Творческий проект «Сохраняем культурное наследие татарского народа»

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 19.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе описана система работы по обучению воспитанников основан и формированию умений по декоративной росписи татарского народа с использованием татарского орнамента.Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Он обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач и реализуется по различным направлениям.
Иконка файла материала Сохраняем культурное наследие татарского народа.doc
«Сохраняем культурное наследие татарского народа» Творческий проект. Интерес к декоративно­прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения   к   культурным   традициям,   а   стремление   к   их   сохранению. Нам   нужно   беречь   древнейшую   и   самостоятельную   культуру.   Мы   живем   на Татарстанской   земле,   поэтому   чтим   татарское   культурное   наследие. Глубокое   и   систематическое   изучение   духовной   культуры   татарского   народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Ребенок   развивается   в   деятельности.   Деятельность   –   единственный   способ самореализации   самораскрытия   человека.   Дошкольник   стремится   к   активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем   успешнее   идет   его   развитие,   реализуется   потенциальные   возможности. В условиях роста интереса к культуре татарского народа, особо значимыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного воспитания с опорой на национально­ культурные, региональные, этнические ценности. Проблема   формирования интереса   к   татарскому   искусству   решается   через рассмотрения   вопросов   развития   детского   декоративного   творчества.   Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р. Народное   искусство   близко   по   творчеству ребенканепосредственностью,   эмоциональностью,   связью   с   природой,   условностью, образами. своей   природе   В практике наблюдаются две полярные тенденции: с одной стороны, чрезмерное увлечение национальными компонентами в воспитании детей, с другой – скептическое отношении   к   народному   искусству   в   системе   дошкольного   образования   как регионального компонента. Педагоги   имеют   недостаточные   знания   об   общих   закономерностях   татарской культуры,   не   владеют   способами   передачи   богатейшегонародного   наследия воспитанниками.      Социально­педагогические   потребности   современного   сообщества   и   изучение востребованности   дошкольных   работников   подтверждают   необходимость регионального   подхода   в   воспитании   и   обучении   детей,   прежде   всего   в   условиях общественного дошкольного воспитания. Актуальностьпроблемы   усиливается   рядом   противоречии:   1)   необходимостью теоритического  осмысления антипедагогического  богатства, культурно­исторического наследия   и   снижения   интереса   к   нему   со   стороны   семьи   и   педагогов.2)обновление деятельности   ДОУ   тесно   связано   и   с   внедрением   национально­регионального компонента,   учитывающего   особенности   региона   и   обеспечивающего   естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как   составную   часть   общечеловеческого   культурного   наследия.   Можно предусматривать следующие направления работы: ­ Краеведческое (знакомство   с   историей,   достопримечательностями,   культурой, растительным и животным миром республики, республиканской символикой).­ Художественное   речевое (изучение   речевого   языка,   ознакомление   с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края). ­ Эстетическое (приобщение воспитанников к музыкальному, изобразительному и декоративно­прикладному наследию мастеров края). В условиях   ФГОС осуществляется   переосмысление   педагогической   работы   и программного   педагогического   обеспечения   ДОУ,   реализации   этнопедагогической   и инновационной деятельности.      Татарстан  –   это  наша   Родина, и   наши   воспитанники   должны  знать  культуру своего края.  Исходя   из   вышесказанного,   возникла   необходимость в   создании   системы работы по обучению воспитанников основан и формированию умений по декоративной росписи   татарского   народа   с   использованием   татарского   орнамента.      Проект   рассчитан   на   детей   дошкольного   возраста.   Он   обеспечивает   единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач и реализуется по различным направлениям.      Это система специально организуемых мероприятий по всем видам деятельности, театрализованный   праздники   развлечения,   работа   с   родителями,   использование историко­краеведческого музея, сотрудничество с МБОУ «АСОШ №3». Цель: ­ Создание благоприятных условий. ­   Формирование   основ   базовой   культуры   личности,   приобщение   к   татарскому народному творчеству, истории Татарстана.      Укладу жизни татар, песням и играм: ­   Знакомство   с   народно­прикладным   искусством   региона   и   приобщение   к художественному труду по народным мотивам.     Задачи по ознакомлению с окружающим: ­ Формировать представление о родном крае, городе; ­  Воспитывать  уважение  и любовь  к прошлому  и настоящему  родного  города и края; ­ Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане, воспитывать бережное отношение к результатам их труда; ­   Дать   доступные   детям   представления   об   особенностях   неживой   природы,   а также о животном и растительном мире Татарстана.      Очень   важно   знакомить   детей   с   поэтической   культурой   Татарстана,   с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно­прикладному искусству Татарстана (вышивка, роспись, вязание),   помогать   осваивать   художественные   техники   татарских   мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства.      Живя в Татарстане, мы понимаем, что наш родной край – край песенный, поэтому стремимся   формировать   у   детей   устойчивый   интерес   к   песенному   и   танцевальному народному   творчеству,   учим   их   исполнять   на   детских   музыкальных   инструментах несложные татарские мелодии, воспитываем желание принимать участие в народных праздниках вместе с взрослыми (Сабантуй и др.). Воспитываем интерес к татарским народным играм и желание играть. В своей работе мы используем такие полюбившиесяигры, как «Аркан белэнтартышу» (Кто кого перетянет), «Баганадан бару» (Пройди по бревну), «Ябалак» (Сова), «Яулыкбиреш» (Передай платочек) и др. национальные игры.      В   проекте   предусмотрены   формы   работы   с   родителями.   Это   и   традиционные родительские   собрания,   беседы,   консультации,   семинары­практикумы,   встречи   с интересными   людьми,   экскурсии   по   городу,   в   краеведческий   музей   г.Елабуги.      Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно­прикладным искусством   русского   народа,   мы   забываем   народ,   на   земле   которого   проживаем. Декоративно­прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию   нравственно­эстетического   опыта,   чувства   отношений.   Воспитывая чуткость   к   красоте,  добру,   мы   формируем   у   воспитанников   оценочные   отношения   к миру,   деятельности.   Знать,   понимать   и   принимать   этническую   самобытность   того народа,   где   проживаешь,   и   привить   это   воспитанникам   –   задача   взрослого.      Наш педагогический коллектив предпринял попытку раскрыть созидательную роль татарского   народа,   обозначить   место   традиции   в   духовной   культуре   татар.      Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного   пространства:   детской   художественной   литературой,   фольклором, поэзией и изобразительным искусством. Основное   назначение   проекта: ознакомление   с   декоративно­прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно­творческих представлений и эстетического отношения к их культуре. Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате: ­ Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды; ­ Овладеет навыками работы с изобразительными материалами; ­ Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета; ­   Станет   самостоятельно   реализовывать   замысел,   проявлять   творчество   при выполнении самостоятельных заданий.   Этапы реализации проекта Подготовительный: ­ изучение состояния работы; ­ создание условий для реализации проекта; ­ подбор материала, изготовление татарских игр. Деятельный: ­ внедрение проекта в образовательный процесс; ­ плана взаимодействия с педагогическими работниками; ­ ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников; ­ взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта. Заключительный: ­ оформление фотовыставки; ­ выставка продуктивной деятельности детей; ­ итоговые занятия.Аналитический: ­ анализ результативности проекта.   Механизм реализации проекта. Цель: Создать организационную основу. Задача: Информирование   участников   образовательного   процесса   направление деятельности.      Подбор   материалов   по   ознакомлению   воспитанников   с   декоративно­прикладным искусством татарского народа. Задача: Определение   связи   с   учреждениями   дополнительного   образования. Направление деятельности:  Определить   и   проработать   дополнительные   возможности   по   взаимодействию: ­ с краеведческим музеем. Цель: Отработать базисные направления, определяющие модели взаимодействия с семьей. Задача: Корректировка содержания. Направление деятельности: ­ разработка цикла интеллектуальных занятий; ­   составление   занятий   с   использованием   регионального   компонента   по искусству;   прикладному ­ модификация развивающей среды; ­ индивидуальный педагогический поиск. Задача: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Направление   деятельности:Информирование   родителей   о   реализации индивидуального педагогического поиска. Задача: Определение перспектив. Направление деятельности: Подведение итогов. Мероприятия проекта: ­   подбор   материалов   по   ознакомлению   воспитанников   с   декоративно­прикладным искусством татарского народа; реализации     по   ­ анкетирование педагогических работников; ­ анкетирование родителей воспитанников, обработка результатов; ­ планирование совместной работы с сотрудниками краеведческого музея; ­ составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, родительский клуб, мастер­класс и др.); ­ экскурсии в музей; ­ тематическое планирование;­ совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков на татарском языке); ­ выставка продуктов детского творчества; ­ литературно­художественная деятельность: праздники, досуги, развлечения; ­   оформление   выставки   книги   фотоматериалов   по   теме,   альбома   «Татарские орнаменты»; ­ проведение дидактических и сюжетно­ролевых игр по теме; ­ разучивание стихов и песен по теме; ­ создание поделок по сказочным мотивам; ­ анализ результативности индивидуального педагогического поиска.   богатстве,      В   ходе   реализации   проекта   дети   получат   представления   о   художественном разнообразии,   орнаментов.      Мотивы   татарских   орнаментов   активно   используются   в   ДОУ   в   художественно­ эстетическом   направлении   развития   дошкольников.   Элементы   орнамента   –   листики органично   вводятся   в   содержание   разных   видов   изобразительной   деятельности. Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:   красоте   народных   татарских Мероприятия 1.Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда». Задача:   расширять   представления   об   игрушках,   посуде,   которые   мастерят татарские мастера. 2.Дидактические игры по татарским народным сказкам. Задача: развивать интерес к дидактическим играм. 3.Подвижные татарские игры. Задача:   способствовать   потребности   в   двигательной   активности.   Соотносить слова и действия по ходу игры.  4.Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству. Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к татарской народной культуре. 5.Чтение татарских народных сказок. Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. Учить чувствовать образный   язык   сказок.   В   беседах   поощрять   высказывания   по   содержанию   сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. 6.Игра – драматизация. Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. 7.Рассказывание сказок. Задача:   продолжать   знакомить   с   татарскими   народными   сказками.   Учит   точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас. 8.Хороводные татарские народные игры.Задача:   формировать   инонациональную   выразительность   речи,   имитацию движений. 9.Пальчиковый театр. Задача:   помочь   эмоционально   воспринимать   образный   язык   сказки.   Участвовать   в действии. Активизировать словарь диалогами. 10.Слушаниеаудио сказок. Задача:   способствовать   эмоциональному   восприятию   сюжета   сказки.   Учить, внимательно слушать. 11.Литературный досуг «Угадай сказку». Задача:   выявить   знания   татарских   сказок;   узнавать   героев.   Выражать   образ мимикой, жестами, интонацией. 12.Выставка детского творчества «Наши сказки». Задача: развивать воображение,  творческую активность.  «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» 1.Ознакомление детей с татарским декоративно­прикладным искусством. 2.Беседа о татарском растительном орнаменте. 3.Вырезание   элемента   узора   «тюльпан»   в   составление   аппликационной композиции для управления конца полотенца. 4.Украшение узором сказки башмачка. 5.Украшение подушки. 6.Украшение круглой основы тюбетейки. 7.Узорное оформление аппликациями калфака. 8.Украшение фартука. 9.Украшение   10.Украшение татарского коврика (коллективная аппликация). аппликацией   сапог­ичигов.   Презентация проекта. 1.Семейный конкурс рисунков «Татарские узоры». 2.Открытые занятия: ­ «Гордимся, что, мы Елабужские» ­ средняя группа. ­ «Мастера и мастерицы» ­ подготовительная группа. ­ «В гостях у вышивальщиц» ­ вторая младшая группа. 3.Праздник татарской песни. 4.Познавательный досуг  «любимый город Елабуга». 5.Развлечение в подготовке к школе группе «Живи веках, моя Елабуга» 6.Выставки: ­ «Славься край родной!»­ «Город глазами детей». ­ «Красота татарской вышивки». 7.Экскурсия на Чертово городище.   Обобщая опыт   по  приобщению  детей  к татарскому  культурному   наследию,  можно сказать,   что   таким   образом   мы   знакомим   родителей   и   педагогов   с   лучшими отечественными традициями семейного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания   между   детьми   и   взрослыми,   которая   способствует   раскрытию познавательных, ребенка.      Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Надеемся,   что   опыт   педагогов   нашего   детского   сада   поможет   коллегам   в   работе   по приобщению   детей   к   татарской   культуре   средствами   музыкального   фольклора, декоративно­прикладного   искусства,   поможет   привить   детям   интерес   к   татарским напевам, играм, танцам возможностей творческих     и   личностных