Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания
Оценка 4.9

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Оценка 4.9
Документация +1
docx
обществознание
9 кл—11 кл
11.08.2018
Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания
Факультатив расчитан на учащихся 9-11 классов. Программа включает в себя все блоки обществознания, сопровождается контрольными и итоговыми вопросами для повторения, тестовыми материалами, списком рекомендуемой литературы. Уровень освоения программы базовый и углубленный. Программа рекомендуется для организации подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 и 11 классахпрограмма факультатива Актуальные проблемы современного обществознания
программа по обществознанию 654.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 654 ИМЕНИ А.Д. ФРИДМАНА» ГОРОДА МОСКВЫ «УТВЕРЖДАЮ»  Директор ГБОУ «ЦО № 654 имени А.Д.Фридмана» _________________________ С.Л. Видякин «___ »________________2016г.    ____________Программа элективного курса «Актуальные проблемы современного обществознания (для учащихся X­XI классов) Дополнительная общеразвивающая программа __базового______________ уровня                                    (ознакомительный/базовый/углубленный/вводный)   Направленность программы_______________социально­гуманитарная_______________ Вид деятельности_______________элективный спецкурс________________________                          Возраст обучающихся______________15­18 лет                                                                                      Общее количество часов____________152 часа                                                                                          Срок реализации______________  2 года                                                                             Составитель программы Ф.И.О. Педагога_________Волосков И.В.__________________   Рабочая   программа   составлена   на   основе:   ___Акашев Ю.Д.,   Волосков   И.В.   Обществознание.   Программа   для поступающих   в   высшие   учебные   заведения.­М.:   МГПУ, 2008__________ _________________________________________________ _________________________________________________ Программа рассмотрена на заседании Педагогического совета Протокол  № __ от «___»_________2017г. Москва 2017 год ПРЕДИСЛОВИЕ           Обществознание (в англоязычной традиции применяется термин social studies)   подразумевает   изучение   процессов   в   социальных   отношениях   и функционировании общества, то есть изложение данного курса затрагивает проблематику целого ряда наук — антропологии, социологии, политической науки,   экономики,   юриспруденции,   социальной   географии,   социальной психологии, международных отношений. Повышение роли общественных наук в   жизни   современного   общества   и   в   системе   образования,   недостаточное количество   часов,   уделяемое   данному   предмету   в   школьной   программе,   а также   высокий   спрос   старшеклассников   на   сдачу   «Обществознания»   в качестве   профильного   предмета   определяет  актуальность  программы. Данный факультатив систематизирует и углубляет знания учащихся в области обществознания, а также экономики, права, философии. Факультатив   «Актуальные   проблемы   современного   обществознания» имеет следующие цели: ­систематизация   и  углубление   знаний   об   экономической,  социальной, политической, правовой, духовной деятельности людей и социальных групп, общества в целом; ­формирование   опыта   применения   полученных   знаний   в   решении типичных   задач   средней   и   повышенной   сложности   в   области   социальных отношений, права, гражданской, общественной и духовной  деятельности; ­овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,   анализировать,   систематизировать,   сравнивать   полученные данные; ­ освоение способов коммуникативной, познавательной, практической деятельности, необходимой в жизни государства и общества; ­воспитание   гражданской   ответственности,   самоорганизации, социальной инициативы, толерантности, патриотизма; Задачи   программы   элективного   курса   «Актуальные   проблемы современного обществознания»: Обучающие: ­систематизировать и углубить знаний учащихся по основным разделам программы обществознания; ­ научить применять полученные знания в практике решения типовых задач средней и повышенной сложности, в формат ЕГЭ по обществознанию; Развивающие: ­ способствовать формированию навыков сбора, обработки, сравнения, оценки объективности социальной информации, затрагивающие разные сферы общественной жизни; Воспитательные: ­способствовать   формированию   таких   личностных   качеств   как социальная   и   гражданская   активность,   экономическая,   политическая, правовая культура, толерантность, гражданственность.  Изучение   материалов   факультатива   «Актуальные   проблемы   современного   обществознания» ­  точное   понимание   основных   политических,  экономических,  юридических, предметные формирует навыки:       социологических, культурологических и других обществоведческих терминов их; и использовать правильно понятий, умение           ­   знание   современных   проблем   общества,   знакомство   с   общественно­ политической   литературой   и   публикациями   в   периодической   печати; ­   ясное,   конкретное   и   логичное   изложение   материала,   правильную речь; литературную письменную устную и         ­   умение   правильно,   понятно   и   логично   формулировать   своё   мнение   и предоставить   необходимые   аргументы   для   подтверждения   своей   точки зрения. ­ умение аргументировать свою точку зрения и подтверждать ее примерами из личного   опыта   и   общественной   практики; ­   отчетливое   понимание   формулировок   вопросов   и   умение   ясно   и   полно осветить их в своём ответе; Срок реализации программы элективного курса­2 года. По окончании обучения учащиеся будут знать: ­     фундаментальные   основы   организации   экономической,   социальной, духовной,   политической   жизни   общества,   содержание   обществоведческой теминологии; Уметь: ­ применять полученные знания в практике решения задач различного уровня сложности; ­собирать, анализировать, сравнивать социальную информацию.  Контроль  над усвоением необходимых знаний и навыков осуществляется с помощью тестовых диагностик, а также с помощью интеллектуальных игр, олимпиад.   Программа факультатива  полностью соответствует формату и требованиям ЕГЭ 2016 по обществознанию, включает новые разделы по конституции РФ и   отраслям российского права.  ^   Учебно­методический   план   и   содержание   программы   факультатива «Актуальные   проблемы   современного   обществознания»   (150   часов) часов) Раздел   Антропогенез:   теории   происхождения   человека.   Роль   труда   в   процессе человека. формирования   Человек общество (40 1. и             Сущность человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Формирование   личности   в   процессе   социализации.   Этапы   социализации личности: старость. Общая   характеристика   межличностных   отношений.   Взаимопонимание   в зрелость, детство, юность,         межличностных   отношениях.   Конфликтные   ситуации   и   способы   их разрешения. Социальная   роль.   Личный   и   социальный   статус   человека.   Престиж. Авторитет. Биосоциальная природа человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность.  Развитие  взглядов   на  человека.  Целостное   постижение   человека. Сущность человеческой деятельности Понятие   деятельности.   Структура   и   мотивы   человеческой   деятельности. Потребности   человека,   их   классификация:   материальные   и   духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека. Сознательное и бессознательное в человеческой   деятельности.   Свобода   и   необходимость   в   деятельности саморегуляция. человека. Социальная     Виды   деятельности.   Труд.   Творчество.   Учение.   Игровые   концепции деятельности. ^ Общение и деятельность Общественные отношения и общение. Соотношение деятельности и общения, специфика   общения   как   деятельности.   Общение   и   коммуникация. Содержание,   форма   и   культура   общения.   Особенности   общения   со сверстниками людьми. Значение   передачи   социально­значимой   информации.   Функции   общения. взрослыми и       Общение   и   коммуникация Познание ^  человека Познание   мира.   Объект   и   субъект.   Самопознание.   Возможности   человека: деятельность как         физические,   интеллектуальные,   духовные;   скрытые   и   реализованные. Необходимость   и   способы   познания   своих   возможностей.   Научное   и социальное познание. Научное   и   ненаучное   познание.   Жизненный   опыт,   мифология,   религия   и   наука.   Формы   и   методы   современного   научного   сознания.   Чувственное   и рациональное   познание.   Интуиция.   Истина.   Критерии   истины.   Истина абсолютная   и   относительная,   их   взаимосвязь.   Наука   как   система   знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного границы. знания, возможности его и         Особенности   социального   познания.   Факты,   теории,   оценки.   Науки, изучающие   общество.   Проблемы   социального   прогнозирования.   Науки, изучающие человека, система гуманитаристики. Многообразие путей и форм познания. человеческого   Общество как социальная система Понятие   об   обществе.   Общество   как   целостная   система.   Сферы   жизни общества, их взаимосвязь и общественные отношения. Нормы, регулирующие   право. общественные   отношения:   обычаи,   мораль,   нравы, Индивидуальное   и   коллективное   в   жизни   людей.   Социальные   институты   и организации.   Соотношение   и   взаимосвязь   общества   и   природы.   Влияние человека   на   окружающую   среду.   Экологическая   этика.   Правовая   защита природы.   Целостность   общества,   взаимосвязь   и   взаимозависимость   сфер общественной   жизни.   ^Развитие общества Происхождение и формирование общества. Ступени человеческой истории.   Аграрное, индустриальное, информационное общество. Исторический процесс и его участники. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный   прогресс   и   регресс,   их   критерии,   цена   прогресса. Противоречивость развития. Направление и формы общественного развития. Эволюция   и   революция.   Возможности   альтернативности   общественного развития. Формационный   и   цивилизационный   подходы   к   истории   развития   общества. Понятие   цивилизации.   Линейно­стадиальный   подход   к   развитию   общества. Концепция   локальных   цивилизаций.   Типология   и   исторические   формы цивилизаций.   греко­римской   цивилизации.   Особенности   восточной, Цивилизация России и ее особенности Россия   между   Западом   и   Востоком.  Природно­климатические   особенности Восточно­Европейской   равнины   и   их   влияние   на   формирование национального самосознания. Геополитическая трактовка положения России в мире.   Особенности   социокультурного   процесса   и   основные   этапы исторического   развития   России. Современная цивилизация Характеристика   современного   общества,   концепции   индустриального   и   постиндустриального   общества.   Концепция   ограничений   экономического развития.   Перспективы   постиндустриальной   цивилизации.   Концепции постиндустриального общества. Глобализация, ее социокультурные причины и последствия.   Человечество   как   социальная   общность.   Многообразие, взаимосвязь, целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы решения. человечества, пути их         НТР,   ее   противоречия,   социальные   последствия   и   перспективы.     2. Раздел ^ Экономика и ее роль в обществе (26 часов) Основные компоненты экономики. Роль экономики в жизни общества. Наука и общественной Сферы жизни.     хозяйство. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производство, пути рационализации производства. Цикличность развития производства.    Экономическое   и   юридическое   содержание   собственности.   Формы   и отношения. отношения распределительные собственности;       Разгосударствление   и   приватизация   собственности.   Потребитель   и производитель   в   экономике.   Культура   производства   и   потребления. Государство   и   экономика:   различные   подходы   к   проблеме.   Денежная,   налоговая   политика кредитно­финансовая   и   бюджетная,   акцизная, государства. Типы   экономических   систем,   их   отличительные   признаки.   Традиционная экономика. экономика. Централизованная (плановая)       Рыночная   экономика.   Принципы   рыночной   экономики.   Понятие   рынка. Обмен.   Виды   и   типы   рынков.   Роль   рынка   в   экономической   жизни. Экономический   интерес,  экономическая   свобода   Спрос   и   предложение,  их взаимодействие, факторы формирования. Равновесная цена. Конкуренция и монополия.   Производство   и   его   факторы:   земля,   труд,   капитал, предпринимательство.   Трудовые   отношения.   Формы   и   виды   оплаты   труда. безработица. Рынок Экономическая   политика   и   ее   показатели.   Госбюджет.   Налоги,   их   виды   и труда и         Налоговые   льготы.   функции. Экономический   рост.   Издержки   производства   и   прибыль.   Общая   Права   потребителей,   их   защита.   Бизнес   и характеристика   сферы   производства   и   сферы   услуг. предпринимательство.   Деньги,   их   функции.   Банки.   Инфляция.   Рынок   и   Социальная государство. ответственность   хозяйствующего   субъекта.   Экономическая   культура.   Этика   и   мораль   предпринимательства.   Экономика Экономический   цикл,   его   основные   фазы.   Россия   в   условиях   рыночных экология. и     отношений   и   в   системе   мировой   экономики. ^ Социальная сфера жизни общества (20 часов) Социальная   структура   общества.   Социальные   группы   (касты,   сословия, классы   и   др.)   Социальная   дифференциация.   Социальные   отношения, тенденции   Социальный   статус   личности.   Социальные   роли.   Социальная   мобильность. развитии. их в       Социальный   конфликт   и   пути   и   методы   его   разрешения.   Экстремизм. Толерантность. Компромисс.   Социальные группы. Понятие о малой группе. Человек в группе. Групповые санкции. нормы и Молодежь   как   социальная   группа   и   как   субъект   социального   развития.   Поколения, отношения между ними.       Семья как социальная группа. Брак. Правовые основы семьи и брака. Функции и виды семьи. Семья в современном обществе. Семейные роли мужчины и женщины.   Семейный   бюджет.   Духовные   ценности   и   ориентиры   семейной семьи. жизни. Психологический климат       Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение, его Социокультурные факторы. Гении и общество. Люмпены и маргиналы.   Алкоголизм   и   наркомания   как   Социальные процессы в современной России. Формирование среднего класса социальные   явления. и   социальная   дифференциация   общества,   криминализация   общества, люмпенизация,   формирование   элит   и   источники   и   формы конфликтности социальных отношений, проблемы формирования социального   государства.     Нации отношения ^ Этнические   общности.   Исторические   формы   этноса   (племя,   народность, нация). Национальное сознание. Национализм. Шовинизм. Интернационализм. межнациональные и     Космополитизм. Развитие наций и национальных отношений в современном мире. Межнациональные   отношения.   Культура   межнациональных   отношений. Межнациональные преодоления. конфликты     пути их и       Принципы национальной политики и национальные отношения в современной России.   ^  Политика и ее роль в жизни общества (20) Структура политической сферы. Политическая власть, ее происхождение и виды.   Политический   режим,   признаки   авторитарного,   либерального, тоталитарного, демократического режима.  Государство   как   политический   институт:   происхождение   и   функции государства.   Формы   политического   устройства   государства:   монархия (абсолютная,   дуалистическая,   парламентская),   республика   (президенсткая, парламентская, смешанная). Федерация и унитарное государство как формы государственно­территориального   устройства.   Особенности   политического   устройства Политические   отношения.   Политика   как   вид   социального   управления. РФ.       Политическая система, ее структура. Политическая власть и политические режимы   Государственный   аппарат   и   разделение   властей.   Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная). Участие граждан в политике и управлении.   Выборы,   референдум.   Политические   организации.   Понятие политической партии и ее роль в жизни общества. Виды партийных систем. Многопартийность.   Политические   права   и   свободы   граждан.   Гражданство. Политическая Политическая   и   правовая     жизнь     культура современной личности.   России.   Политическая идеология и ее структура Общественное   сознание   и   его   формы.   Функции   политической   идеологии. Виды   идеологии.   неоконсерватизм,   (либерализм, социализм).   неолиберализм,   Идеологический   консерватизм, плюрализм.   Политическая культура, ее структура и функции. Истины, ценности и нормы в структуре   общественного   сознания.   Политические   партии   как   формы политической активности граждан. Роль партий в организации политического процесса.   Правовое   государство   и   гражданское   общество.   Проблемы   и перспективы формирования правового государства и гражданского общества в   РФ.   Право в системе социальных норм (26 часов) Конституция   РФ   в   системе   права.  Особенности   конституции   РФ   как отрасли  права, структура  конституции  РФ. Особенности  конституционного строя РФ, конституционные принципы организации сфер общественной жизни. Направления реформирования российского общества  Разделение властей и полномочия Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального   собрания   РФ,   судов   РФ.   Распределение   полномочий   между федеральным центром и субъектами РФ. Права и обязанности российского гражданина.  Понятие права. Место и роль права в жизни человека, общества и государства. Право и мораль. Соотношение права и закона. Нормы права. Правосознание. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники (формы) права.   Правовые   акты.   Правоотношения.   Законность   и   правопорядок. Правомерное   поведение   и   правонарушение. Правоохранительные     Реализация   права. органы. Административное   право.   Специфика   административно­   правовых отношений. Правомерное деяние и административное правонарушение. Виды административного наказания. Уголовное право. Юридическая ответственность ее основные признаки, виды и значение. Понятие и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды уголовных   наказаний.   Признаки   и   виды   правонарушений.   Проступок   и   преступление.   Гражданское   право.  Специфика   гражданского   права.   Имущественные   и неимущественные отношения, их взаимосвязь. Гражданская правоспособность   договор. и   дееспособность.   Частичная   дееспособность.   Сделка, Трудовое   право.  Специфика   трудового   права.   Трудовой   и   коллективный договор.   Государственное   регулирование   трудовых   отношений.   Права   и обязанности   работодателя   и   наемного   рабочего. Закон   о   воинской   службе.   Особенности   и   объекты   закона.   Основания привлечения граждан к воинской службе. Порядок учета и призыва граждан на военную службу. Основания предоставления альтернативной гражданской службы. Основания и правила предоставления отсрочек от военной службы.  ^ Духовная жизнь человека и общества (30) Мировоззрение,   убеждение,   вера.   Менталитет.   Система   ценностей. Формы   и   разновидности   культуры.   Духовная   и   материальная   культура. Понятие   духовной   культуры,   ее   роль   в   жизни   общества.   Духовное производство и культура. Массовая, элитарная, народная культура. Культура и   субкультура.   Искусство   как   социальное   явление,   его   происхождение   и функции в обществе. Виды искусства. Тенденции и проблемы духовной жизни в   современной   России.   Особенности   развития   национальных   культур   в Российской Федерации. Наука:   ее   становление   как   социального   института.   Наука   и   общество,   их   взаимосвязь.   Функции   науки.   Технологические   революции   и   развитие общества. Научно – техническая революция (НТР). Особенности современной   Возрастание науки.   НТР. Средства   массовой   информации   и   их   роль   в   общества.   Роль   СМИ   в условиях науки роли в         демократических   России. Религия   и   ее   роль   в   обществе.   Функции   религии.   Религиозное   мышление. преобразованиях современной в       Свобода совести и вероисповеданий. Религия и наука. Воздействие религии на искусство. Ранние формы религии. Национальные и мировые религия. Религия и   ее   роль   в   современном   мире.   Религиозные   организации   и   их   роль   в общественной жизни. Религия и социальные конфликты в современном мире.  Образование   как   форма   духовной   культуры.   Образование   и   его   роль   в развитии общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации.   И   за   рубежом.   Самообразование.   Социальные   приоритеты   и принципы   образования.   Образование   в   постиндустриальном   обществе. Сущность   морали.   Понятие   ценности.   Взаимосвязь   индивидуальных, общественных и общечеловеческих ценностей. Свобода и своеволие. Мораль как   регулятор   социального   поведения.   Мораль   и   право.   Честь,   совесть, самооценка.   Моральный   идеал.   Нравственная   оценка   для   деятельности. ценностей. Моральный   общечеловеческих   выбор.   Проблема    УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА Вопросы и задания для самостоятельной работы, повторения содержания курса, дистанционного образования Общество, историческое развитие общества 1. Чем характеризуется линейно­стадиальный подход к истории? 2. Каковы   основные   черты   локально­цивилизационного   подхода   к общественно­историческому развитию? 3. В чем состоят основные различия между теорией формаций и теорией цивилизационных волн развития общества? 4. Каковы сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подхода к развитию общества? 5. Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизации? 6. Как соотносятся понятия цивилизация и культура? 7. В   рамках   формационного   подхода   используются   понятия   «базис», «надстройка»,   «способ   производства».   С   помощью   каких   понятий описывают   исторический   процесс   сторонники   локально­ цивилизационного подхода? 8. Какие   типы   цивилизаций   выделяют   историки   и   социологи   разных направлений? 9. Какие черты присущи восточному обществу? Что оказало влияние на их формирование? 10.Как и почему возникло деление мира на Восток и Запад? 11.В чем специфика полисной организации общества? 12.В чем состоит отличие полисной системы от системы государственного устройства в эпоху эллинизма? 13.Охарактеризуйте полисную систему ценностей. 14.Охарактеризуйте   основные   предпосылки   перехода   к   индустриальной цивилизации. 15.Какие   изменения   в   жизни   людей   характеризовали   переход   к индустриальной цивилизации? 16.Что стало предметом спора между славянофилами и западниками? Как каждая из сторон обосновывала свои позиции? 17.Как   повлияло   на   развитие   российской   цивилизации   ее   природные, геополитические   особенности,   своеобразие   пути   исторического развития? 18.Какова роль государства в нашем обществе? Как и почему она менялась со временем? 19.Почему новое идейное течение в русской общественной жизни начала 20 века   получила   название   «евразийство»?   Чем   отличаются   взгляды евразийцев от позиции славянофилов и западников? 20.Каковы   позиции   современных   исследователей   по   вопросу   о цивилизационной принадлежности России? 21.Французский историк Ф. Бродель писал об одном из периодов развития нашего общества так: « долгое время сама по себе мир­экономика». Какой   период   имел   в   виду   историк?   Что   побудило   его   дать   такое определение? 22.Отношение русского народа к государственной власти оценивали по­ разному.   Одни   считают,   что   русские   всегда   бунтуют   против государства; другие, что они покорно несут его гнет. А Л.Н. Толстой утверждал,   что   русский   человек   смотрел   на   власть   как   на   зло,   от которой человек должен устраняться. Что позволило писателю сделать такой выбор? Какая из позиций Вам ближе? 23.Раскройте   проблемы   и   противоречия   в   развитии   индустриального общества. 24.Чем характеризуется постиндустриальная цивилизация? 25.Представителю   какого   типа   цивилизации   может   принадлежать следующие слова: «если есть деньги, дари и трать их на наслаждения, но не нужно их копить». 26)Приведем слова современного иракского философа: «Диалог восточной и западной культур не столько немыслим, сколько реально неосуществим в силу коренной разнородности цивилизационных начал; возможны лишь деловые и практические отношения». Разделяете ли Вы такую позицию. Обоснуйте свой вывод. 27)   Каковы   проявления   глобализации   в   экономической   сфере?   Каковы глобализации? противоречия   28) Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление? 29) В чем проявляется проблема «Север­Юг»? Как возможно ее преодолеть? глобальных   проблем? 30)   Как   проявляется   взаимосвязь   31)   Английский   экономист   Т.   Мальтус   утверждал,   что   население   Земли растет   в   геометрической   прогрессии,   а   прирост   продовольствия,   за   счет которого   оно   может   прокормиться   в   арифметической   прогрессии.   Какие выводы   следуют   из   этого   утверждения?   Разделяете   ли   Вы   их? 32) Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни считают, что разрешить их не удастся, а появление их предвещает   близкий   крах   цивилизации.   Другие   считают,   что   люди   найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает   интегрирующее   воздействие   на   человечество,   сближает   народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова Ваша точка зрения? 33) Какие изменения в производстве и в быту происходят вследствие НТР? 34) среду? природную     Каково влияние   НТР на         В 35) НТР? 36) Американский философ и поэт Р.У. Эмерсон (середина 19 века) писал: противоречия заключаются чем         «Истинный   показатель   цивилизации­   не   уровень   богатства   и   не   величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной». Как Вы понимаете эти слова? Что имеет в виду Эмерсон под обликом человека? Что   Вы   сами   думаете   об   истинном   показателе   цивилизации? 37)   Какую   роль   в   глобальных   процессах   играет   научно­техническая революция   половины второй века? 20 38) Каково место России в современном мире? При каких условиях ее роль в глобальных   процессах   будет   возрастать?     Сферы ^ Экономика 39)   Какие   формы   собственности   существуют   в   современном   мире? 40)   Как   меняется   качество   экономического   роста   под   влиянием   НТР? общественной жизни   41) Рабочий купил акцию и получил дивиденды. Другой рабочий купил три такие акции и получил дивиденды в три раза больше, чем первый. Считаете ли Вы   это   справедливым?   Справедливо   ли   получение   доходов   не   только   за трудовой   вклад,   но   и   за   вложенные   в   акционерную   компанию   средства? 42) Каковы основные признаки рыночной экономики? Каковы ее сильные и стороны? слабые   43) Считаете  ли Вы справедливой большую оплату  за большее  количество произведенной   продукции;   за   более   качественную   продукцию;   за   более квалифицированный,  сложный  труд;  за  работу  в  более тяжелых  условиях? аргументируйте. Свою зрения точку       44)   Считаете   ли   Вы   справедливым,   что   лучшие   по   сравнению   с   другими материальные условия имеет тот, кто: а) лучше и больше работает; б) получил большее наследство; в) имеет больший доход, вложив денежные средства в аргументируйте. какое­либо предприятие?   мнение   Свое       Каковы 45) рынка? 46) Как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы? Что значит свободного признаки главные         «регулируемый рынок»? 47) Каковы способы государственного регулирования рыночной экономики?   48) Основы рыночной экономики были созданы в России в 90­х годах. Какими   перспективы   рыночных   реформ   в   России? Вы   видите 49) Объясните, почему многие экономисты считают оптимальной «смешанную   Почему   не   командную   и   не   «свободный   рынок»? экономику». 50)   Чем   современная   экономика   отличается   от   свободного   рынка? 51) Для выхода России из экономического кризиса 80­х годов предлагалось: а) распределительного   хозяйствования,   восстановить   старую   модель   жесткого   административно­   основанную   на   всеобщем жизни; огосударствлении б)   немедленно   децентрализовать   все   средства   производства   и   полностью экономической     экономики. отказаться Определите   свое   отношение   к   этим   позициям.   Какова   Ваша   собственная государственного регулирования от         ее. позиция? 52)   Государственный   орган   управления   дает   кооперативу   план,  в   котором Аргументируйте     указывается, сколько произвести молока, какое должно быть поголовье скота, какие нормы запаса кормов, какие площади отвести под посевы тех или иных кормовых   культур,   сколько   средств   затратить   на   закупку   строительных материалов   для   нового   скотного   двора.   Какой   вариант   организации этом? хозяйственной 53) Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? проявляется жизни при           Назовите   основные   методы   воздействия   государства   на   экономику. 54) Что такое предпринимательская деятельность? При каких условиях она успешна? ^ 55) 56)   Что Социальная сфера дифференциация?   Устранимо   ли   в   обществе   социальное   неравенство? социальная такое             В 57) страты? 58)   Какие   «социальные   лифты»,   по   мысли   П.   Сорокина,   способствуют отличие класса чем от           социальным   перемещениям   человека? В   люмпенов? 59) 60)   Один   немецкий   исследователь   проводит   следующее   различие   между   маргиналов отличие чем   от       «Стратификация   предусматривает   некую классами   и   стратами: упорядоченность членов общества на основе какого­нибудь критерия вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения…Классы … являются   конфликтными   группами,   которые,   объединяясь,   оспаривают существующее   разделение   власти,   преимуществ   и   других   возможностей». утверждением? Согласны этим Вы ли с           61) В одном из своих интервью академик Т. Заславская приводила данные одного из социологических опросов. На вопрос «Как вы относитесь к тому, что у нас появляются люди, имеющие миллионы?» 19% ответили, что ничего не имеют против, 32%­ что согласны, если деньги заработаны честно; 38% считают,   что   заработать   большие   деньги   честным   трудом   невозможно; решительно   против   миллионеров   высказалось   6%.   О   чем,   на   ваш   взгляд свидетельствуют эти данные: об изменениях в общественном сознании или, напротив, об  устойчивости   взглядов?  Какова  Ваша  точка  зрения по  этому вопросу? 62)   Что   характерно   для   нации   как   наиболее   развитой   формы   общности людей? 63) Какую роль играет историческая память и национальное самосознание в нации? формирование 64)   Почему   наука   утверждает,   что   ни   один   народ   не   гарантирован   от сплочение и       шовинизма? проявлений 65)   В   чем   суть   гуманистического   подхода   к   этническим   проблемам   в национализма и       мире? современном 66)   Что   такое   социальный   статус   личности   и   чем   он   определяется?   67)   Какие   позиции   включает   прирожденный   статус;   достигаемый   статус? роль? 68) социальная такое Что         69)   Как   связаны   роль   и   статус   человека? 70) Какую роль играет престиж и авторитет в стремление людей изменить статус? свой     Чем   определяется   положение   человека   в   обществе? 71) 72) Какие факторы способствуют и препятствуют социальной мобильности? 71) Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием  детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете Вы? Политика 72)   Покажите,   что   государство   является   главным   звеном   политической системы. 73)   Что   такое   политические   нормы? 74) В чем суть культурно­идеологического и коммуникативного элементов политической системы?     Каковы 75) государства? 76)   Какова   взаимосвязь   гражданского   общества   и   государства? правового   принципы     77)   Что   такое   местное   самоуправление?   Какова   его   роль   в   гражданском обществе? 78) Представьте ситуацию: Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу   незыблемости   свободы   личности,   ее   прав   и   интересов,   чести   и достоинства.   А   как   Вы   считаете?   Свой   ответ   поясните. 79)   В   настоящее   время   в   США   70%   граждан   состоят   в   разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности   двух   или   более   ассоциаций.   К   примеру,   в   работе   240 потребительских организаций участвует 70 млн. человек. Какие выводы Вы могли   бы   сделать   на   основе   анализа   приведенных   данных? 80) Какие демократические принципы Вам известны? Как они взаимосвязаны? 81)   Раскройте   сущность   политического   плюрализма.   Объясните,   что   такое   Какие   партийные   системы   вам   известны? многопартийность.   Каковы     России? 82) 83)   Объясните,   на   основании   чего   демократию   признают   способом политической особенности   жизни   организации   политической   системы   всей   жизни   общества? 84) Какие из приведенных форм относятся к представительской демократии, а   какие   к   непосредственной:   участие   в   выборах   президента,   участие   в референдуме, участие в местном самоуправлении, деятельность депутатов в   парламенте, 85)   Вы   являетесь   свидетелем   спора   двух   товарищей.   Один   считает,   что   участие   в   выборах   в   законодательные   органы. демократия   –   это   ничем   не   ограниченный   принцип   свободы   личности, возможность   делать   все,  что   пожелаешь.  Другой   утверждает,  что   свобода, хотя и является одним из ведущих демократических принципов, тем не менее, не   означает   вседозволенность,   а   предполагает   ограничения   (меру).   Он полагает,   что   демократия­   это   не   только   закрепление   в   конституции демократических   принципов,   но   и   создание   условий   для   их   успешной реализации. 86)   Каковы     Позиция   какого   из   участников   спора   Вам   ближе? тоталитаризма? авторитаризма отличия от         Каковы   демократии? 87) 88)   Каковы   отличия   президентской   и   парламентской   республики? авторитаризма отличия от       89)   Каковы   отличия   абсолютной   и   дуалистической   монархии? 90)   В   чем,   по­вашему,   сходство   и   различия   между   политико­правовым   и социальным   статусом   личности? ^ 91) Духовная общества     Что   такое   культура?   Каковы   ее   основные   виды? жизни сфера       92)   Попробуйте   сформулировать   положения,   которые,   по   вашему   мнению, должны   войти   в   национальную   доктрину   культурного   развития   России. 93) Подберите примеры, характеризующие влияние СМИ на формирование личности. культуры     В   науки? 94) 95)   Какова   роль   образования   в   жизни   современного   общества? заключается проблема чем   этики       96)   «У   научного   изучения   предметов   две   основные   или   конечные   цели: предвиденье и польза»,­ утверждал Д.И. Менделеев. Как Вы понимаете смысл слов? этих 97)   Как   Вы   понимаете   свободу   совести   и   веротерпимость?   98) Чем, по вашему мнению, объясняется роль религии в жизни современного общества? 99)   Какие   функции   массовой   коммуникации   превращают   ее   в   важнейшее культуры? средство развития     100)   Наполеон   Бонапарт   назвал   журналистов   чистильщиками   улиц, работающими пером. Как бы Вы определили роль журналистов в развитии культуры? современной 101) Как связаны между собой общечеловеческая, национальная культура и   личности? духовное 102)   Какую   роль   в   жизни   человека   играет   мировоззрение? богатство     103) Как Вы понимаете положение о том, что духовность ­ это целостность чувств? мышления, деятельности и       104)   Какие   реалии   нашей   жизни   препятствуют   и   какие   способствуют личности? формированию духовной     105)   Как   связаны   моральность   и   духовность   личности? 106) В чем, по­ вашему мнению, причины того, что часть людей находится в состоянии депрессии, не понимая происходящего в обществе, не зная, как дальше жить? 107) Каковы тенденции развития современных религий? 108)   Как   возможно   решить   проблемы   морального   кризиса   западного общества? 109) Как противостоять манипулятивному воздействию СМИ в современном информационном обществе? 110) Каковы тенденции развития современного информационного общества?  Список литературы: 1.Автономов В. С., Введение в экономику. Учебник для 10­11­х классов. М.: «Вита 2005. 2.Бурякова В.В., Захарова Е.Н., Пищулин С.Н. Введение в обществознание: От пресс»,     мифологии к религии и философии. Ч. II 10 класс. М., 2002. 3.Волосков И.В.,  Афанасьев В.В. Социальная  антропология.­  М.:  Инженер, 2010. 4.Захарова   Е.Н.   Введение   в   обществознание:   Социальная,   экономическая, 2001. политическая, 5. Кашанина Т. В. Основы права. 10 – 11 классы. М.: «Вита­пресс». 2005. общества. сферы   духовная   М.,       6.Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов   и   поступающих   в   ВУЗы:   Учеб.   пособие.   М.:   «Дрофа»,   2002. 7.Кравченко   А.И.   Обществознание:   Учебник   для   10   класса.   М.:   «Русское 2005. слово»,   8. Кравченко А.И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 11 класса. 2005. М.: «Русское слово»,       9.   Никитин   А.   Ф.   Обществознание.   10   класс.   М.:   «Дрофа»,   2004. 10   Никитин   А.   Ф.   Обществознание.   11   класс.   М.:   «Дрофа»,   2004. 11.Никитин А. Ф. Основы права. Учебник для 10 – 11 классов. М.: «Дрофа», 2005. 12.Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. Ч. 1­ 2. Учебник для 10 2005. класса. 13. Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. Ч. 1­ 2. Учебник для 11 «Русское слово», М.:         2005. класса. 14.   Липсиц   И.   В.   Экономика.   10   –   11   классы.   М.:   «Вита­пресс»,   2005. «Русское слово», М.:       15. Человек и общество. В 2 ч. 10 ­ 11 классы. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А. 2005. Ю. Лазебниковой. М.,

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания

Учебная программа факультатива Актуальные проблемы современного обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2018