«Убранство русской избы» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Изобразительное искусство преподавателя: Митрофановой Марии Евгеньевны
Оценка 5

«Убранство русской избы» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Изобразительное искусство преподавателя: Митрофановой Марии Евгеньевны

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
искусство
5 кл—11 кл +1
12.10.2022
«Убранство русской избы» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  по предмету: Изобразительное искусство преподавателя: Митрофановой Марии Евгеньевны
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Изобразительное искусство преподавателя: Митрофановой Марии Евгеньевны
Митрофанова Мария Евгеньевна конспект урока УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ для 5 класса.docx

Митрофанова Мария Евгеньевна

 

 

Чебоксарская детская художественная школа № 4 им. Э.М. Юрьева

 

 

Адрес: пр-т. Мира, 98, Чебоксары, Чувашская Респ., 428024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

по предмету: Изобразительное искусство

преподавателя: Митрофановой Марии Евгеньевны

учебное заведение: Школа

Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 20 с.

Дата урока 01.04.2021 

Класс: 5

Тема урока: «Убранство русской избы»

Цель урока: совершенствование знаний, обучающихся о декоративном искусстве и его месте в жизни человека и общества.

Задачи урока:

Образовательные:

-          познакомить обучающихся с искусством возведения и особенностями украшения русской избы;

-          познакомить с конструктивными декоративными элементами крестьянского дома;

-          познакомить с трёхчастной структурой и символическими значениями образов и мотивов в узорном убранстве русской избы;

-          формирование навыки декоративного строя орнамента;

-          обогащать словарь обучающихся (конь-охлупень, доска-причелина, доска- полотенце, наличники, фронтон, клеть, подклеть, изба - «брус», изба - «кошель», изба - «глаголь»).

Развивающие:

-          формировать представление о доме как о целостной образной системе, как о микрокосмосе;

-          формировать умение анализировать, выделять главное, обобщать;

-          формировать умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

-          формировать умение изображать объекты предметного мира;

-          формировать умение выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища;

-          формировать умение выполнять эскиз фрагмента украшения деревянного дома.

Воспитательные:

-          воспитывать интерес к историческому прошлому и культуре нашей Родины, к сокровищам народного творчества.

-          воспитывать эстетический и художественный вкус;

-          воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на уроке.

Педагогические технологии:

  1. Личностно-ориентированные;
  2. Информационные;
  3. Технологии оценивания достижений учащихся;
  4. Интерактивные.

Методы обучения: практические методы; наглядные методы; словесные методы; видео методы.

Тип и вид урока: комбинированный урок, сочетает в себе различные методические формы учебной работы и решает несколько дидактических задач (лекция, учебная дискуссия, практическое занятие).

Средства обучения:

для преподавателя: компьютер; мультимедийный проектор; экран. 

для обучающихся: мультимедийная презентация; карточки с изображением знаков солнца и земли в народной резьбе по дереву и вышивке; символы для оценивания своей работы на уроке, бумага А3, карандаши.

План урока:

1. Организационная часть — 3 мин.

2. Повторение ранее пройденного материала, введение в тему – 3 мин.
3. Сообщение новых знаний — 13 мин.

4. Практическая работа учащихся — 15 мин.
5. Завершение урока, просмотр и анализ работ, домашнее задание—5 мин.

Структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

мин

1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, стимулирует познавательный интерес.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2

2

Определение темы урока. Постановка проблемы и учебной задачи.

Подводит обучающихся к теме урока.

Определяют тему урока.

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

3

3

Введение нового материала

Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации Беседа о трёхчастной структуре и образном строе избы. Вводит понятия: изба - «брус», изба - «кошель», изба - «глаголь», фронтон, клеть, подклеть.

Учащиеся слушают объяснение учителя, участвуют в беседе. Объясняют смысл понятий: изба - «брус», изба - «кошель», изба - «глаголь», фронтон, клеть, подклеть

6

4

Физкультминутка.

Способствует здоровьесбережению обучающихся.

Выполняют упражнения, предложенные учителем.

2

5

Введение нового материала

Беседа о декоративном убранстве избы. Вводит понятия: конь-охлупень, доска-причелина, доска- полотенце, наличники.

Учащиеся слушают объяснение учителя, участвуют в беседе.

6

6

Постановка творческой задачи.

Дает четкие инструкции по выполнению творческого задания.

Учащиеся настраиваются на самостоятельную творческую деятельность,

создают алгоритм деятельности при творческой работе.

2

7

Выполнение группового задания обучающимися. Контроль результатов.

 Контролирует и анализирует результаты выполнения учащимися задания.

 

Учащиеся применяют новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Выполняют эскизы.

15

8

Просмотр и анализ работ. Формулирование выводов урока

Формулирует выводы.

прим. Чему вы научились на уроке?

Что узнали нового?

Фиксируют выводы

2

9

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Устанавливает соответствия между поставленными задачами урока и результатами.

Учащиеся сами оценивают и комментируют свою работу на уроке.

1

10

Домашнее задание 

Найти иллюстрации внутреннего убранства избы.

Учащиеся используют новые знания в выполнении творческого задания.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

- Здравствуйте, ребята! Слушайте и повторяйте за мной движения:

Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх, пальцы раздвинуты)

Здравствуй, небо голубое! (руки ладонями вверх)

Мы живём в одном краю - (руки в стороны)

Всех я вас приветствую! (руки к груди и вниз)

- Сегодня нас ждет много интересной работы. Глаза ваши не просто смотрят, а все видят и замечают. Уши ваши не просто слушают, а все слышат. Сначала думаем, а потом говорим.

II. Основная часть.

1.Актуализация опорных знаний

Слайд 1 Посмотрите на экран и послушайте стихотворение:

Деревянный теремок –
Деревенский домик,
Написали про тебя
Не один уж томик.
Про крылечко, про порог
Про резные ставни,
И про то, как привечаешь
Путников усталых…

2.Постановка проблемы и учебной задачи.

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О русском доме, избе).

Слайд 2 Правильно, сегодня поговорим о русской избе. Мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

III. Изучение нового материала.

3. Введение нового материала.

Слайд 3 Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

          Славяне жили большими семьями, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки, и правнуки: «Семья в куче – не страшна туча».

Чувствуя себя незащищенными от внешних сил, они вкладывали глубочайший смысл в постройку дома (считали, что человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную). Человек строил дом (свой мир) - добрый и уютный, который должен служить его семье, оберегать род. Не зря говорили: «Мой дом – моя крепость». Каждый хозяин старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».

Слайд 4 Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе, в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда крыша одна» - так считали наши предки.

Изба на средней Волге: небольшая, обшитая тесом, нередко выкрашенная голубой краской, украшенная деревянными кружевами. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, однако в них есть особенная красота и стать.

Слайд 5 Какие же виды домов существовали?

1.       Изба «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

2.       Изба «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

3.       Изба «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

Слайд 6 Как делился дом в народных представлениях? (фронтон, клеть и подклеть).

- Как вы думаете, с чем связывался фронтон (крыша)? (с небом)

- Верно, третий ярус - крыша, символизирует небо, небесный свод, он самый нарядный и украшенный.

- А клеть? (с землей).

-Верно, второй ярус -  часть сруба ниже фронтона, где живут люди, символизирует мир людей.

- Подклеть (подпол)? (с подземным миром).

- Верно, первый ярус - символизирует подземный мир, землю предков.

- Итак ребята, мы видим, что крестьянский дом - это образ маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с природой и космосом.

4.Физкультминутка.

Потрудились — отдохнём, 

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, 

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

-Присаживаемся, ребята.

5. Введение нового материала.

Слайд 7 А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят в дом счастье, охраняют домашний очаг.

Слайд 8 Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы. Доски-причелины – спускаются по краю крыши.

Слайд 9 На них изображались символы солнца (круглые розетки). Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай.

Знаки земли, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Слайд 10 Окна – «глаза» дома. Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами крепились козырьки-наличники – «ресницы». Они прикрывали окна от дождя и снега. Обратите внимание, какие нарядные наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты, и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, змеи и драконы. Каждый образ имел свое значение в мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия.

На окна в русских избах и домах устанавливали ставни. Они служили одновременно для защиты от лихих людей и для украшения внешнего вида дома. Для украшения и защиты от внешней среды ставни обязательно окрашивались. Наиболее популярны были белые ставни или сочетание белого и синего. Белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и здоровьем и поэтому придает дому приятную для глаз цветовую гамму.

6. Постановка творческой задачи.

- А сейчас разделимся на группы и закрепим наши знания выполнением эскиза элемента русской избы на формате А2.

Задание 1 группы: - выполнить эскиз украшения фронтона (полотенце).

Задание 2 группы: -выполнить эскиз оформления окна (наличники).

Задание 3 группы: - выполнить эскиз украшения фронтона (причелины).

7. Творчество учащихся (выполнение эскизов).

IV. Подведение итогов.

Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какова была тема урока?

- С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?

- Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке и оцените свою работу с помощью смайликов.

- Домашнее задание: найти иллюстрации внутреннего убранства избы.

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!


 

Митрофанова Мария Евгеньевна

Митрофанова Мария Евгеньевна

Изобразительное искусство преподавателя:

Изобразительное искусство преподавателя:

План урока : 1. Организационная часть — 3 мин

План урока : 1. Организационная часть — 3 мин

Просмотр и анализ работ. Формулирование выводов урока

Просмотр и анализ работ. Формулирование выводов урока

I . Организационный момент. (

I . Организационный момент. (

Слайд 5 Какие же виды домов существовали? 1

Слайд 5 Какие же виды домов существовали? 1

Слайд 10 Окна – «глаза» дома.

Слайд 10 Окна – «глаза» дома.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022