Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов Энгельсского муниципального района Саратовской области» |
|
Творческий проект
на тему:
«Волшебные звуки музыки»
Выполнил: Пархоменко Андрей
ученик 7 «В» класса
МБОУ «СОШ » № 30»
Руководитель:
учитель музыки
Тарасенко
Марина Николаевна
Энгельс - 2017 г.
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………. 3
2. Русский храм. Архитектура …………………………………………….. 4
3. История возникновения колоколов ……………………………………. 6
· Значение колокола и колокольного звона на Руси ………………… 6
· Целебные свойства колокола ………………………………………... 7
· Колокола в оперном театре ………………………………………….. 8
· Колокол – символ и голос Руси …………………………………….. 8
4. История Русского церковного пения …………………………………... 9
· Влияние христианской музыки на духовную жизнь ……………....11
· Значение церковного духовного пения …………………………….11
· Первые русские композиторы церковного пения …………………12
5. Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры …………………… 12
6. Музыкотерапия ………………………………………………………… 13
7. Заключение ……………………………………………………………... 14
8. Список литературы …………………………………………………….. 15
1. Введение
Мы часто слышим колокольные перезвоны, которые разливаются по всему городу из храма. Они мне очень нравятся, от их звучания становится спокойно и радостно. Совсем не хочется ругаться или ссориться с кем то. Меня заинтересовало такое влияние колокольного звона, и мне захотелось узнать об этом больше.
Моей задачей стало – как можно больше узнать о колокольном звоне, и какое место он занимает в душах людей, можно ли сегодня понять искусство колокольного звона и актуально ли оно в наше время?
Актуальность заключается в том, что каждый из нас, кто слышал утренний или вечерний перезвон, не отдавал себе отчета, останавливался, чтобы не пропустить ни одной ноты. Возникает вопрос, почему сила вибрации колокольной звуковой волны настолько велика? В наше стремительное время многие люди не успевают отдохнуть и расслабиться после сложного трудового дня, поэтому им необходимо слушать записи колокольного звона. Ведь слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.
Цель работы: изучить звон колоколов и его воздействие на человека, и окружающую природу.
Задачи исследования:
дать понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения; познакомить:
- с
историей происхождения колоколов на Руси и с основными видами колокольного
звона;
- с целительными свойствами колокольного звона;
- с историей русского церковного пения;
- с русской хоровой культурой;
подготовить компьютерную презентацию.
Гипотеза: Колокольные звоны и духовная музыка благотворно влияют на человека и обладают целебными свойствами.
План деятельности:
· Русский храм. Архитектура
· История возникновения колоколов
· Значение колокола и колокольного звона на Руси
· Целебные свойства колокола
· Колокола в оперном театре
· Колокол – символ и голос Руси
· История Русского церковного пения
· Влияние христианской музыки на духовную жизнь
· Значение церковного духовного пения
· Первые русские композиторы церковного пения
· Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры
· Музыкотерапия
· Заключение
Объект исследования: Колокольный звон и духовная музыка
Методы исследования: изучение исторической литературы, сбор информации, посещение храма, составление презентации
Практическая значимость: материалы проекта могут найти применение на уроках музыки, литературы и окружающего мира, использоваться на внеклассных занятиях.
Предполагаемая новизна: изучение колокола не только посредством информации из литературы и Интернет-ресурсов, но и учебно-исследовательская деятельность.
2. Русский храм. Архитектура
ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
Древнерусское искусство - архитектура и монументальная живопись - после принятия христианства развивалось во многом под воздействием Византии. Первые русские храмы почти полностью копировали систему размещения декора, разработанную греками в течение нескольких столетий.
Покровский собор, что на рву, или храм Василия Блаженного, был возведен в Москве в 1555-1561 годах как памятник победы над Казанским ханством. Знаменательно, что столь крупное, полное праздничного ликования сооружение поставлено не в Кремле, а между Кремлем и посадом, как воплощение события общенародного значения.
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
Необычным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик храма; но как прекрасен его «голос»! Иногда, ещё не видя храма, находясь от него в дали, мы слышим звон его колоколов.
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон.
Как шум от стаи журавлиной,-
И в звучных листьях замер он..
(Ф.Тютчев)
Колокольни на Руси
Храмы часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемой колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий, колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.
3. История появления колоколов
Католическая легенда относит возникновение колоколов к 5 веку. В Италии, в городе Ноле, епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы – колокольчики издают дивный звон. В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол.
Значение колокола и колокольного звона на Руси
На Руси колокола впервые появились с принятием христианства Св. Владимиром в конце X века. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Издавна на Руси раздавался колокольный звон — призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную долгую дорогу. Он будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее. Колокольный звон на Руси защищал справедливость, добро. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.
В русской Православной Церкви используются четыре типа колокольного звона: Благовест, Трезвон, Перезвон и Перебор.
— Благовест - одиночные удары в большой колокол. Этот звон предназначен возвещать о начале богослужения.
— Трезвон - одновременный звон во все колокола.
— Перезвон - медленный звон в каждый колокол, по очереди начиная с самого большого, а затем удар во все колокола одновременно.
— Перебор - траурный звон.
У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого.
Целебные свойства колокола
Народ наш издревле верит, что там, где звонят колокола, зло и болезни отступают. Таким образом, колокольный звон на Руси воспринимается и как очистительный. Еще и поэтому так важно распространение мощных звуковых волн колокольного звона на большие пространства, т.к. именно пространственные и временные границы звучания его определяют среду, недоступную влиянию злых сил.
Раньше на Руси города и деревни, где во время эпидемий звонил колокол, болезни обходили стороной. Отсюда следует, что колокольный звон очищает окружающую местность, очищает пространство и на физическом уровне, снижает активность болезнетворных бактерий и вирусов. В наше время ученые доказали то, что опытно знали наши предки – колокольный звон уничтожает болезнетворные микроорганизмы, улучшает их духовное и физическое состояние человека и природу.
На Руси издавна лечили колокольными звонами головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Учеными современности установлено, что колокольный звон, содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными заболеваниями. Все дело в том, что под воздействием колокольного звона, а этот звон происходит в определенных частотах (более 25кГц), оболочка микроорганизмов разрушается, и они кристаллизуются и уже не несут ни какой опасности для людей. Но не стоит думать, что наслушавшись колокольного звона, все микробы просто умирают. Нет. Колокольный звон не любят вирусы гриппа, гепатита и некоторых других инфекций. Да и погибают от звука колокола всего 40%. Но и это тоже очень даже немало.
Колокольный звон способен восстановить энергетическое поле человека. Во время наблюдений, было зарегистрировано увеличение симметрии и площади энергетического поля человека. Таким образом, было выявлено восстановление энергетики человека после прослушивания колокольного звона.
Колокола в оперном театре
С древних времен колокольный звон созывал людей на культовые церемонии и на праздники, а так же возвещал о несчастьях. С развитием оперы, с появлением в ней исторических и патриотических сюжетов, композиторы стали вводить колокола в оперный театр. Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере: торжественный звон в «Иване Сусанине», «Сказке о царе Салтане», «Псковитянке» и «Борисе Годунове» (в сцене коронации), тревожный набат в «Князе Игоре», погребальный перезвон в «Борисе Годунове». Во всех этих операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещаются за сценой. Однако далеко не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола – как это сделал Чайковский в увертюре «1812 год». Между тем с развитием программной музыки все чаще возникала необходимость имитировать колокольный звон в симфоническом оркестре – так, спустя время, были созданы оркестровые колокола – набор стальных труб, подвешенных к раме. В России эти колокола называются итальянскими. Каждая из труб настроена на определенный тон; бьют по ним металлическим молотком с резиновой прокладкой.
Колокол – символ и голос Руси
Колокол – один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом.
Первым русским композитором, который ввел в свои произведения колокольные звоны – был М.И.Глинка.
Колокола – русское чудо! Колокольные звоны – это голос Родины!
Когда ты слышишь звон колоколов,
То на Душе становится спокойно...
И кажется тебе без лишних слов.
Как нужно жить и мудро и достойно…
Тот звон идет из глубины веков,
В нем пенье птиц и ручейков журчанье,
О, Господи, под звон колоколов
Дай мне понять всю тайну мирозданья…
(Андре Калинкин)
4. История Русского церковного пения
Православная служба, в отличие от католической, всегда оставалась исключительно вокальной, инструментальное сопровождение не допускалось; важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная. В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др. Ещё в Византии для разных жанров и различных частей богослужении сложились разные манеры пения — распевы.
Духовная музыка берет начало от византийской церкви, она слилась с музыкой народной и возродила к жизни уникальный по самобытности музыкальный сплав.
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками — знаменами, или крюками). Известен с 11 в; развивался в рамках системы осмогласия (см. также Глас). Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.
КРЮКИ (знамена), в музыке — знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменного распева, демественного распева и др.; род невменной нотации.
НЕВМЫ (ср.- век. лат., ед. ч. neuma, от греч. pneuma — дыхание), знаки средневековой системы записи музыки; указывали на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Разновидность Невмы — крюки.
Образец северофранцузского невменного письма.
ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ, стиль древнерусского церковного пения сер. 15-17 вв. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболее распространена многоголосая традиция. Деменственное пение применялось в праздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царя и т. д.).
Влияние христианской музыки на духовную жизнь
Всем нам, в той или иной мере, знакома сила воздействия музыки на человеческую душу. Церковная музыка в этом отношении занимает особое место. Великий христианский реформатор эпохи Возрождения Мартин Лютер писал о ней со свойственной ему определенностью: «Музыка, уступая лишь Слову Божию, заслуживает того, чтобы быть более всего возвеличенной. Она и госпожа, и воспитательница человеческих эмоций... тех самых, что движут людьми или подчиняют их себе... Если вы хотите утешить опечаленного, заставить задуматься легкомысленного, ободрить отчаивающегося, смирить гордого, обуздать раба страстей или умилостивить тех, кто преисполнен ненавистью... какое лучшее средство, кроме музыки, вы сможете найти?» Музыка, как часть окружающей среды, играет не последнюю роль в здоровье человека. С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная. Музыка успокаивающая вдохновляет и бодрит, настраивает душу на положительные эмоции. Самая сильная в этом отношении -церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии. Музыка – врач человека. Целебное воздействие музыки на душу человека с давних времен используется в медицинской практике - музыкотерапия. Музыка – источник мысли. Музыка учит мыслить человека. Музыка является оружием против зла. В Библии, Святом Писании, очень много текстов говорят о таком духовном виде брани с врагом, всяким злом, как музыка.
Значение церковного духовного пения
«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души». (Святой Афанасий Великий)
«Бог соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песни. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная. Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие, и пользу».
Церковное пение «...является торжеством для радующихся, утешением для унывающих... возвышает божественный закон, проповедует Бога. ...Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних уст. Каждой звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли» - Святой Иоанн Златоуст.
Звон колоколов или бубенцов, духовное и церковное пение, органная музыка обладают общим оздоровительным эффектом.
Первые русские композиторы церковного пения
Успешными в своем воздействии на слушателей всегда были те авторы, композиторы и исполнители духовной музыки, которые прошли через тягчайшие переживания, потрясения и испытания их веры в Бога. Это -
БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (1745 – 1777); БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 – 1825); ДЕГТЯРЕВ (Дехтерев) Степан Аникеевич (1766 – 1813).
5. Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры
Чесноков Павел Григорьевич. Родился в Подмосковье, в городе Истра. В 1895 году окончил Московское синодальное училище церковного пения. Несколько лет занимался композицией у С. Танеева. В 1917 году окончил Московскую консерваторию у М. Ипполитова - Иванова. Преподавал хоровое дирижирование в Московском синодальном училище, в Хоровой академии. Руководил детскими хорами, был регентом в церковных хорах. В 1917-1922 гг. руководил государственным хором, 1922-1928 гг. - Московской академической капеллой. С 1920 года и до конца жизни преподавал в Московской консерватории.
Чесноков - один из крупнейших мастеров русской хоровой культуры. Написал свыше 500 хоровых сочинений, среди которых – большое количество церковной музыки на канонические тексты. Известность получили также хоры на стихи русских поэтов. Автор книги «Хор и управление им» (1940).
Рахманинов Сергей Васильевич. Родился в Новгородской губернии в музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции – сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано - у Зверева (1891) с большой золотой медалью.
Сергей Васильевич выступал с концертами по всей России. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр. В 1917 году он уезжает в Европу, и окончательно поселяется в США. У Рахманинова много вокальной и духовной музыки, одно из них «Всенощное бдение»
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.
6. Музыкотерапия
Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.
7. Заключение
Начиная работу, я ставил перед собой цель изучить звон колоколов и его воздействие на человека, и окружающую природу, но в ходе исследования мне удалось узнать много интересных фактов, из которых я сделал Вывод: что вместе со строительством новых храмов возрождается сегодня традиция колокольных звонов. Колокол - это голос Божий. Он пробуждает душу, заставляя задуматься о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе, что - то меняется. Слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.
Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Когда звонит колокол, люди плачут, а слезы, говорят, очищают нашу душу.
В завершении своей работы хочу сказать, что сейчас, во многих семьях, родители не следят за тем, какую музыку слушают их дети, не придают этому никакого значения. Это не правильно! Родители должны с самого раннего детства прививать любовь к нормальной музыке, чтобы их ребенок правильно развивался. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был хорошим человеком, то нужно прививать ему любовь к классической и церковной музыке с детства. Музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя, что соответственно меняет и состояние его здоровья.
Так же я узнал, что колокольный звон имеет целительные свойства как на человека, так и на природу. И поэтому я предлагаю вам послушать звучание колоколов. Пусть они вам принесут радость и счастье. Будьте здоровы!
Спасибо за внимание.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Задубовская Е. Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006.
2. Израилев А. А. Ростовские колокола и звоны. М., 1884.
3. Плешанов Е.В. Протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817-1901). // Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901). Труды. Публикации. Исследования. М., 2001. С. 13-35.
4. Прибыловский А. Колокола и колокольные звоны // Перезвоны. 1927. № 28. С. 898-899.
5. Православный колокольный звон. Теория и практика / Сост. И.В. Коновалов, Н.И. Завьялов.- М.: Триада плюс, 2002.
6. Смоленский Ст. О колокольном звоне в России.— Русская музыкальная газета, 1907, № 9—10, 4—11 марта, стб. 265.
7. Сыненко В. Я. Духовно нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. Семья, школа, церковь.
8. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва Педагогика, 1985
Интернет-ресурсы.
1. kirkino.ru
2. www.belokrylaya.narod.ru;
3. www.zvon.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.