал младших школьников
Автор:
учитель начальных классов
Чибрикова Наталья Валерьевна
МБОУ «Майнский
многопрофильный лицей»
Введение. Актуальность проблемы.
«Твори, выдумывай, пробуй»…Этими словами я хочу начать свою работу.
Сегодня, в современный период, проблема развития творческих способностей очень
актуальна. Развитие творческих способностей учащихся – пожалуй, одно из главных
требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. А творческий
потенциал школьников не на самом высоком уровне. В настоящее время очевидна
необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим
повышается роль школы в воспитании инициативных, креативных, творчески мыслящих,
активных людей. Раскрыть заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь
сделать первые шаги в творчестве, творческой деятельности – трудная задача. Развитие
творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое
значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
В начальных классах только начинают формироваться способы учебной деятельности.
Поэтому необходима четкая работа, направленная на развитие внимания, мышления,
наблюдательности, памяти, на умение проводить сравнение, анализ, находить
закономерности, уметь сопоставлять, то есть на общее развитие личности школьника, что
сегодня, особенно в свете стандартов второго поколения просто необходимо.
Сама жизнь выдвинула общественный запрос на воспитание творческой личности,
способной, в отличие от человекаисполнителя, самостоятельно мыслить, выдвигать
нестандартные идеи, принимать смелые решения. Но нашим школьникам по всем
показателям не хватает творческого воображения, инициативы, изобретательности.
Поэтому нужно направить деятельность, в частности, на развитие творческого потенциала
школьников, и начинать это нужно с начальных классов. В своей работе я выдвинула
следующие моменты.
Выделила:
1. Объект изучения — учащиеся младшего школьного возраста.
2. Предмет изучения — процесс формирования творческого потенциала учащихся
младшего школьного возраста.
3. Цель работы:
раскрыть понятия «творчество», « творческие способности»
теоретически обосновать основы формирования творческих способностей
рассмотреть этапы творческого процесса, приёмы развития творческих
способностей
раскрыть роль исследовательской и проектной деятельности в развитие
творческих способностей младших школьников.
4. Задачи:
показать практических выход по данной теме
праздников; исследовательские, проектные работы )
изучить литературу по теме «Формирование творческого потенциала
младших школьников»
(разработки уроков,
ознакомиться с мнениями специалистов по данному вопросу
Работая в школе 23 года учителем начальных классов, считаю, что именно период
начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития
творческих способностей младших школьников. Задача учителя, школы в целом – создать
обстановку, в которой развитие личности будет происходить на высоком уровне, когда
учащиеся будут способны к самостоятельной творческой деятельности. А начальная школа
как раз является базой для дальнейшего обучения при переходе во вторую, а затем и в
третью ступени обучения. Поэтому, формирование у младших школьников способности
самостоятельно, творчески мыслить, осваивать и применять на практике новые способы
деятельности является приоритетным направлением системы обучения и воспитания в
начальной школе.
Раскрытие понятия «Творчество. Творческие способности».
Каждый ребёнок может быть творцом, т.е. что – либо творчески создавать, творить,
включаться в творческий процесс. Иначе говоря, самостоятельно созидать что – то
новое, оригинальное, творчески мыслить.
Но прежде, чем говорить о развитие творческих способностей младших школьников,
хочется затронуть само понятие «Творчество».
Что же такое «творчество» в нашем понимании?
Обратимся к словарю Ожегова: «Творчество» это создание новых по замыслу
культурных материальных ценностей».
В советском энциклопедическом словаре понятие раскрывается так:
«Творчество» это деятельность, порождающая нечто качественно новое и
отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической
уникальностью».
Исходя из этого, можно дать следующее определение данному понятию:
«Творчество» это создание нового, прекрасного, нешаблонного; творчество
наполняет жизнь смыслом, радостью, заставляет мыслить, возбуждает потребность в
знаниях, вводит человека в атмосферу постоянного поиска.
Творчество неотделимо от знаний и умений. Готовность и способность к творчеству
становятся чертой личности человека.
Поэтому в деле обучения и воспитания ребёнка понятие «творчество» обычно
связывают с понятиями «творческий потенциал», «способности», «развитие»,
«одаренность».
В творчестве осуществляется самовыражение, самостоятельность, саморазвитие
личности ребенка характеризующийся подъемом нравственных и физических сил,
всплеском положительных эмоций, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных
ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен –
состояние вдохновения. И от учителя зависит, как будет происходить это развитие.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Творческие способности — это умения и возможности творчески выполнять какой –
либо вид деятельности, какието действия, направленные на конкретный результат.
Творческие возможности — качества и способности, умения и особенности
мотивационной сферы учащихся, которые в развитие ведут к формированию творческой
личности, раскрывают потенциальные возможности каждого ребенка.
А творческий потенциал является одной из важнейших характеристик творческой
личности. Теоретические основы формирования творческих способностей
В процессе своего развития ребёнок не только усваивает разнообразные действия, но и
постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе, теми
внутренними чертами, которые отличают одного человека от другого и определяют его
поступки. Проблема развития творческих способностей детей не нова. Педагогическими
проблемами, связанными с творческим развитием личности, в первую очередь личности
ребенка занимались такие выдающиеся педагоги 20х и 30х годов как: А.В. Луначарский,
П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их
опыт, работу продолжили лучшие педагоги современности. Во второй половине нашего
века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые
диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Процессы
творческого развития детей стали изучаться экспериментально. Разрабатывались и
разрабатываются учебные программы формирования и развития творческих способностей.
Творчески мыслящий человек нуждается в способности рисковать и не бояться
ответственности за своё решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные
способы мышления более понятные большинству людей.
Известны примеры, когда люди делали какие – либо открытия, законы Но другие
учёные в данной области науки игнорировали эти открытия. И, бывало, что только спустя
некоторое время после того, как разные группы ученых вновь открывали эти законы,
вспоминали и принимали те, открытые ранее.
Бывают случаи, когда у ребёнка нет определённого таланта, но родители стараются
его разносторонне развивать. А бывает наоборот, когда ребёнок чем – то увлечён,
например, танцует, поёт или рисует, а родители или знакомые не верят в его способности,
запрещают ему этим заниматься, утверждая, что это ему не пригодиться, это у него не
получается. При таком подходе у ребёнка теряется вера в себя, в свои силы и
способности, никакого творческого развития при этом происходить не будет.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству,
какими бы несовершенными, неуклюжими, наивными ни были результаты этих стремлений.
Ребёнок, может быть, не станет ни поэтом, ни учёным исследователем, ни
художником, ни музыкантом, хотя в раннем возрасте это практически невозможно
предвидеть, но станет отличным экономистом, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда
самым лучшим образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, его
стремление создавать чтото новое, своё, лучшее, двигающее вперед то дело, которому он
решил посвятить свою жизнь.
Я думаю, что нет такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало,
творческую инициативу. И готовить к такой позиции по отношению к делу, которое
будешь делать, нужно, начиная с начального звена.
Поэтому важнейшая задача по развитию творческого потенциала развитие в
учащихся творческого начала в математике, в музыке, в спорте, во внеклассной работе и
т.д. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия
сил и времени и одновременно повышается результат.
В своей работе я рассмотрела теоретическое обоснование развития творческого
потенциала младших школьников.
Формирование творческой личности начинается с самого раннего возраста.
При этом важно, по моему мнению, создать условия для реализации данной позиции: 1. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное
предоставление ученикам самостоятельности в познавательной
деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не
подсказывающая.
2. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание
учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, нестандартные
формы уроков.
3. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью,
разностороннему развитию (физическому, эмоциональному,
интеллектуальному, эстетическому…), к его способностям.
Таким образом, в начальных классах складывается система развития творческих
способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности, в кружковой работе, в
проведении исследовательской деятельности. Данная система требует дальнейшего
продолжения и активного участия в ней не только учителя и учеников, но и родителей.
Подводя итог, хочу отметить, что в результате работы к окончанию начальной школы у
моих учеников появляется устойчивый интерес к познавательной деятельности,
развивается логическое мышление, богатое воображение, формируется коммуникативная
способность. Только человек, уверенный в себе, способный участвовать в принятии
решений, высказывать свое мнение, работать с информацией, используя различные
информационные технологии, публично представлять результаты своей работы имеет
больше шансов найти себя, самореализоваться. Все это приобретается человеком в
процессе обучения. Поэтому так важно, организуя образовательный процесс,
ориентировать его на творческую, самостоятельную поисковую деятельность.
«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха», говорил В.А. Сухомлинский. А успех появится только в том
случае, если ученики проявляют себя как творческая личность, развивают свои
творческие способности, занимаются исследовательской деятельностью. А учитель
помогает, направляет, корректирует их деятельность, являясь при этом тоже творческой
личностью, способной подать личный пример, вдохновить к созиданию прекрасного,
нового, неизведанного.
Творческий потенциал младших школьников
Творческий потенциал младших школьников
Творческий потенциал младших школьников
Творческий потенциал младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.