Учебная программа элективного курса «Деловое общение»
(образовательная область «Риторика»)
9 класс
Пояснительная записка
В современном мире в условиях обострения конкуренции деловое общение становится важным фактором, определяющим успех деятельности не только отдельного человека, но и целой фирмы, организации. Опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не только на решение финансовых, технических или организационных проблем, но и на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с партнерами по бизнесу, потребителями, клиентами, сотрудниками внешних организаций, подчиненными, коллегами, начальством, в школе ученик – с одноклассниками, учителями. К выпускникам школ как будущих специалистам в области любых сфер коммуникации в настоящее время предъявляются повышенные требования высокого профессионализма в смысле глубокого понимания принципов делового общения, деловой этики, делового этикета и протокола. Курс «Деловое общение» призван помочь будущему выпускникам школ овладеть навыками делового общения начального уровня в целях обеспечения высокой конкурентной позиции, более свободно и профессионально войти в деловой мир, где существуют давно утвердившиеся правила и нормы деловой этики и делового этикета, чем обуславливает свою актуальность. Курс органично сопрягается с рядом предметов, в частности, с риторикой, литературой, историей, иностранным языком, мировой художественной культурой.
Данный элективный курс предназначен для учащихся, ориентированных на поступление в классы гуманитарного профиля старшей школы, средние специальные учебные заведения, готовящих специалистов в области коммуникации и рекламы. Общий объём учебной нагрузки курса определён в 16 часов. Программой предусматривается изучение теоретических вопросов (50% учебного времени), проведение практических занятий (50%).
Целью данного курса является освоение учащимся этических основ, форм и сфер делового общения. Курс ориентирован на овладение навыками воздействия на партнера и клиентуру методами и тактическими приемами рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества. Указанные рекомендации необходимы для построения оптимальных взаимоотношений с партнерами по бизнесу и, в частности, в сфере рекламы, для принятия компетентных поведенческих решений и осуществления профессионально и этически выдержанной рекламной деятельности.
Основные задачи курса:
· усвоение базисных знаний о природе и сущности общения, его истоках и роли в жизни общества;
· улучшение навыков позитивного общения на основе взаимопонимания, преодоления коммуникативных барьеров, личного влияния;
· рассмотрение социально-психологических закономерностей рекламной деятельности;
· изучение этических основ делового общения и формирования современной деловой культуры, деловой этики в рекламе;
· изучение теории и практики ведения деловых переговоров, их организации и подготовки;
· освоение психологии делового общения, тактических приемов на переговорах и техники аргументации, предотвращения конфликтных ситуаций;
· анализ видов деловой переписки (включая международную), особенности составления деловых документов.
Формы подведения итогов: домашняя практическая работа, поведенческий анализ, итоговая деловая игра.
Требования к знаниям и умениям учащихся после изучения данного элективного курса заключаются в следующем:
должны знать – понятия: деловое общение, вербальные и невербальные средства общения; «озеркаливание», вербальная манипуляция, резюме;
должны уметь – 1) владеть навыками организации беседы; 2) работать в группе; 3) определять цель коммуникативной ситуации; 4) сравнивать средства коммуникации и выбирать необходимые для реализации поставленной цели.
Содержание.
Введение (3 ч.). Определение делового общения. Понятие о вербальном и невербальном средствах общения.
Тема 1. (2 ч.). Анализ коммуникативной ситуации целевым установкам.
Тема 2. (2 ч.). Тренинги по развитию коммуникативных навыков в деловой беседе.
Тема 3. (5 ч.) Манипуляция, Ее виды. Тренинги по распознанию манипуляции и формировании навыков противостояния ей.
Тема 4. (3 ч.) Резюме. Собеседование.
Итоговая игра (1 ч.)
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятия |
Образовательный продукт |
||
всего |
теор. |
практ. |
||||
1. |
Профессия – руководитель |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
|
2. |
Общение без слов |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование |
Анализ невербального образа одного из друзей или родственников |
3. |
Что такое «отзеркаливание»? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
Анализ принципа «отзеркаливания» на примере друзей или родственников |
4. |
По одежке встречают |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
|
5. |
Слушать и слышать |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование |
|
6. |
Как стать хорошим собеседником |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
Анализ выбранной учащимся коммуникативной ситуации |
7. |
Приемы успешного решения спорных вопросов |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование |
Определение учащимися актуальных для школьной среды спорных или конфликтных ситуаций и подбор возможных их решений на уровне коммуникации |
8. |
Как распознать манипуляцию |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
Анализ телевизионной рекламы по одному параметру |
9. |
Как противостоять манипуляции |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование |
|
10. |
Секреты воздействия печатной рекламы |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
Анализ печатной рекламы по заданному параметру |
11. |
Секреты воздействия телевизионной рекламы(1), или Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
|
12. |
Секреты воздействия телевизионной рекламы (2), или Не верь глазам своим |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
|
13. |
Составление персонального резюме |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
Составление резюме |
14. |
Проведение и прохождение собеседования |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, ролевые игры, тестирование |
|
15. |
Все могут короли! А может ли король быть лидером? |
1 |
0,5 |
0,5 |
Эвристическая беседа, тестирование |
|
16. |
Итоговая деловая игра «Попробуем договориться!» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Игра |
|
|
итого |
16 |
8 |
8 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.