ТВОРЧЕСТВО И РЕДАКТОРСКАЯ ПРАВКА
Материал для учителя
Задачи редактирования - не только оценить работу в целом, отметить ее достоинства и недостатки (обязанность рецензента), не только выправить орфографию, пунктуацию и подчеркнуть стилистические ошибки (обязанность корректора). Преподаватель-редактор должен конкретно, тем или иным способом посоветовать автору, что и как нужно переделать. В процессе редактирования педагог, который стремится осмыслить творческий процесс и развить способности каждого ученика, исполняет обязанности и рецензента, и корректора, и психолога, и педагога. Это позволяет заглянуть в творческий процесс юных авторов.
Редактирование первоначальных вариантов дает возможность добиваться более ощутимых результатов. Главный эффект состоит в том, что юные авторы по-настоящему учатся совершенствовать свои журналистские работы.
Важно понять, что без редакторской работы очень трудно, а подчас и невозможно привить необходимые навыки саморедактирования, вызвать потребность совершенствовать содержание и стиль своих работ. Юный автор должен сначала сам увидеть и понять, как это делается, а уж потом самостоятельно пытаться править свой творческий текст и доводить его до нужного уровня.
Задача преподавателя - не перестраивать стиль ученика по-своему, не править все подряд, а всячески помогать в естественном развитии именно его индивидуального стиля. В этом случае полезно предлагать соответствующую тематику, предоставлять право варьировать темы, подсказывать, в каком жанре лучше написать статью.
Задача преподавателя-редактора заключается в том, чтобы юный автор, в конечном итоге, смог увидеть свой неповторимый творческий журналистский почерк. Поэтому, редакторская правка крайне необходима не только в формировании навыков юных авторов, но и в дальнейшей их работе над вторым вариантом.
Между тем, в любой творческой работе необходимы и четкие ориентиры, которые помогли бы юным авторам полнее реализовать задуманное. Для этой цели предлагается примерный вопросник, который окажет помощь начинающим журналистам лучше сориентироваться в лабиринтах творческого поиска:
-Для чего подготовлен газетный материал?
-Каков его конкретный адресат?
-В каком жанре он написан?
-Соответствует ли стиль этому жанру?
-Полностью ли раскрыта тема?
-Соответствует ли заголовок содержанию?
-Интересен ли сюжет?
-Отражен ли в материале жизненный опыт автора?
-Какие оригинальные средства выразительности использованы в материале?
-Чему учит и к чему призывает подготовленный к печати материал?
-Что необходимо еще исправить или дополнить, чтобы язык был ярче, а мысль выражена точнее?
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.