«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
Оценка 4.6
Семинары
doc
классное руководство
Взрослым
13.06.2017
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
тьютер выступление на мо.doc
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Тьюторство –
как одна из форм современных
педагогических технологий»
2017г. «Нельзя чемунибудь
научить человека,
можно только помочь ему
обнаружить это внутри себя».
Г. Галилей
Отношение «учитель – ученик» можно рассматривать как человеческое общение,
путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и
творчество другого человека. Но главноеэто построение взаимодействия учителя и
ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы
образования школьника, именно эти идеи, положены в основе тьюторства.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной
общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и
отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в
детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться в жизни.
Из истории тьюторства
Тьюторы появились ещё в средневековых английских университетах. В этих
учебных заведениях профессоры читали лекции, посещение было свободным. С одной
стороны, у студентов возникал вопрос, на какой предмет ходить, какому учебному
курсу отдать предпочтение. С другой стороны, профессоры читали лекции так, как
считали нужным, разобраться во всём этом было сложно, учебников не было. Школяр
не понимал того, что слушал на лекциях. В XIIIXIV веках появилась позиция тьютора
наставника. Это были старшекурсники, которые «растолковывали» лекции. И к XVIII
веку это направление оформилось как окончательная педагогическая технология,
смысл которой заключался в том, чтобы помочь студенту определить собственный
индивидуальный план в соответствии со своими предпочтениями и целями. В
современном Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, 40 %
— на лекции и семинары. Для российского образования сложность применения данной технологии заключается в том, что тьютор не может изменить учебный план.
Причины внедрения технологий тьюторского сопровождения:
1. Позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной
инициативе «Наша новая школа».
2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н
(зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно)
утверждены профессиональные квалификационные группы.
Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников
Квалификационные
уровни
1 квалификационный
уровень
2 квалификационный
уровень
3 квалификационный
уровень
4 квалификационный
уровень
Должности, отнесенные к квалификационным уровням
Инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель;
старший вожатый
Инструкторметодист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог
организатор; социальный педагог; тренерпреподаватель
Воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагогпсихолог; старший
инструкторметодист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер
преподаватель
Педагогбиблиотекарь; преподаватель <*>; преподавательорганизатор основ безопасности
жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший
методист; тьютор <**>; учитель; учительдефектолог; учительлогопед (логопед)
<*> Кроме должностей преподавателей, отнесенных к профессорскопреподавательскому составу.
<**> За исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.
Понятия.
«Тьютор» в переводе с английского – педагогнаставник. Этимология слова
«тьютор» (от латинского глагола tueor – «смотреть», «надзирать»).
Тьюторство – такая педагогическая технология. Цель работы тьютора –
персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления
у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и
интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой
основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое
консультирование учащихся и родителей (законных представителей).
Цель учителятьютора научить ребёнка ориентироваться в ситуации так, чтобы он
сам смог сформулировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения. Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют
следующие:
диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
осуществление целеполагания;
мотивация и вовлечение обучающихся;
управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
коррекция деятельности обучающихся;
контроль выполнения заданий;
рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по
отношению к обучающимся (табл. 2):
Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Таблица 2.
Типовые задачи
Знакомство
«Размораживание»
(проблематизация)
Организация изучения
концепций курса
Организация групповой и
индивидуальной работы
Организация обратной связи
Функции
Диагностика; целеполагание
Мотивация
Организация деятельности
Коррекция
Контроль
Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из
важнейших, пронизывающих всю его работу действия анализа, результатом которого
является диагноз оценка действительного состояния учебной деятельности обучаю
щихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее,
положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен
устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и
краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему
периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия.
Это учебные и организационные цели.
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности
обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления
этой функции необходимо уметь решать такие задачи:
выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные
потребности и мотивы;
формировать установки на продуктивную, главным образом само
стоятельную, деятельность;
создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и
поддержки;
стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами
обучения;
организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что
обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и
своих в соответствии с задуманной целью. В какойто мере эта функция напоминает
построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано,
более конкретно.
Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на
умении:
формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития
специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с
учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся,
их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);
формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обу
чающимися;
определять последовательность действий в соответствии с поставленными
целями и ожидаемыми результатами;
разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл
деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной,
а не индивидуальной деятельности обучающихся;
распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий
обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения
обучающихся).
Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций. Данная
функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися
при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:
быть открытым и доступным для обучающихся;
понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся
одинаковые, все обучающиеся разные»;
устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими
обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;
организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе
сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их
совместного достижения;
формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу
поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;
Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не может
обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на
достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также
коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой
функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, в
процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и
показатели их достижения.
Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции
контроля:
анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности
обучения и образования;
комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;
оценивать качество выполненных заданий;
корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами
проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);
вести мониторинг заданий;
оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста,
обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром
личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию,
имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится
объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны,
рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его
воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям,
меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль
общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом ре
флексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и
мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:
организация анализа возможностей тьютора;
организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на
предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми
тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его
затруднений, ошибок и достижений;
идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих
этому;
создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии
проблемных ситуаций;
организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их
деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их
причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо
знать и уметь самому обучающемуся.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:
создание необходимых средств для организации учебного процесса
(специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций,
иллюстративного материала и др.);
разработка различных контрольнодиагностических методик: перечня
контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых
материалов и др.;
анализ и описание собственного тыоторского опыта;
внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов
Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся:
1. Учебный тьютор. Деятельностью учебного тьютора охвачена группа учащихся
школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы,
недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной
деятельности. Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности –
консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор
выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения, Помогает
учащемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению.
2. Тьютор в исследовательской деятельности. Обучает технологии исследовательской
деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении
исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С
помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою
деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику
исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Основной технологией в
деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового,
так и индивидуального.
3. Тьютор в проектной деятельности. Тьютор по проектной деятельности осваивает с
учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в
обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма
деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование, но на
первоначальном этапе все учащиеся проходят вводный курс занятий «Школы
проектирования, Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций:
Позиция учителя – «Мастер», «Помощник» Позиция ученика – «Ученик мастера»,
«Соавтор» Стиль руководства – поддержка.
Мотив учителя открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ученика.
Мотив ученика созидание личного опыта, познание, сотрудничество.
Характер организации деятельности – творческие и продуктивные задания
Формы учебных взаимодействий – ученик активен, сам ставит цели. Контроль и оценка
– сравнение с предыдущим результатом, личные достижения ,самооценка, рейтинг.
Рассмотрим тьюторство в начальной, средней и старшей школе.
Тьюторство в начальной школе акцентировано на специфике тьюторского
сопровождения при переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании
условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников.
Тьюторство в подростковой школе основывается на тьюторском сопровождении
самообразования школьника, на организации пространства тьюторского сопровождения
подростка в массовой школе. Тьюторство в старшей школе основывается на формировании исследовательской
компетенции старшеклассника, на тьюторском сопровождении в старшей школе как
возможности эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного
образования.
Давайте вспомним мысль Яна Каменского: «Альфой и омегой школы должно
быть изыскание способа, при котором учащие (т.е. учителя) меньше бы учили,
а учащиеся больше бы учились». Эти слова достаточно точно характеризуют
основу новой педагогической технологии – тьюторства, при которой особо
значима фигура учителя (тьютора).
Именно тьютор учит ребёнка учиться. С точки зрения педагогической
науки, тьютор – фигура, занимающаяся индивидуализацией (он выстраивает
индивидуальные образовательные программы: ставит задачи, обсуждает
возможные варианты исследования,
планирует
результаты). Всё остальное – работа ученика. Индивидуализация, в отличие от
выбирает способы,
прежнего девиза традиционной школы «учить всех всему», подразумевает
«учить всех своему» (т.е. предполагает узнавать познавательные интересы
детей). Только действия, исходящие из склонностей обучаемых, приносят
удовлетворение и будут усвоены и повторены.
Если обычный учитель работает ответами, преподнося готовый материал,
то тьютор работает вопросами (что? почему? зачем? как? каков результат? и
др.). Его цель – самостоятельная деятельность ребёнка, в результате которой
тот до всего должен дойти сам. Тьютор работает с картой интересов
отдельного ребёнка. И здесь особенно важно узнать его увлечения,
способности, возможности и интересы.
Фигура тьютора многогранна:
он и организатор (организует
образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает
учащемуся выстроить индивидуальную образовательную программу), и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор
(облегчает учение; от слова «фасилите» облегчать). Чтобы учение не несло
ученику и психологический, и физический вред (к сожалению, мы сейчас
больше говорим о перегрузках школьников, чем делаем чтолибо для
изменения ситуации), тьютор как раз обязан следить за оптимальным
распределением учебной нагрузки (т.е. создавать оптимистические условия:
нацеливать на создание положительного образовательного результата,
поддерживать и поощрять ученика).
Тьюторство не совсем новая технология, так как в ней вы, наверное, узнали
знакомые всем методы и приёмы личностноориентированного и проблемного
обучения, приёмы индивидуализации и дифференциации.
Но особо в тьюторской педагогике следует отметить:
деятельностный подход (что особенно актуально для подросткового
возраста, когда ребёнок желает самостоятельно действовать, а не слушать);
использование исследовательских технологий (умение увлечь, вызвать
интерес, поддержать его и направить в направлении реализации, причём
интерес должен быть социальнозначимым);
широкое применение проектного метода (тьютор проходит вместе с
учеником все стадии: организует проектирование, разрабатывает и реализует
проект, оценивает результаты и последствия реализации проекта). В своей
практике многие из нас уже используют элементы тьюторской технологии
(элективные курсы, исследовательские работы, рефераты и др.).
Хотя в тьюторстве есть немало положительных сторон (позволяет
раскрыть в ребёнке лучшее, заставляет поверить его в свои возможности,
учит самостоятельности, практическому подходу к жизни и др.), в нашей
стране оно приживается трудно по нескольким причинам: это дорогостоящая педагогика (а всем известно, как финансируется наше
образование);
отсутствие подготовленных кадров (проблема в том, где и как готовить
тьюторов);
усложняет процесс обучения (создание индивидуальных образовательных
программ, отказ от общеобразовательных учебных планов и др.).
тьюторство как педагогическая технология всё же заслуживает
Но,
внимания и изучения, так как в ней есть то, что поможет изменить
образовательный процесс и сделать его более эффективным и продуктивным.
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.