Тьюторское сопровождение в работе с одарёнными студентами
Оценка 4.8

Тьюторское сопровождение в работе с одарёнными студентами

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
искусство
Взрослым
15.01.2023
Тьюторское сопровождение в работе с одарёнными студентами
Данная методическая разработка посвящена роли тьютора в работе с одарёнными студентами в средних и высших учебных заведениях
Райкова Л.С. Тьюторство.docx

Райкова Лариса Сергеевна,

 преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ГПОАУ АО

«Амурский педагогический колледж»

Тьюторское сопровождение в работе с одарёнными студентами

Инновационное образование в современной России связано с повышающимися требованиями к уровню студентов, с усложнением и увеличением материалов учебных программ, поэтому, как объективный фактор, возрос интерес к проблемам интеллекта и одаренности молодого поколения. Учреждениям среднего и высшего профессионального образования предоставлена возможность работать с талантливыми студентами, важно лишь на первых же ступенях обучения разглядеть одарённость, помочь раскрыться в новой среде.

 Бытует мнение, что талантливых студентов в средних образовательных учреждениях очень мало, ведь сюда приходят дети, желающие получить рабочую профессию и изначально не нацеленные на исследовательскую, научную работу. Однако это не всегда так. И среди студентов профессиональной сферы оказывается немало талантливых подростков. Такой вывод можно сделать исходя из итогов ежегодных предметных и профессиональных олимпиад, результатов творческих выставок, фестивалей, конкурсов и других мероприятий городского, областного, всероссийского уровней. Поэтому, одним из направлений работы преподавателей является работа по отслеживанию талантливых студентов, их поддержка, корректировка направлений работы и помощь обучающимся.

Согласно концепции одарённости, «Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

К характерным проявлениям одарённости в студенческом возрасте относят: энергичный рост моральных, интеллектуальных сил и возможностей; повышенный уровень абстрагирования и обобщения, формирование прямых и обратных операций, рассуждений и умозаключений; критичность; усиление умственной деятельности; стремление к самосовершенствованию; лёгкость усвоения новых идей и знаний; неумение скрывать свои чувства и эмоции; активность, настойчивость, энергичность; нетерпеливость при выполнении рутинной работы; независимость в суждениях и поведении.

Исходя из того, что в любом учебном заведении есть как заурядные, так и незаурядные студенты, требуется дифференцированный подход к их обучению. Поэтому, требуются так называемые педагоги-тьюторы, организующие индивидуальное сопровождение более талантливым обучающимся.

Тьюторство - достаточно недавнее новшество в системе образования новой России. На сегодняшний день существует ряд трактовок этого термина, но все они сходятся в одном – тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, опираясь на его интересы. Т.М. Ковалева говорит, что осуществление тьюторской деятельности возможно лишь в открытом образовательном пространстве. Целью открытого образования, возможность человека по максимуму пользоваться различными ресурсами для создания собственных образовательных программ. Согласно определению, «тьютор – это педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы». Таким образом, тьютором может быть не только специально обученный человек, педагог-психолог, но и обычный преподаватель, на которого возлагаются обязанности работы с одарёнными студентами. Многогранная работа педагогов с одаренными студентами проводится с самого поступления на первый курс по следующим направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационно-просветительская, организационно-методическая.

Изначально проводится диагностика первокурсников, выявления обучающихся с высоким уровнем интеллекта, учитываются сведения, полученные из школы. Это даёт возможность строить и корректировать работу с такими студентами совместно с другими преподавателями. Следующим этапом в работе является развитие мотивации к учебным достижениям. Это создание ситуаций успеха, которые помогают усилить и закрепить познавательный мотив, это проблемные технологии обучения, стимулирование творческого подхода к выполнению учебных заданий и т. д. Развитие креативности молодёжи, создание благоприятных условий для ее проявления - важная задача, стоящая перед преподавателями на протяжении всего периода обучения.

Важно создать условия, обеспечивающие психологический комфорт для одарённых студентов во всех формах её проявления: обеспечение психологической поддержки для участия одаренных студентов в конкурсах профессионального мастерства, предметных олимпиадах разных уровней, научно-практических конференциях и т. д.

Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Если совместить смысл преподавателя как лица, сопровождающего одарённых студентов, то под понятием «тьютор» скрывается особый педагог, который сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Исследователи отмечают, что современное представление тьюторства можно разложить в три составляющих элемента. Во-первых, тьюторство как поддержка (особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении проблем). Во-вторых, тьюторство как сопровождение (в реализации индивидуальных образовательных программ, учебно-исследовательских и проектных работ). В-третьих, тьюторство как фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения).

Исходя из всего этого, в функции педагога-тьютора входят следующие задачи:

 - формирование и развитие умений, способности и готовности свободно и ответственно разрешать любую проблемную ситуацию;

- формирование мотивации учения, изменение ценностных ориентаций;

- содействие саморазвитию и стимулирование профессионального самоопределения.

Поэтому, педагог-тьютор в своей работе может использовать такие технологии открытого образования, как:

- «кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций);

- «портфолио» (метод презентации образовательных результатов);

- «дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную).

Следует отметить, что работа педагога-тьютора с одаренными обучающимися - это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от преподавателя постоянного обновления знаний в области методики, педагогики, психологии. Направлений работы с одарёнными студентами много и каждый опытный педагог-тьютор выбирает для себя те методы, которые, по его мнению, дают хороший результат.

Ясным становится одно - тьюторское сопровождение -  важное условие при получении качественного образования для одаренных студентов. Таким образом, тьюторство – это практика, которая основывается на построении и реализации персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал студента, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Список используемой литературы:

1.     Андрейковец, Е.М. Тьюторство как технология управления индивидуальной траекторией развития студента/Е.М. Андрейковец//Современные научные исследования и инновации. 2014.

2.     Кокамбо, Ю. Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса/Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова//Вестник Амурского государственного университета. -2013.

3.     Панцова, Н. И. Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе Мастерская педагога. - 2012.

4.     Пирогова, Н. В. Работа педагога-психолога с одаренными студентами в учреждении СПО / Н. В. Пирогова. - Текст: непосредственный //Молодой ученый. - 2019.


 

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из того, что в любом учебном заведении есть как заурядные, так и незаурядные студенты, требуется дифференцированный подход к их обучению

Исходя из того, что в любом учебном заведении есть как заурядные, так и незаурядные студенты, требуется дифференцированный подход к их обучению

Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого

Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого

Ясным становится одно - тьюторское сопровождение - важное условие при получении качественного образования для одаренных студентов

Ясным становится одно - тьюторское сопровождение - важное условие при получении качественного образования для одаренных студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.