Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.
1
Тьюторское сопровождение обучающихся
Профессия «тьютор» в мире профессий
Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают
потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с
поиском новых обучающих технологий.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек,
возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны
определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия
решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр.
Сопровождать значит следовать рядом, вместе с кемлибо в качестве спутника или
провожатого.
В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют
психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в
этом ряду принадлежит тьютору.
Тьютор – это новая профессия для российского образования. Тем не менее, в
настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая
образовательная среда нуждается в новом специалисте, который поможет обучаемому
выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Сопровождение тьютора
предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта, т.е. сопровождаемого.
Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством
предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он
сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая при этом
различные стратегии.
С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей
педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального
образования (приказы Минздравсоц развития РФ от 5 мая 2008 г. №№216н и 217н,
зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№11731 и 11725 соответственно),
однако, на сегодняшний день она еще не имеет стандартизированного описания специфики
тьюторства как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к
её осуществлению. В Московском педагогическом государственном университете в 2009
году под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалевой была
открыта первая магистратура по подготовке тьюторов по программе «Тьюторство в сфере
образования».
Профессия «тьютор», несмотря на свою более чем девятисотлетнюю историю,
может быть в условиях российской действительности отнесена к категории новых,
инновационных для отечественного образования и российского общества в целом
профессий. Профессия «тьютор» в России появилась и получила свое распространение в
процессе общественного развития в связи с необходимостью перехода российского
общества на стадию информационного, постиндустриального общества.
Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного
общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного
пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор2
своего жизненного пути.
Особую актуальность проблематика тьюторства начинает приобретать сегодня в
связи с проектами и программами модернизации российского образования. Так,
Федеральной целевой программой развития образования в числе основных направлений
определены:
•
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего
возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
•
внедрение моделей непрерывного профессионального образования,
обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной
образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и
личностного роста;
•
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для
развития мобильности в сфере образования;
•
интеграция в европейское образовательное пространство, повышение
мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования.
Реализация данных направлений требует,
организации
профессиональной педагогической поддержки индивидуального образования
старшеклассников и студентов. Существующая сегодня в России практика тьюторства
может стать ресурсом в решении поставленных задач.
прежде всего,
Очевидно, что современный этап модернизации российского образования требует
принципиально новых для отечественного образования подходов к организации
образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к идеям
индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторство
становится одним из значительных ресурсов этой модернизации.
Сегодня в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной
траектории развития человека в рамках школьного образования становится все более
важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие
решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования.
Этим сегодня и продиктован, в большей степени, возобновившийся в
педагогической среде интерес к реализации принципа индивидуализации и различным
тьюторским практикам.
Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность,
становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития
современного образования.
Такой популярности и востребованности профессии способствуют следующие
факторы.
Вопервых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны
государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов,
основанных на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования.
Полноценная реализация стандартов возможна при наличии в образовании
профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.3
Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с
обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей,
помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по
индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.
Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы
предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «держателем», «гарантом» которой
в образовательном учреждении становится тьютор.
Государство четко определило курс на развитие научнотехнического творчества, на
организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества.
Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам
деятельности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает
условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности
как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком
образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.
профессиональной,
Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной
образовательной,
продвижения по
индивидуальной образовательной траектории.
Также растет востребованность
приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного
отказа от чеголибо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции,
позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.
жизненной программы,
Профессия «тьютор», педагогическая тьюторская позиция принципиально
отличаются от профессии и позиции учителяпредметника, психолога, социального
педагога и классного руководителя.
Учительпредметник при его гуманистической направленности отвечает за
предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение
усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Даже при
организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель
предметник не может до конца выйти за рамки программы.
Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования
является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной
деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья,
создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного
психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с
целью их учета педагогами в практической деятельности.
Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива.
Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом
классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм.
Целью деятельности социального педагога является успешная социализация
каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им
комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный
педагог в российском образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных,
сложных, социально запущенных семей.
В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской4
деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся
индивидуальной образовательной программы.
Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном
учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость,
становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогическо
го коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся на
разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы.
В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.
Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы
квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление
индивидуальных образовательных запросов своих подопечных,
осуществить
организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации
индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому
так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов.
Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их
в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и
образовательным заказом государства.
При отсутствии комплексного решения проблем подготовки квалифицированных
современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России
в инновационный режим эффективного развития.
Кроме того, введение профессионального обучения по квалификации «тьютор»
соответствует интересам студентов педагогических вузов, поскольку предполагает
овладение новыми методами и подходами к обучению, востребованными на рынке труда.
Разработка и реализация программ профессионального педагогического
образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является актуальной
потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая
педагогическое сообщество) и государства.
Основные принципы и функции тьюторской деятельности
Целью деятельности тьютора является создание социально педагогических условий
для самосовершенствования и профессионального становления учащегося посредством
оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной
программы.
Под тьюторским сопровождением одарённых и высокомотивированных учащихся
понимается педагогическая деятельность, в ходе которой тьютор создает условия и
предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего
познавательного интереса и построения индивидуальной образовательной траектории.
Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор,
являются принципы открытого образования:
открытость;
вариативность;
гибкость;5
непрерывность;
индивидуальный подход;
индивидуализация
Рассмотрим эти принципы более подробно.
Принцип открытости все чаще обсуждается сегодня и в теоретических работах
современных и зарубежных исследователей, и в педагогической практике как одна из
наиболее существенных качественных характеристик современного образования.
Понятие открытости образования в отечественной педагогике еще продолжает
формироваться и существует пока в большей степени как метафора, но интерес к
осмыслению и самого понятия, и созданию практики открытого образования в современном
педагогическом сообществе достаточно большой. На сегодняшний день все различные
смыслы, касающиеся этого становящегося понятия, можно представить следующим
образом: открытое образование это образование, в котором преодолевается школьный
(шире институциональный) контекст, положенный системой традиционного образования
как основной. Расширение открытого образовательного пространства сможет обеспечить
вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Развитию тьюторства
способствует установление партнерских взаимоотношений учреждения общего среднего
образования с окружающим социумом, а также ведущими учреждениями высшего
образования. Тьютор из числа профессорскопреподавательского состава сможет
обеспечить преемственность в развитии одарённого ребёнка в системе работы школаВУЗ.
Принцип вариативности предполагает создание разнообразной «избыточной» среды,
по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в
построении индивидуальной образовательной программы, а также реализуется выбор
учащимися собственных вариантов деятельности.
Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое
направление индивидуальной образовательной программы тьюторанта, поддержка любой
инициативы в выборе способов, темпов, форм получения им собственного образования.
Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и
цикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития
школьников.
Исторически принцип индивидуального подхода заключается в осознании
необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов
культуры в виде знаний, умений и навыков.
На необходимость осуществления в педагогике индивидуального подхода указывал
еще Ян Амос Коменский в своей главной книге «Великая дидактика». Сформулировав цель
всеобщего обучения: «Научить всех всему», Я.А. Коменский уже тогда понимал, что
реализовать эту цель возможно только за счет специальных педагогических средств форм
и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику.
Сегодня в мире постоянно обновляющегося знания стало очевидно, что «научить
всему» невозможно, но цель «научить всех» до сих пор поддерживается
общеобразовательной школой. Поэтому сам принцип индивидуального подхода в обучении
продолжает реализовываться.
Все учащиеся разные, тем не менее, все должны усвоить единый стандарт. Поэтому6
учителю, как и раньше, для построения эффективного процесса обучения, необходимо
подбирать методы, формы и средства обучения, ориентируясь на индивидуальные
особенности своих учеников. Тьютору также при сопровождении индивидуальных
образовательных программ своих тьюторантов необходимо учитывать их индивидуальные
особенности.
В отличие от принципа индивидуального подхода (эти принципы до сих пор еще
часто путают как в педагогической литературе, так и на практике), принцип
индивидуализации позволяет педагогам ориентироваться прежде всего на индивидуальные
образовательные приоритеты каждого учащегося. Принцип индивидуализации состоит в
том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое
именно для него сейчас является наиболее важным. Цель педагога при реализации данного
принципа и заключается в помощи каждому ученику в определении собственного
образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной
образовательной программы.
Этот принцип является ведущим при организации тьюторской деятельности.
Фактически, тьютор это и есть педагог, который работает, непосредственно
опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей
индивидуальной образовательной программы. Таким образом, принцип индивидуализации
лежит в основе тьюторской работы на любом возрастном этапе. Этот принцип, значимость
которого для современного образования теперь уже стала очевидна, был отражен в обеих
версиях разработки стандартов нового поколения.
Основными функциями тьютора являются:
диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
выявление познавательных интересов тьюторанта;
оказание помощи в определении обучающимися собственного
индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной
траектории;
создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;
вовлечение обучающегося в научноисследовательскую деятельность и
интеллектуальнотворческие состязания;
содействие в обеспечении тьюторанта специальной научнометодической
литературой, условий для проведения экспериментальной деятельности;
фиксация движения обучающегося в формировании индивидуальной учебной
деятельности и исследовательских компетенций;
удержание проблем и трудностей процесса самообразования и
самоопределения в фокусе контроля;
осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной
образовательной программы обучающегося, внесение, при необходимости, корректив;
установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и
рефлексивного самоконтроля;
организация тренингов личностного и профессионального развития и7
саморазвития самоуправления,
самовосстановления личности;
саморегуляции эмоциональноволевой сферы и
обеспечение координации всех многообразных структур, ставящих своей
целью помочь обучающемуся в осознанном профессиональном выборе;
расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и
дистанционного, используя возможности сети Интернет.
Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание
своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее
самостоятельно преодолевать трудности.
Основные этапы тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде представляет собой
последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический,
проектировочный, реализационный, аналитикорефлексивный и обобщающий
Первый этап диагностический. На этом этапе происходит первая встреча тьютора
со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный
интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует
первичный образовательный запрос учащегося, выясняет планы учащегося и образ
желаемого будущего, естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой
разворачивается тьюторское сопровождение.
На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо
создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который
способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать
сотрудничество.
На этапе проектировки составляются «карты» познавательных интересов,
разрабатывается индивидуальная образовательная программа, определяется структура
тематического портфолио.
Реализационный этап предполагает учебно и научноисследовательскую
деятельность, наполнение тематического портфолио, структурирование собранных
материалов.
Анализ и рефлексия проделанной работы, оформление портфолио достижений,
коррекция происходят на аналитикорефлексивном этапе. На этом этапе организуется
тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентации, на которой были
представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во
время выступления, доклада или презентации, проводится групповая рефлексия с целью
получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности
устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое обсуждение
видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником
разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап
планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера
материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.8
Таким образом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию
тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе
результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению
анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих,
понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.
На обобщающем этапе происходит обеспечение координации всех многообразных
структур с целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе, оказания
помощи в разработке и реализации дальнейшей программы самообразования и
саморазвития.
Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в
содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора.
Содержание работы на этапах тьюторского сопровождения
Этапы
Тьютор
Тьюторант
Диагностический
Проектировочный
Реализационный
Составление индивидуального
плана работы с тьюторантом;
диагностика обученности и
обучаемости
учащегося;
выявление
познавательных
интересов тьюторанта.
Оказание помощи учащемуся в
собственного
определении
индивидуального
пути
построение
саморазвития;
индивидуальной
образовательной траектории.
условий для
Создание
реализации
тьюторантом
индивидуального плана по
саморазвитию и освоению
индивидуальной
образовательной программы
тьюторанта;
вовлечение
учащегося
научно
исследовательскую
деятельность
интеллектуальнотворческие
содействие в
состязания;
тьюторанта
обеспечении
специальной
научно
методической литературой,
и
в
Выполнение уточняющих
тестов по выявлению и
конкретизации
познавательных интересов;
самоопределение.
Составление
«карты»
познавательных интересов;
проектирование
индивидуального плана по
саморазвитию;
разработка
индивидуальной
образовательной программы;
определение
структуры
тематического портфолио.
Освоение индивидуальной
образовательной программы
посредством
посещения
учебных
занятий,
факультативов, объединений
по
интересам,
индивидуальных занятий с
педагогами,
самообразования; учебно и
научноисследовательская
деятельность;
наполнение
тематического портфолио,
структурирование и анализ
собранных
материалов;
участие в интеллектуальноАналитико
рефлексивный
Обобщающий
9
условиями для проведения
экспериментальной
деятельности; осуществление
обратной
связи,
консультирование; организация
тренингов личностного и
профессионального развития и
саморазвития.
Фиксация движения учащегося
формировании
в
индивидуальной
учебной
деятельности
и
исследовательских
удержание
компетенций;
проблем и
трудностей
процесса самообразования и
самоопределения в фокусе
осуществление
контроля;
мониторинга
процесса
реализации индивидуальной
образовательной программы
учащегося,
при
внесение
необходимости,
корректив;
установление
обратной связи; формирование
адекватной самооценки и
рефлексивного самоконтроля;
расширение
социального
партнёрства и сотрудничества,
как
и
очного,
дистанционного,
используя
возможности сети Интернет
Обеспечение
координации
всех многообразных структур,
с целью помочь учащемуся в
осознанном профессиональном
выборе; оказание помощи в
разработке и реализации
программы
дальнейшей
самообразования
и
саморазвития.
так
состязаниях;
творческих
установление социального
партнёрства
и
сотрудничества, как очного,
так и дистанционного с
использованием
возможности сети Интернет
самооценка и
Анализ,
проделанной
рефлексия
коррекция;
работы;
оформление
портфолио
достижений, осуществление
обратной связи; расширение
социального партнёрства и
сотрудничества как очного,
так и дистанционного с
использованием
возможности сети Интернет
Оформление
презентационного
портфолио;
презентация
полученных результатов;
задач
постановка
следующего
этапа
индивидуальной
образовательной программы;
осознанный
выбор
профессии; подготовка к
поступлению в учреждения10
высшего образования.
Обучающиеся, как правило, выбирают тьютора из числа претендентов,
рекомендуемых администрацией и педагогомпсихологом учреждения образования на
основе проведенного анализа. Если в роли тьютора выступает педагогпредметник, тогда
комплектуется группа по интересам и в течение месяца апробируется ее работа с точки
зрения психологической совместимости участников и эффективности деятельности, далее
утверждается ее состав, после чего она приобретает статус тьюторской группы.
Участие в работе групп, руководимых тьюторами, является добровольным:
обучающиеся выбирают тьютора в соответствии с интересующим их направлением
деятельности. Каждая группа насчитывает от 3 до 5 обучающихся. Они могут участвовать
в работе одной или нескольких групп. Тьютор помогает учащимся в решении задач по
самообразованию и самовоспитанию, стимулирует их общественную активность, оказывает
психологическую поддержку. Он встречается со своими подопечными не реже одногодвух
раз в неделю.
Однако, если речь идёт о сопровождении учебной деятельности одарённого
учащегося, тогда целесообразно организовать индивидуальную работу с каждым. Для
эффективности работы по совершенствованию и профессиональному становлению
одарённых учащихся важно, чтобы у них был человек (это может быть педагог,
преподаватель учреждений высшего образования, родитель и т.д.), к которому он может
обратиться за советом или помощью. Его можно называть поразному, однако значимо то,
чтобы он обладал тьюторской компетентностью. Тьютор здесь выступает в качестве
организатора условий, направленных на выявление и поддержку образовательных
интересов учащегося, реализацию индивидуальных образовательных программ; мотивирует
включение ребенка в проектную, исследовательскую, авторскую деятельность; помогает в
формировании избыточной образовательной среды; организует индивидуальную и
групповую самоподготовку учащихся; диагностирует интересы и способности тьюторанта;
проводит встречи, так называемые тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу
самими учащимися образовательных успехов и трудностей и многое др.
Таким образом, тьюторство как ресурс индивидуального личностного развития
представляет собой эффективное использование потенциала открытого образования для
построения собственной индивидуальной образовательной траектории учащегося.