Творческое сочинение "Пока ты жив, сжигай, горя..."

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческое сочинение - эссе о судьбе учителя, о том, как приходят люди в профессию, как находят себя в ней. Как сделать так, чтобы ученику было рядом с тобой комфортно и интересно? Как побудить его к творчеству? Все эти вопросы до сих пор волнуют автора работы.
Иконка файла материала эссе Белкина.docx
Творческое сочинение «Пока ты жив, сжигай, горя…» Белкиной   Надежды  Владимировны,  учителя русского языка и литературы  СОШ при Посольстве России в КНДР Урок мой лучший впереди… Самое огромное счастье – Быть влюбленной в свое дело И посвятить ему всю жизнь А.К.Тарасова На   гробнице   одного   из   египетских   фараонов   есть   надпись:   «Я   никогда   не преграждал бегущей воды». Я часто вспоминаю эти слова, глядя на моих учеников. Они как та вода, которой постоянно нужно куда­то бежать, развиваться, пробивать дорогу вперед, выбирая при этом свой собственный путь. У   каждого   он   может   быть   разным:   легким   или   трудным,   красочным   или однотонным, запоминающимся или не оставившим в душе следа. А как сделать, чтобы   путь,  который   выбирают   мои   воспитанники,  не   стал   для   них   рутинным, тусклым и бесследным? Как помочь ребенку учиться с радостью?  По своим целям и особенностям подлинный ученический труд – это всегда творчество,   так   как   работе   растущим   и   развивающимся   человеком   не   терпит шаблона или штампа. Воспитывать личность сегодня – значит будить в ней желание всей своей жизнью улучшить мир вокруг себя, нести людям счастье. Я убеждена, что на юную душу школьника влияет не только слово, но и весь облик учителя, каждый его шаг – и видимый, и ненаблюдаемый. Бывает, что один какой­то случай, отдельный факт в общении педагога с учащимися оставляет в душе ребенка след на всю жизнь, а порой оказывает столь сильное воздействие, что сразу же меняются все его планы на будущее. Так случается, когда учитель подает пример высокого гуманизма, честности, благородства и порядочности, проявляет внимание к ученику и веру в его силы. Много лет назад в меня тоже поверили мои учителя, преподавшие мне такие примеры. Педагогическая философия по крупицам складывалась из всего лучшего, чем щедро одарили меня эти люди, которых через несколько лет я с трепетом и гордостью   смогла   назвать   не   только   своими   учителями,   но   и   коллегами.   Они словно   передали   мне   по   наследству   преданность,  любовь   к   детям,   внимание   к слову, жажду познания, стремление к творчеству, чистоту помыслов, веру в добро, желание делиться знаниями, испытывая при этом необыкновенное счастье. Прекрасное горит, сжигая. Горит, другому жизнь даря,  Твоя Вселенная живая. Пока ты жив, сжигай, горя,Сгорев, остынь, зола седая,  И лучше душу сжечь не зря,  Чем тлеть, чадя и не сгорая. Пока ты жив, сжигай, горя…  (Е. Чаренц) В истинности этих нетленных строк я убедилась в первый же день пребывания в Саратовском     государственном   университете   на   филологическом   факультете, когда нас, первокурсников, пригласили на встречу с ленинградским педагогом – новатором Е. Н. Ильиным. Нужно сказать, что в детстве я, конечно, задумывалась над вопросом, кем стать,актрисой или учителем. Решение пришло очень быстро, а вот подтверждение тому, что я на правильном пути, получила именно в тот незабываемый день. Ильин   великолепно   владел   аудиторией,   все   мы   находились   под   сильным впечатлением.   И   вдруг   Евгению   Николаевичу   задали   вопрос,   из   каких   же слагаемых состоит труд учителя. Он ответил, не задумываясь, что для него это педагогический профессионализм, актерский талант и врачебный дар. «Настоящий учитель,   –   сказал   Ильин,   –   должен   быть   специалистом,   влюбленным   в преподаваемый   предмет,   артистом,   великолепно   исполняющим   свою   роль,   и врачом, для которого внутреннее, духовное состояние ученика будет на первом месте». Этот урок, полученный 25 лет назад, не утратил для меня своей актуальности, потому что я поняла: не важно, сколько времени ты общался с человеком – день, год или один лишь час; важно, что дало тебе это общение, что изменилось в тебе. Думаю, по­настоящему я это начала осознавать, когда прошли годы. И сегодня с уверенностью   говорю,   что   урок   Е.   Н.   Ильина   –   один   из   ярких   в   моей   жизни. Постоянно что­то отдавать, беспокоить юные души, получая при этом взамен что­ то новое для себя. Жить во имя продолжения добра». Именно так я и определила свое жизненное кредо: Возьми у жизни все, что можно взять, Ведь, несмотря на все, она щедра. Но помни: что­то нужно ей отдать Во имя продолжения добра. И пусть не каждый склонен отдавать, Святое в этом мире не умрет, Покуда волновать мы будем тех, Кто ничего пока не отдает. Очень важно не только то, что ты  отдаешь. Но и то, что смогли взять у тебя твои   ученики.   Быть   может,   наибольшее   удовольствие   человек   получает   от понимания другого, от  ощущения  духовного  и  интеллектуального единения,  от внезапной   прочности   мгновенной   связи   душ.   Всегда   есть   та   ниточка,   которую принято   называть   образом   жизни,   где   культура   станет   главной   неотъемлемой частью, потребностью души постоянно прикасаться к красоте.А что значит «прикоснуться к красоте»? Один мудрец так сказал по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял.  Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что «прикоснуться к красоте можно только сердцем». Да, красоту нужно не только уметь видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть, это и есть высшее проявление культуры человека? А выражается она, конечно же, в любви к родной словесности – русскому языку и литературе. И эту любовь я стараюсь посеять и взрастить в сердцах моих учеников так, чтобы потом с  радостью наблюдать за плодами своего труда. Я хочу, чтобы, переступив школьный порог, выпускники не забыли о том, что «во дни сомнений» именно «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» сможет стать для них «надеждой и опорой», а для этого необходимо не только   любить   его,   но   и   знать,   понимать,   чувствовать,   ибо   только   то,   что действительно   знаешь,   достойно   любви.   И   тогда   по­настоящему   открывается ребятам смысл фразы Жирардена, что «Сила слова беспредельна». И, развивая речь ученика, я  побуждаю его к самоанализу, самовоспитанию, к созданию в себе человека. В противном случае знания не принесут пользы, ведь в руках   безнравственного   человека   они   –   грозное   оружие,   а   не   только   оружие познания. Недаром поэт В.Шефнер писал:  Словом можно убить, словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести. Не было дня, чтобы я не вспоминала слова академика Д.С. Лихачева: «Умение говорить – искусство, умение слушать – культура. Литература, как известно, – искусство слова». И научить ребят владеть этим искусством и понимать его – значит подарить им веру в самих себя, воспитать чувство вкуса и меры, дать им право   осмысленного   выбора   для   выражения   собственных   мыслей.   И   тогда   мы вместе с ними будем снова и снова наслаждаться миром русского фольклора и мудростью   древнерусской   литературы,   находить   истоки   многих   литературных достижений в культуре XVIII   века; разгадывать тайны поэзии и прозы Пушкина, спорить   о   Печорине,   размышлять   о   жанре   «Мертвых   душ»,   дискутировать   о Байроне, постигать истину слов Раскольникова «Я себя убил, а не старушонку», вчитываться   в   описание   Бородинского   сражения,   грустить   вместе   с   Чеховым, когда, казалось бы, хочется смеяться, открывать новые страницы «Серебряного века». И, конечно же, сами будем продолжать творить. И   мои   воспитанники   из   учеников   вдруг   превращаются   в   полноправных участников творческого процесса, в советчиков и друзей, а если потребуется – и в главных  оппонентов!   Они  такие   разные,  как   и  мы   сами,  и  такие   же  прямые  и открытые   в   своих   пристрастиях,   а   значит,   красивые   душой.   «И   наши   души делаются чищечистого»,­ говорят ребята, уходя с урока. А если это так, значит, я на правильном пути.Учитель и класс – одно лицо, занятое поиском лучшего в человеке. Каждый ученик сможет с гордостью сказать: «Я единственный и неповторимый, но я такой же, как другие. Потому что каждый из нас единственный и неповторимый». Помните,   какое   определение   счастья   дает   герой   фильма   «Доживем   до понедельника»? «Счастье – это когда тебя понимают». А я бы еще добавила: «И когда ты понимаешь, ради чего живешь». Как известно, слово «школа» в дословном переводе с греческого обозначает «скала». Скала, которую каждый должен покорить. Уже четырнадцать лет, день за днем, урок за уроком, я пытаюсь сделать это, приходя в родную школу, где сама до этого проучилась 10 лет. И всякий раз, когда мне кажется, что вершина уже близко, я вдруг понимаю, что эта скала волшебная. Вершины достичь можно лишь тогда, когда стремиться больше не к чему. А я еще поборюсь. И поэтому каждый школьный день наполнен для меня вопросами: «Как сделать его интересным и полезным? Как правильно организовать повседневность? Чья вина, если у ребенка что­то не получилось?»       Сначала научить – потом спрашивать. А учить я должна всему. Не только русскому   языку   и   литературе,   но   и   преодолению   лени,   препятствий,   чувству ответственности.   Есть   много   интересных   идей,   и   нельзя   оставить   их невостребованными. Это было бы преступным по отношению к детям. Они имеют право получить образование. Они имеют право творить. А я буду творить вместе с ними.        Значит, «урок мой лучший – впереди…»  Покрыты золотом аллеи,    И всеисполнится в свой срок,     Я никогда не постарею,     Ведь не окончен мой урок. А дни бегут, бегут быстрее,                    И виден новый уж порог,                   Я никогда не очерствею,                     Ведь не окончен мой урок.  Утихнет боль,  залечат раны,    Не время подводить итог.    А верить я не перестану!    И продолжается урок…  Иснова распахнутся двери,                    Судьба, прошу, не подводи!                    Пока жива во мне надежда,                     Урок мой лучший – впереди!