Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.
Тьюторское сопровождение.doc
1
Тьюторское сопровождение обучающихся
Профессия «тьютор» в мире профессий
Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают
потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с
поиском новых обучающих технологий.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек,
возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны
определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия
решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр.
Сопровождать значит следовать рядом, вместе с кемлибо в качестве спутника или
провожатого.
В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют
психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в
этом ряду принадлежит тьютору.
Тьютор – это новая профессия для российского образования. Тем не менее, в
настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая
образовательная среда нуждается в новом специалисте, который поможет обучаемому
выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Сопровождение тьютора
предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта, т.е. сопровождаемого.
Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством
предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он
сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая при этом
различные стратегии.
С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей
педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального
образования (приказы Минздравсоц развития РФ от 5 мая 2008 г. №№216н и 217н,
зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№11731 и 11725 соответственно),
однако, на сегодняшний день она еще не имеет стандартизированного описания специфики
тьюторства как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к
её осуществлению. В Московском педагогическом государственном университете в 2009
году под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалевой была
открыта первая магистратура по подготовке тьюторов по программе «Тьюторство в сфере
образования».
Профессия «тьютор», несмотря на свою более чем девятисотлетнюю историю,
может быть в условиях российской действительности отнесена к категории новых,
инновационных для отечественного образования и российского общества в целом
профессий. Профессия «тьютор» в России появилась и получила свое распространение в
процессе общественного развития в связи с необходимостью перехода российского
общества на стадию информационного, постиндустриального общества.
Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного
общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного
пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор 2
своего жизненного пути.
Особую актуальность проблематика тьюторства начинает приобретать сегодня в
связи с проектами и программами модернизации российского образования. Так,
Федеральной целевой программой развития образования в числе основных направлений
определены:
•
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего
возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
•
внедрение моделей непрерывного профессионального образования,
обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной
образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и
личностного роста;
•
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для
развития мобильности в сфере образования;
•
интеграция в европейское образовательное пространство, повышение
мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования.
Реализация данных направлений требует,
организации
профессиональной педагогической поддержки индивидуального образования
старшеклассников и студентов. Существующая сегодня в России практика тьюторства
может стать ресурсом в решении поставленных задач.
прежде всего,
Очевидно, что современный этап модернизации российского образования требует
принципиально новых для отечественного образования подходов к организации
образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к идеям
индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторство
становится одним из значительных ресурсов этой модернизации.
Сегодня в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной
траектории развития человека в рамках школьного образования становится все более
важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие
решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования.
Этим сегодня и продиктован, в большей степени, возобновившийся в
педагогической среде интерес к реализации принципа индивидуализации и различным
тьюторским практикам.
Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность,
становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития
современного образования.
Такой популярности и востребованности профессии способствуют следующие
факторы.
Вопервых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны
государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов,
основанных на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования.
Полноценная реализация стандартов возможна при наличии в образовании
профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью. 3
Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с
обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей,
помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по
индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.
Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы
предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «держателем», «гарантом» которой
в образовательном учреждении становится тьютор.
Государство четко определило курс на развитие научнотехнического творчества, на
организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества.
Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам
деятельности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает
условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности
как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком
образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.
профессиональной,
Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной
образовательной,
продвижения по
индивидуальной образовательной траектории.
Также растет востребованность
приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного
отказа от чеголибо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции,
позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.
жизненной программы,
Профессия «тьютор», педагогическая тьюторская позиция принципиально
отличаются от профессии и позиции учителяпредметника, психолога, социального
педагога и классного руководителя.
Учительпредметник при его гуманистической направленности отвечает за
предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение
усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Даже при
организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель
предметник не может до конца выйти за рамки программы.
Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования
является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной
деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья,
создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного
психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с
целью их учета педагогами в практической деятельности.
Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива.
Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом
классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм.
Целью деятельности социального педагога является успешная социализация
каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им
комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный
педагог в российском образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных,
сложных, социально запущенных семей.
В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской 4
деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся
индивидуальной образовательной программы.
Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном
учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость,
становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогическо
го коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся на
разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы.
В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.
Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы
квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление
индивидуальных образовательных запросов своих подопечных,
осуществить
организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации
индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому
так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов.
Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их
в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и
образовательным заказом государства.
При отсутствии комплексного решения проблем подготовки квалифицированных
современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России
в инновационный режим эффективного развития.
Кроме того, введение профессионального обучения по квалификации «тьютор»
соответствует интересам студентов педагогических вузов, поскольку предполагает
овладение новыми методами и подходами к обучению, востребованными на рынке труда.
Разработка и реализация программ профессионального педагогического
образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является актуальной
потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая
педагогическое сообщество) и государства.
Основные принципы и функции тьюторской деятельности
Целью деятельности тьютора является создание социально педагогических условий
для самосовершенствования и профессионального становления учащегося посредством
оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной
программы.
Под тьюторским сопровождением одарённых и высокомотивированных учащихся
понимается педагогическая деятельность, в ходе которой тьютор создает условия и
предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего
познавательного интереса и построения индивидуальной образовательной траектории.
Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор,
являются принципы открытого образования:
открытость;
вариативность;
гибкость; 5
непрерывность;
индивидуальный подход;
индивидуализация
Рассмотрим эти принципы более подробно.
Принцип открытости все чаще обсуждается сегодня и в теоретических работах
современных и зарубежных исследователей, и в педагогической практике как одна из
наиболее существенных качественных характеристик современного образования.
Понятие открытости образования в отечественной педагогике еще продолжает
формироваться и существует пока в большей степени как метафора, но интерес к
осмыслению и самого понятия, и созданию практики открытого образования в современном
педагогическом сообществе достаточно большой. На сегодняшний день все различные
смыслы, касающиеся этого становящегося понятия, можно представить следующим
образом: открытое образование это образование, в котором преодолевается школьный
(шире институциональный) контекст, положенный системой традиционного образования
как основной. Расширение открытого образовательного пространства сможет обеспечить
вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Развитию тьюторства
способствует установление партнерских взаимоотношений учреждения общего среднего
образования с окружающим социумом, а также ведущими учреждениями высшего
образования. Тьютор из числа профессорскопреподавательского состава сможет
обеспечить преемственность в развитии одарённого ребёнка в системе работы школаВУЗ.
Принцип вариативности предполагает создание разнообразной «избыточной» среды,
по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в
построении индивидуальной образовательной программы, а также реализуется выбор
учащимися собственных вариантов деятельности.
Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое
направление индивидуальной образовательной программы тьюторанта, поддержка любой
инициативы в выборе способов, темпов, форм получения им собственного образования.
Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и
цикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития
школьников.
Исторически принцип индивидуального подхода заключается в осознании
необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов
культуры в виде знаний, умений и навыков.
На необходимость осуществления в педагогике индивидуального подхода указывал
еще Ян Амос Коменский в своей главной книге «Великая дидактика». Сформулировав цель
всеобщего обучения: «Научить всех всему», Я.А. Коменский уже тогда понимал, что
реализовать эту цель возможно только за счет специальных педагогических средств форм
и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику.
Сегодня в мире постоянно обновляющегося знания стало очевидно, что «научить
всему» невозможно, но цель «научить всех» до сих пор поддерживается
общеобразовательной школой. Поэтому сам принцип индивидуального подхода в обучении
продолжает реализовываться.
Все учащиеся разные, тем не менее, все должны усвоить единый стандарт. Поэтому 6
учителю, как и раньше, для построения эффективного процесса обучения, необходимо
подбирать методы, формы и средства обучения, ориентируясь на индивидуальные
особенности своих учеников. Тьютору также при сопровождении индивидуальных
образовательных программ своих тьюторантов необходимо учитывать их индивидуальные
особенности.
В отличие от принципа индивидуального подхода (эти принципы до сих пор еще
часто путают как в педагогической литературе, так и на практике), принцип
индивидуализации позволяет педагогам ориентироваться прежде всего на индивидуальные
образовательные приоритеты каждого учащегося. Принцип индивидуализации состоит в
том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое
именно для него сейчас является наиболее важным. Цель педагога при реализации данного
принципа и заключается в помощи каждому ученику в определении собственного
образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной
образовательной программы.
Этот принцип является ведущим при организации тьюторской деятельности.
Фактически, тьютор это и есть педагог, который работает, непосредственно
опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей
индивидуальной образовательной программы. Таким образом, принцип индивидуализации
лежит в основе тьюторской работы на любом возрастном этапе. Этот принцип, значимость
которого для современного образования теперь уже стала очевидна, был отражен в обеих
версиях разработки стандартов нового поколения.
Основными функциями тьютора являются:
диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
выявление познавательных интересов тьюторанта;
оказание помощи в определении обучающимися собственного
индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной
траектории;
создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;
вовлечение обучающегося в научноисследовательскую деятельность и
интеллектуальнотворческие состязания;
содействие в обеспечении тьюторанта специальной научнометодической
литературой, условий для проведения экспериментальной деятельности;
фиксация движения обучающегося в формировании индивидуальной учебной
деятельности и исследовательских компетенций;
удержание проблем и трудностей процесса самообразования и
самоопределения в фокусе контроля;
осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной
образовательной программы обучающегося, внесение, при необходимости, корректив;
установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и
рефлексивного самоконтроля;
организация тренингов личностного и профессионального развития и 7
саморазвития самоуправления,
самовосстановления личности;
саморегуляции эмоциональноволевой сферы и
обеспечение координации всех многообразных структур, ставящих своей
целью помочь обучающемуся в осознанном профессиональном выборе;
расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и
дистанционного, используя возможности сети Интернет.
Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание
своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее
самостоятельно преодолевать трудности.
Основные этапы тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде представляет собой
последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический,
проектировочный, реализационный, аналитикорефлексивный и обобщающий
Первый этап диагностический. На этом этапе происходит первая встреча тьютора
со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный
интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует
первичный образовательный запрос учащегося, выясняет планы учащегося и образ
желаемого будущего, естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой
разворачивается тьюторское сопровождение.
На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо
создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который
способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать
сотрудничество.
На этапе проектировки составляются «карты» познавательных интересов,
разрабатывается индивидуальная образовательная программа, определяется структура
тематического портфолио.
Реализационный этап предполагает учебно и научноисследовательскую
деятельность, наполнение тематического портфолио, структурирование собранных
материалов.
Анализ и рефлексия проделанной работы, оформление портфолио достижений,
коррекция происходят на аналитикорефлексивном этапе. На этом этапе организуется
тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентации, на которой были
представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во
время выступления, доклада или презентации, проводится групповая рефлексия с целью
получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности
устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое обсуждение
видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником
разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап
планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера
материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней. 8
Таким образом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию
тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе
результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению
анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих,
понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.
На обобщающем этапе происходит обеспечение координации всех многообразных
структур с целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе, оказания
помощи в разработке и реализации дальнейшей программы самообразования и
саморазвития.
Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в
содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора.
Содержание работы на этапах тьюторского сопровождения
Этапы
Тьютор
Тьюторант
Диагностический
Проектировочный
Реализационный
Составление индивидуального
плана работы с тьюторантом;
диагностика обученности и
обучаемости
учащегося;
выявление
познавательных
интересов тьюторанта.
Оказание помощи учащемуся в
собственного
определении
индивидуального
пути
построение
саморазвития;
индивидуальной
образовательной траектории.
условий для
Создание
реализации
тьюторантом
индивидуального плана по
саморазвитию и освоению
индивидуальной
образовательной программы
тьюторанта;
вовлечение
учащегося
научно
исследовательскую
деятельность
интеллектуальнотворческие
содействие в
состязания;
тьюторанта
обеспечении
специальной
научно
методической литературой,
и
в
Выполнение уточняющих
тестов по выявлению и
конкретизации
познавательных интересов;
самоопределение.
Составление
«карты»
познавательных интересов;
проектирование
индивидуального плана по
саморазвитию;
разработка
индивидуальной
образовательной программы;
определение
структуры
тематического портфолио.
Освоение индивидуальной
образовательной программы
посредством
посещения
учебных
занятий,
факультативов, объединений
по
интересам,
индивидуальных занятий с
педагогами,
самообразования; учебно и
научноисследовательская
деятельность;
наполнение
тематического портфолио,
структурирование и анализ
собранных
материалов;
участие в интеллектуально Аналитико
рефлексивный
Обобщающий
9
условиями для проведения
экспериментальной
деятельности; осуществление
обратной
связи,
консультирование; организация
тренингов личностного и
профессионального развития и
саморазвития.
Фиксация движения учащегося
формировании
в
индивидуальной
учебной
деятельности
и
исследовательских
удержание
компетенций;
проблем и
трудностей
процесса самообразования и
самоопределения в фокусе
осуществление
контроля;
мониторинга
процесса
реализации индивидуальной
образовательной программы
учащегося,
при
внесение
необходимости,
корректив;
установление
обратной связи; формирование
адекватной самооценки и
рефлексивного самоконтроля;
расширение
социального
партнёрства и сотрудничества,
как
и
очного,
дистанционного,
используя
возможности сети Интернет
Обеспечение
координации
всех многообразных структур,
с целью помочь учащемуся в
осознанном профессиональном
выборе; оказание помощи в
разработке и реализации
программы
дальнейшей
самообразования
и
саморазвития.
так
состязаниях;
творческих
установление социального
партнёрства
и
сотрудничества, как очного,
так и дистанционного с
использованием
возможности сети Интернет
самооценка и
Анализ,
проделанной
рефлексия
коррекция;
работы;
оформление
портфолио
достижений, осуществление
обратной связи; расширение
социального партнёрства и
сотрудничества как очного,
так и дистанционного с
использованием
возможности сети Интернет
Оформление
презентационного
портфолио;
презентация
полученных результатов;
задач
постановка
следующего
этапа
индивидуальной
образовательной программы;
осознанный
выбор
профессии; подготовка к
поступлению в учреждения 10
высшего образования.
Обучающиеся, как правило, выбирают тьютора из числа претендентов,
рекомендуемых администрацией и педагогомпсихологом учреждения образования на
основе проведенного анализа. Если в роли тьютора выступает педагогпредметник, тогда
комплектуется группа по интересам и в течение месяца апробируется ее работа с точки
зрения психологической совместимости участников и эффективности деятельности, далее
утверждается ее состав, после чего она приобретает статус тьюторской группы.
Участие в работе групп, руководимых тьюторами, является добровольным:
обучающиеся выбирают тьютора в соответствии с интересующим их направлением
деятельности. Каждая группа насчитывает от 3 до 5 обучающихся. Они могут участвовать
в работе одной или нескольких групп. Тьютор помогает учащимся в решении задач по
самообразованию и самовоспитанию, стимулирует их общественную активность, оказывает
психологическую поддержку. Он встречается со своими подопечными не реже одногодвух
раз в неделю.
Однако, если речь идёт о сопровождении учебной деятельности одарённого
учащегося, тогда целесообразно организовать индивидуальную работу с каждым. Для
эффективности работы по совершенствованию и профессиональному становлению
одарённых учащихся важно, чтобы у них был человек (это может быть педагог,
преподаватель учреждений высшего образования, родитель и т.д.), к которому он может
обратиться за советом или помощью. Его можно называть поразному, однако значимо то,
чтобы он обладал тьюторской компетентностью. Тьютор здесь выступает в качестве
организатора условий, направленных на выявление и поддержку образовательных
интересов учащегося, реализацию индивидуальных образовательных программ; мотивирует
включение ребенка в проектную, исследовательскую, авторскую деятельность; помогает в
формировании избыточной образовательной среды; организует индивидуальную и
групповую самоподготовку учащихся; диагностирует интересы и способности тьюторанта;
проводит встречи, так называемые тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу
самими учащимися образовательных успехов и трудностей и многое др.
Таким образом, тьюторство как ресурс индивидуального личностного развития
представляет собой эффективное использование потенциала открытого образования для
построения собственной индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Тьюторское сопровождение обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.