«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
Оценка 4.6

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

Оценка 4.6
Семинары
doc
классное руководство
Взрослым
13.06.2017
«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
тьютер выступление на мо.doc
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий» 2017г. «Нельзя чему­нибудь  научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя». Г. Галилей  Отношение  «учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие   по   «океану   знаний»   в   поисках   выхода,   «погружение»   в   проблемы   и творчество другого человека. Но главное­это построение взаимодействия учителя и ученика,   совместной   деятельности   по   созданию   и   реализации   программы образования школьника, именно эти идеи, положены в основе тьюторства.  Актуальность:   Одна   из   проблем,   которая   стоит   перед   учителем   современной общеобразовательной   школы,   это   низкий   уровень   заинтересованности   учащихся   и отсутствие мотиваций к получению знаний.  Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Из истории тьюторства Тьюторы   появились   ещё   в   средневековых   английских   университетах.   В   этих учебных заведениях профессоры читали лекции, посещение было свободным. С одной стороны, у студентов возникал вопрос, на какой предмет ходить, какому учебному курсу отдать предпочтение. С другой стороны, профессоры читали лекции так, как считали нужным, разобраться во всём этом было сложно, учебников не было. Школяр не понимал того, что слушал на лекциях. В XIII­XIV веках появилась позиция тьютора­ наставника. Это были старшекурсники, которые «растолковывали» лекции. И к XVIII веку   это   направление   оформилось   как   окончательная   педагогическая   технология, смысл   которой   заключался   в   том,   чтобы   помочь   студенту   определить   собственный индивидуальный   план   в   соответствии   со   своими   предпочтениями   и   целями.   В современном Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, 40 % — на лекции и семинары. Для российского образования сложность применения данной технологии заключается в том, что тьютор не может изменить учебный план. Причины внедрения технологий тьюторского сопровождения: 1.   Позволяют   решать   задачи,   предложенные     в   национальной   образовательной инициативе «Наша новая школа».  2. Приказами Минздравсоцразвития  РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы.  Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников Квалификационные уровни 1 квалификационный  уровень 2 квалификационный  уровень 3 квалификационный  уровень 4 квалификационный  уровень Должности, отнесенные к квалификационным уровням Инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель;  старший вожатый Инструктор­методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог­ организатор; социальный педагог; тренер­преподаватель Воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог­психолог; старший  инструктор­методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер­ преподаватель Педагог­библиотекарь; преподаватель <*>; преподаватель­организатор основ безопасности  жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший  методист; тьютор <**>; учитель; учитель­дефектолог; учитель­логопед (логопед) <*> Кроме должностей преподавателей, отнесенных к профессорско­преподавательскому составу. <**> За исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. Понятия.   «Тьютор»  в   переводе   с   английского   –   педагог­наставник.   Этимология   слова «тьютор»  (от латинского глагола tueor – «смотреть», «надзирать»). Тьюторство  –   такая   педагогическая   технология.  Цель   работы   тьютора  – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у   него   устойчивых   мотивов   обучения,   реализации   личностных   потребностей   и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. Тьюторское   сопровождение  –   образовательная   технология,   в   рамках   которой основной   формой   взаимодействия   является   индивидуальное   и   групповое консультирование учащихся и родителей (законных представителей).  Цель учителя­тьютора ­научить ребёнка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформулировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения. Основными   функциями   тьютора   в   отношении   обучающихся   выделяют следующие:                диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;                осуществление целеполагания;                мотивация и вовлечение обучающихся;                управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;                коррекция деятельности обучающихся;                контроль выполнения заданий;                рефлексия деятельности (своей и обучающихся). Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2): Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся Таблица 2. Типовые задачи Знакомство «Размораживание» (проблематизация) Организация изучения концепций курса Организация групповой и индивидуальной работы Организация обратной связи Функции Диагностика; целеполагание Мотивация Организация деятельности   Коррекция   Контроль            Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия ­ анализа, результатом которого является диагноз ­ оценка действительного состояния учебной деятельности обучаю­ щихся.   Диагностическая   функция   позволяет   взвешенно   оценить   происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся. Функция   целеполагания составляет   основу   работы   тьютора.   Тьютор   должен устанавливать   и   формулировать   разнообразные   цели,   например,   долгосрочные   и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели. Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся  в  обучение  и  эффективное   продвижение  в  курсе.  Для  осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:                выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;                формировать   установки   на   продуктивную,   главным   образом   само­ стоятельную, деятельность;                создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;                стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;                организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях. Функция   планирования заключается   в   упорядочении   действий   обучающихся   и своих в соответствии с задуманной целью. В какой­то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно. Эффективное   планирование   в   образовательном   процессе   основывается   на умении:                формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);                формировать   стратегии   и   тактики   собственной   деятельности   с   обу­ чающимися;                определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;                разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;                распределять   время   занятий   с   учетом   целей,   содержания   и   технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся). Не последней функцией тьютора является  установление коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия  тьютора с обучающимися ­ при   формировании   группы,   установлении   взаимоотношений   как   между   тьютором   и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:                быть открытым и доступным для обучающихся;                понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;                устанавливать   между   собой   и   обучающимися,   а   также   между   самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;                организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества,   согласования   целей   групповой   деятельности   и   способов   их совместного достижения;                формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе; Функция   контроля.   Никакое   обучение,   ни   при   каких   условиях   не   может обойтись   без   обратной   связи,   без   контроля   выполнения   работы,   направленной   на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию   и   оценку.   Тьютор   должен   помнить,   что   успешность   выполнения   этой функции   закладывается   и   обеспечивается   задолго   до   контроля,   как   такового,   ­   в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения. Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:                 анализировать   задания   обучающихся,   определяя   степень   успешности обучения и образования;                комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;                оценивать качество выполненных заданий;                корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);                вести мониторинг заданий;                оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом. Роль функции рефлексии  в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего   других   людей,   незаменима.   Рефлексия   является   смысловым   центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет   возможность   индивидуально   и   профессионально   развиваться.   Что   становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия  может быть направлена   на  цели и содержание  курса,  на  технологии  его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры   этого   соответствия   и   др.),   на   характер   и   средства   коммуникации,   на   стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом ре­ флексии   становятся   способы   организации   собственной   деятельности,   общения   и мышления   тьютора,   его   самоизменения.    Следовательно,   функция   рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:                организация анализа возможностей тьютора;                организация рефлексии собственной деятельности  и общения тьютора на предмет  выявления его  индивидуальных   особенностей (идеи  и  принципы,  которыми тьютор   руководствуется   в   работе,   предпочитаемый   стиль   обучения   и   др.),   его затруднений, ошибок и достижений;                идентификация   движущих   сил   развития   тьютора   и   сил,   препятствующих этому;                создание   в   деятельности   обучающихся   «поводов»   для   рефлексии   ­ проблемных ситуаций;                организация   рефлексии   деятельности   обучающихся   с   целью   анализа   их деятельности,   понимания   места   «проблемных   точек»   (затруднений),   вызвавших   их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся. Методическая функция тьютора относится к числу важных функций. К действиям составляющих данную функцию относятся:                создание   необходимых   средств   для   организации   учебного   процесса (специальных   заданий,   комплектов   вопросов,   набора   конкретных   ситуаций, иллюстративного материала и др.);                разработка   различных   контрольно­диагностических   методик:   перечня контрольных   вопросов,   анкет,   опросных   листов,   информационных   карт,   тестовых материалов и др.;                анализ и описание собственного тыоторского опыта; внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся:   1.  Учебный тьютор.  Деятельностью   учебного   тьютора   охвачена   группа   учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной деятельности.   Главная   технология,   используемая   тьютором   в   своей   деятельности   – консультирование.  Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет   проблемы   и   направляет   подростка   на   пути   их   решения,   Помогает учащемуся   найти,   выявить   возможные   точки   роста   и   работать   по   их достижению.  2. Тьютор в исследовательской деятельности. Обучает технологии исследовательской деятельности,   сопровождает   исследование   учащихся,   помогает   в   оформлении исследования,   в   нахождении   форм   его   представления   (конкурсы,   конференции).   С помощью   рефлексивной   технологии   помогает   учащимся   проанализировать   свою деятельность,   ее   результаты,   скорректировать   ход,   направление   или   проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.  3. Тьютор в проектной деятельности. Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности   –   это   индивидуальное   и   групповое   консультирование,   но   на первоначальном   этапе   все   учащиеся   проходят   вводный   курс   занятий   «Школы проектирования, Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций: Позиция   учителя   –   «Мастер»,   «Помощник»   Позиция   ученика   –   «Ученик   мастера», «Соавтор» Стиль руководства – поддержка.  Мотив учителя ­ открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ученика.  Мотив ученика ­ созидание личного опыта, познание, сотрудничество.  Характер организации деятельности – творческие и продуктивные задания Формы учебных взаимодействий – ученик активен, сам ставит цели. Контроль и оценка – сравнение с предыдущим результатом, личные достижения ,самооценка, рейтинг. Рассмотрим тьюторство в начальной, средней и старшей школе. Тьюторство   в   начальной   школе  акцентировано   на   специфике   тьюторского сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников. Тьюторство   в   подростковой   школе   основывается     на   тьюторском   сопровождении самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения подростка в массовой школе. Тьюторство   в   старшей   школе   основывается   на   формировании   исследовательской компетенции старшеклассника, на тьюторском сопровождении в старшей школе как возможности   эффективной   реализации   предпрофильной   подготовки   и   профильного образования. Давайте вспомним мысль Яна Каменского: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание способа, при котором учащие (т.е. учителя) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились». Эти слова достаточно точно характеризуют основу новой педагогической технологии – тьюторства, при которой особо значима фигура учителя (тьютора).     Именно   тьютор   учит   ребёнка   учиться.   С   точки   зрения   педагогической науки, тьютор – фигура, занимающаяся индивидуализацией (он выстраивает индивидуальные   образовательные   программы:   ставит   задачи,   обсуждает возможные   варианты   исследования,   планирует результаты). Всё остальное – работа ученика. Индивидуализация, в отличие от   выбирает   способы, прежнего   девиза   традиционной   школы   «учить   всех   всему»,  подразумевает «учить   всех   своему»   (т.е.   предполагает   узнавать   познавательные   интересы детей).   Только   действия,   исходящие   из   склонностей   обучаемых,   приносят удовлетворение и будут усвоены и повторены.     Если обычный учитель работает ответами, преподнося готовый материал, то тьютор работает вопросами (что? почему? зачем? как? каков результат? и др.). Его цель – самостоятельная деятельность ребёнка, в результате которой тот   до   всего   должен   дойти   сам.   Тьютор   работает   с   картой   интересов отдельного   ребёнка.   И   здесь   особенно   важно   узнать   его   увлечения, способности, возможности и интересы.     Фигура   тьютора   многогранна:   он   и   организатор   (организует образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает учащемуся   выстроить   индивидуальную   образовательную   программу),   и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор (облегчает учение; от слова «фасилите» ­ облегчать). Чтобы учение не несло ученику   и   психологический,   и   физический   вред   (к   сожалению,   мы   сейчас больше   говорим   о   перегрузках   школьников,   чем   делаем   что­либо   для изменения   ситуации),   тьютор   как   раз  обязан   следить   за   оптимальным распределением учебной нагрузки (т.е. создавать оптимистические условия: нацеливать   на   создание   положительного   образовательного   результата, поддерживать и поощрять ученика).   Тьюторство не совсем новая технология, так как в ней вы, наверное, узнали знакомые всем методы и приёмы личностно­ориентированного и проблемного обучения, приёмы индивидуализации и дифференциации. Но особо в тьюторской педагогике следует отметить: ­ деятельностный   подход (что   особенно   актуально   для   подросткового возраста, когда ребёнок желает самостоятельно действовать, а не слушать); ­ использование   исследовательских   технологий (умение   увлечь,   вызвать интерес,   поддержать   его   и   направить   в   направлении   реализации,   причём интерес должен быть социально­значимым); ­ широкое   применение   проектного   метода (тьютор   проходит   вместе   с учеником все стадии: организует проектирование, разрабатывает и реализует проект, оценивает результаты и последствия реализации проекта). В своей практике   многие   из   нас   уже   используют   элементы   тьюторской   технологии (элективные курсы, исследовательские работы, рефераты и др.).     Хотя в тьюторстве есть немало положительных сторон (позволяет раскрыть в ребёнке лучшее, заставляет поверить его в свои возможности, учит самостоятельности, практическому подходу к жизни и др.), в нашей стране оно приживается трудно по нескольким причинам: ­ это дорогостоящая педагогика (а всем известно, как финансируется наше образование); ­ отсутствие  подготовленных  кадров (проблема   в том,  где  и  как  готовить тьюторов); ­   усложняет   процесс   обучения   (создание   индивидуальных   образовательных программ, отказ от общеобразовательных учебных планов и др.).   тьюторство   как  педагогическая   технология   всё   же   заслуживает   Но,   внимания   и   изучения,   так   как   в   ней   есть   то,   что   поможет   изменить образовательный процесс и сделать его более эффективным и продуктивным.

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»

«Тьюторство –  как одна из форм современных педагогических технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017