ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Оценка 4.9

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
администрации
9 кл
06.03.2018
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
памятка тьютора "Тьюторские вопросы"
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ.docx
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ Е. В. Ваганова, заместитель директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Чайковский, Пермский край Развитие   способности   к   осознанному   выбору   –   одна   из   главных   задач современной основной школы. Выпускник 9­го класса должен уметь выбирать образовательное   учреждение   для   продолжения   собственного   образования, профили   обучения   или   специальность   профессионального   образования.   Для принятия адекватных решений такого рода у учащихся основной школы должно быть создано пространство, в котором они учатся выбирать. Учатся принимать решения, от которых зависит их образовательная траектория. Федеральный   Государственный   стандарт   основного   общего   образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника   основной   школы»):   выпускник,  ориентирующийся  в   мире профессий,   понимающий   значение   профессиональной   деятельности   для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. [3]  В   нашей   школе   реализуется   модель   «Основная   школа   –   пространство выбора», в рамках которой организуется деятельность по профессиональному самоопределению обучающихся 8­9 классов. Педагогами проводится большая работа в этом направлении: экскурсии, классные часы, встреча с людьми разных профессий, занятия по предпрофильной подготовке, курсы по выбору и т. д.    Анализ   результатов   диагностики   профессиональных   намерений обучающихся,   проведённой   нами   в   9­х   классах   в   2014­2015   учебном   году показал, что чёткое представление о своей будущей профессии имеет 0 %, а 25% обучающихся вообще не определили своё профессиональное направление, большая   часть   девятиклассников   (65%)   не   может   сопоставить   свои индивидуальные особенности с требованиями определённой профессии.  Так почему же мы не можем сказать, что обучающиеся 9 классов делают осознанный выбор своего дальнейшего образования?   Проанализировав   ситуацию,   мы   пришли   к   выводу,   что  не   всегда учитываются   запросы   подростков,   не   проводится   обсуждение   и   рефлексия, обучающимся   сложно   разобраться   и   определиться   с   выбором;   оценить   свои возможности и соотнести со своим будущим в профессиональной деятельности; срабатывает принцип: иду туда, куда все, а с какой целью, неизвестно.  В связи с этим мы считаем, что важнейшим элементом, обеспечивающим осознанный   выбор   подростком   своего   дальнейшего   образовательного   выбора должно стать появление и оформление тьюторского сопровождения на этапе прохождения   профессиональных   проб,   как   одного   из   важнейших   этапов профессионального   самоопределения   обучающихся   9   классов,  поскольку выступает своего рода индикатором правильности выбора. Профессиональная проба – одна из областей практической деятельности, где   тьютор   не   даёт   новые   знания,   а   направляет   процесс   их   поиска   самим обучающимся.  Тьютор   в   большей   степени,   выступает   в   роли   организатора самостоятельной   образовательной   деятельности   школьника.   В   его   функции входят   помощь   школьникам   в   их   самоопределении.   Самым   важным,   на   наш взгляд, моментом тьюторского сопровождения является рефлексия итогов проб и коррекция выбора по их итогам. Тьюторское   сопровождение   школьника   в   самом   общем   виде   на   любой возрастной   ступени   представляет   собой   последовательность   взаимосвязанных друг   с   другом   этапов:   диагностико­мотивационный,   проектировочный, реализационный, аналитический. [1] В основе тьюторской работы на любом возрастном этапе лежит принцип индивидуализации.   Этот   принцип,   значимость   которого   для   современного образования   теперь   уже   стала   очевидна,   был   отражен   в   обеих   версиях разработки стандартов нового поколения. [2]   Предметом   деятельности   тьюторского   сопровождения   на   этапе прохождения профессиональных проб учениками 9 классов в МАОУ СОШ №2 становится   проектирование,   реализация   и   рефлексия   принятых   учащимся решений. В ходе сопровождения профессиональных проб соблюдается принцип индивидуализации,   а   именно:   создается   «избыточная»  образовательная   среда, где   есть   место   выбору   и   пробам,  включая   в   образовательную   деятельность субъектность подростка.  Мы   предлагаем   модель   тьюторского   сопровождения   профессиональных проб, обучающихся 9 классов, которая реализуется в рамках проекта «На пути к успеху» с 2014 – 2015 уч. года.  1 этап (проектировочный)  Образовательное событие «Мой выбор»,  в результате которого происходит осуществление   выбора   предложенных   профессиональных   проб;   выявление запроса учеников на пробы, которые они хотели бы пройти, но их нет в списке предлагаемых,   не определившимися с выбором.    проводятся   тьюториалы   с   девятиклассниками, Возможные вопросы тьютора ученику, если он не выбрал профессию: 1.Что у тебя получается лучше всего? (Какой вид деятельности?) 2.Почему ты решил, что это у тебя получается лучше всего? 3.Вспомните о самой удачной ситуации в этом направлении в своей жизни. 4. Благодаря каким качествам у тебя это получилось? 5.Попробуй записать и проранжировать эти качества. 6.Какие качества или условия могли помешать или мешают осуществлять тот вид деятельности, который получается лучше всего? 7. Как можно справиться с возникшими трудностями? 8.Как   то,   что   у   тебя   получается,   может   быть   связано   с   профессиональным миром? 9. Кем ты себя видишь в профессиональном мире? На   тьюторале   разрабатывается   техническое   задание,   осуществляется   выбор: тьютора   для   сопровождения   проф.проб,   способов   и   форм   представления результатов, проводится рефлексия события. В   образовательном   событии   «Мой   выбор»   соблюдается   принцип индивидуализации, а именно ­ создается пространство выбора: выбор профессиональных проб выбор формы и способа отчетности  выбор тьютора • • • • учащемуся   дается   возможность   самостоятельно   сформулировать техническое задание на проф.пробы 2 этап (реализационный) Прохождение профессиональных проб.  На данном этапе происходит проба себя   в   профессии,   делаются   записи   в   дневнике   профессиональных   проб (приложение 1) Во время деятельности проходят тьюторские консультации по запросу   обучающихся   (появившиеся   вопросы,   разочарование,   дополнение   к списку профпроб, состоявшееся самоопределение и др.).  3 этап (рефлексивный) Защита профессиональных проб Происходит представление результатов, рефлексия деятельности. Заключительное   событие   «Калейдоскоп   профессий».  После   защиты обучающиеся   9   классов   представляют   лучшие   работы   по   защите профессиональных проб ученикам восьмиклассникам. Реализуя   такую   модель   тьюторского   сопровождения,   мы   наблюдаем положительную динамику осознанного профессионального выбора. Доля обучающихся, прошедших  профессиональные пробы  Доля обучающихся прошедших защиту  профессиональных проб Доля обучающихся, давших обоснованный  ответ на вопрос: почему я изменю или не  изменю своему профессиональному выбору?   2014­ 2015 87,5% 2015­ 2016 96 % 2016­ 2017 100% 74% 100 % 100% 54,5 % 83,5 % 98% Список литературы:  1. Т. М. Ковалева. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем   образовании»:   лекции   1–4.   –   М.:   Педагогический   университет «Первое сентября», 2010. Учебно­методическое пособие 2. Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща,С., Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилин  «Профессия   «тьютор»  Верстка   –   Н.   Е.   Красикова Издательство   «СФК­офис»  Подписано в печать 27.08.2012 3.  Федеральный государственный   Тверь, г. Приложение 1. образовательный стандарт ООО http://standart.edu.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018