Учебная программа элективного курса «Деловое общение»

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебная программа элективного курса «Деловое общение».doc

 

Учебная программа элективного курса «Деловое общение»

(образовательная область «Риторика»)

 9 класс

 

Пояснительная записка

В современном мире в условиях обострения конкуренции деловое общение становится важным фактором, определяющим успех деятельности не только отдельного человека, но и целой фирмы, организации. Опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не только на решение финансовых, технических или организационных проблем, но и на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с партнерами по бизнесу, потребителями, клиентами, сотрудниками внешних организаций, подчиненными, коллегами, начальством, в школе ученик – с одноклассниками, учителями. К выпускникам школ как будущих  специалистам в области любых сфер коммуникации в настоящее время предъявляются повышенные требования высокого профессионализма в смысле глубокого понимания принципов делового общения, деловой этики, делового этикета и протокола. Курс «Деловое общение» призван помочь будущему выпускникам школ овладеть навыками делового общения начального уровня в целях обеспечения высокой конкурентной позиции, более свободно и профессионально войти в деловой мир, где существуют давно утвердившиеся правила и нормы деловой этики и делового этикета, чем обуславливает свою актуальность.  Курс органично сопрягается с рядом предметов, в частности, с риторикой, литературой, историей, иностранным языком, мировой художественной культурой.

Данный элективный курс предназначен для учащихся, ориентированных на поступление в классы гуманитарного профиля старшей школы, средние специальные учебные заведения, готовящих специалистов в области коммуникации и рекламы. Общий объём учебной нагрузки курса определён в 16 часов. Программой предусматривается изучение теоретических вопросов (50% учебного времени), проведение практических занятий (50%).

Целью данного курса является освоение учащимся этических основ, форм и сфер делового общения. Курс ориентирован на овладение навыками воздействия на партнера и клиентуру методами и тактическими приемами рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества. Указанные рекомендации необходимы для построения оптимальных взаимоотношений с партнерами по бизнесу и, в частности, в сфере рекламы, для принятия компетентных поведенческих решений и осуществления профессионально и этически выдержанной рекламной деятельности. 

Основные задачи курса:

·         усвоение базисных знаний о природе и сущности общения, его истоках и роли в жизни общества;

·         улучшение навыков позитивного общения на основе взаимопонимания, преодоления коммуникативных барьеров, личного влияния;

·         рассмотрение социально-психологических закономерностей рекламной деятельности;

·         изучение этических основ делового общения и формирования современной деловой культуры, деловой этики в рекламе;

·         изучение теории и практики ведения деловых переговоров, их организации и подготовки;

·         освоение психологии делового общения, тактических приемов на переговорах и техники аргументации, предотвращения конфликтных ситуаций;

·         анализ видов деловой переписки (включая международную), особенности составления деловых документов.

 

Формы подведения итогов: домашняя практическая работа, поведенческий анализ, итоговая деловая игра.

Требования к знаниям и умениям учащихся после изучения данного элективного курса заключаются в следующем:

должны знать –  понятия: деловое общение, вербальные и невербальные средства общения;  «озеркаливание», вербальная манипуляция, резюме;

должны уметь – 1) владеть навыками организации беседы; 2) работать в группе; 3) определять цель коммуникативной ситуации; 4) сравнивать средства коммуникации и выбирать необходимые для реализации поставленной цели.

 

Содержание.

Введение (3 ч.). Определение делового общения. Понятие о вербальном и невербальном средствах общения.

Тема 1.  (2 ч.). Анализ коммуникативной ситуации  целевым установкам.

Тема 2. (2 ч.).  Тренинги по развитию коммуникативных навыков в деловой беседе.

Тема 3. (5 ч.)  Манипуляция, Ее виды. Тренинги по распознанию манипуляции и формировании навыков противостояния ей.

Тема 4. (3 ч.)  Резюме. Собеседование.

Итоговая игра (1 ч.)

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Образовательный продукт

всего

теор.

практ.

1.       

Профессия – руководитель

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

 

2.       

Общение без слов

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование

Анализ невербального образа одного из друзей или родственников 

3.       

Что такое «отзеркаливание»?

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

Анализ принципа «отзеркаливания» на примере друзей или родственников

4.       

По одежке встречают

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

 

5.       

Слушать и слышать

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование

 

6.       

Как стать хорошим собеседником

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

Анализ выбранной учащимся коммуникативной ситуации 

7.       

Приемы успешного решения спорных вопросов

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование

Определение учащимися актуальных для школьной среды спорных или конфликтных ситуаций и подбор возможных их решений на уровне коммуникации 

8.       

Как распознать манипуляцию

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

Анализ телевизионной рекламы по одному параметру

9.       

Как противостоять манипуляции

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование

 

10.   

Секреты воздействия печатной рекламы 

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

Анализ печатной рекламы по заданному параметру

11.   

Секреты воздействия телевизионной рекламы(1), или Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

 

12.   

Секреты воздействия телевизионной рекламы (2), или Не верь глазам своим

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

 

13.   

Составление персонального резюме

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

Составление резюме

14.   

Проведение и прохождение собеседования

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование

 

15.   

Все могут короли! А может ли король быть лидером?

1

0,5

0,5

Эвристическая беседа, тестирование

 

16.   

Итоговая деловая игра «Попробуем договориться!»

1

0,5

0,5

Игра

 

 

итого

16

8

8