Тьюторское сопровождение обучающихся

  • Научные работы
  • doc
  • 29.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий. Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.
Иконка файла материала Тьюторское сопровождение.doc
1 Тьюторское сопровождение обучающихся Профессия «тьютор» в мире профессий Новое время требует новых профессий  и специальностей,  которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий.  Практика   показывает,   что   какой   бы   самостоятельностью   не   обладал   человек, возникают   ситуации,   в   которых   личность   нуждается   в  сопровождении  со   стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения,   выбора   цели,   сопровождение   в   трудных   жизненных   ситуациях   и   пр. Сопровождать   ­   значит   следовать   рядом,   вместе   с   кем­либо   в   качестве   спутника   или провожатого. В   настоящий   момент   различного   рода   сопровождения   личности   осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору. Тьютор   –   это   новая   профессия   для   российского   образования.   Тем   не   менее,   в настоящий   момент   услуги   тьютора   достаточно   востребованы.   Реформируемая образовательная   среда   нуждается   в   новом   специалисте,   который   поможет   обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Сопровождение тьютора предполагает   выявление   и   «продвижение»   интереса   тьюторанта,   т.е.   сопровождаемого. Тьютор   создаёт   избыточную   образовательную   среду,   насыщенную   множеством предложений,   которые   потенциально   могут   быть   интересны   обучаемому,   затем   он сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.  С   2008   года   профессия   тьютор   официально   введена   в   список   должностей педагогических   работников   общего,   дополнительного   и   высшего   профессионального образования (приказы Минздравсоц ­ развития РФ от 5 мая 2008 г. №№216­н и 217­н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№11731 и 11725 соответственно), однако, на сегодняшний день она еще не имеет стандартизированного описания специфики тьюторства как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к её осуществлению. В Московском педагогическом государственном университете в 2009 году под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалевой была открыта первая магистратура по подготовке тьюторов по программе «Тьюторство в сфере образования». Профессия   «тьютор»,   несмотря   на   свою   более   чем   девятисотлетнюю   историю, может   быть   в   условиях   российской   действительности   отнесена   к   категории   новых, инновационных   для   отечественного   образования   и   российского   общества   в   целом профессий. Профессия «тьютор» в России появилась и получила свое распространение в процессе   общественного   развития   в   связи   с   необходимостью   перехода   российского общества на стадию информационного, постиндустриального общества. Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор2 своего жизненного пути. Особую   актуальность   проблематика   тьюторства   начинает   приобретать   сегодня   в связи   с   проектами   и   программами   модернизации   российского   образования.   Так, Федеральной  целевой программой  развития  образования в числе основных направлений определены: • введение   профильного   обучения   в   старшей   школе,   обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана; • внедрение   моделей   непрерывного   профессионального   образования, обеспечивающих   каждому   человеку   возможность   формирования   индивидуальной образовательной   траектории   для   дальнейшего   профессионального,   карьерного   и личностного роста; • организация   сетевого   взаимодействия   образовательных   учреждений   для развития мобильности в сфере образования; • интеграция   в   европейское   образовательное   пространство,   повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования. Реализация   данных   направлений   требует,   организации профессиональной   педагогической   поддержки   индивидуального   образования старшеклассников   и   студентов.   Существующая   сегодня   в   России   практика   тьюторства может стать ресурсом в решении поставленных задач.   прежде   всего, Очевидно, что современный этап модернизации российского образования требует принципиально   новых   для   отечественного   образования   подходов   к   организации образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к идеям индивидуализации   и   открытости   образования   позволяет   утверждать,   что   тьюторство становится одним из значительных ресурсов этой модернизации. Сегодня   в   условиях   возвращения   к   ценностям   личного   выбора,   индивидуальной траектории   развития   человека   в   рамках   школьного   образования   становится   все   более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования. Этим   сегодня   и   продиктован,   в   большей   степени,   возобновившийся   в педагогической   среде   интерес   к   реализации   принципа   индивидуализации   и   различным тьюторским практикам. Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности В   настоящий   момент   профессия   «тьютор»   быстро   завоёвывает   популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. Такой   популярности   и   востребованности   профессии   способствуют   следующие факторы. Во­первых,   оформляется   заказ   на   тьюторское   сопровождение   со   стороны государства.  Внедрение   Федеральных   государственных   образовательных   стандартов, основанных на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная   реализация   стандартов   возможна   при   наличии   в   образовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.3 Именно   профессиональный   тьютор   организует   совместное   обсуждение   с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.  Реализация   концепции   профильного   обучения   в   старших   классах   школы предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «держателем», «гарантом» которой в образовательном учреждении становится тьютор. Государство четко определило курс на развитие научно­технического творчества, на организацию   проектной,   исследовательской   и   иной   деятельности   детей   и   юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятельности,   позволит   в   полном   объеме   реализовать   их   потенциал.   Тьютор   создает условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности как   культурных   способов   взаимодействия   человека   и   ситуации,   решения   человеком образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.   профессиональной, Обучающийся   осознает   необходимость   разработки   и   реализации   личной образовательной,   продвижения   по индивидуальной   образовательной   траектории.   Также   растет   востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего­либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.   жизненной   программы, Профессия   «тьютор»,   педагогическая   тьюторская   позиция   принципиально отличаются   от   профессии   и   позиции   учителя­предметника,   психолога,   социального педагога и классного руководителя.  Учитель­предметник   при   его   гуманистической   направленности   отвечает   за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения   и   освоения   обучающимся   основ   науки,   которую   он   преподает.   Даже   при организации   обучения   с   учетом   индивидуальных   особенностей   обучающихся   учитель­ предметник не может до конца выйти за рамки программы.  Предметом   профессиональной   деятельности   психолога   в   системе   образования является   психика   субъектов   образовательной   деятельности.   Целью   профессиональной деятельности   психолога   является   сохранение   и   укрепление   их   психического   здоровья, создание   и   поддержание   в   коллективе   образовательного   учреждения   благоприятного психологического   климата,   диагностика   психологических   особенностей   обучающихся   с целью их учета педагогами в практической деятельности.  Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его   профессиональными   целями   является   обеспечение   соблюдения   каждым   членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм. Целью   деятельности   социального   педагога   является   успешная   социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных   и   приемлемых   для   него   и   для   общества   социальных   ролей.   Социальный педагог   в   российском   образовании   работает,   прежде   всего,   с   детьми   из   проблемных, сложных, социально запущенных семей.  В   отличие   от   предыдущих   профессий,   целью   профессиональной   тьюторской4 деятельности   является   сопровождение   разработки   и   реализации   каждым   обучающимся индивидуальной образовательной программы. Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении   как   раз   целесообразно   в   том   случае,   если   возникает   необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогическо­ го коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.  Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных   образовательных   запросов   своих   подопечных,   осуществить организационную,   консультационную   и   иную   помощь   при   разработке   и   реализации индивидуальных   образовательных   сценариев,   программ,   маршрутов,   проектов.   Поэтому так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов. Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в   соответствие   с   требованиями   времени,   с   образовательными   запросами   общества   и образовательным заказом государства. При  отсутствии  комплексного  решения проблем  подготовки квалифицированных современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития. Кроме   того,   введение   профессионального   обучения   по   квалификации   «тьютор» соответствует   интересам   студентов   педагогических   вузов,   поскольку   предполагает овладение новыми методами и подходами к обучению, востребованными на рынке труда. Разработка   и   реализация   программ   профессионального   педагогического образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является актуальной потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая педагогическое сообщество) и государства. Основные принципы и функции тьюторской деятельности Целью деятельности тьютора является создание социально­ педагогических условий для   самосовершенствования   и   профессионального   становления   учащегося   посредством оказания   помощи   в   проектировании   и   реализации   индивидуальной   образовательной программы. Под тьюторским сопровождением  одарённых и высокомотивированных учащихся понимается   педагогическая   деятельность,   в   ходе   которой   тьютор   создает   условия   и предлагает   способы   для   выявления,   реализации   и   осмысления   учащимся   своего познавательного интереса и построения индивидуальной образовательной траектории. Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор, являются принципы открытого образования: ­ ­ ­ открытость; вариативность; гибкость;5 непрерывность; индивидуальный подход; индивидуализация  ­ ­ ­ Рассмотрим эти принципы более подробно. Принцип   открытости   все   чаще   обсуждается   сегодня   и   в   теоретических   работах современных   и   зарубежных   исследователей,   и   в   педагогической   практике   как   одна   из наиболее существенных качественных характеристик современного образования. Понятие   открытости   образования   в   отечественной   педагогике   еще   продолжает формироваться   и   существует   пока   в   большей   степени   как   метафора,   но   интерес   к осмыслению и самого понятия, и созданию практики открытого образования в современном педагогическом   сообществе   достаточно   большой.   На   сегодняшний   день   все   различные смыслы,   касающиеся   этого   становящегося   понятия,   можно   представить   следующим образом: открытое образование ­ это образование, в котором преодолевается школьный (шире ­ институциональный) контекст, положенный системой традиционного образования как основной. Расширение открытого образовательного пространства сможет обеспечить вхождение   в   общеевропейское   образовательное   пространство.   Развитию   тьюторства способствует  установление   партнерских   взаимоотношений   учреждения   общего  среднего образования   с   окружающим   социумом,   а   также   ведущими   учреждениями   высшего образования.   Тьютор   из   числа   профессорско­преподавательского   состава   сможет обеспечить преемственность в развитии одарённого ребёнка в системе работы школа­ВУЗ. Принцип вариативности предполагает создание разнообразной «избыточной» среды, по   отношению   к   которой   становится   возможным   осуществление   реального   выбора   в построении   индивидуальной   образовательной   программы,   а   также   реализуется   выбор учащимися собственных вариантов деятельности.  Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое направление индивидуальной образовательной программы тьюторанта, поддержка любой инициативы в выборе способов, темпов, форм получения им собственного образования. Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития школьников. Исторически   принцип   индивидуального   подхода   заключается   в   осознании необходимости   передачи   и   усвоения   каждым   человеком   общезначимых   элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. На необходимость осуществления в педагогике индивидуального подхода указывал еще Ян Амос Коменский в своей главной книге «Великая дидактика». Сформулировав цель всеобщего обучения: «Научить всех ­ всему», Я.А. Коменский уже тогда понимал, что реализовать эту цель возможно только за счет специальных педагогических средств ­ форм и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику. Сегодня в мире постоянно обновляющегося знания стало очевидно, что «научить всему»   невозможно,   но   цель   «научить   всех»   до   сих   пор   поддерживается общеобразовательной школой. Поэтому сам принцип индивидуального подхода в обучении продолжает реализовываться. Все учащиеся разные, тем не менее, все должны усвоить единый стандарт. Поэтому6 учителю,  как и  раньше, для построения  эффективного процесса  обучения, необходимо подбирать   методы,   формы   и   средства   обучения,   ориентируясь   на   индивидуальные особенности   своих   учеников.   Тьютору   также   при   сопровождении   индивидуальных образовательных программ своих тьюторантов необходимо учитывать их индивидуальные особенности. В отличие от принципа индивидуального подхода (эти принципы до сих пор еще часто   путают   как   в   педагогической   литературе,   так   и   на   практике),   принцип индивидуализации позволяет педагогам ориентироваться прежде всего на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося. Принцип индивидуализации  состоит в том, что  каждый  ученик  проходит  собственный   путь  к освоению   того  знания,  которое именно для него сейчас является наиболее важным. Цель педагога при реализации данного принципа   и   заключается   в   помощи   каждому   ученику   в   определении   собственного образовательного   пути   и   сопровождение   его   в   построении   индивидуальной образовательной программы. Этот принцип является ведущим при организации тьюторской деятельности. Фактически,   тьютор   ­   это   и   есть   педагог,   который   работает,   непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Таким образом, принцип индивидуализации лежит в основе тьюторской работы на любом возрастном этапе. Этот принцип, значимость которого для современного образования теперь уже стала очевидна, был отражен в обеих версиях разработки стандартов нового поколения. Основными функциями тьютора являются:    диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; выявление познавательных интересов тьюторанта; оказание   помощи   в   определении   обучающимися   собственного индивидуального   пути   освоения   знания,   построение   индивидуальной   образовательной траектории;   создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения; вовлечение   обучающегося   в   научно­исследовательскую   деятельность   и интеллектуально­творческие состязания;  содействие   в   обеспечении   тьюторанта   специальной   научно­методической литературой, условий для проведения экспериментальной деятельности;  фиксация   движения   обучающегося   в   формировании   индивидуальной   учебной деятельности и исследовательских компетенций;  удержание   проблем   и   трудностей   процесса   самообразования   и самоопределения в фокусе контроля;  осуществление   мониторинга   процесса   реализации   индивидуальной образовательной программы обучающегося, внесение, при необходимости, корректив;  установление   обратной   связи,   формирование   адекватной   самооценки   и рефлексивного самоконтроля;  организация   тренингов   личностного   и   профессионального   развития   и7 саморазвития   самоуправления, самовосстановления личности;   саморегуляции   эмоционально­волевой   сферы   и  обеспечение   координации   всех   многообразных   структур,   ставящих   своей целью помочь обучающемуся в осознанном профессиональном выборе;  расширение   социального   партнёрства   и   сотрудничества   как   очного,   так   и дистанционного, используя возможности сети Интернет.  Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной   помощи   и   поддержки   личности   в   образовании,   но   и   обучение   ее самостоятельно преодолевать трудности. Основные этапы тьюторского сопровождения  Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде представляет собой последовательность   взаимосвязанных   друг   с   другом   этапов:   диагностический, проектировочный, реализационный, аналитико­рефлексивный  и обобщающий Первый этап ­ диагностический. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный   образовательный   запрос   учащегося,   выясняет   планы   учащегося   и   образ желаемого будущего, естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение.  На   данной   начальной   ступени   тьюторского   сопровождения   особенно   значимо создание   ситуации   «позитивной   атмосферы»,   психологического   комфорта,   который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.  На  этапе   проектировки  составляются   «карты»   познавательных   интересов, разрабатывается   индивидуальная   образовательная   программа,   определяется   структура тематического портфолио. Реализационный   этап  предполагает   учебно­   и   научно­исследовательскую деятельность,   наполнение   тематического   портфолио,   структурирование   собранных материалов. Анализ   и   рефлексия   проделанной   работы,   оформление   портфолио   достижений, коррекция происходят на  аналитико­рефлексивном этапе.  На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентации, на которой были представлены   результаты   работы   тьюторанта.   Анализируются   трудности,   возникшие   во время выступления, доклада или презентации, проводится групповая рефлексия с целью получения   каждым   выступающим   обратной   связи   с   аудиторией.   По   возможности устраивается   индивидуальное,   а   при   желании   учащегося   и   групповое   обсуждение видеозаписи   самого   выступления   (предварительно   тьютор   совместно   со   школьником разрабатывают   критерии   удачного   выступления).   Завершается   аналитический   этап планированием   будущей   работы,   фиксацией   пожеланий   в   выборе   темы,   характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.8 Таким   образом,   аналитический   (рефлексивный)   этап   направлен   на   рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов.   Этот   этап   способствует   развитию   адекватной   самооценки,   умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. На обобщающем этапе происходит обеспечение координации всех многообразных структур с целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе, оказания помощи   в   разработке   и   реализации   дальнейшей   программы   самообразования   и саморазвития. Каждый   из   этих   этапов   имеет   свою   специфику,   которая   отражается   как   в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора.  Содержание работы на этапах тьюторского сопровождения  Этапы Тьютор Тьюторант Диагностический Проектировочный Реализационный   Составление   индивидуального плана   работы   с   тьюторантом; диагностика   обученности   и   обучаемости учащегося; выявление познавательных интересов тьюторанта. Оказание помощи учащемуся в собственного определении   индивидуального пути построение саморазвития;   индивидуальной образовательной траектории.         условий   для Создание реализации тьюторантом индивидуального   плана   по саморазвитию   и   освоению индивидуальной образовательной   программы тьюторанта; вовлечение учащегося научно­   исследовательскую деятельность интеллектуально­творческие   содействие   в состязания; тьюторанта обеспечении специальной научно­ методической   литературой, и в         Выполнение   уточняющих тестов   по   выявлению   и конкретизации познавательных   интересов; самоопределение.     Составление «карты» познавательных   интересов; проектирование индивидуального   плана   по саморазвитию;   разработка индивидуальной образовательной программы; определение структуры тематического портфолио. Освоение   индивидуальной образовательной   программы посредством   посещения учебных   занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных   занятий   с педагогами, самообразования;   учебно­   и научно­исследовательская деятельность;   наполнение тематического   портфолио, структурирование   и   анализ собранных материалов; участие   в   интеллектуально­Аналитико­ рефлексивный Обобщающий 9               условиями   для   проведения экспериментальной деятельности;   осуществление обратной связи, консультирование; организация тренингов   личностного   и профессионального развития и саморазвития. Фиксация движения учащегося формировании в индивидуальной учебной деятельности и исследовательских удержание компетенций;   проблем   и   трудностей процесса   самообразования   и самоопределения   в   фокусе осуществление контроля; мониторинга   процесса реализации   индивидуальной образовательной   программы   учащегося, при   внесение необходимости, корректив; установление   обратной связи; формирование адекватной   самооценки   и рефлексивного   самоконтроля; расширение социального партнёрства и сотрудничества,   как и очного, дистанционного,   используя возможности сети Интернет Обеспечение координации всех   многообразных   структур, с   целью   помочь   учащемуся   в осознанном   профессиональном выборе;   оказание   помощи   в разработке   и   реализации программы дальнейшей   самообразования и саморазвития. так       состязаниях; творческих   установление   социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так   и   дистанционного   с использованием возможности сети Интернет           самооценка   и Анализ, проделанной рефлексия коррекция; работы; оформление портфолио достижений,   осуществление обратной  связи;  расширение социального   партнёрства   и сотрудничества   как   очного, так   и   дистанционного   с использованием возможности сети Интернет Оформление презентационного портфолио;   презентация полученных   результатов; задач постановка следующего этапа индивидуальной образовательной программы; осознанный выбор профессии;   подготовка   к поступлению   в   учреждения10 высшего образования. Обучающиеся,   как   правило,   выбирают   тьютора   из   числа   претендентов, рекомендуемых   администрацией   и   педагогом­психологом   учреждения   образования   на основе проведенного анализа. Если в роли тьютора выступает педагог­предметник, тогда комплектуется группа по интересам и в течение  месяца апробируется ее работа с точки зрения психологической совместимости участников и эффективности деятельности, далее утверждается ее состав, после чего она приобретает статус тьюторской группы. Участие   в   работе   групп,   руководимых   тьюторами,   является   добровольным: обучающиеся   выбирают   тьютора   в   соответствии   с   интересующим   их   направлением деятельности. Каждая группа насчитывает от 3 до 5 обучающихся. Они могут участвовать в работе одной или нескольких групп. Тьютор помогает учащимся в решении задач по самообразованию и самовоспитанию, стимулирует их общественную активность, оказывает психологическую поддержку. Он встречается со своими подопечными не реже одного­двух раз в неделю. Однако,   если   речь   идёт   о   сопровождении   учебной   деятельности   одарённого учащегося,   тогда   целесообразно   организовать   индивидуальную   работу   с   каждым.   Для эффективности   работы   по   совершенствованию   и   профессиональному   становлению одарённых   учащихся   важно,   чтобы   у   них   был   человек   (это   может   быть   педагог, преподаватель учреждений высшего образования, родитель и т.д.), к которому он может обратиться за советом или помощью. Его можно называть по­разному, однако значимо то, чтобы   он   обладал   тьюторской   компетентностью.   Тьютор   здесь   выступает   в   качестве организатора   условий,   направленных   на   выявление   и   поддержку   образовательных интересов учащегося, реализацию индивидуальных образовательных программ; мотивирует включение ребенка в проектную, исследовательскую, авторскую деятельность; помогает в формировании   избыточной   образовательной   среды;   организует   индивидуальную   и групповую самоподготовку учащихся; диагностирует интересы и способности тьюторанта; проводит встречи, так называемые тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу самими учащимися образовательных успехов и трудностей и многое др. Таким   образом,   тьюторство   как   ресурс   индивидуального   личностного   развития представляет собой эффективное использование потенциала открытого образования для построения собственной индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Посмотрите также