"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +1
1 кл
03.02.2019
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора подходящего им образовательного маршрута. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в ФЗ "Об образовании в РФ" 273 от 29 декабря 2012 года. Сегодня детям с инвалидностью вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.
Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС.docx
ТЬЮТОРСТВО В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
в силу
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том
числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение
образования и доступность общего образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья, выбора подходящего им образовательного маршрута.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений
возможностей их здоровья, законодательно закреплено в ФЗ "Об образовании в
РФ" 273 от 29 декабря 2012 года. Сегодня детям с инвалидностью вовсе не
обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить
образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. С 1
сентября 2016 года в России вступил
утвержденный приказом
Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).Согласно закону об образовании теперь детей с
ОВЗ обязаны принимать в 1 класс все общеобразовательные учреждения. Согласно
ФГОС НОО дети с ограниченными возможностями здоровья получившие
рекомендации к обучению от психологомедикопедагогической комиссии, могут
обучаться по 4 вариантам программ. В дальнейшем, если того захотят родители,
возможны переходы с одного варианта на другой.Прием ребенка с ОВЗ на
обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ
осуществляется образовательной организацией при наличии у нее
соответствующих материальнотехнических, информационных и кадровых
ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по
рекомендации психологомедикопедагогической комиссии.
Наполняемость
классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей,
могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса
должна быть снижена. Последовательность введения ФГОС ОВЗ:20162017 уч.г. —
1 классы;20172018 уч.г. — 1 и 2 классы;20182019 уч.г. — 1,2 и 3 классы; 2019
2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы. Тьюторство как новая педагогическая деятельностьв
российском образовании становится в условиях инклюзивной школы важным
ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка
системы сопровождения.
Понятие тьюторства пришло в Россию из
Великобритании, где тьюторство – это исторически сложившаяся особая
педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных
образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс
индивидуального образования в школе. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун;
лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – относительно новая специальность в
российском образовании. Современный мир требует от школы такого обучения,
при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро
адаптироваться. Тьютор помогает ученику ориентироваться в современном
Тьюторство – практика, ориентированная на
образовательном пространстве. построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей:
личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и
задачи основной деятельности. Тьютор (или любой педагог, осуществляющий
тьюторские функции) на первых этапах обучения выступает в роли проводника
ребенка в образовательное пространство школы.Тьютор – это: наставник;
человек, который учит самостоятельно решать проблемы ; тот, кто связывает в
образовании процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного
сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий
уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный
запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии,
хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д. Тьютор должен владеть
педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования
учебного процесса.
Основным в работе тьютора является разработка
индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной
картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути.Цель
сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при
тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся
проблемы.В настоящее время в России должность «тьютор» официально
закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного
профессионального образования (приказы Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н и 217н,
зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725
соответственно). Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел
«квалификационные характеристики должностей работников образования»
(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6
октября 2010 г. № 18638) "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Квалификационные характеристики тьютора включают в себя следующие
требования:
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению,
формированию и развитию их познавательных интересов;
Организует их персональное сопровождение в образовательном
пространстве;
Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими
педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного
плана;
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по
выявлению, формированию и развитию познавательных интересов
обучающихся; Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения
(составление индивидуальных учебных планов и планирование
индивидуальных образовательных траекторий);
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся,
родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных
трудностей;
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися
уровней образования;
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации
образовательной программы;
Поддерживает познавательный интерес обучающегося,
анализируя
перспективы развития и возможности расширения его диапазона и др.
Тьютор должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность.
Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся.
Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного
времени обучающихся.
Технологии открытого образования и тьюторские технологии.
Современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода.
Методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их
родителями (лицами, их заменяющими).
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения и др.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017
года № 10 н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
области воспитания».В профессиональном стандарте тьюторскогосопровождения
деятельность тьютора описана, как «педагогическое сопровождение реализации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,
индивидуальных образовательных маршрутов, проектов». Требования к
квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика» и стаж педагогичекой работы не менее 2х лет.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК
452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». В ФГОС говорится: «Для развития потенциала
обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут
разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных
учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного
учреждения». Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести
должность в штатное расписание ОО и оплачивать его работу из бюджетных
средств. Тьюторство может быть оформлено и как организация платных
дополнительных образовательных услуг. Для оформления тьюторства как платной
дополнительной образовательной услуги в школе необходимо оформить
следующие документы:
описание услуги в Уставе школы,
разработать Положение о тьюторском сопровождении,
разработать программутьюторской работы,
должностные обязанности тьютора,
договор с родителями,
график работы тьютора,
материалы, отражающие результаты тьюторской работы.
В любом варианте финансового оформления основные моменты организации
работы тьютора могут выглядеть следующим образом:
– тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором
школы через издание приказа, заключение трудового договора или заключение
Договора о возмездном оказании образовательной услуги;
– тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в
соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и
Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями
(законными представителями учащихся);
– за выполнение работы по оказанию услуги «личностно ориентированное
(тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор
получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты.
В ОУ возможно введение должности тьютора в штатное расписание или
расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога,
социального педагога, педагогапсихолога.
Социальный педагог не является тьютором для ребенка с ОВЗ. Исключением
может быть ситуация, когда частью функциональных обязанностей социального
педагога по распоряжению администрации школы становится сопровождение
ребенка с ОВЗ на уроках или во внеурочное время. В этом случае социальный
педагог работает с ребенком по утвержденному графику в определенные часы.
Необходимо также отличать содержание позиции тьютора и позиции учителя. Учитель несет ответственность за формирование знаний, умений, навыков, отчасти
за формирование мировоззрения. Он является, прежде всего, транслятором знаний,
в то время как тьютор – помощник в эффективном усвоении этих знаний.
Классный руководитель отвечает за осуществление процесса обучения и
воспитания в своем классе, за формирование ученического коллектива, за
воспитательную работу и досуговую деятельность. Завуч создает организационно
педагогические условия для усвоения школьниками учебной программы. Психолог
ведет психодиагностическую, профилактическую, коррекционную работу. Тьютор
же осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе формирования им
индивидуальной образовательной программы. Он работает над созданием условий
для самоопределения и формирования самостоятельности.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734) п.32 гласит: при
адаптированной
организации
образовательной
общеобразовательной программе
для
лечебно
восстановительной работы, организации образовательной деятельности и
коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной
штатной единице:
деятельности
создаются
по
условия
учителядефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 12
учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителялогопеда на каждые 6 12 учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
педагогапсихолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 6 учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА В ОУ:
Заключение ПМПК;
Устав ОУ, в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского
сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации;
Локальные акты:
Положение о работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья
Должностная инструкция тьютора в ОУ;
Договор с родителями и ОУ на оказание тьюторской услуги; План работы тьютора по сопровождению детей с ОВЗ;
Циклограмма деятельности тьютора.
Основание работы тьютора: Решение о необходимости сопровождения ребенка
в ОУ тьютором принимает Психологомедикопедагогическая комиссия
(ПМПК). В связи с введением ФГОС для обучающихся с ОВЗ, при составлении
заключения школьному консилиуму необходимо описать особые образовательные
потребности ребенка, охарактеризовать необходимые специальные условия
обучения, в том числе предложить рекомендации по организации коррекционной
работы, определить необходимость предоставления технических специалистов,
например, тьюторов, указать рекомендованный ФГОС для обучающихся с ОВЗ
(один из девяти) и необходимый вариант АООП (1,2,3,4). Тьютор может
рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами
аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями),
независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или
обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной
образовательной программе.
Цели и задачи в работе тьютора
Цели и задачи в работе тьютора
создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и
организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места
отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная
организация образовательной среды в соответствии с реальными
возможностями ребенка.
работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью
создания единой психологически комфортной образовательной среды.
социализация включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,
формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
Этапы организации тьюторского сопровождения:
Сбор информации о ребенке (знакомство с результатами диагностики ребенка,
проведенной другими специалистами, медицинской картой, образовательным
маршрутом)
Знакомство, установление контакта с ребёнком и его семьей
Наблюдение за поведением ребенка(дневник наблюдения)
Анализ выявление основных трудностей(анализ полученной информации и
собственных наблюдений) Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление
индивидуального образовательного маршрута(заседание ПМПк)
Решение поставленных задач(реализация индивидуального образовательного
маршрута каждым специалистом)
Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии(плановые и
внеплановые заседания ПМПк)
Выход тьютора из системы сопровождения / уменьшение его влияния
ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В
РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ:
Предварительный
Знакомство и установление контакта
Адаптационный
Основной
Завершающий
Остановимся более подробно на каждом из этапов сопровождения ребенка с ОВЗ:
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение.
Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению
родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании
заключения психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК). На
предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка,
проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным
образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями
ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану
(ИОП).
Знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент
непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком.
Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей,
узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего
подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются
непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Тьютору
необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их
ребенком и искренне нацелен на положительный результат. Следует ознакомить
родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены
ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между
родителями и образовательным учреждением. На данном этапе часто необходимо
заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его
рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой,
туалетов. Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к
приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ.
Адаптационный этап. На этапе адаптации идет последовательная работа тьютора
и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь,
постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под
адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня,
учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки
адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных
особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких
месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. На этом этапе тьютор
осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и
потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные
факторы, влияющие на ситуацию. Ведется индивидуальная работа с ребенком по
формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом
этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка
с ОВЗ в школьный коллектив.
Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения
положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый
этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь
акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно
развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему
возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля
самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме
того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими
взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Хочется еще раз
подчеркнуть, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий
характер и побуждать ребенка к самостоятельности. На данном этапе проводятся
диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности,
дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в
интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при
необходимости вносятся корректировки в индивидуальный образовательный план
(ИОП). На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников
образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации
ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов
сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у
ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.
Завершающим этапом, если это возможно, при определенном статусе ребенка с
ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли
тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Выход
тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его
эффективности.
Документация тьютора включает в себя: Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ;
план работы на год, квартал;
индивидуальная карта ребенка (или ИОП);
индивидуальный образовательный план ребенка документ, отражающий общую
стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в
организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и
максимальной социальной адаптации.
дневник наблюдений(отражает состояние и деятельность ребенка в течение
времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на
перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее
эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и
затруднения).
Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии!
Взрослые, работающие с особым ребенком, должны составлять одну команду,
задача которой – объединение разносторонних усилий с целью успешного
вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь. Основными членами
такой команды должны стать педагоги, логопеддефектолог, социальный
педагог, психолог и тьютор.
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
"Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.