«Тьюторство как оказание индивидуальной поддержки студента
в процессе обучения в условиях пандемии»
С 15 марта 2020 года на домашнее дистанционное обучение из-за пандемии коронавирусной инфекции в России перешли 2,5 миллиона учащихся российских колледжей. Колледжи вынуждено перешли в режим онлайн- образования. Чтобы студент не чувствовал себя покинутым, преподаватели вынуждены выступать в качестве тьютеров.
Тьюторское сопровождение предполагает организацию реальной деятельности обучающегося в рамках его самообразовательной программы. В его ходе приобретается опыт, который становится предметом обсуждения с тьютором.
Тьютор (англ.) - наставник, опекун; (лат.) - наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.
Позиция тьютора имеет принципиально другие основания к действию, и перечень ориентиров совсем иной, чем у преподавателя:
• образовательный опыт студента - возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;
• его инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся предметными областях знаний;
• любое, по своему содержанию активное действие студента как источник новых направлений в его образовательном движении;
• ситуация общения и установление личного контакта со студентом;
• воля и выбор студента, его осмысленность по отношению к собственным действиям;
• коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности.
Тьюторство - практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения студента, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника студента в образовательное пространство колледжа.
Тьютор - это:
• Наставник;
• Посредник;
• Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);
• Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;
• Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.
Тьюторант - это объект тьюторского сопровождения или воздействия тьютора, то есть студент.
Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения:
· Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
· Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.
· Тьюториал (учебный тьюторский семинар).
Тьюториал - это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей студентов. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний. Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
Еще один принцип, на который, помимо индивидуализации, опирается понимание тьюторства, - это принцип открытости образования. Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства - представление для студента множества различных учебных заведений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.