ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.8

ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
pdf
религиоведение +2
5 кл—9 кл
07.01.2017
ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО  НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ   И ЛИТЕРАТУРЫ: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Описаны "ступеньки творчества" - пути и методы работы с письмом. Шаги по "ступенькам" позволят ученику "продвинуться" от подражания имеющемуся образцу к рождению собственного шедевра (мысли, слова, образа...). Ученики учатся по-новому рассматривать предмет, открывают его особенные свойства. Методический материал содержит примеры из личной практики.
Творческое письмо.pdf

ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО 

НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ  

И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Лукашенкова Жанна Васильевна,  учитель православной культуры,  русского языка и литературы 

МБОУ «СШ №34» города Смоленска

________________________________________________

1

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ ПИСЬМУ

_______________________________________________________________________________________________

 

 

Творческие задания на уроках духовно-нравственных и гуманитарных дисциплин органически вплетаются в общее содержание занятий данного направления. Они помогают решать следующие образовательные задачи:

        формировать навыки самостоятельного высказывания в процессе изложения собственной точки зрения и сравнения своего представления о личности святого, описанных событиях, духовных переживаниях с представлениями одноклассников;

        пополнять запас слов;

- узнавать сущностные (корнесловные) значения известных слов;

                    развивать восприятие и осмысление внутреннего мира человека;

                    развивать умения использовать личный опыт, обогащать его; развивать навыки вдумчивого чтения духовной литературы.

Творческие задания способствуют также усилению положительных эмоций учащихся, повышают уровень мотивации, дают возможность вербального и невербального выражения своего эмоционального мира.

Рассмотрим пути и методы работы над творческим письмом (условимся пути и методы называть словом «ступеньки»).

Ступеньки творчества

Существуют разные ступеньки творческой деятельности. Первая – создание продукта по имеющемуся образцу. Это деятельность подражательная, но все же творческая, потому что надо найти способ сделать такой же по существу, но новый продукт.

                                                             

1 Использовано: Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: методические рекомендации / Р.И. Альбеткова. М.: Дрофа, 2008. 128 с.

Простейший вид такой работы – формулировка определения понятия своими словами: есть образец, и надо самостоятельно выразить мысль. Более сложное задание может быть следующим: требуется прочитать произведение, в котором употреблены определенные средства языка (лексика духовно-нравственного содержания, стилистически окрашенная и проч.), и по этому образцу сочинить свой рассказ, письмо, сценку. Данная форма работы – и проба пера, и пополнение словарного запаса.

Так, в ходе изучении темы «Кирилл и Мефодий – святые просветители славянских стран» детям было предложено попробовать свои творческие силы в написании былинной песни о святых братьях. Опорная лексика дана для обязательного использования в работе: Евангелие, Псалтырь, подвиг просветительства, солунские братья, Божья помощь, молитва, славянские письмена, апостолы словенских стран. Вот что у нас получилось.

 

Пример 1.

БЫЛИННАЯ ПЕСНЬ О ЖИТИИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ


 

Много лет прошло с тех далеких пор,

Много вод стекло в море-океан, А тот подвиг жив, сквозь века прошел И в звучанье букв воплотился он – Подвиг просветительства!

 

Давным-давно, 1000 лет назад

К императору, да великому,

Человек пришел из Моравии

С болью - просьбою за народ за свой – Вести Божью проповедь, но понятную, Чтоб с Христом народ разговоры вел.

 

Не случайно выбор пал тогда

На Кирилла-свет да Мефодия, Братьев Солунских с Македонии.

 

Был Кирилл обручен с детства с Мудростью, Он наук познал тайны важные, Опыт был богат и душа чиста.

А Мефодий-брат очень скромен был, Опекал во всем брата младшего, Брата мудрого да любимого.

 

С Божьей помощью да молитвой жаркою Создал Кирилл во короткий срок 

Письмена славян, чтоб учить по ним.

 

Встретил их народ с большой радостью. Ростислав, Великий князь, почет им оказывал. И внимали все с изумлением

Чудным звукам родных и понятных слов, Преисполненных гармонией мира Божьего.

 

Божество, Богородица, Воскресение,

Вознесение, Рождество, Святой Дух,

Троица,

Благодарность, добродетель, достоинство,

Единение, милосердие, праведность, Отечество, рождение, учение, учитель, человечество –

Все слова славянские, красотою Высшей наполненные,

Создали, записали Мефодий да Кирилл.

………………………………………

 

Увенчал Господь род славянский

Божьей письменностью, Одарил, объединил Своей избранностью Во единой Церкви Православной.

 

И славяне – вестники,

Одаренные, озаренные,

За основу взял буквы древние, Буквы древние, финикийские.

 

Взял Евангелие, взял Псалтырь, Перевел народу славянскому.

Привил к древу духа народного Речь вдохновенную, высокую, Богом данную.

А Мефодий - брат помогал ему.

…………………………………..

С родной матушкой распростившися,

И со тщанием помолившися,

Братья светлые в путь отправились, В трудный путь пошли, во Моравию, Во Моравию - на чужбинушку. В город Велеград понесли они

Свои знания да бесценный труд.

 

 

Пример 2.

В трудный путь идут, Божий дар несут.

Песнью хвальною, велегласною Восхваляют братьев Солунских с Македонии:

Радуйся, Кирилле,

Радуйся, Мефодие, 

Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

 

Много лет прошло с тех далеких пор,

Много вод стекло в море-океан, А тот подвиг жив, сквозь века прошел И в звучанье букв воплотился он- Подвиг просветительства! (Эльвира Л., 11 класс МБОУ «СШ №34» 

города Смоленска)

 


ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО

Немного мудрости хочу тебе поведать я. Да не посмейся над учением моим, а задумайся. Коли внимательно будешь слушать, то для себя полезное выяснишь.

Славим Господа за жизнь дарованную, за направление нас на путь истинный – путь знаний, добра и духовного возрастания!

Заполни пустоты души своей, заполни их милосердным и сострадательным деянием. Сжалься над теми, кто желал тебе недоброго, кто был врагом твоим – будь милосерден к ним и терпелив.

Пролей деятельное сострадание своё на тех, кто нищ и беден душой и имуществом, чьё положение среди людей самое низшее. Пожалей жалующихся, плачущих, потерявших надежду на жизнь лучшую.

Торопись богатеть добрыми делами и приобретать сокровище, неоскудеваемое на небесах, которое ни вор не может украсть, ни тление не может коснуться и которого никакая смерть не одолеет.

Помни, что милостыня может быть не только материальной, но и духовной. Материальная милостыня невысоко ставится. Несравненно дороже материальных раздач милостыня духовная. Её цени и понимай, о ней помни. Сколько душа честнее тела, столь же пища духовная необходимее пищи телесной. Человек призван милосердствовать не смертной оболочке, не телу, а бессмертной душе своей.

Чтобы милосердие стало делом добрым, необходимо единственное, но очень важное условие – бескорыстие.

Внимательно ли отнёсся ты к учению моему? Если так и есть, то быть тебе человеком мудрым  и хорошим.

(Инна Щ., 7 класс МБОУ «СШ №34» города Смоленска)

 

Приведем пример творческого задания «Сценка». На занятиях, посвященных таким нравственным качествам, как милосердие, любовь, сострадание, учащиеся 5–6 класса работают над содержанием сценки «Звезды Любви». Просим детей представить, что Любовь рассыпала повсюду свои волшебные звезды. Дети делятся на группы/пары и в сценках-диалогах рассказывают, как преображается мир – люди, животные и природа – в тех местах, куда падают звезды любви.

Вторая ступенька – составление нового продукта из других, известных, как из готовых «деталей», «кубиков». Надо выбрать сами детали, которые нужны в данном конкретном случае. Задания могут быть следующими: переосмыслить известные образы, создать текст нравственного содержания, используя мотивы народных сказок, былин.

Третья ступенька – выбор нужного варианта из многих. При этом надо перебрать множество вариантов, чтобы решить, какой из них пригоден для достижения поставленной цели. По принципу выбора нужного варианта из множества работают все писатели: они выбирают из многих слов языка единственно необходимое. Правда, писатель не всегда перебирает все возможные варианты, найти выразительную художественную форму ему помогает вдохновение.

Ученику при выполнении такого творческого задания нужно по-новому увидеть предмет, открыть его особенные свойства, сходство/различие с другими явлениями. 

Творческой работы требуют задания, в которых предлагается создать произведение, заглавием которого служит самостоятельно выбранный афоризм; описать храмовое здание, монастырь с использованием самостоятельно найденных изобразительных средств языка; создать сказку о нарисованном цветке, в котором отражено какое-то нравственное качество; по предложенному плану начала создать текст, самостоятельно развив сюжет. Учащийся должен составить текст самостоятельно, без образца, при этом даны не сами готовые детали, а их тип.

В качестве примера творческой работы третьей ступени можно рассмотреть литературную зарисовку.

Самый высокий тип творчества – открытие нового. Для такого творчества нет образца, нет готовых деталей, нет множества вариантов. Это глубокое проникновение в самую суть мира, открытие его главных свойств. Пишущему открывается главное, и  он передает то, что открылось. У такого творчества есть свой материал – жизненные впечатления, изучение наук, чтение, все предшествующие искания, жизненный опыт, размышления.

Задания, способствующие развитию такого вида творческой деятельности, следующие: сочинения произведений на нравственную тему по личным впечатлениям, конкурс на лучшее стихотворение, сочинение сценки из собственной жизни и др. Для этой работы нет образца, нет установок, здесь дается простор самостоятельному творчеству и мысли. Такая работа требует от ученика многого: ему надо осмыслить жизненные факты, выбрать те, в которых проявились какие-то важные, значимые свойства жизни, которые будут интересны не только самому пишущему, найти соответствующие средства словесного выражения мысли. И все это следует сделать совершенно самостоятельно.

 

 Пример задания

«РАССКАЗ О ПРОЩЕНИИ»  

Придумайте рассказ о прощении. Станьте героем собственного рассказа – героем, совершающим подвиг прощения. Вы можете описать действительные события, а можете сами придумать сюжет.

Из вашего рассказа должно быть ясно:

1.Как и почему возникла ссора (обида).

2.Оказался ли кто-то из героев злопамятен, и если да, то как из-за его злопамятности нарушилось согласие между людьми.

3.Кто кого простил и как это произошло.

4.Как прощение примирило людей, как помогло им снова  сплотиться.

5. Ответ на вопрос: трудно ли прощать людей?

 

 

ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО НА УРОКАХ

ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО НА УРОКАХ

Существуют разные ступеньки творческой деятельности

Существуют разные ступеньки творческой деятельности

Брата мудрого да любимого.

Брата мудрого да любимого.

Заполни пустоты души своей, заполни их милосердным и сострадательным деянием

Заполни пустоты души своей, заполни их милосердным и сострадательным деянием

По принципу выбора нужного варианта из множества работают все писатели: они выбирают из многих слов языка единственно необходимое

По принципу выбора нужного варианта из множества работают все писатели: они выбирают из многих слов языка единственно необходимое

И все это следует сделать совершенно самостоятельно

И все это следует сделать совершенно самостоятельно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017