Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»
Оценка 4.7

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
математика
5 кл—6 кл
17.06.2019
Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. На уроках математики мы используем для измерения линейку, с помощью мер длины записываем измерения в тетрадь. Сведения из истории русских мер помогут раскрыть связь математики с жизнью, углубить понимание изучаемого фактического материала, расшить кругозор учащихся, а так же правильно понимать смысл написанного в литературных произведениях, где встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины в Древней Руси.
проект- Ярмарка старинных русских задач..doc
Ханты­Мансийский автономный округ­Югра Администрация города Мегиона МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №5 «ГИМНАЗИЯ» Научно­практическая конференция «Шаг в будущее» МАОУ №5 «Гимназия» Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач» Выполнили: Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия, обучающиеся 7а класса Руководитель: Савинкина Ирина Владимировна учитель математики. Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс  Аннотация     Цель работы:  на основе исследования происхождения русской системы мер  длины, показать практическое ее применение на современном этапе,  экспериментальным путем установить длину старинных русских мер,  провести костюмированное мероприятие­ярмарку во всех 7классах, где  рассматриваются задачи с использованием старинных русских мер и  используя методы математической статистики оценить результат  проделанной нами работы Методы и приёмы: 1. Исторический метод: исследовать, с использованием исторических фактов причины и предпосылки становления русской системы мер, определить  основные этапы становления.  2. Экспериментально определить значения некоторых старинных русских  мер. 3. Используя индуктивный метод обобщения рассмотреть использование  древних мер в современном обществе, включая изучение литературных  произведений русских писателей, и показать их практическое применение  в задачах. 4. Методом наблюдения научили понимать обучающихся параллели 7­х  классов значение старинных мер. 5. Статистическая обработка результатов с последующим построением  соответствующих диаграмм.   6. Анализ статистически обработанных результатов, формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую ранее гипотезу. Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс Выводы: 1. Знание старинных русских мер необходимо для знания истории языка. 2.  Понимание значений старинных мер будет полезно при изучении других  предметов, таких как математика, русский язык, литература, история,  информатика. 3. Статистически достоверно установлено, что шестиклассники, не  участвующие в проекте, гораздо хуже знают старинные русские меры, чем  семиклассники, являющиеся участниками нашего проекта. Ханты­Мансийский автономный округ­Югра МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №5 «ГИМНАЗИЯ» Администрация города Мегиона Научно­практическая конференция «Шаг в будущее»                   Актуальность:  Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как  метрология* всегда находится в центре внимания человеческой деятельности.  Метрология*­ наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их  средства и способах достижениях требуемой точности. Проблема.        В школьных учебниках, литературных произведениях часто встречаются  слова, обозначающие единицы измерения длины Древней Руси, но мы не  знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл  прочитанного.  : Мы предположили, что старинная система мер используется по сей  Гипотеза   день.  Объект – Метрология Предмет – старинные русские меры. Для достижения своих целей мы выдвинули следующие задачи:  1. Изучить литературу, которая описывает старинные меры длины.  2. Научиться пользоваться старинными мерами длины.  3. Найти и решить задачи со старинными мерами длины 4.Найти примеры мер длины в произведениях русских поэтов и писателей,    пословицах и поговорках; 5. Провести костюмированное тематическое мероприятие­ «Ярмарка»,  посвященное старинным русским задачам. 6. Провести анкетирование с целью выявления интереса к научному и  культурному наследию древней Руси. Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс 6. Выполнить практические исследовательские работы. Практически проверить  гипотезу Библиография работы: 1. Виленкин Н.Я., В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд. Математика 5  класс, ­ М.: Мнемозина 2010 2. Глейзер Г.И. История математики в школе. IV­ VI классы. – М.:  «Просвещение», 1981.  3. Депман И.Я., Н.Я. Виленкин. За страницами учебника математики, ­ М.:  «Просвещение», 1989. 4. Депман Я.И. История арифметики. – М.: 1959. С. Кордюкова. Единицы  нужные всем. – М.: «Детская литература», 1972. 5. Каменская Е.Н., Устюгова Н.В. Русская метрология.­ М.: 1975. "Старинные занимательные задачи" (С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К.  6. Потапов) "Наука" 1985. Словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985.   5 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс  Историческая справка. 1.Научная статья. Человек – мера всех вещей В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий  попытался  найти  для  себя  пещеру,  он   вынужден  был   соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это   и   есть   измерение.   Изготовляя   простейшие   орудия   труда,   строя   жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались   руки   и   ноги.   Не   было   народа,   который   не   избрал   бы   свои единицы измерения. Например,   строители   египетских   пирамид   эталоном   длины   считали   локоть (расстояние   от  локтя  до  конца   среднего  пальца),  древние  арабы  –   волос  из ослиной   морды,   англичане   до   сих   пор   пользуются   королевским   футом   (в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля. Длина фута  была  уточнена  с  введение  такой  единицы  длины  как  шток.  Это “длина ступней   16   человек,   выходящих   из   храма   от   заутрени   в   воскресенье”.   Деля длину   штока   на   16   равных   частей,   получали   среднюю   длину   ступни,   ибо   из 6 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс церкви выходили люди разного роста. Длина фута стала ровняться 30 см 5 мм. Английский ярд тоже связан с размерами человеческого тела. Эта мера длины была введена королем Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился   король,   ярд   удлинился,   так   как   новый   монарх   был   более   крупного телосложения.   Такие   изменения   длины   большую   путаницу,   поэтому   король Генрих1 узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор (длина его равна 91 см). Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца (в переводе с голландского   дюйм   означает   большой   палец).   Длина   дюйма   в   Англии   была уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части   колоса   и   поставленных   друг   к   другу   своими   концами.   Из   английских повестей   и   рассказов   известно,   что   крестьяне   часто   определяли   высоту лошадей ладонями. В   программе   Олимпийских   игр   Древней   Эллады   был   бег   на   стадию. Установлено, что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии –192м  27 см. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам. Почти у всех народов расстояние измерялось шагами, но для измерения полей и других   больших   расстояний   шаг   был   слишком   малой   мерой,   поэтому   была введена мера трость или двойной шаг, а затем и двойная трость, или перша. В морском   деле   трость   называлась   штоком.   В   Англии   была   и   такая   мера,   как хорошая   палка   пахаря,   длина   которой   12–16   футов.   В   Риме   вводится   мера равная   тысяче   двойных   шагов,   получившая   название   миля   (от   слова   милле, милиа– тысяча). 7 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс Любопытные способы измерений У наших предков были и весьма любопытные способы измерения.  У   славян   была   такая   мера   длины,   как   “вержение   камня”–   бросок   камнем, “перестрел”   –расстояние,   которое   пролетала   стрела,   выпущенная   из   лука. Расстояния измерялись и так: “ Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути”.  В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: “От погоста во все   стороны   на   бычачий   рев”,   это   значило   –   на   расстояния   с   которых   еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – “коровий крик”, “петушиный крик”.  Мерой служило и время “пока закипит котел воды”.  Эстонские моряки говорили, что до берега еще “три трубки” (время затраченное на выкуривание трубок).  “Пушечный выстрел” – тоже мера расстояния.   Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера “соломенный башмак” – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.  В   Испании  известна  мера  расстояния   –  сигара:  путь,  который  может  пройти человек, куря сигару.  В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.  8 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс Единица   аптекарского   веса   до   последнего   времени   называлась   граном,   что значит зерно.  Единицей массы драгоценных камней и жемчуга является карат – вес семени одного из видов бобов равный 200 мг.  У римлян мерой земляных участков был югер (от “югум” –ярмо). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо. Единицы измерения Древней Руси На   Руси   существовали   свои   измерения.   Было   выяснено,   что   первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Мы выяснили, что наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин. Дадим целостное представление о мерах длины.  Перст указующий. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую   маленькую   единицу   длины.   Русский   перст   был   равен   ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную  систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов. Слово   «перст»   ныне   считается   устаревшим,   однако   в   богатом   русском   языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст. С   длиной   пальца   связана   и   другая   старая   русская   мера   длины   –  вершок, встречающаяся   еще   в  «Домострое»   (XVI  в.).  Когда­то   так   называли   верхнюю часть   чего­либо.   Говоря   о   вершке   как   о   единице   длины,   имели   в   виду   верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм.  9 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс Повсеместно употреблялись доли вершка: половина, четверть и т.д. Кроме того, в ряде областей в быту использовалась мера длины корх (кулак), равная двум вершкам (ширине сжатой в кулак ладони). Третьей единицей длины, родственной персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.  Слово   «дюйм»   голландского   происхождения   и   появилось   в   русском   языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком. Впоследствии между этими мерами установилось соотношение 1 вершок  1  дюйма 3 4 В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину  досок  и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных  шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей   информации,   например,   диагональ   экрана   монитора   или   диаметр жесткого   диска.   В   долях   дюйма   выражают   также   высоту   шрифта   при 10 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс компьютерном наборе текста (ее измеряют в пунктах, принимая  1 пункт равным одной семьдесят второй).  К наиболее древним рукотворным мерам ( упоминается в документах   c  XII  в.) относится пядь (или пядень). Статус официальной единицы длины, для которой были установлены соотношения ее с другими единицами, ей присвоили только в XVI  в.   Название   мерки   произошло   по   одной   версии   от   славянского   глагола «пяти» ­ растягивать, а по другой от слова «пясть» ­ кисть руки. Известно о трех древнерусских пядях. Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев. Великая пядь равнялась расстоянию  между  концами большого  пальца и  мизинца. Наконец, добавив   к   малой   пяди   две   длины   сустава   указательного   (по   некоторым источникам – среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см. До   нас   название   мерки   дошло   в   образных   выражениях   и   крылатых   словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего­либо.  К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть, о чем свидетельствует, в частности, «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI в.). Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба 11 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс до   конца   вытянутого   среднего   пальца   или   сжатой   в   кулак   кисти   руки,   что составляло примерно 46см и 38см соответственно. Таким   образом,   в   древнерусском   локте   укладывались   в   точности   две   пяди: великие   (в   первом   случае)   или   малые   (во   втором).   В   некоторых   документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком. В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки. С   конца  XI  в.   локоть   начал   вытесняться   более   крупной   единицей   длины   – аршином, использование которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым – иностранного. Однако со   временем   аршин   стал   доминировать,   проник   в   различные   отрасли производства и в XVII в. был признан официальной мерой длины в государстве. Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» ­ локоть, которое было  некогда заимствованно  тюркскими  языками, откуда  и попало  в  русский язык. Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца. 12 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс В  XVI­  XVIII  столетиях  его  величина составляла  около 72см и  (по  некоторым источникам) была в полтора раза больше, чем у локтя (так, согласно «Торговой книге» 2 аршина = 3 локтям). Название   сажень   происходит   от   славянского   слова   сяг   –   шаг.   Сначала   оно означало   расстояние,   на   которое   можно   шагнуть.   Затем   стали   различать сажени – маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую,   морскую,   трубную.   Этой   меряли   только   длину   труб   на   соляных промыслах.   Маховая   или   мерная   сажень–расстояние   между   вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) – расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки. Мера длины, равная 1/10 дюйма, называлась линией (очевидно, потому, что ее можно   было   отложить   при   помощи   линейки).   К   наиболее   мелким   старинным русским мерам длины относится точка, равная 1/10 линии. Возможно, отсюда появилось слово точность. Для   измерения   больших   расстояний   в   древности   была   введена   мера, называемая   поприще,   а   затем   взамен   ее   появляется   верста.   Название   это происходит от слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей. Да и верст­то было не одна, а две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею меряли земельные участки.  Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система 13 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс мер.   Каждое,   даже   самое   маленькое   государство,   каждый   хоть   немного самостоятельный   народ,  каждый   город   стремились   измерять   своими   мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле. 2.Экспериментальная часть. Как уже отмечалось ранее, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Посмотрев определенную литературу по теме, мы выяснили, что каждая мера длины имеет приблизительное значение.  Для уточнения собранных нами данных мы решили повести эксперимент – установить   опытным   путем   длины   старинных   русских   мер.   Были   измерены   с помощью сантиметра 15 учеников нашего класса. Мы измеряли аршин, большую пядь, малую пядь, вершок, локоть, сажень. Все результаты измерения собраны в таблицу 1. Экспертные данные по измерениям 14 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс                                                                                               Таблица 1 Аршин Большая пядь Малая пядь Вершок Локоть Сажень 69 68 65 65 70 71 60 71 70 72 74,5 67 69 71 68 16 16 15 20 22 17 15,5 19 20 28 21 20 19 23 18 5 3,7 3,9 5 4 5 4 4,5 4,5 5 5 5 5 5 5 16 15 14 18 20 16 14 17 18 20 21 18 17,5 16 16,5 44 42 40 42 43 40 38 43 44 47 51 45 44 46 44 158 148 155 145 160 159 150 162 166 166 177 155 158 150 150 Имя      Настя Катя Рита Аделя Кристина Настя Диана Регина Настя Андрей Юра Марат Саша Лёша Данил Для обоснования и дальнейшего анализа результаты мы начали работать над их статистической обработкой. Таблица 2. Характеристика  Приблизительное значение величины Среднее арифметическое Аршин Больша я пядь 68,6 17,9 Малая пядь 4,6 Вершо к 17 71 17,7 4,4 17,78           Таблица 2 Локоть Сажень 43 42 151,4 156,8 Вывод:  Проведя   свою   статистическую   обработку   результатов исследования и сравнив результаты с данными теории мы получили небольшие расхождения   в   измерениях.     Эти   данные   подтверждают   теорию   о   том,   что 15 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс приблизительное значение величин определялось таким же образом, а именно – нахождением среднего значения величин измеряемых. 3.Исследовательский блок. Рассмотрение   истории   развития   русских   мер   длины   показало,   что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.  16 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс Старинные   меры   длины   упоминаются   в   разговоре:   можно   услышать   о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине   каждого   из   названных   предметов   строится   на   основе   словесного описания, которое  приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.  Также они используются в случае, когда нужно определить или примерно оценить   размер   небольшого   предмета   или   малое   состояние,   не   используя никакие измерительные инструменты.  Таким   образом,   современное   общество   не   только   по­прежнему встречаемся со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать   их:   на   словах   –   в   непринужденной   беседе   или   по   прямому назначению.  На уроках литературы нами было отмечено, что в произведениях русских поэтов   и   писателей   есть   упоминание   о   старинных   русских   мерах   длины.   Мы решили   дать   толкование   некоторым   пословицам   и   поговоркам,   которые использовались в старину. Пословицы и поговорки со старинными мерами длины и их толкование. 17 Ярмарка старинных русских задач. Огурцова Анастасия Лысая Диана Николаева Анастасия Российская Федерация Ханты­Мансийский Автономный округ, г. Мегион Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», 7 класс  «От горшка два вершка, а уже указчик» ­ молодой человек, не имеющий  жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех. «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной  женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.  «Семи пядей во лбу» (разг.) — когда хотят сказать об очень умном человеке. « На аршин голова, да ума на пядь» ­  о взрослом, но глупом человеке. «Косая сажень в плечах» –  говорят о широкоплечем человеке. Видит на три аршина под землю» ­ об очень проницательном человеке. О маленьком, но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин».  « Сидит как аршин проглотил» ­ т. е. прямо.  «Пишешь аршинными буквами» – крупно. « Сам с ноготок, а борода с локоток» ­ до Петра 1 борода, особенно у бояр,  служила признаком знатности рода и происхождения.  « Нос с локоть, а ум с ноготь» ­ говорили о глупом человеке.    « Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени.  «Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали  свое отношение к столице. «Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» ­ расстояние не  может быть препятствием для любви.  «На версту отстанешь – на десять догоняешь» ­даже небольшое отставание  очень трудно преодолевать  «Коломенская верста» ­ шутливое прозвище для  высокого человека.  18

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»

Творческий проект «Ярмарка старинных русских задач»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2019