Митрофанова Мария Евгеньевна
Чебоксарская детская художественная школа № 4 им. Э.М. Юрьева
Адрес: пр-т. Мира, 98, Чебоксары, Чувашская Респ., 428024
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету: Изобразительное искусство
преподавателя: Митрофановой Марии Евгеньевны
учебное заведение: Школа
Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 20 с.
Дата урока 01.04.2021
Класс: 5
Тема урока: «Убранство русской избы»
Цель урока: совершенствование знаний, обучающихся о декоративном искусстве и его месте в жизни человека и общества.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с искусством возведения и особенностями украшения русской избы;
- познакомить с конструктивными декоративными элементами крестьянского дома;
- познакомить с трёхчастной структурой и символическими значениями образов и мотивов в узорном убранстве русской избы;
- формирование навыки декоративного строя орнамента;
- обогащать словарь обучающихся (конь-охлупень, доска-причелина, доска- полотенце, наличники, фронтон, клеть, подклеть, изба - «брус», изба - «кошель», изба - «глаголь»).
Развивающие:
- формировать представление о доме как о целостной образной системе, как о микрокосмосе;
- формировать умение анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- формировать умение изображать объекты предметного мира;
- формировать умение выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища;
- формировать умение выполнять эскиз фрагмента украшения деревянного дома.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к историческому прошлому и культуре нашей Родины, к сокровищам народного творчества.
- воспитывать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на уроке.
Педагогические технологии:
Методы обучения: практические методы; наглядные методы; словесные методы; видео методы.
Тип и вид урока: комбинированный урок, сочетает в себе различные методические формы учебной работы и решает несколько дидактических задач (лекция, учебная дискуссия, практическое занятие).
Средства обучения:
для преподавателя: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
для обучающихся: мультимедийная презентация; карточки с изображением знаков солнца и земли в народной резьбе по дереву и вышивке; символы для оценивания своей работы на уроке, бумага А3, карандаши.
План урока:
1. Организационная часть — 3 мин.
2. Повторение ранее пройденного
материала, введение в тему – 3 мин.
3. Сообщение новых знаний — 13 мин.
4. Практическая работа учащихся
— 15 мин.
5. Завершение урока, просмотр и анализ работ, домашнее задание—5 мин.
Структура урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время мин |
1 |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствует учащихся, стимулирует познавательный интерес. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
2 |
2 |
Определение темы урока. Постановка проблемы и учебной задачи. |
Подводит обучающихся к теме урока. |
Определяют тему урока. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
3 |
3 |
Введение нового материала |
Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации Беседа о трёхчастной структуре и образном строе избы. Вводит понятия: изба - «брус», изба - «кошель», изба - «глаголь», фронтон, клеть, подклеть. |
Учащиеся слушают объяснение учителя, участвуют в беседе. Объясняют смысл понятий: изба - «брус», изба - «кошель», изба - «глаголь», фронтон, клеть, подклеть |
6 |
4 |
Физкультминутка. |
Способствует здоровьесбережению обучающихся. |
Выполняют упражнения, предложенные учителем. |
2 |
5 |
Введение нового материала |
Беседа о декоративном убранстве избы. Вводит понятия: конь-охлупень, доска-причелина, доска- полотенце, наличники. |
Учащиеся слушают объяснение учителя, участвуют в беседе. |
6 |
6 |
Постановка творческой задачи. |
Дает четкие инструкции по выполнению творческого задания. |
Учащиеся настраиваются на самостоятельную творческую деятельность, создают алгоритм деятельности при творческой работе. |
2 |
7 |
Выполнение группового задания обучающимися. Контроль результатов. |
Контролирует и анализирует результаты выполнения учащимися задания.
|
Учащиеся применяют новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Выполняют эскизы. |
15 |
8 |
Просмотр и анализ работ. Формулирование выводов урока |
Формулирует выводы. прим. Чему вы научились на уроке? Что узнали нового? |
Фиксируют выводы |
2 |
9 |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности |
Устанавливает соответствия между поставленными задачами урока и результатами. |
Учащиеся сами оценивают и комментируют свою работу на уроке. |
1 |
10 |
Домашнее задание |
Найти иллюстрации внутреннего убранства избы. |
Учащиеся используют новые знания в выполнении творческого задания. |
1 |
Ход урока
I. Организационный момент. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).
- Здравствуйте, ребята! Слушайте и повторяйте за мной движения:
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх, пальцы раздвинуты)
Здравствуй, небо голубое! (руки ладонями вверх)
Мы живём в одном краю - (руки в стороны)
Всех я вас приветствую! (руки к груди и вниз)
- Сегодня нас ждет много интересной работы. Глаза ваши не просто смотрят, а все видят и замечают. Уши ваши не просто слушают, а все слышат. Сначала думаем, а потом говорим.
II. Основная часть.
1.Актуализация опорных знаний
Слайд 1 Посмотрите на экран и послушайте стихотворение:
Деревянный
теремок –
Деревенский домик,
Написали про тебя
Не один уж томик.
Про крылечко, про порог
Про резные ставни,
И про то, как привечаешь
Путников усталых…
2.Постановка проблемы и учебной задачи.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О русском доме, избе).
Слайд 2 Правильно, сегодня поговорим о русской избе. Мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.
III. Изучение нового материала.
3. Введение нового материала.
Слайд 3 Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).
Славяне жили большими семьями, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки, и правнуки: «Семья в куче – не страшна туча».
Чувствуя себя незащищенными от внешних сил, они вкладывали глубочайший смысл в постройку дома (считали, что человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную). Человек строил дом (свой мир) - добрый и уютный, который должен служить его семье, оберегать род. Не зря говорили: «Мой дом – моя крепость». Каждый хозяин старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
Слайд 4 Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе, в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда крыша одна» - так считали наши предки.
Изба на средней Волге: небольшая, обшитая тесом, нередко выкрашенная голубой краской, украшенная деревянными кружевами. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, однако в них есть особенная красота и стать.
Слайд 5 Какие же виды домов существовали?
1. Изба «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
2. Изба «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
3. Изба «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».
Слайд 6 Как делился дом в народных представлениях? (фронтон, клеть и подклеть).
- Как вы думаете, с чем связывался фронтон (крыша)? (с небом)
- Верно, третий ярус - крыша, символизирует небо, небесный свод, он самый нарядный и украшенный.
- А клеть? (с землей).
-Верно, второй ярус - часть сруба ниже фронтона, где живут люди, символизирует мир людей.
- Подклеть (подпол)? (с подземным миром).
- Верно, первый ярус - символизирует подземный мир, землю предков.
- Итак ребята, мы видим, что крестьянский дом - это образ маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с природой и космосом.
4.Физкультминутка.
Потрудились — отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
-Присаживаемся, ребята.
5. Введение нового материала.
Слайд 7 А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.
Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят в дом счастье, охраняют домашний очаг.
Слайд 8 Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы. Доски-причелины – спускаются по краю крыши.
Слайд 9 На них изображались символы солнца (круглые розетки). Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай.
Знаки земли, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Слайд 10 Окна – «глаза» дома. Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами крепились козырьки-наличники – «ресницы». Они прикрывали окна от дождя и снега. Обратите внимание, какие нарядные наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты, и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы, змеи и драконы. Каждый образ имел свое значение в мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия.
На окна в русских избах и домах устанавливали ставни. Они служили одновременно для защиты от лихих людей и для украшения внешнего вида дома. Для украшения и защиты от внешней среды ставни обязательно окрашивались. Наиболее популярны были белые ставни или сочетание белого и синего. Белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и здоровьем и поэтому придает дому приятную для глаз цветовую гамму.
6. Постановка творческой задачи.
- А сейчас разделимся на группы и закрепим наши знания выполнением эскиза элемента русской избы на формате А2.
Задание 1 группы: - выполнить эскиз украшения фронтона (полотенце).
Задание 2 группы: -выполнить эскиз оформления окна (наличники).
Задание 3 группы: - выполнить эскиз украшения фронтона (причелины).
7. Творчество учащихся (выполнение эскизов).
IV. Подведение итогов.
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какова была тема урока?
- С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?
- Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке и оцените свою работу с помощью смайликов.
- Домашнее задание: найти иллюстрации внутреннего убранства избы.
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.