Творческое сочинение - эссе о судьбе учителя, о том, как приходят люди в профессию, как находят себя в ней. Как сделать так, чтобы ученику было рядом с тобой комфортно и интересно? Как побудить его к творчеству? Все эти вопросы до сих пор волнуют автора работы.
Творческое сочинение
«Пока ты жив, сжигай, горя…»
Белкиной Надежды Владимировны,
учителя русского языка и литературы
СОШ при Посольстве России в КНДР
Урок мой лучший впереди…
Самое огромное счастье –
Быть влюбленной в свое дело
И посвятить ему всю жизнь
А.К.Тарасова
На гробнице одного из египетских фараонов есть надпись: «Я никогда не
преграждал бегущей воды». Я часто вспоминаю эти слова, глядя на моих учеников.
Они как та вода, которой постоянно нужно кудато бежать, развиваться, пробивать
дорогу вперед, выбирая при этом свой собственный путь.
У каждого он может быть разным: легким или трудным, красочным или
однотонным, запоминающимся или не оставившим в душе следа. А как сделать,
чтобы путь, который выбирают мои воспитанники, не стал для них рутинным,
тусклым и бесследным? Как помочь ребенку учиться с радостью?
По своим целям и особенностям подлинный ученический труд – это всегда
творчество, так как работе растущим и развивающимся человеком не терпит
шаблона или штампа. Воспитывать личность сегодня – значит будить в ней желание
всей своей жизнью улучшить мир вокруг себя, нести людям счастье.
Я убеждена, что на юную душу школьника влияет не только слово, но и весь
облик учителя, каждый его шаг – и видимый, и ненаблюдаемый. Бывает, что один
какойто случай, отдельный факт в общении педагога с учащимися оставляет в
душе ребенка след на всю жизнь, а порой оказывает столь сильное воздействие, что
сразу же меняются все его планы на будущее. Так случается, когда учитель подает
пример высокого гуманизма, честности, благородства и порядочности, проявляет
внимание к ученику и веру в его силы.
Много лет назад в меня тоже поверили мои учителя, преподавшие мне такие
примеры. Педагогическая философия по крупицам складывалась из всего лучшего,
чем щедро одарили меня эти люди, которых через несколько лет я с трепетом и
гордостью смогла назвать не только своими учителями, но и коллегами. Они
словно передали мне по наследству преданность, любовь к детям, внимание к
слову, жажду познания, стремление к творчеству, чистоту помыслов, веру в добро,
желание делиться знаниями, испытывая при этом необыкновенное счастье.
Прекрасное горит, сжигая.
Горит, другому жизнь даря,
Твоя Вселенная живая.
Пока ты жив, сжигай, горя,Сгорев, остынь, зола седая,
И лучше душу сжечь не зря,
Чем тлеть, чадя и не сгорая.
Пока ты жив, сжигай, горя…
(Е. Чаренц)
В истинности этих нетленных строк я убедилась в первый же день пребывания в
Саратовском государственном университете на филологическом факультете,
когда нас, первокурсников, пригласили на встречу с ленинградским педагогом –
новатором Е. Н. Ильиным.
Нужно сказать, что в детстве я, конечно, задумывалась над вопросом, кем
стать,актрисой или учителем. Решение пришло очень быстро, а вот подтверждение
тому, что я на правильном пути, получила именно в тот незабываемый день.
Ильин великолепно владел аудиторией, все мы находились под сильным
впечатлением. И вдруг Евгению Николаевичу задали вопрос, из каких же
слагаемых состоит труд учителя. Он ответил, не задумываясь, что для него это
педагогический профессионализм, актерский талант и врачебный дар. «Настоящий
учитель, – сказал Ильин, – должен быть специалистом, влюбленным в
преподаваемый предмет, артистом, великолепно исполняющим свою роль, и
врачом, для которого внутреннее, духовное состояние ученика будет на первом
месте».
Этот урок, полученный 25 лет назад, не утратил для меня своей актуальности,
потому что я поняла: не важно, сколько времени ты общался с человеком – день,
год или один лишь час; важно, что дало тебе это общение, что изменилось в тебе.
Думаю, понастоящему я это начала осознавать, когда прошли годы. И сегодня с
уверенностью говорю, что урок Е. Н. Ильина – один из ярких в моей жизни.
Постоянно чтото отдавать, беспокоить юные души, получая при этом взамен что
то новое для себя. Жить во имя продолжения добра». Именно так я и определила
свое жизненное кредо:
Возьми у жизни все, что можно взять,
Ведь, несмотря на все, она щедра.
Но помни: чтото нужно ей отдать
Во имя продолжения добра.
И пусть не каждый склонен отдавать,
Святое в этом мире не умрет,
Покуда волновать мы будем тех,
Кто ничего пока не отдает.
Очень важно не только то, что ты отдаешь. Но и то, что смогли взять у тебя
твои ученики. Быть может, наибольшее удовольствие человек получает от
понимания другого, от ощущения духовного и интеллектуального единения, от
внезапной прочности мгновенной связи душ. Всегда есть та ниточка, которую
принято называть образом жизни, где культура станет главной неотъемлемой
частью, потребностью души постоянно прикасаться к красоте.А что значит «прикоснуться к красоте»? Один мудрец так сказал по этому
поводу:
«Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что «прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Да, красоту нужно не только уметь видеть и чувствовать. Красоту надо еще и
оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда
носить в сердце – может быть, это и есть высшее проявление культуры человека?
А выражается она, конечно же, в любви к родной словесности – русскому
языку и литературе. И эту любовь я стараюсь посеять и взрастить в сердцах моих
учеников так, чтобы потом с радостью наблюдать за плодами своего труда.
Я хочу, чтобы, переступив школьный порог, выпускники не забыли о том, что
«во дни сомнений» именно «великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык» сможет стать для них «надеждой и опорой», а для этого необходимо не
только любить его, но и знать, понимать, чувствовать, ибо только то, что
действительно знаешь, достойно любви. И тогда понастоящему открывается
ребятам смысл фразы Жирардена, что «Сила слова беспредельна».
И, развивая речь ученика, я побуждаю его к самоанализу, самовоспитанию, к
созданию в себе человека. В противном случае знания не принесут пользы, ведь в
руках безнравственного человека они – грозное оружие, а не только оружие
познания. Недаром поэт В.Шефнер писал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Не было дня, чтобы я не вспоминала слова академика Д.С. Лихачева: «Умение
говорить – искусство, умение слушать – культура. Литература, как известно, –
искусство слова». И научить ребят владеть этим искусством и понимать его –
значит подарить им веру в самих себя, воспитать чувство вкуса и меры, дать им
право осмысленного выбора для выражения собственных мыслей. И тогда мы
вместе с ними будем снова и снова наслаждаться миром русского фольклора и
мудростью древнерусской литературы, находить истоки многих литературных
достижений в культуре XVIII века; разгадывать тайны поэзии и прозы Пушкина,
спорить о Печорине, размышлять о жанре «Мертвых душ», дискутировать о
Байроне, постигать истину слов Раскольникова «Я себя убил, а не старушонку»,
вчитываться в описание Бородинского сражения, грустить вместе с Чеховым,
когда, казалось бы, хочется смеяться, открывать новые страницы «Серебряного
века». И, конечно же, сами будем продолжать творить.
И мои воспитанники из учеников вдруг превращаются в полноправных
участников творческого процесса, в советчиков и друзей, а если потребуется – и в
главных оппонентов! Они такие разные, как и мы сами, и такие же прямые и
открытые в своих пристрастиях, а значит, красивые душой. «И наши души
делаются чищечистого», говорят ребята, уходя с урока.
А если это так, значит, я на правильном пути.Учитель и класс – одно лицо, занятое поиском лучшего в человеке. Каждый
ученик сможет с гордостью сказать: «Я единственный и неповторимый, но я такой
же, как другие. Потому что каждый из нас единственный и неповторимый».
Помните, какое определение счастья дает герой фильма «Доживем до
понедельника»? «Счастье – это когда тебя понимают». А я бы еще добавила: «И
когда ты понимаешь, ради чего живешь».
Как известно, слово «школа» в дословном переводе с греческого обозначает
«скала». Скала, которую каждый должен покорить. Уже четырнадцать лет, день за
днем, урок за уроком, я пытаюсь сделать это, приходя в родную школу, где сама
до этого проучилась 10 лет. И всякий раз, когда мне кажется, что вершина уже
близко, я вдруг понимаю, что эта скала волшебная. Вершины достичь можно лишь
тогда, когда стремиться больше не к чему. А я еще поборюсь. И поэтому каждый
школьный день наполнен для меня вопросами: «Как сделать его интересным и
полезным? Как правильно организовать повседневность? Чья вина, если у ребенка
чтото не получилось?»
Сначала научить – потом спрашивать. А учить я должна всему. Не только
русскому языку и литературе, но и преодолению лени, препятствий, чувству
ответственности. Есть много интересных идей, и нельзя оставить их
невостребованными. Это было бы преступным по отношению к детям. Они имеют
право получить образование. Они имеют право творить. А я буду творить вместе с
ними.
Значит, «урок мой лучший – впереди…»
Покрыты золотом аллеи,
И всеисполнится в свой срок,
Я никогда не постарею,
Ведь не окончен мой урок.
А дни бегут, бегут быстрее,
И виден новый уж порог,
Я никогда не очерствею,
Ведь не окончен мой урок.
Утихнет боль, залечат раны,
Не время подводить итог.
А верить я не перестану!
И продолжается урок…
Иснова распахнутся двери,
Судьба, прошу, не подводи!
Пока жива во мне надежда,
Урок мой лучший – впереди!