Данный материал содержит размышления учителя о работе с учащимися, имеющими способности в изучении математики и возможности развития данных способностей во время обучения учащегося в школе. Для этого используются все имеющиеся возможности: развитие творческих способностей на уроке и во внеурочной деятельности.
ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ-ОДАРЕННЫЙ УЧЕНИК.docx
Максимова Л.В.,
Жамбылская СШ
учитель математики
п.Жамбыл
Костанайский район
Республика Казахстан
ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ – ОДАРЕННЫЙ УЧЕНИК
Ключевые слова: одаренность, диагностика, творческий, компетенции,
социализация, адаптация.
Аннотация: Біздің жұмысымыздың міндеті дарынды балаларды анықтауға
көмектесу. Дарынды балалардың көбісі ересек өмірде өздерінің мүмкіндіктерін
көрсете алмайды. Біздің ұстаздық қызметіміздің мақсаты дарынды балаларды
әлеуметтік ортаға қалыптастыру.
The aims of our job to help identify gifted children. Some gifted children relise
yourself with their ability. Aims of professional activities sozialisation of gifted
children.
Реформы, происходящие в системе образования Казахстана за последние
личностно
их направленность на гуманистические,
несколько лет,
ориентированные и развивающие технологии изменили отношение к учащимся,
проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании
начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких
технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального
потенциала общества. Одаренные дети в цивилизованном обществе существовали
всегда, независимо от того обращали на них внимание или нет. Новыми задачами
современного образования стали: отход от «среднего» ученика, повышенный
интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего
потенциала, способностей каждого ребенка в образовательном процессе.
Одновременно с реализацией стандарта общего среднего образования должна
быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также
сопровождения их в течение всего периода становления личности. [1, с 92] При
всех трудностях, существующих в системе общего среднего образования, таких как отсутствие методических пособий для работы с одаренными детьми;
методик проведения диагностики; трудоемкость создания индивидуальных
заданий; проблема оценки результатов, сегодня для учителя открываются новые
возможности в плане развития личности учащегося и одаренной личности в
частности. При работе с такими детьми учителю необходимо знать, что
одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, и которые
должны учитываться. К таким особенностям относятся: 1) Способность быстро
схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует
широты материала для обобщения. 2) Умение учащегося сосредоточиться на
заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта
потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать
реализоваться через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие
необходимых познавательных умений. 3) Способность подмечать, рассуждать и
выдвигать объяснения. [1, с 108]. Существуют различные стратегии обучения
одаренных детей, которые могут быть воплощены в различные формы. 1 этап –
подготовительный. Основная цель его подготовить условия для формирования
системы работы с одаренными детьми в школе. Он включает в себя диагностику
по следующим направлениям: творческое мышление, уровень самооценки,
толерантность, предпочтительные виды деятельности, доминирование правого
или левого полушарий, сила интуиции, лидерство, карта интересов, диагностика
задатков и склонностей личности.
Одаренность или особенные способности детей по предмету математика
начинают ярко проявляться в среднем школьном возрасте: это 59 классы. В этом
возрасте у них уже есть базовые знания по предмету, сформирована
познавательная активность и задача учителя в этом возрасте – направить усилия
ребенка в нужное русло, необходимо настраивать учащихся на непрерывное
обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На этом
этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям
и способам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе,
ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На
этом этапе с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: здесь способности ребенка раскрываются наиболее ярко, он проявляет
лидерские
идей[3]
свои
При работе с учащимися 57 классов учителю необходимо учитывать возрастную
генератором
становится
качества,
категорию. Чтобы создать комфортные условия на уроке, нельзя резко проводить
границы между одаренными, средними и слабыми учащимися, на этом этапе это
может привести к тому, что многие ребята потеряют интерес к предмету и не
смогут раскрыть свой потенциал. Основным принципом работы учителя является
личностно ориентированный подход, который является неотъемлемой частью при
организации самостоятельной работы учащихся. Важным фактором, влияющим на
развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и
способностей, является система внеклассной работы в школе. Старшая школа
является образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны,
обязательной функции по
завершается выполнение обществом его
формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, реально
происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной
парадигмы с преимущественной трансляцией системы знаний, умений и навыков
к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как
способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного
коммуникационного пространства. Исходя из этого
информационного
формируются новые принципы организации образовательного пространства в
школе: выработка проектноисследовательских навыков (проектная методика);
самоопределение старшеклассников в отношении профильного направления
собственной деятельности; принцип создания условий для совместной работы
учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся
дополнительных образовательных услуг. [1, с 164]. На любом этапе развития
учащихся наряду с использованием различных форм и методов работы важное
значение имеет содержание материала, предлагаемого учащимся для решения.
Мне, как учителю математики очень часто приходится слышать от учащихся
возмущения по поводу того, что материал, который изучается по данному
предмету очень оторван от жизни и вряд ли где им в дальнейшем пригодится. Поэтому я даю учащимся как задачи практического содержания, так и
нестандартные задачи по различным темам, которые заставляют учащихся по
иному взглянуть на изучаемый предмет[4] .
Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся
неизвестен, т.е. учащиеся не знают заранее ни способа ее решения, ни того, на
какой учебный материал опирается решение. Такие задачи делятся на два типа:
первый – творческие задания, связанные с изучаемой дисциплиной, они требуют
самостоятельности, поисковой деятельности, нетрадиционных подходов, второй
– задачи повышенной трудности интегрированного характера, где знания
применяются из различных школьных дисциплин одновременно. Научить решать
такие задачи можно только в том случае, если у учащихся будет желание их
решать, т.е. задачи будут содержательными и интересными с точки зрения
ученика. Учитель должен вызвать интерес к задаче, убедить ученика , что от
решения математической задачи можно получать такое же удовольствие, как при
разгадывании ребуса. Применение задач повышенной сложности и нестандартных
задач достаточно широко. Например: задача для 5 класса по теме «Квадрат и куб
числа»: Число дней в невисокосном году 365. Это число обладает рядом
интересных свойств. Оно равно сумме квадратов (меньших 20) чисел. Найдите
их. (Это число можно разложить двумя способами: 365=102 +112 +122 или
365=132 +142.). [2]
Или, например: учитель, сообщая цель урока, обращает
внимание на то, что еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые
многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились
формулы сокращенного умножения. И ученикам предлагается сыграть роль
исследователей в открытии двух из этих формул. Для работы используется
работа в малых группах. Учащие выполняют умножение двучленов, после чего
они записывают результаты в правой части таблицы, средняя часть скрыта.
Таблица.
(х+у)(х+у)
(с+р)(с+р)
(х+у)2
(с+р)2
х2+2ху+у2
с2+2ср+р2 (к+в)(к+в)
(2+х)(2+х)
(к+в)2
(2+х)2
к2+2кв+в2
4+4х+х2
После заполнения таблицы, учитель просит найти закономерности и дети
без труда выводят формулу. [4]
На уроке по теме «Признаки делимости» можно предложить учащимся
легенду. В легенде рассказывается, что , когда один из помощников Магомеда –
мудрец Хозрат Али садится на коня, подошедший человек спросил его :
Какое число делится без остатка на 2;3;4;5;6;7;8;9? Мудрец ответил:
Умножь число дней в неделе на число дней в нужном месяце(30 дней) и на число
месяцев в году. Проверьте прав ли он? НОК(2;3;4;5;6;7;8;9)=2520; 2520=7.30.12.
[2] После решения необходимо выяснить, сколько таких чисел.
Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с
интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные
стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных
Развитие
способностей, в преодолении трудностей обучения математике.
творческого потенциала необходимо для любого человека, т.к. он становится
более самостоятельным в своих суждениях, аргументировано отстаивая свою
точку зрения, имеет более высокую работоспособность.
И как итог работы с одаренными учащимися является участие их в
и
олимпиадах различного уровня: школьные, районные, международные
различных интеллектуальных математических играх. Результаты их и являются
итогом работы педагога. Необходимость творческого саморазвития личности
школьников обуславливается новыми задачами, стоящими перед образованием.
Желаемый конечный результат обучения в школе – это выпускник, который
имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться,
саморазвиваться, имеющий цель в жизни и “инструмент” для достижения этой
цели.
Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя
работа. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие
возможности ребенка, он и сам должен работать творчески. В работе с детьми я
руководствуюсь основным принципам: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей
маленькой победы.
Литература.
1. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность школьников»,М., Академия 2000;
2. Ф.Ф. Нагибин «Математическая шкатулка»М., «Просвещение», 1984;
3. Журналы «Математика в школе»
4. Газета «Математика» 20052009 г.
Творческий учитель-одаренный ученик
Творческий учитель-одаренный ученик
Творческий учитель-одаренный ученик
Творческий учитель-одаренный ученик
Творческий учитель-одаренный ученик
Творческий учитель-одаренный ученик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.