"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.8

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +1
1 кл
03.02.2019
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора подходящего им образовательного маршрута. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в ФЗ "Об образовании в РФ" 273 от 29 декабря 2012 года. Сегодня детям с инвалидностью вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.
Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС.docx
ТЬЮТОРСТВО В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС   в   силу   Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования   и   доступность   общего   образования   для   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   выбора   подходящего   им   образовательного   маршрута. Возможность  получения  образования  всеми  детьми,  независимо  от  ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в ФЗ "Об образовании в РФ"   273   от   29   декабря   2012   года.   Сегодня   детям   с   инвалидностью   вовсе   не обязательно   обучаться   в   специальных   учреждениях,   напротив:   получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.    С 1 сентября   2016   года   в   России   вступил     утвержденный   приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт   начального   общего   образования   обучающихся   с   ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Согласно закону об образовании теперь детей с ОВЗ обязаны принимать в 1 класс все общеобразовательные учреждения.  Согласно ФГОС   НОО     дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья       получившие рекомендации к обучению   от психолого­медико­педагогической комиссии, могут обучаться по 4 вариантам программ.  В дальнейшем, если того захотят родители, возможны   переходы   с   одного   варианта   на   другой.Прием   ребенка   с   ОВЗ   на обучение   по   тому   или   иному   варианту   ФГОС   для   обучающихся   с   ОВЗ осуществляется   образовательной   организацией   при   наличии   у   нее соответствующих   материально­технических,   информационных   и   кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации   психолого­медико­педагогической   комиссии.  Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут   быть   два   ребенка   с   ОВЗ.   Если   же   их   больше,  то   наполняемость   класса должна быть снижена. Последовательность введения ФГОС ОВЗ:2016­2017 уч.г. — 1 классы;2017­2018 уч.г. — 1 и 2 классы;2018­2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы; 2019­ 2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы. Тьюторство как новая педагогическая деятельностьв российском   образовании   становится   в   условиях   инклюзивной   школы   важным ресурсом   для   создания   эффективной,   гибкой,   ориентированной   на   ребенка системы   сопровождения.     Понятие   тьюторства   пришло   в   Россию   из Великобритании,   где   тьюторство   –   это   исторически   сложившаяся   особая педагогическая   позиция,   которая   обеспечивает   разработку   индивидуальных образовательных   программ   обучающихся   и   сопровождает   процесс индивидуального образования в школе. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – относительно новая специальность в российском образовании.   Современный мир требует от школы такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться.   Тьютор   помогает   ученику   ориентироваться   в   современном  Тьюторство   –   практика,   ориентированная   на образовательном   пространстве. построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный   потенциал   человека,   образовательную   и   социальную   инфраструктуру   и задачи   основной   деятельности.     Тьютор   (или   любой   педагог,   осуществляющий тьюторские функции) на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребенка   в   образовательное   пространство   школы.Тьютор   –   это:     наставник; человек, который учит самостоятельно решать проблемы ; тот, кто связывает в образовании     процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни. Далеко   не   каждый   педагог   может   выполнять   функции   постоянного сопровождающего   для  ребёнка   с  ОВЗ. Эта  деятельность   предполагает  высокий уровень   толерантности   педагога   (безусловное   принятие   ребёнка),   достаточный запас   знаний   в   рамках   коррекционной   педагогики   и   специальной   психологии, хорошо   развитые   коммуникативные   навыки   и   т.д.   Тьютор   должен   владеть педагогическими   методиками,   методиками   индивидуального   планирования учебного   процесса.     Основным   в   работе   тьютора   является   разработка индивидуальной   программы   развития   обучающегося,   работа   с   его   ресурсной картой,   сопровождение   его   индивидуального   образовательного   пути.Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы.В   настоящее   время   в   России   должность   «тьютор»   официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального   образования   (приказы     Министерства   здравоохранения   и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216­н и 217­н, зарегистрированные   в   Минюсте   РФ   22   мая   2008   г.   под   №   11731   и   11725 соответственно). Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник   должностей   руководителей,   специалистов   и   служащих»,   в   раздел «квалификационные   характеристики   должностей   работников   образования» (Приказ   Министерства   здравоохранения   и   социального   развития   Российской Федерации   от   26   августа   2010 г.   № 761   н,   зарегистрирован   в   Минюсте   РФ   6 октября   2010   г.   №   18638)   "Об   утверждении   Единого   квалификационного справочника   должностей   руководителей,   специалистов   и   служащих"   (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). Квалификационные характеристики тьютора включают в себя следующие  требования:  Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;  Организует   их   персональное   сопровождение   в   образовательном пространстве;  Организует   взаимодействия   обучающегося   с   учителями   и   другими педагогическими   работниками   для   коррекции   индивидуального   учебного плана;  Организует   взаимодействие   с   родителями,   лицами,   их   заменяющими,   по выявлению,   формированию   и   развитию   познавательных   интересов обучающихся;  Создает   условия   для   реальной   индивидуализации   процесса   обучения (составление   индивидуальных   учебных   планов   и   планирование индивидуальных образовательных траекторий);    Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей   (лиц,   их   заменяющих)   по   вопросам   устранения   учебных трудностей;  Обеспечивает   и  анализирует  достижение  и  подтверждение   обучающимися уровней образования;  Контролирует   и   оценивает   эффективность   построения   и   реализации образовательной программы;  Поддерживает   познавательный   интерес   обучающегося,   анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона и др. Тьютор должен знать:     Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.  Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие  образовательную деятельность.  Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся.  Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного  времени обучающихся.  Технологии открытого образования и тьюторские технологии.  Современные педагогические технологии продуктивного,  дифференцированного, развивающего обучения, реализации  компетентностного подхода.  Методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их  родителями (лицами, их заменяющими).  Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения и др.   Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017  года № 10 н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в  области воспитания».В профессиональном стандарте тьюторскогосопровождения деятельность тьютора описана, как «педагогическое сопровождение реализации  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,  индивидуальных образовательных маршрутов, проектов». Требования к  квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогичекой работы не менее 2­х лет.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК­ 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». В ФГОС говорится: «Для развития потенциала  обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут  разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных  учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного  учреждения».  Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести  должность в штатное расписание ОО и оплачивать его работу из бюджетных  средств. Тьюторство может быть оформлено и как организация платных  дополнительных образовательных услуг. Для оформления тьюторства как платной  дополнительной образовательной услуги в школе необходимо оформить  следующие документы: ­ описание услуги в Уставе школы,  ­ разработать Положение о тьюторском сопровождении,   ­ разработать программутьюторской работы,  ­ должностные обязанности тьютора,  ­договор с родителями, ­ график работы тьютора,  ­материалы, отражающие результаты тьюторской работы.  В   любом   варианте   финансового   оформления   основные   моменты   организации работы тьютора могут выглядеть следующим образом:    – тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы   через   издание   приказа,   заключение   трудового   договора   или   заключение Договора о возмездном оказании образовательной услуги;  – тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии   с   Положением   об   организации   тьюторской   работы   в   школе   и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);  –   за   выполнение   работы   по   оказанию   услуги   «личностно­   ориентированное (тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты.  В ОУ возможно введение должности тьютора в штатное расписание или  расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога,  социального педагога, педагога­психолога. Социальный   педагог   не   является   тьютором   для   ребенка   с   ОВЗ.   Исключением может быть ситуация, когда частью функциональных обязанностей социального педагога   по   распоряжению   администрации   школы   становится   сопровождение ребенка с ОВЗ на уроках или во внеурочное время. В этом случае социальный педагог работает с ребенком по утвержденному графику в определенные часы. Необходимо также   отличать   содержание позиции тьютора и позиции   учителя. Учитель несет ответственность за формирование знаний, умений, навыков, отчасти за формирование мировоззрения. Он является, прежде всего, транслятором знаний, в   то   время   как   тьютор   –   помощник   в   эффективном   усвоении   этих   знаний. Классный   руководитель   отвечает   за   осуществление   процесса   обучения   и воспитания   в   своем   классе,   за   формирование   ученического   коллектива,   за воспитательную работу и досуговую деятельность. Завуч создает организационно­ педагогические условия для усвоения школьниками учебной программы. Психолог ведет психодиагностическую, профилактическую, коррекционную работу. Тьютор же осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. Он работает над созданием условий для самоопределения и формирования самостоятельности.   Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (в ред.   Приказа   Минобрнауки   России   от   17.07.2015   N   734)   п.32   гласит:   при   адаптированной организации     образовательной   общеобразовательной   программе     для     лечебно­ восстановительной     работы,     организации     образовательной   деятельности   и коррекционных   занятий   с   учетом   особенностей   учащихся   из   расчета   по   одной штатной единице:   деятельности     создаются     по     условия           ­   учителя­дефектолога   (сурдопедагога,   тифлопедагога)   на   каждые   6   ­   12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;    ­  учителя­логопеда на каждые 6 ­ 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;     ­   педагога­психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;       ­ тьютора,   ассистента   (помощника)   на   каждые   1   ­   6   учащихся   с ограниченными  возможностями здоровья. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА В ОУ:  ­ Заключение ПМПК;   ­ Устав ОУ, в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации;  ­ Локальные акты:   ­   Положение   о   работе   с   детьми   ­   инвалидами   и   детьми   с   ограниченными возможностями здоровья  ­ Должностная инструкция тьютора в ОУ;   ­    Договор с родителями и ОУ на оказание тьюторской услуги; ­    План работы тьютора по сопровождению детей с ОВЗ;  ­ Циклограмма деятельности тьютора.   Основание работы тьютора: Решение  о  необходимости  сопровождения  ребенка в       ОУ     тьютором     принимает     Психолого­медико­педагогическая   комиссия (ПМПК).   В связи с введением ФГОС для обучающихся с ОВЗ, при составлении заключения школьному консилиуму необходимо описать особые образовательные потребности   ребенка,   охарактеризовать   необходимые   специальные   условия обучения, в том числе предложить рекомендации по организации коррекционной работы,   определить   необходимость   предоставления   технических   специалистов, например,  тьюторов,   указать   рекомендованный   ФГОС   для   обучающихся   с  ОВЗ (один   из   девяти)   и   необходимый   вариант   АООП   (1,2,3,4).   Тьютор   может рекомендоваться   ПМПК   конкретному   ребенку   (например,   с   расстройствами аутистического   спектра   или   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается   в   условиях   инклюзивного   образования   по   адаптированной образовательной программе. Цели и задачи в работе тьютора Цели и задачи в работе тьютора ­создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и  организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места  отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная  организация образовательной среды в соответствии с реальными  возможностями ребенка.        ­работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью  создания единой психологически комфортной образовательной среды.     ­социализация ­ включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,  формирования положительных межличностных отношений в коллективе.   Этапы организации тьюторского сопровождения: Сбор информации о ребенке (знакомство с результатами диагностики ребенка,  проведенной другими специалистами, медицинской картой, образовательным  маршрутом) Знакомство, установление контакта с ребёнком и его семьей Наблюдение за поведением ребенка(дневник наблюдения) Анализ  выявление основных трудностей(анализ полученной информации и  собственных наблюдений) Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление  индивидуального образовательного маршрута(заседание ПМПк) Решение поставленных задач(реализация индивидуального образовательного  маршрута  каждым специалистом) Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии(плановые и  внеплановые заседания ПМПк) Выход тьютора из системы сопровождения / уменьшение его влияния ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В  РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ: ­Предварительный ­Знакомство и установление контакта ­Адаптационный ­Основной ­Завершающий Остановимся более подробно на каждом из этапов сопровождения ребенка с ОВЗ: Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение.  Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению  родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании  заключения психолого­медико­педагогической комиссии (ПМПК). На  предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка,  проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным  образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями  ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП).   Знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент  непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком.  Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей,  узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего  подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются  непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Тьютору  необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их  ребенком и искренне нацелен на положительный результат. Следует ознакомить  родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены  ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между  родителями и образовательным учреждением. На данном этапе часто необходимо  заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его  рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой,  туалетов. Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к  приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ. Адаптационный этап. На этапе адаптации идет  последовательная работа тьютора  и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь,  постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под  адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня,  учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки  адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных  особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких  месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года.  На этом этапе тьютор  осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и  потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные  факторы, влияющие на ситуацию. Ведется индивидуальная работа с ребенком по  формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом  этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка  с ОВЗ в школьный коллектив.   Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения  положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый  этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения.   Теперь  акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно­ развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему  возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля  самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме  того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими  взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Хочется еще раз  подчеркнуть, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий  характер и побуждать ребенка к самостоятельности. На данном этапе проводятся  диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности,  дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в  интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при  необходимости вносятся корректировки в индивидуальный образовательный план  (ИОП). На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников  образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации  ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов  сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у  ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.  Завершающим этапом, если это возможно, при определенном статусе ребенка с  ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли  тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Выход  тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его  эффективности. Документация тьютора включает в себя: ­Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ; ­план работы на год, квартал;  ­индивидуальная карта ребенка (или ИОП); ­ индивидуальный образовательный план ребенка­ документ, отражающий общую стратегию   и   конкретные   шаги   педагогического   коллектива   и   родителей   в организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной социальной адаптации.   ­дневник   наблюдений(отражает   состояние   и   деятельность   ребенка   в   течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене   и   других   мероприятиях.   В   дневнике   отображаются   наиболее эффективные   формы   взаимодействия   с   ребенком,   реальные   достижения   и затруднения).            Сотрудничество     разных     специалистов     –     залог   успешности   инклюзии! Взрослые, работающие с     особым ребенком, должны составлять одну команду, задача   которой   –   объединение   разносторонних   усилий   с       целью     успешного вовлечения   ребенка   с     особенностями развития в жизнь. Основными членами такой     команды     должны     стать     педагоги,   логопед­дефектолог,   социальный педагог, психолог и   тьютор.

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"

"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019